Нормирование труда и учет его результатов

Этим методом управления в основном пользуется секретариат. Нормы должны применяться для учета результатов, как индивидуального труда, так и коллективной работы подразделений редакции – ее отделов и служб.

В редакционной практике широко применяют количественные нормы. Руководители редакции, например, устанавливают количество материалов и их общий объем – в страницах, которые отдел должен сдать в течение недели или квартала. Они определяют также объем материалов – количество наборных строк, – которые обязан сдать каждый журналист за определенный период. Иногда нормы указывают количество строк текста, которые обязан сдать каждый журналист для очередного номера. В некоторых редакциях норма составляется из двух частей – общего объема в строках, количества и жанров сдаваемых материалов. В последнем случае она определяет и качественную сторону работы журналиста.

Нормирование труда журналиста и работы отделов предполагает организацию учетаих результатов. Для этого используются различные средства. Во многих редакциях, особенно небольших местных изданий, в течение ряда лет применяли так называемую балльную систему, при которой журналисту за каждую публикацию, а также за каждый вид работы, связанной с выполнением его обязанностей (подготовку к печати материала внередакционного автора, организацию встречи за «круглым столом» в редакции и т.д.), начисляли определенное количество баллов. За ошибки в публикациях, срыв сроков выполнения задания и т.п. у него снимали баллы. В конце определенного периода – квартала, полугодия и др. – суммировали количество баллов и определяли результаты работы каждого журналиста и творческих подразделений редакции.

Балльная система позволяла учитывать не только количественную, но и качественную сторону журналистского труда, обеспечивала сравнимость результатов, гласность учета и, таким образом, влияла на эффективность управления коллективом. Однако она довольно сложна, требует немалого времени для подсчета всех показателей и не ликвидирует полностью субъективный подход в оценке различных сторон журналистского труда. Ее применение облегчается с созданием в редакции компьютерной системы и сосредоточением сбора и обработки всех получаемых данных в одних руках, например, у одного из заместителей ответственного секретаря. Об итогах своего анализа он может регулярно сообщать главному редактору или на редколлегии.

Но действенность этого метода управления будет обеспечена при трех условиях. Во-первых, если регулярно, с определенными интервалами будут гласно подводиться итоги соревнования. Во-вторых, если итоги будут подводить авторитетные и объективные работники редакции. И, в-третьих, если будет разработана система условий, удовлетворяющая весь коллектив.

При разработке штатного расписанияможно использовать тарифно-квалификационные справочники работ, профессий и должностей всех категорий работников, разрабатываемые и утверждаемые Минтрудом России. Однако наименования должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны точно соответствовать указанным в квалификационных справочниках только в том случае, если в соответствии с федеральными законами с выполнением соответствующих работ связано предоставление льгот либо наличие ограничений. Штатное расписание Редакции утверждается приказом главного редактора по согласованию с Редакционной коллегией.

Штатное расписание — форма отчётности юридического лица, организационно-распорядительный документ, отображающий структуру компании, численность отделов, сотрудников, а также размер их заработной платы. Кроме того, оно включает в себя также учет всех возможных дополнительных выплат сотрудникам — премий, компенсаций и т.д. в зависимости от занимаемой должности.

В зависимости от структуры газетной редакции штат может выглядеть следующим образом:

ПИРАМИДАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГАЗЕТНОЙ РЕДАКЦИИ

1 – Главный редактор. 2 – Главный бухгалтер. 3 – Заместитель главного редактора. 4 – Редакционная коллегия. 5 – Ответственный секретарь. 6 – Менеджер (коммерческий директор). 7 – Заведующие отделами: а – Собкоровской сети; б – Экономики; в – Политики; г – Социально-бытовых проблем; д – Информации; е – Писем; ж – Иллюстраций. 8 – Корреспонденты отделов. 9 – Обозреватель. 10 – Специальный корреспондент. 11 – Собственные корреспонденты. 12 – Технические службы редакции: а – Машинописное бюро (компьютерный центр); б – Корректорская; в – Библиотека; г – Архив; д – Досье; е – Служба выпуска; ж – Отдел информатики; з – Хозяйственная служба. 13 – Коммерческая часть редакции.

ПЛОСКАЯ СТРУКТУРА ГАЗЕТНОЙ РЕДАКЦИИ

1 – Главный редактор. 2 – Главный бухгалтер. 3 – Редакционная коллегия. 4 – Заместитель главного редактора. 5 – Ответственный секретарь. 6 – Менеджер (коммерческий директор). 7 – Собственные корреспонденты. 8 – Специальный корреспондент. 9 – Обозреватель. 10 – Корреспонденты. 11 – Фотокорреспондент. 12 – Технические службы редакции: а – Машинописное бюро (компьютерный центр); б – Корректорская; в – Библиотека; г – Архив; д – Досье; е – Служба выпуска; ж – Отдел информатики; з – Хозяйственная служба. 13 – Коммерческая часть редакции.

Структура редакционного коллектива соответствует штатному расписанию редакции. Предусмотренные им должности, связанные с выполнением определенных обязанностей, обусловливают и определенные роли занимающих их лиц, характер их служебных отношений, зависящих во многом от того, кем руководит или кому подчиняется тот или иной сотрудник. Каждый штатный работник редакции, занимая определенное место в ее формальной ролевой структуре, должен ясно представлять себе свои обязанности. Ему может помочь в этом Положение об обязанностях сотрудников редакции – документ, который нередко разрабатывают в коллективах, выпускающих печатные периодические издания.

Технический секретариат.Иногда он представлен секретарем главного редактора. Они регулируют прием посетителей, отвечают на телефонные звонки, ведут документацию, обеспечивают связь их руководителей с подразделениями и службами редакции, а также с учреждениями и организациями того города и региона, где выходит газета.

отдел информатики.Его сотрудники – специалисты, обслуживающие компьютерную и другую технику, которой оснащена редакция, программист, разрабатывающий программы, которыми пользуются руководители коллектива и его подразделений.

Редакционная библиотека. Ее основу составляет литература, необходимая для получения сведений, данных, справок, требующихся для работы журналистов, технических и коммерческих сотрудников; тексты Конституции РФ и других законов нашего государства, Гражданского, Трудового и Уголовного кодексов и т.д. Работники редакции должны иметь возможность найти здесь комплекты своего издания с начала его выпуска, свежие номера других общефедеральных и местных газет и журналов.

Архив редакции.Здесь в течение определенного времени хранятся подписные полосы номеров издания, оригиналы публикаций, важная служебная переписка.

Корректорскаянепосредственно связана с процессом подготовки номера газеты. Ее работники предотвращают проникновение ошибок в текстах, выходящих на газетные полосы. В крупных редакциях корректорскую иногда дополняет группа (отдел) проверки.Одна из важнейших технических служб редакции, от которых зависит выпуск номеров периодического издания, – компьютерный центр.Иногда его называют техническим центром. Здесь работают операторы, которые производят компьютерный набор номера и затем компьютерную верстку его полос. Особый характер имеет дежурная служба выпуска.В такую службу включают ее руководителя, обычно заместителя ответственного секретаря, ведущего номер, и журналистов – представителей тех отделов редакции, материалы которых идут в данном номере.

Важнейшие коммерческие службы редакции(чаще им заведует коммерческий директор): бухгалтерия, отделы маркетинга, рекламы, распространения. Нередко к ним присоединяются редакция приложений, книжная редакция и другие коммерческие структуры. У каждой из них свои задачи и обязанности. Бухгалтерияотвечает за финансовую деятельность редакции, контролирует исполнение редакционного бюджета. Задача отдела маркетинга– исследование рынка периодических изданий, на котором представлена газета, и ее читательской аудитории. Отдел рекламыобеспечивает приток в редакцию рекламных и частных объявлений и их публикацию в газете. Основная функция отдела распространения– обеспечение распространения и реализации тиража периодического издания

Одновременно в редакции могут работать штатные специальные корреспонденты. Это многоопытные журналисты, готовые в любой момент выехать по заданию руководителей в командировку и подготовить проблемное выступление на одном из главных направлений, которые ведет издание. Немногим уступают спецкорам собственные корреспонденты, работающие вне центрального аппарата редакции. Не случайно собкора называют «редакцией в одном лице» – само положение вынуждает его выступать поочередно в роли репортера и обозревателя, интервьюера, очеркиста, комментатора и рецензента.

Численность штата газеты целиком и полностью зависит от масштаба распространения печатного издания, ее направления (экономическая, общественно – политическая, отраслевая и т.д.); частота выхода (ежедневная, еженедельная..) , тираж издания, комплекса маркетинговых составляющих и т.д. так например, зарплата главного редактора Космополитен никак не будет равна стоимости труда этой же штатной единицы местной газеты. Что касается численности работников печатного издания здесь так же все зависит от индивидуального набора имиджевых, производственных составляющих издания. Но в большей степени от частоты выхода и специализации издания.

Наши рекомендации