Самодеятельные общественные организации как элемент политической системы общества

Объединение общественное– добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе организации. Как правило общественные объединения временные и распадаются, как только достигают поставленной цели.Политическая система– механизм организации о осуществления политической власти, представляющий собой целостную, упорядоченную совокупность государственных и общественных организаций, объединений, политико-правовых норм, принципов. К политической системы как ее институты входят не все имеющиеся в обществе общественные организации, а только те, что связаны с функционированием политической власти. В зависимости от степени вовлеченности в политической жизни, осуществления власти различают три вида организаций: собственно политические, несобственное политические и неполитические. В отличие от политических партий общественные организации не стремятся к завоеванию государственной власти, а ограничиваются лишь осуществлением влияния на нее. Они являются выразителями многообразных общественных интересов, и с целью защиты этих интересов их представительства на государственном уровне вступают во взаимодействие с другими политическими институтами, прежде всего с государством. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно - правовых форм: Общественная организация - основанное на членстве(ОЧ) общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественное движение - состоящее из участников и НЧ массовое объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Общественный фонд - некоммерческий фонд, НЧ общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Общественное учреждение - НЧ общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Орган общественной самодеятельности - НЧ общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Политические партии - общественные объединения, создаваемые в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Политические общественные объединения создаются в форме общественных организаций (для политических партий и иных политических организаций) и общественных движений (для политических движений). Профессиональные союзы - добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Общественные объединения вправе объединяться, создавая союзы (ассоциации) общественных объединений. Независимо от организационно-правовой формы и вида общественного объединения, все они образуются и действуют на основе одних и тех же принципов: Добровольность, Равноправие, Самоуправление, Законность. Виды общественных объединений выделяются в зависимости от территориальной сферы их деятельности: общероссийское общественное объединение осуществляет свою деятельность на территории более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения; межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территории менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения; региональное общественное объединение осуществляет свою деятельность в пределах территории одного субъекта РФ; местное общественное объединение осуществляет свою деятельность в пределах территории органа местного самоуправления. Политическое общественное объединение - это общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Политические общественные объединения могут образовываться в форме общественной организации или общественного движения. Приостановление деятельности общественного объединения. Деятельность общественного объединения может быть приостановлена в случае нарушения законодательства РФ по решению суда. Это делается по заявлению органа, регистрирующего общественное объединение, или прокурора соответствующего уровня. Если в течение оговоренного судом срока нарушения устраняются, то объединение возобновляет свою деятельность. В противном случае органа, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности общественного объединения, вносит в суд заявление о его ликвидации. Ликвидация общественного объединения может наступить в следующих случаях: по решению общественного объединения (самоликвидация); по решению суда (в случае нарушения законодательства в порядке и по основаниям, предусмотренным законом). Взаимодействие государства и общественных объединений выражается в том, что государство обеспечивает реализацию права граждан на объединение, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, поддерживает и, с другой стороны, контролирует их деятельность. Защита прав и законных интересов объединений выражается в том, что они могут обращаться в суд, прокуратуру, иные органы в случае возникновения препятствий для их деятельности, для обжалования решений государственных органов и иных субъектов и т.д. Поддержка государства выражается в том, что государство оказывает содействие общественным объединениям, например, предоставляет помещения, выделяет льготы (налоговые), ссуды и др. При этом государство контролирует общественные объединения на предмет соблюдения ими законодательства. Государство и общественные объединения не вмешиваются в деятельность друг друга. Государство не может быть членом или учредителем общественного объединения. Государство испытывает воздействие со стороны общественных объединений, ибо последние участвуют в формировании государственных органов (политические общественные объединения), могут влиять на назначение лиц на государственные должности, участвовать в правотворчестве, предлагая те или иные законопроекты, имеют возможность влиять на принятие решений органами государства (в том числе и путем формирования общественного мнения). Общественные организации являются связующим звеном политики(или точнее государства) и человека. Роль общественных объединений в политическом развитии нашего общества определяется тем, что они как институты гражданского общества представляют собой естественный фундамент политической демократии. Государство и общественные организации взаимно связаны и обеспечивают развитие друг друга, включая взаимный контроль. Именно общественные организации помогают стать государству правовым, а обществу – гражданским, потому что эти организации помогают решать ряд государственных задач. Например, подход к государственной молодежной политике состоит, прежде всего, в признании её частью общей социальной политики. Военно-патриотические клубы и объединения помогают в гражданском и политическом воспитании молодёжи. Развитие культурных и нравственных ценностей у молодого поколения необходимо для того, чтобы молодой человек состоялся как неповторимая уникальная личность. Для этого создана система районных, областных фестивалей, конкурсов, программ, направленных на развитие художественного творчества молодежи. Разнообразие детского, молодёжного и семейного отдыха способствует укреплению здоровья. (Например, кросс нации). Правовая защита, социальная адаптация молодежи, развитие системы социальных служб для молодежи и другие организации, направленные на защиту прав и свобод человека, на развитие его личности, на организацию досуга и просто на поддержку.





Политическое лидерство

1. Природа, сущность и содержание категорий «политический лидер» и «политическое лидерство»Политическая власть независимо от ее носителей строится в виде пирамиды. В основании пирамиды находятся господствующие социальные группы и их лидеры. Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Главными составными частями данного понятия являются: 1).способность лидера точно оценивать ситуацию, найти правильное решение стоящих задач, воздействовать на умы и энергию людей в целях мобилизации их на выполнение какого-либо решения; 2).лидерство, как особый механизм взаимодействия лидера и членов той или иной общности, предполагает, что последние принимают и активно поддерживают его решения и действия, сознательно и добровольно подчиняются ему. Среди важнейших функций лидера Н.Макиавелли выделил: обеспечение общественного порядка и стабильности в обществе; интеграцию разнородных интересов и групп; мобилизацию населения на решение общезначимых целей. Теория лидерства Н.Макиавелли построена на учете четырех положений: власть лидера коренится в поддержке его сторонников; подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них; лидер должен обладать волей к выживанию; правитель – всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников. Интересен вывод, полученный русским ученым Л.Н.Гумилевым, который утверждал, что лидерами рождаются. Это люди, которых природа наделяет избыточной биохимической энергией. Известно, что они составляют не более 5% населения. Однако рожденные лидерами не обязательно станут ими. Поэтому правы те, кто утверждает, что лидерами становятся. В теории марксизма появление лидеров обуславливается исторической необходимостью и классовыми интересами общества. Лидер выступает здесь наиболее способным, сознательным и умелым выразителем воли класса, т.е. играет по отношению к нему, в общем-то, вспомогательную, служебную роль. Особое внимание природе лидерства уделяли ученые – психологи.В их трактовке лидерство - есть результат психопатологии личности. Одним из первых эту версию в ХIХ в. выдвинул итальянский врач Чезаре Ломброзо. Он считал, что природа гениальности как в искусстве, науке, так и в политике имеет в основе психическую аномалию. Фридрих Ницше, исследуя теорию и практику лидерства, разработал концепцию личности и обосновал необходимость создания высшего биологического типа - человека-лидера, сверхчеловека. Цель человечества, считал Ницше, лежит в его высших представителях. Изучение лидерства через дефекты личности было рассмотрено в психоаналитических теориях З.Фрейда и его ученика А.Адлера. Зигмунд Фрейд считал, что природа всех общественных институтов, в том числе политических, а также феномен лидерства связаны с проявлением двух основных инстинктов человека: сексуального, воплощаемого через энергию либидо, и агрессивного. Эта энергия может разряжаться различными способами, в том числе в социально приемлемых видах активности: творчестве, профессиональной деятельности, спорте, политике. Фрейд обозначил этот процесс перевода энергии термином «сублимация». Альфред Адлер считал, что источником стремления индивида к власти и превосходству является ощущение собственной неполноценности. Несколько иной вариант понимания природы лидерства предложил американский ученый Гарольд Лассуэлл. Жажда власти, свойственная отдельным людям, есть попытка компенсации неадекватной самооценки (чувство моральной и интеллектуальной неполноценности, чувство слабости и незначительности, ощущение собственной посредственности) или какого-либо травмирующего события детства. Современная политология при рассмотрении природы лидерства использует результаты следующих основных теорий. Теория черт. Личностные качества человека определяют будет ли он лидером. Факторно-аналитическая теория(разновидность теории черт). Ее сторонники различают чисто индивидуальные качества лидера и его черты, связанные с достижением определенных политических целей. Теория конституентов рассматривает лидерство как отношение между лидером и конституентами (Лидер является выразителем интересов своих последователей). Ситуационная концепция (Появление лидера – результат места, времени и обстоятельств). Психологическая теория(в основе лидерства лежит подавленное бессознательное влечение, которое проявляется в стремлении к власти). Личностно-ситуативная теория ( черты и мотивы лидера как человека; образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей, побуждающие следовать за ним; характеристики роли лидера; правовые и институциональные условия его деятельности). Социологическая теория(Анализ взаимодействия лидера и последователей, выявление эффективного лидера) Интегративная теория лидерства (Анализ личности лидера, его происхождение, процесс социализации, способы выдвижения; задачи, которые он должен выполнять; характеристики его последователей; конкретные условия и обстоятельства лидерства и т.п.). Лидерство - постоянное, приоритетное влияние личности на общество или группу. Это влияние зависит от психологических черт личности, от характера взаимоотношений лидера и его сторонников, от мотивации лидерского поведения и поведения его сторонников. Политическое лидерство - личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентации в группе, организации, обществе. Это механизм и конкретные способы реализации политической власти. Статусы политического лидерства: формально-должностной статус (связан с обладанием властью); субъективный (характеризует личностные качества и реальное поведение лидера на занимаемом посту). Политическое лидерство – понятие многомерное. Однако три его аспекта являются определяющими: личностные черты лидеров; инструменты осуществления ими власти; ситуация, с которой сталкивается лидер. Совокупность личностных черт политических лидеров представляется тремя большими группами: природные, нравственные, профессиональные качества. 2. Функции политических лидеровОбозначают следующие функции: аналитическая, разработки программы действий, мобилизации на выполнение принятой программы, новаторская, координационная, интегративная. 3. Типология политических лидеровЦельной теории политического лидерства до сих пор не существует. Причина в том, что непрерывно меняются сами сообщества, в зависимости от этого им требуются каждый раз новые типы лидеров. Политический лидер формируется в результате многих факторов. Вследствие этого существуют различные типы лидеров. По стилю руководства: авторитарный стиль(предполагает единоличное направляющее воздействие лидера; основной метод руководства - директивы, приказы и поручения, основанные на угрозе применения наказания; от подчиненных требуется безотказное выполнение его воли и беззаветная преданность), демократический стиль (для лидера характерен учет интересов и мнений окружающих его людей, привлечение их к принятию решений и стимулирование инициативы; основной метод руководства - поощрение и похвала окружающих); попустительский (отстраненный) стиль (пассивная позиция лидера при осуществлении им управленческих функций и предоставлении большой самостоятельности исполнителям, а также в желании избежать возможных конфликтов; основной метод руководства - просьбы, уговоры, советы; возможны ситуации, когда само ближайшее окружение начинает манипулировать политиком). По форме: формальное и неформальное лидерство. Формальное(приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и оценивающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах). Формальный лидер связан с установленными правилами назначения руководителя. Неформальное(характеризуется субъективной способностью и готовностью человека к выполнению роли лидера, а также признанием за ним права на руководство со стороны членов группы, организации, общества). Неформальный лидер возникает на основе личных отношений участников.Одним из обобщающих критериев для типологии политических лидеров являются цели, которые они ставят, и воздействие, оказываемое ими на общество. В связи с этими критериями американский политолог Роберт Такер выделяет три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы и революционеры. Другая система дифференциации политических лидеров, предложенная М.Вебером, основана на определении того, на чем основана законность власти. В соответствии с данным критерием Вебер выделяет три типа лидерства. Традиционное лидерство – получение политической власти на основе сложившейся в той или иной стране традиции. Рациональное лидерство - обретение политической власти на основе всеобщих выборов. Харизматическое лидерство - вера народа в сверхъестественные способности правителя – вождя, пророка, князя, военачальника, выдающегося оратора. Широко распространена в политологии концепция дифференциации политических лидеров на основе комплекса характеристик, разработанная американским политологом Маргарет Херманн. Личностные черты лидера и ситуация, в которой он действует. Выделялись: Лидер - «знаменосец» - это крупный стратег, который формирует собственную политическую программу и реализует свои идеи и цели. Лидер – «служитель» ориентируется на своих приверженцев и стремится выступать в роли выразителя их интересов. Лидер – «торговец» как бы продает избирателям свои идеи, программу, планы в обмен на поддержку. Особенность этого типа политиков - в особом характере их взаимоотношений с избирателями. Лидер – «пожарный» реагирует проблемы, которые встают перед его приверженцами и избирателями. Г.Лассуэллом разработана теория, основанная на доминирующей функции лидера. Выделяли: лидер-идеолог(манипулирующий идеями), лидер-агитатор(манипулирующий эмоциями, настроениями последователей, умеющий увлечь массы), лидер-организатор(манипулирующий ситуациями).

Наши рекомендации