Инфляция–это снижение покупательной способности денег, которое проявляется в общем росте цен.

Под покупательной способностью (ценностью) денег понимают количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если цены на товары повышаются, то на одну и ту же сумму денег можно купить меньше товаров, чем раньше, поэтому ценность денег падает.

Таким образом, если денег в экономике становится больше, чем товаров, ценность денежной единицы падает. Это и есть ИНФЛЯЦИЯ. Оборотной стороной падения ценности денег в рыночной экономике является рост товарных цен.

Дефляция – процесс обратный инфляции.

Дезинфляция – замедление темпов роста цен.

Стагфляция – инфляция сопровождаемая сокращением (застоем) производства, безработицей, т.е. одновременное повышения уровня цен и уровня безработицы.

В командной системе, где цены на товары контролируются административными органами, падение покупательной способности денег проявляется в дефиците материальных благ.

Существует две точки зрения на природу инфляции. Согласно воззрениям одних экономистов, «инфляция всегда и везде есть явление денежное» и, следовательно, причины ее кроются в нарушении денежного механизма. Увеличение количества денег в обращении как следствие эмиссионного покрытия бюджетного дефицита, необоснованная денежная политика, проводимая центральным банком – вот основные причины инфляции.

Механизм раскручивания инфляции таков: увеличение массы денег в обращении – повышение совокупного спроса сверх товарного предложения – рост цен.

Другие экономисты полагают, что инфляция имеет как денежную, так и неденежную природу и причины инфляции многочисленны и разнообразны.

Основными из них являются:

1) циклическое развитие экономики;

2) дефицит бюджета, рост государственного долга;

3) мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетический и т.д.);

4) приток в страну иностранных займов, валюты;

5) долларизация экономики (когда доллар становится параллельной валютой);

6) монополия государства на денежное обращение, эмиссию денег;

7) монополия крупных профсоюзов на определение уровня заработной платы;

8) несовершенство конкуренции, монополизация рынка. Подавляя конкуренцию, монополии получают возможность устанавливать и удерживать монопольно высокие цены;

9) милитаризация экономики, которая ведет к росту государственных расходов; поглощению военным производством материальных, трудовых ресурсов и, следовательно, к их изъятию из сферы производства потребительских товаров; формированию дополнительного, платежеспособного спроса со стороны занятых в военно-промышленном комплексе (люди получают заработную плату за изготовление ракет, спрос предъявляют на мебель);

10) структурные диспропорции в национальной экономике: высокий удельный вес отраслей, производящих товары производственного назначения и недостаточное развитие потребительского сектора;

11) необоснованно высокое налогообложение;

12) инфляционные ожидания, придающие инфляции самоподдерживающий характер;

13) рост цен на мировых рынках, или падение курса национальной валюты, что ведет к повышению стоимости импортируемой продукции и соответствующему повышению цен на отечественную продукцию.

Монополия государства на денежное обращение может выражаться в реаль­ной экономической жизни в дефиците государственного бюджета, когда его дохо­ды меньше государственных расходов. Государственные расходы, не приводящие напрямую к росту производства, например военные расходы, расходы на содержание государственного аппарата и тому подобные, вызывают рост спроса и повышение цен. Более того, для покрытия дефицита государство может прибегнуть к эмиссии денег, которые не будут обеспечены реальными товарами.

Монополия профсоюзов на формирование уровня заработной платы может привести к росту заработной платы, не сопровождающемуся ростом производительности труда и, следовательно, к диспропорции между доходами и производством, а затем – к росту цен.

Монополия крупных производителей ограничивает механизм рыночной саморегуляции, позволяет фирмам контролировать цены и также приводит к их росту.

Кроме перечисленных, инфляцию могут вызывать и другие, вторичные, причины. Например, возможен экспорт инфляции. Рост цен в странах – экспортерах сырья, энергоресурсов или продовольствия приведет к росту цен в странах импортерах.

Каковы бы ни были причины инфляции, в какой бы форме она ни протекала, инфляция является проявлением неравновесия, нестабильности экономики. Ее социально-экономические последствия носят негативный характер.

Количественная оценка инфляционных процессов в макроэкономике дается при помощи разнообразных показателей – индексов цен. Это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени.

Индекс цен – это отношение цен текущего года к ценам базового года и умноженное на 100.

Индекс цен текущего года= Инфляция–это снижение покупательной способности денег, которое проявляется в общем росте цен. - student2.ru

Обычно при подсчете ценовых сдвигов используют два метода.

1. Использование индекса Ласпейреса[1] (индекса потребительских цен),основывается на сравнении цен текущего периода и базового на строго фиксированный набор товаров (товарную корзину).

Формула Ласпейреса показывает, насколько фиксированная товарная корзина становится дороже в текущем периоде:

Ji = ∑ P1Q0 / ∑ P0Q0,

где: Р1 – средний уровень цен текущего периода;

Ро – средний уровень цен базового периода;

Qo – стандартный товарный набор (потребительская корзина).

Повышение индекса потребительских цен (ИПЦ) свидетельствует об инфляции (росте цен), снижение – о дефляции (снижении цен).

Потребительская корзина – набор товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека за год, в среднем (основные продовольственные товары, одежда, обувь, бытовые товары и основные услуги (медицинские, транспортные, связь, личная гигиена, отдых, культура)).

В 1992 по договорённости между Госкомстатом РФ и МВФ определено понятие «потребительская корзина», куда вошло 407 наименований товаров и услуг.

Потребительская корзина в США состоит из 300 продуктов и услуг-представителей, во Франции – 250, Англии – 350, Германии – 475.

31 марта 2006 года был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Он установил следующую потребительскую корзину:

  1. Продукты питания
  Наименование Единица измерения Объем потребления (в среднем на одного человека в год)
  трудоспособное население пенсионеры дети
  Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) кг 133,7 103,7 84,0
  Картофель кг 107,6 80,0 107,4
  Овощи и бахчевые кг 97,0 92,0 108,7
  Фрукты свежие кг 23,0 22,0 51,9
  Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар кг 22,2 21,2 25,2
  Мясопродукты кг 37,2 31,5 33,7
  Рыбопродукты кг 16,0 15,0 14,0
  Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко кг 238,2 218,9 325,2
  Яйца штука 200,0 180,0 193,0
  Масло растительное, маргарин и другие жиры кг 13,8 11,0 10,0
  Прочие продукты (соль, чай, специи) кг 4,9 4,2 3,6
  2. Непродовольственные товары
  Наименование Единица измерения/срок износа Объем потребления (в среднем на одного человека в год)
  трудоспособное население пенсионеры дети
  Верхняя пальтовая группа штук/лет 3/7,6 3/8,7 3/2,6
  Верхняя костюмно-платьевая группа штук/лет 8/4,2 8/5,0 11/2,0
  Белье штук/лет 9/2,4 10/2,9 11/1,8
  Чулочно-носочные изделия пар/лет 7/1,4 4/1,9 6/1,3
  Головные уборы и галантерейные изделия штук/лет 5/5,0 4/5,6 4/2,8
  Обувь пар/лет 6/3,2 6/3,5 7/1,8
  Школьно-письменные товары штук/лет 3/1,0 3/1,0 27/1,0
  Постельное белье штук/лет 14/7,0 14/7,0 14/7,0
  Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения штук/лет 19/10,5 19/10,5 19/10,5
  Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства процентов от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц
3. Услуги  
Наименование Единица измерения/срок износа Объем потребления (в среднем на одного человека в год)  
трудоспособное население пенсионеры дети  
Жилье кв. м общей площади  
Центральное отопление Гкал в год 6,7 6,7 6,7  
Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение л в сутки  
Газоснабжение куб. м в месяц  
Электроэнергия кВт·ч в месяц  
Транспортные услуги поездок в год  
Услуги культуры процентов от общей величины расходов на услуги в месяц  
Другие виды услуг процентов от общей величины расходов на услуги в месяц  
                           

Росстат и иные исследовательские центры используют различные потребительские корзины, отличающиеся от приведенной выше, в частности, для расчета индексов инфляции (индексов потребительских цен).

Индекс потребительских цен за 2009 год

Период В % к предыдущему месяцу В % к декабрю предыдущего года (нарастающим итогом с начала года) В % к соответствующему месяцу предыдущего года
январь 102.4   113.4
февраль 101.7 104.1 113.9
март 101.3 105.4 114.0
апрель 100.7 106.2 113.2
май 100.6 106.8 112.3
июнь 100.6 107.4 111.9

Иногда данный показатель называют индексом стоимости жизни. Его ак­тивно используют при расчете минимального размера оплаты труда.

В России Федеральная служба государственной статистики публикует индексы потребительских цен, которые и характеризуют уровень инфляции. В качестве базового периода выступает предыдущий месяц или декабрь предыдущего года.

Расчет ИПЦ можно рассмотреть на следующем условном примере. Предположим, что в потребительскую корзину входят три товара, количество которых и их цены в разные годы, приведены ниже.

Инфляция–это снижение покупательной способности денег, которое проявляется в общем росте цен. - student2.ru

Стоимость «потребительской корзины»:

в ценах 2004 г.: [(5,0 x 15) + (11,0 x 15) + (100,0 x 10)] = 1240, в ценах 2005 г.: [(6,0 x 15) + (15,0 x 15) + (120,0 x 10)] = 1515, Тогда, ИПЦ 2005 г. = (1515 : 1240) x 100% = 126,2%, или 1,26.

2. Использование индекса Паше (индекс цен производителя).Определяется по этой же формуле, только вместо потребительской корзины с фиксированным набором потребительских товаров и услуг берется фиксированный набор товаров производственного назначения (сталь, бензин, строительные материалы и др.).

Его зачастую на­зывают индексом оптовых иен. Он показывает динамику цен на сырье, полуфаб­рикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке.

Jp = ∑ P1Q1 / ∑ P0Q0,

где: Р1 – средний уровень цен текущего периода;

Ро – средний уровень цен базового периода;

Q1 – количество товаров производственного назначения в текущем периоде;

Qo – количество товаров производственного назначения базового периода.

Таким образом, по данной формуле рассчитывается сводный индекс цен предприятий-производителей на промышленную продукцию в целом и по отдельным товарным группам.

Существует и такой способ измерения инфляции, как правило величины 70. Он позволяет посчитать число лет, на протяжении которых происходит удвоение уровня цен. Для этого необходимо число 70 разделить на ежегодный уровень инфляции.

Например, в России в 1992 г., когда среднегодовая инфляция составила около 2600%, цены удваивались практически каждые 10 дней. В 1993 г., при сокращении инфляции до 1000%, удвоение цен происходило на протяжении 26 дней.

С 1996 года в России введено ежеквартальное исчисление дефлятора ВНП.

Дефлятор ВВП – это индекс цен, используемый для определения реального объема ВВП и соответствующей корректировки проводимой экономической политики. Дефлятор ВВП характеризует степень инфляции по всей совокупности конечных товаров и услуг произведенных в течение года.

Дефлятор ВВП равен отношению номинального ВВП, исчисленного в текущих це­нах, к реальному, исчисленному в базовых ценах, в текущем периоде:

Дефлятор ВВП = Инфляция–это снижение покупательной способности денег, которое проявляется в общем росте цен. - student2.ru х100%

Если дефлятор ВВП < 1, следовательно ВВПр > ВВПн → цены снижаются, т.е. дефляция.

Если дефлятор ВВП > 1, следовательно ВВПр < ВВПн → цены растут, т.е. инфляция.

Рассмотрим следующий (условный) пример. Предположим, что в стране производится только два товара – А и Б.

Инфляция–это снижение покупательной способности денег, которое проявляется в общем росте цен. - student2.ru

Номинальный ВВП 2004 г. = 2000 [(100 x 10) + (200 x 5)].

Номинальный ВВП 2005 г. = 3120 [(150 x 12) + (220 x 6)].

Если сравнить номинальные ВНП 2005 и 2004 гг., то получится, что годовой объем производства в 2005 г. увеличился в 1,56 раза (3120 : 2000).

Однако за год цены выросли, поэтому реальный ВНП 2005 г. (в неизменных ценах – ценах 2004 г.) составил: 2600 [(150 x 10) + (220 x 5)].

Соответственно, реальный объем национального производства увеличился за год в 1,3 раза (2600 : 2000).

Отношение номинального ВВП к реальному ВВП характеризует изменение общего уровня цен и называется дефлятор ВВП.

Инфляция–это снижение покупательной способности денег, которое проявляется в общем росте цен. - student2.ru

Если дефлятор ВВП больше единицы, это означает рост цен (инфляцию), если дефлятор меньше единицы, значит, цены снижаются.

В нашем примере дефлятор ВНП составит 1,2 (3120 : 2600). Это означает, что в 2005 г. по сравнению с 2004 г. цены выросли на 20%.

Часто в расчетах макроэкономических показателей используют темп инфляции.

Например: связь номинальной и реальной ставки процентаописывается уравнением Фишера:

i = r + π отсюда r = i – π

где: π –темп инфляции;

r –реальная ставка процента;

i – номинальная ставка процента.

При высоких темпах инфляции (более 10 %) используется более точная формула для определения реальной ставки процента:

Инфляция–это снижение покупательной способности денег, которое проявляется в общем росте цен. - student2.ru i – π

1+ π

Темп (уровень) инфляции можно определить следующим образом:

Инфляция–это снижение покупательной способности денег, которое проявляется в общем росте цен. - student2.ru

где Инфляция–это снижение покупательной способности денег, которое проявляется в общем росте цен. - student2.ru – уровень инфляции в процентах;

I1 – индекс цен текущего периода;

I0 – индекс цен предшествующего периода.

 
  Инфляция–это снижение покупательной способности денег, которое проявляется в общем росте цен. - student2.ru

Если ИПЦ 2004 г. равнялся 110% а в 2005 г. – 126%, то темп инфляции в 2005 г. составил 13% [(1,26 - 1,1) : 1,1] x 100%.

Например: В прошлом году объем производства увеличился на 5,6%, а в текущем году объем производства вырос на 15,7%. Темп инфляции = 15,7 – 5,6 / 5,6 = 1,8%

Невысокие темпы инфляции (обычно считается до 10% в год) могут оказывать положительное воздействие на экономику. Умеренный рост цен ведет к увеличению прибылей, росту потребительских расходов (опасаясь дальнейшего роста цен, население покупает больше), что способствует оживлению рыночной конъюнктуры, росту предложения товаров. Однако при высоком уровне и длительном характере инфляция превращается в величайшее экономическое зло.

Существуют различные подходы к классификации видов инфляции.

1. В зависимости от темпов роста цен различают:

1) ползучую (умеренная) инфляцию. Темп роста цен – до 10% в год. При такой инфляции темп роста номинальных доходов, как правило, соответствует темпу роста цен, т.е. реальные доходы не изменяются. Такой рост цен, как правило, не оказывает существенного негативного влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Этот уровень инфляции характерен для стран с развитой рыночной экономикой. Так, в западноевропейских странах последние пятнадцать лет инфляция составляет в среднем 3–5% в год;

2) галопирующую инфляцию. Темп роста цен – от 10 до 50% в год. Месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. При этом темп роста номинальных доходов существенно отстает от темпа роста цен, т.е. реальные доходы падают. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно сокращается. Такая инфляция характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой, например латиноамериканских стран в 80-е годы, бывших социалистических стран в 90-е годы. Так, например, динамика инфляции в России характеризуется в годовом исчислении следующими цифрами (в процентах к предыдущему году): 1999 г. – 18%, 2000 г. – 17%, 2001 г. – 16 %, 2002 г. – 14%.

3) гиперинфляция. Темп роста цен более 50% в месяц. В годовом исчислении – более 200%. Такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом. Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция. Такая ситуация сложилась, например, в России после гражданской войны, когда финансовая системы была полностью разрушена, цены в «совзнаках» исчислялись миллионами, а обмен товарами велся на натуральной основе.

Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п.

Четкую границу между галопирующей инфляцией и гиперинфляцией определить очень трудно, однако формальный критерий существует. Он был введен американским экономистом, учеником М. Фридмена Ф. Каганом,предложившим считать началом гиперинфляции месяц, в котором рост цен впервые превысил 50%, а концом – месяц, предшествующий тому, в котором рост цен падает ниже этой отметки и не достигает еевновь по крайней мере в течение года. В пересчете на год по принципу сложного процента такая инфляция будет развиваться с годовым темпом порядка 13 000%.

Гиперинфляция случается редко, однако она имела место в Германии в начале 20-х гг., в Греции и Китае в период второй мировой войны. Гиперинфляция была в Боливии в 1984–1985 гг., а также Перу, Аргентине, Бразилии, Никарагуа, Грузии в 1992–1993 гг. В 1994 г. в Югославии среднемесячный уровень инфляции составил 1660%, и за год цены выросли на 310 млн. процентов. Наиболее высокий из всех известных уровень гиперинфляции наблюдался в Венгрии (август 1945 – июль 1946 г.), когда уровень цен за год вырос в 3,8x1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз[2].

Основной признак гиперинфляции – даже не темп роста цен, а утрата деньгами своих функций. Товарно-денежное обращение заменяется натуральным (бартерным) обменом, в качестве меры цен, средства обращения и накопления начинает использоваться иностранная валюта.

Следует отметить, что граница между этими видами инфляции изменчива и непостоянна и во многом зависит от восприятия роста цен в той или иной стране.

2. В зависимости от форм проявления различают:

1) открытую инфляцию. Характеризуется ростом общего уровня цен, падением покупательной способности денег, дисбалансом спроса и предложения. Открытая инфляция деформирует рынок, но не уничтожает его. Она характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она со­храняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов;

2) подавленную (скрытая) инфляцию. Проявляется в хроническом товарном дефиците при постоянстве цен. Государство устанавливает контроль над ценами, замораживая их на определенном уровне. В этих условиях цены не выполняют свои функции, прекращается действие рыночного механизма, формируется стабильное превышение совокупного спроса над совокупным предложением, возникает хронический товарный дефицит. Как писал известный экономист, лауреат Нобелевской премии Ф. фон Хайек, «…если открытая инфляция значительно искажает регулирующие функции рынка, то подавленная останавливает их полностью..».

Это инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. В этом случае, внешне цены остаются стабильными. Но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит. Растут неудовлетворенный спрос и денежные сбережения населения. Нехватка товаров порождает очереди, теневую экономику, ослабляет стимулы к труду;

Каков общий итог? Если страна идет по пути открытой инфляции, ее экономика имеет шанс на выздоровление и последующее нормальное развитие. Главное условие выздоровления – сохранение рыночного механизма, ценовой системы, пусть и деформированной.

Если государство избрало путь подавленной инфляции, от нее избавиться нельзя. Это первый вывод. Второй заключается в том, что при подавленной инфляции общество обречено на беспросветный товарный дефицит.М. Фридмен следующим образом резюмировал последствия подавленной инфляцией: «Намного больше вреда приносят меры по сдерживанию инфляции, нежели сама открытая инфляция». Понимая это, страны с развитой рыночной экономикой практически не прибегают к вариантам подавленной инфляции. В США последний случай временного замораживания цен и доходов был в начале 70-х гг., которое было вскоре отменено из-за своей очевидной неэффективности.

3. В зависимости от соотношения темпа роста цен на отдельные группы товаров различают:

1) сбалансированная инфляция – это инфляция, при которой цены на все группы товаров растут примерно одинаково, и соотношение между ценами остается постоянным. В этом случае цены возрастают на различные группы товаров в равных пропорциях относительно друг друга. Для бизнеса такая инфляция не представляет особой опасности. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции. Основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю;

2) несбалансированная инфляция, при которой цены на различные товары растут разными темпами, в результате изменяется соотношение цен. Цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях. Перспективы для широкого круга предпринимателей становятся расплывчатыми. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность различных вариантов инвестирования.

В экономике России пока еще преобладает несбалансированная инфляция, когда рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию.

4. В зависимости от степени достоверности прогноза выделяют:

1) прогнозируемая (ожидаемая) инфляция– это прогнозируемый, предполагаемый рост цен. Иными словами, это инфляция, к которой люди в большей или меньшей степени подготовлены. Это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов до своей реализации. Ожидание роста цен приводит к его действительному росту. Хозяйствующие субъекты, исходя из того, что в будущем цены возрастут, увеличивают спрос (ажиотажный, инфляционный спрос), стимулируя действительный рост цен. Таким образом, инфляция приобретает самоподдерживающий характер, она сама себя генерирует. Образуется порочный круг: ожидание роста цен – рост цен – ожидание нового роста цен – новый рост цен и т.д.;

2) непрогнозируемая (неожидаемая) инфляция– характеризуется внезапным скачком цен и стремительным ростом спроса со всеми вытекающими отсюда последствиями. Примером неожиданной инфляции может служить скачок цен в России в связи с финансовым кризисом 1998 г. Это инфляция, которая становится для населения неожиданностью. При такой инфляции фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый. Превышение показателей инфляции подрывает доверие хозяйствующих субъектов к собственному правительству и иным органам власти, снижает эффективность их работы.

Например, если ожидаемый темп инфляции 5% в год, а фактический оказывается равным 15% за тот же период, то непредвиденный темп инфляции составит 10%.

Для рассмотрения механизма инфляции обратимся к ее двум типам: во-первых, инфляции спроса, при которой равновесие совокупного спроса и предложения нарушается со стороны совокупного спроса. И во-вторых, инфляции предложения, при которой дисбаланс совокупного спроса и предложения происходит из-за роста издержек производства.

5. В зависимости от причин, вызывающих инфляцию, различают инфляцию спроса и инфляцию предложения.

Инфляция спроса(рис. 1)– рост общего уровня цен в результате превышения совокупным спросом совокупного предложения.

Возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении, или же рост совокупного спроса превышает рост совокупного предложения.

Инфляция спроса становится возможной когда:

• возрастает потребительский спрос населения, основными факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;

• происходит увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема;

• увеличиваются государственные расходы преимущественно не за счет сбора налогов, а за счет дефицита государственного бюджета;

В этом случае, кривая совокупного спроса смещается вправо, вызывая рост цен в экономике.

 
  Инфляция–это снижение покупательной способности денег, которое проявляется в общем росте цен. - student2.ru

Рисунок 1. Инфляция спроса

Инфляция предложения(рис. 2)– рост цен, спровоцированный увеличением стоимости издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Издержки производства растут, увеличивая цену выпускаемой продукции. Зачастую ее так и называют «инфляцией издержек». В последнее время данный тип инфляции достаточно часто встречается в мировой практике.

 
  Инфляция–это снижение покупательной способности денег, которое проявляется в общем росте цен. - student2.ru

Рисунок 2. Инфляция издержек

Теория инфляции объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Это сокращает прибыль и объем продукции, который предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены.

Основными источниками, обуславливающими возникновение инфляции издержек, являются:

• рост оплаты труда работников;

• увеличение цен на сырье и энергоресурсы;

• монополистическое ценообразование, приводящее к росту цены продукции.

На графике данная ситуация проявляется в том, что кривая совокупного предложения, вследствие снижения предложения, смещается влево. Способствуя повышению уровня цен в экономике.

Необходимо отметить, что в обоих случаях и при инфляции спроса и при инфляции предложения уровень цен в экономике возрастает. Однако инфляция издержек генерирует сокращение реального объема производства в стране, что негативно отражается на уровне деловой активности субъектов и их защищенности.

Инфляция, вызванная инфляционными ожиданиями – цены растут потому, что и производители, и потребители ожидают их роста. Дело здесь в том, что при росте цен в прошлом году у фирм и их работников формируются устойчивые ожидания относительно повышения цен и в нынешнем году. Поэтому фирмы заранее повышают свои цены, чтобы не проиграть в инфляционной гонке. Работники, со своей стороны, заранее требуют более высокой заработной платы, дабы их реальные доходы не снизились из-за повышения цен. В результате инфляционные ожидания становятся реальностью: цены действительно растут.

Известный американский экономист Р. Солоу писал по этому поводу: «Может быть, инфляция неистребима в силу того, что мы ее ожидаем, а ожидаем мы ее потому, что она была». В то же время инфляционные ожидания лишь усиливают объективно происходящие процессы: инфляцию, вызванную ростом спроса или инфляцию, вызванную ростом издержек.

Те же причины инфляции можно увидеть с помощью уравнения количественной теории денег: MV = PY. Отсюда:

Инфляция–это снижение покупательной способности денег, которое проявляется в общем росте цен. - student2.ru .

Иными словами уровень цен тем выше, чем:

а) больше денежная масса в экономике (М);

б) выше скорость обращения денег (V);

в) меньше ВВП (Y).

Рост денежной массы означает инфляцию, вызванную ростом спроса, падение ВВП – инфляцию, вызванную ростом издержек (больше затраты – меньше выпуск), повышение скорости обращения денег очень часто – инфляцию, вызванную инфляционными ожиданиями.

Последнее объясняется так: когда люди ждут повышения цен, они стремятся как можно скорее избавиться от денег, потратив их на товары или валюту. Обращение денег ускоряется, и цены растут.

Постепенному замедлению инфляции способствуют ограничение государственных расходов и сдержанная денежная политика. В то же время антиинфляционная монетарная политика периодически сталкивается с серьезными испытаниями.

Дело в том, что, например в России, из-за девальвации рубля в 1998 г. и высоких мировых цен на нефть Россия до 2008 г. имела большое положительное сальдо торгового баланса, что вызывало приток валюты в страну. В такой ситуации у Центрального банка было два пути: снижать курс доллара, подрывая наш экспорт, или скупать валюту, увеличивая свои золотовалютные резервы. ЦБ пошел по второму пути. Скупая валюту, он эмитирует рубли. Такая эмиссия ведет к увеличению денежной массы в стране, соответственно к инфляции, вызванной ростом спроса.

Нейтрализовать новый «денежный навес» над экономикой можно только в условиях продолжения экономического подъема, роста кредитования банками реального сектора и инвестиций.

В тоже время не весь рост имеет у нас монетарную природу. Свою лепту вносит и инфляция, вызванная ростом издержек, и связанная, прежде всего, с ростом тарифов естественных монополий – РАО РЖД и др.

Выводы по 1 вопросу

1. Инфляция представляет собой увеличение денежной массы по сравнению с ее товарным покрытием и проявляется в обесценении денег и росте общего уровня цен. Инфляция может быть умеренной (ползучей), галопирующей, гипертрофированной, ожидаемой и неожиданной, сбалансированной и несбалансированной, открытой и подавленной. Если открытая инфляция проявляется в росте общего уровня цен, то подавленная (или скрытая) - в товарном дефиците при постоянстве цен. Инфляция измеряется индексом цен и темпом роста цен.

2. Основные глубинные причины инфляции лежат в деформации структуры экономики, ее милитаризации, монополизации рынков. Она может порождаться бюджетным дефицитом, неправильной денежно-кредитной политикой, проводимой государством.

Наши рекомендации