Инфляция- это снижение покупательной способности денег, их обесценение
Инфляция вызывает множество последствий, как в экономике, так и в социальной сфере.
1.В условиях инфляции реальные доходы населения сокращаются. Здесь необходимо ввести два понятия — номинальный и реальный доход. Номинальный доход — фактически полученный доход, а реальный доход — сумма товаров и услуг, которую могут приобрести потребители в рамках своего номинального дохода. Это означает, что при неизменной величине номинального дохода по мере развития инфляционных процессов объемы покупок из-за роста цен будут сокращаться, т. е. реальный доход будет падать.
Во время инфляции несут потери люди, получающие фиксированные доходы. Эти люди со временем обнаруживают, что получают деньги, имеющие меньшую покупательную способность, чем ранее.
2. При инфляции уменьшаются реальные накопления, осуществляемые в форме бумажных денег, кроме того, уровень инфляции чаще всего гораздо выше, чем номинальная ставка процента в кредитных учреждениях. Таким образом, личные сбережения населения обесцениваются.
3. Особенно быстро идет социальное расслоение. Большая часть населения нищает, переходя черту бедности.
5. Отставание процентной ставки, выплачиваемой банками и другими кредитными учреждениями, от уровня инфляции вплоть до отрицательных значений реальной процентной ставки. Здесь следует различать номинальную и реальную процентную ставку. Номинальная процентная ставка — ставка процента по кредитам, существующая в данный момент времени в данной стране. Реальная процентная ставка — номинальная процентная ставка за вычетом уровня инфляции.
6. Потери обычно несут кредиторы (кредитодатели), а выигрывают дебиторы (кредитополучатели), в случае если в договоре кредита не предусматривается изменение ставки процента в соответствии с изменением уровня цен в экономике. Из-за инфляции получателю кредита дают «дорогие» деньги, а он возвращает его «дешевыми» деньгами. Становится невыгодным давать деньги в долг, что приводит к кризису кредитной системы. Практически исключено получение долгосрочных кредитов, следовательно, отсутствуют инвестиционные вложения в экономику.
7. Цены в период открытой инфляции растут быстрее номинальных доходов. У предпринимателей издержки на заработную плату растут медленнее затрат на приобретение средств производства, что делает более выгодным сохранение устаревшего и Сравнительно дешевого оборудования, чем замена его новым и более дорогим. Из-за опережающего роста цен самая трудоемкая технология может приносить больше прибыли, чем новая. Это обстоятельство отрицательно влияет на техническое состояние производства, тормозит освоение новых технологий.
8. Нестабильность экономической ситуации и экономической информации. В условиях рыночной экономики основную информацию о ситуации на рынке несут иены. Именно на пены ориентируются производители и потребители, принимая решение о продаже или о покупке того или иного товара. Если же цены подвержены постоянным изменениям, производители оказываются дезориентированными: В инфляционной экономике цены перестают давать точные сигналы инвесторам относительно эффективности вложений в ту или иную отрасль или сферу экономики. В результате возникают неизбежные отраслевые и региональные диспропорции. Поскольку предугадать движение цен и издержек практически невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительными сроками окупаемости.
Вопросы по дисциплине «Социология управления»
Социологическая информация как основание для принятия управленческого решения: сущность, источники, методы сбора.
Управленческое решение — это креативный акт субъекта управления, определяющий программу деятельности коллектива организации по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе его состояния и учета объективных законов и закономерностей функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.
Любое управленческое решение можно и необходимо характеризовать с пяти сторон.
Экономическая сторона - любое управленческое решение имеет реальную стоимость и по своим последствиям приносит либо прибыль, либо убытки.
Организационная - в разработке, принятии и претворении в жизнь непосредственное участие принимает персонал.
Технологическая - при принятии решения и его реализации должен соблюдаться определенный алгоритм, его нарушение в значительной степени снижает эффективность управленческой деятельности.
Правовая - управленческое решение не должно выходить за рамки правового поля.
Социальная - управленческое решение должно учитывать потребности, интересы, мотивы, стимулы, установки и ценности персонала, задействованного в его реализации.
Анализ потребностей, интересов, мотивов, стимулов, установок и ценностей персонала осуществляется на базе социологической информации.
Социологическая информация - это информация, которая может быть получена в ходе проведения социологического опроса, который проводится в форме анкетирования или интервью, и отражает общественное мнение.
Социологическая информация, используемая в анализе управленческой деятельности должна соответствовать определенным требованиям:
1. Соответствие потребностям анализа. Информация должна соответствовать потребностям анализа, позволить выполнить определенные цели и решить поставленные задачи проводимого изучения.
2. Объективность отражения. Информация должна объективно отражать происходящие процессы, стадии воспроизводства продукта, использование ресурсов. Она должна исключать искажения, ошибки, приписки.
3. Единство информации. Необходимо соблюдение единства информации, которая поступает для целей анализа из различных источников.
В частности, соблюдение единства плановой и учетной информации, так как только на этой основе возможно оценить реальность выполнения плановых заданий и плановых показателей.
4. Оперативность информации. Это требование лежит в основе эффективности экономического анализа, так как его соблюдение обеспечивает оперативность воздействия на производственно-хозяйственные процессы, своевременность принимаемых решений.
5. Рациональность информационного потока. Данное требование предполагает, с одной стороны, формирование рациональной системы информации, обеспечивающей ее полезность для проведения аналитической деятельности, исключение дублирующей, недостоверной информации.
Социологическая информация, используемой в анализе управленческой деятельности может быть классифицирована по различным критериям.
1. По объективности отражения действительности информацию разделяют на достоверную и недостоверную.
2. По признаку насыщенности информацию делят на недостаточную, достаточную, избыточную.
3. По полезности использования в аналитической деятельности в информации выделяют полезную и бесполезную.
4. По применяемости определяют постоянную и переменную.
5. По стадиям образования информация бывает первичная, вторичная.
Вторичная информация в свою очередь разделяется на промежуточную и результативную.
6. По способу изображения информация делится на текстовую, цифровую, графическую.
7. По отношению к предмету изучения выделяют информацию основную, вспомогательную.
2. Социально-управленческий мониторинг: сущность, назначение, технология подготовки и проведения
Социальный мониторинг — научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и предоставления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений на различных уровнях управления.
Именно социальный мониторинг обеспечивает эффективное управление социальными процессами и явлениями.
Управленческий мониторинг - процесс систематического отслеживания и сбора данных об объекте управленческой деятельности как системе и внешних факторах, влияющих на него, обработке полученных результатов, их сохранение, использование и распространение с целью эффективного воздействия субъекта управления на управляемый объект.
Таким образом, в предлагаемом определении фиксируются следующие характерные черты управленческого мониторинга:
Управленческий мониторинг представляет собой протяженное постоянное во времени действие.
Он включает в себя систематическое отслеживание определенных постоянных параметров социально-экономической системы,
Важной сущностной характеристикой управленческого мониторинга является то, что он должен проводиться не только сам систематически, но и представлять собой систему, включающую данные всех подсистем, входящих в большую систему, какой является организация.
Основной целью мониторинга в организации является определение наметившихся изменений и управленческое воздействие для направления их в необходимое для системы управления русло.
Для формирования системы мониторинговых показателей необходимо для каждой их подсистемы отслеживаемого элемента разработать специальные бланки - формы мониторинговой отчетности, позволяющие быстро собирать и фиксировать показатели.