Инфляция — устойчивая тенденция к повышению общего (среднего) уровня цен — выражает долговременный процесс снижения покупательной способности денег

Тема 6. Теория инфляции. Инфляция и безработица.

Сущность инфляции.

Основные причины инфляции.

Измерение инфляции.

Кривая Филлипса и ее значение для макроэкономического анализа.

Современная антиинфляционная политика.

Инфляция в России в переходный период.

Сущность инфляции.

Термин инфляция (в переводе с латинского — вздутие) впервые стал употребляться в Америке в период Гражданской войны 1861 — 1865 гг. Однако проявления инфляции известны людям с тех пор, как в хозяйственном обмене начали широко использоваться деньги. Гораздо раньше возникновения этого термина появились и первые научные концепции инфляции.

Родоначальником теории инфляции можно считать шотландского экономиста и государственного деятеля Дж. Ло, предпринявшего в начале XVIII в. одну из первых в Европе попыток ввести в обращение бумажные деньги. В своей наиболее известной работе «Деньги и торговля, рассматриваемые с предложением об обеспечении нации деньгами» (1705 г.) Дж. Ло предлагал организовать выпуск бумажных денег для обогащения страны.

Логика его рассуждений была проста. Он считал, что золото и серебро приобретают дополнительную ценность, выступая в роли денег, т.е. когда используются в процессе обращения. Поэтому он полагал, что бумажные деньги, выполняя такую же общественную функцию, как и благородные металлы, увеличивают богатство нации и ведут к росту деловой активности населения. В этой связи Дж. Ло отвергал тезис меркантилистов о том, что богатство страны в его денежной форме может возрастать лишь благодаря превышению экспорта над импортом.

Со своим финансовым проектом обогащения за счет выпуска бумажных денег Дж. Ло обращался к различным европейским правительствам, но встретил поддержку лишь в придворных кругах Франции. Здесь ему была разрешена в 1716 г. организация частного банка, который после ряда удачных операций стал в 1718 г. государственным, его бумаги гарантировались именем короля. Чтобы стимулировать внедрение банкнот, обращение металлических монет было сначала ограничено, а затем и совсем запрещено. Став в начале 1720 г. министром финансов Франции, Дж. Ло издал распоряжение о возможном обмене бумажных денег на золотые и серебряные монеты. Однако когда такое требование последовало, его выполнение на практике оказалось невозможным вследствие чрезмерного выпуска бумажных денег.

Вскоре банк объявил себя банкротом – бумажные деньги упали до десятой части их стоимости. Многие даже крупные состояния были разорены, уцелела лишь земельная собственность. Все это привело к катастрофической инфляции, которая в конечном счете уничтожила и саму систему Ло.

В других странах и в другое время были свои причины инфляции: изнашивание монет; умышленная их «порча» государственной властью для уменьшения массы драгоценного металла по сравнению с тем количеством, которое чеканилось на монете; массовый завоз золота и других благородных металлов из Америки, вызвавший «революцию цен» на европейских рынках.

В докапиталистическую эпоху инфляция протекала медленно и не вызывала сколько-нибудь серьезных социально-экономических катаклизмов. С переходом к капитализму положение изменилось. При капитализме радикально меняются природа и роль денег в экономическом процессе. Если прежде деньги выступали как промежуточный момент товарной сделки и как средство накопления богатства, то теперь главная роль денег состоит в том, что они необходимая предпосылка кругооборота капитала и его неотъемлемый элемент. Деньги становятся нужны, чтобы запустить в работу производительный капитал, придать ему движение и постоянно поддерживать это движение, для чего им самим требуется постоянно быть в движении. В ходе этого движения ценность капитала возрастает, а это значит, что в адекватной мере должна возрастать и сумма денег, в которой эта ценность выражается.

Золото оказывается непригодным для выполнения этой задачи, так как его попросту не хватает. Все больше и больше золота приходится добывать только для того, чтобы чеканить из него монеты и пускать их в обращение. Поэтому с самого возникновения капитализм создает и ставит себе на службу в растущих масштабах кредитные деньги (сначала векселя, затем банкноты), которые успешно обслуживают все большую часть расчетов вместо золота. Золото же используется в качестве базы для развития кредитных денег. Ему отводится роль гаранта ценности кредитных денег путем их разменности на золото.

Однако в XX в. кредитные деньги лишаются своего «золотого якоря»: в начале века ликвидируется так называемый золотой стандарт в национальной экономике, во второй его половине золото прекратило использоваться в качестве мировых денег. В результате ценность кредитных денег стала формироваться непосредственно на основе обращения стоимости соответствующего количества товарной массы. Иначе говоря, после устранения золота из денежной системы приобретение каждой денежной единицей ценности прямо зависит от объема и структуры благ товарного мира, ценность которых выражают деньги. Это означает, что покупательная способность денег формируется теперь на основе соотношения денежной и товарной массы. Если денег в экономике становится больше, чем товаров, ценность денежной единицы падает. Это и есть инфляция. Оборотной стороной падения ценности денег в рыночной экономике является рост товарных цен. В командной системе, где цены на товары контролируются административными органами, падение покупательной способности денег проявляется в дефиците материальных благ.

Инфляция сегодня — одно из наиболее заметных в России и тяжелых по своим социально-экономическим последствиям экономических явлений. Для того чтобы выработать действенную программу оздоровления экономики, необходима четкая концепция инфляции. Во-первых, она должна базироваться на отношении к инфляции как к макроэкономической категории, присущей рыночному хозяйству; во-вторых, необходимо учитывать специфический характер российской экономики.

Термин «инфляция» впервые стали употреблять в Северной Америке в период Гражданской войны 1861—1865 гг. для обозначения процесса разбухания бумажно-денежного обращения. Inflatio в переводе с латинского означает «вздутие». Суть инфляции сводилась к чрезмерному увеличению находящейся в обращении массы бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров.

Инфляция — устойчивая тенденция к повышению общего (среднего) уровня цен — выражает долговременный процесс снижения покупательной способности денег.

Инфляция — это не только нарушение денежного обращения, а болезнь всего механизма воспроизводства, результат макроэкономических нарушений. При этом рост цен

Формы инфляции:

1. Рост цен. Выступает как следствие, внешний признак инфляции, по которому ее и определяют. Так, если цены на все товары и услуги в 1991 г. повысились в 2,6 раза, то в 1992 г. — уже в 26,1 раза.

2. Падение покупательной способности денежной единицы. Так, в результате августовского кризиса 1998 г. покупательная способность рубля снизилась в течение месяца в два раза. На 1 рубль стало возможно приобрести в два раза меньше товаров и услуг.

3. Изменение валютных курсов. В августе 1998 г. 1 дол. стоил 6 руб., в ноябре 1998 г. — 14,5 руб., в декабре 2001 г. — 29,3 руб., в январе 2002 г. - 30,6 руб.

4. Изменение условий предоставления кредитов в сторону удорожания и сокращения сроков. В начале 90-х годов кредиты предоставлялись в лучшем случае на три месяца, а чаще — на один месяц.

5. Рост стоимости потребительской корзины на товары первой необходимости — пищевые продукты, одежду, обувь, жилье. Количество товаров, входящих в расчеты стоимости потребительской корзины, может колебаться от 25 в России до 400 в США. В развитых странах, где инфляцию трактуют шире, в потребительскую корзину включают общую сумму затрат потребителя на приобретение товаров, их поиск, стояние в очередях за товарами и услугами, дополнительные расходы и неудобства из-за вынужденной замены отсутствующего на рынке товара другим.

Несмотря на сложность этого экономического явления, инфляция поддается количественному измерению. Наиболее распространенным и официальным численным показателем инфляции является индекс потребительских цен (Iцен):

Iцен= Цена потребительской корзины в текущем году X 100%.
Цена потребительской корзины в оазисном году

Выделяют следующие критерии классификации инфляции по видам:

1) темп роста цен (изменения Iцен);

2) степень расхождения роста цен по различным группам товаров;

3) ожидаемость и предсказуемость инфляции;

4) форма проявления.

I. Виды инфляции с позиций темпа роста цен:

1) умеренная (ползучая) – цены растут менее 20% в год. Если темпы инфляции растут медленно и составляют 3-3,5% в год, то масштаб инфляции поддается контролю и сопровождается ростом деловой активности. Такой уровень инфляции считается нормальным и характерен для большинства стран ЕС в последние годы. Инфляция, уровень которой не превышает 10% в год, называется ползучей.Ее уровень относительно невысок, но существует вероятность превращения в галопирующуюинфляцию.

2) галопирующая – рост цен от 20 до 200% в год. Она свидетельствует о серьезных нарушениях кредитно-денежной политики в стране. Деньги теряют свою ценность, поэтому люди хранят только минимум денежных средств, необходимых для совершения сделок. Финансовые рынки попадают в депрессию, так как капитал уходит за рубеж.;

3) гиперинфляция – темпы превышают 200% в год (критерий П. Самуэльсона) или 50% в месяц (критерий Ф. Кейгана). Инфляция становится неуправляемой. Цены пересматриваются каждый день. В пересчете на год по принципу сложного процента такая инфляция будет развиваться с годовым темпом порядка 13 000%.

Дж.М. Кейнс описывает ситуацию в Австрии после Первой мировой войны, когда люди заказывали сразу два пива, так как цены росли быстрее, чем пиво выдыхалось. Катастрофический характер носила гиперинфляция в Германии в 1922—1923 гг. Минимальный уровень инфляции вначале составлял 60% в месяц, затем цены выросли на 10 000%. В ситуации, когда темпы инфляции превышают 20%, заработная плата должна выплачиваться не реже одного раза в неделю. В Германии работники настояли на том, чтобы платили заработную плату каждый день, так как деньги полностью обесценивались к концу недели. Необходимо отметить, что в начале 90-х годов XX в. система платежей в России оказалась не приспособленной к инфляционным процессам. Заработная плата выплачивалась в месяц лишь двумя порциями. Система безналичных расчетов работала еще хуже: для прохождения платежей требовалось держать денег больше, чем нужно было бы при развитой системе платежей. Исходя из предложенной классификации, Россия в начале 90-х годов столкнулась с гиперинфляцией. В 1992 г. индекс потребительских цен составил 2608,8%. Еще более показательны гиперинфляции 1990 г. в Аргентине — 20 000% и в Боливии — 12 000%, имевшие разрушительные последствия для экономики и приведшие к смене экономического курса.

II. Виды инфляции с позиции степени расхождения роста цен по различным группам товаров:

1) сбалансированная инфляция – цены различных товаров относительно друг друга неизменны;

2) несбалансированная инфляция – цены постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Это мешает правильно соотносить затраты в производстве. Производители теряют ориентиры в определении издержек производства.

III. Виды инфляции с позиции ожидаемости и предсказуемости:

1) ожидаемая инфляция – прогнозируется (предсказывается) заранее. Например, если все фирмы и население знают, что цены вырастут в 100 раз, то в условиях свободного рынка они и на свои товары требуют повышения цен в 100 раз (станки, оборудование, рабочая сила, услуги).

2) неожидаемая инфляция - превышение фактического темпа инфляции над ожидаемым.

Наиболее часты сочетания сбалансированнойи ожидаемой инфляциилибо несбалансированнойи неожидаемой,что особенно опасно. При инфляции, которую можно предвидеть и учитывать, имеется возможность скорректировать номинальные доходы (внесение в трудовые договоры поправок на рост стоимости жизни), внести изменения в распределение доходов между кредиторами и дебиторами и т.п.

Однако если влияние прогнозируемой инфляции удается устранить в контрактах и договорах, существуют общественные издержки прогнозируемой инфляции, которые не зависят от поведения экономических субъектов и не носят избирательного характера, они связаны с функционированием национальной экономики, поэтому их несет общество в целом. Эти издержки проявляются в:

§ «издержках стоптанных башмаков».В условиях инфляции частое посещение банков является необходимостью, так как людям нужны деньги для совершения сделок. Люди «платят значительные суммы брокерам за то, что те покупают или продают для них облигации, начинают чаще ходить в банк. Мысль о том, как обойтись возможно меньшим количеством денег, мучает их по ночам. Все эти усилия, затраченные в попытках максимально расходовать денежные авуары, так же составляют издержки от инфляции»;

§ «издержках на меню». В связи с изменением цен фирмы несут реальные издержки на их корректировку: рестораны, кафе вынуждены менять цены блюд своего меню и печатать новые бланки; магазины, рассылающие товары но почте, должны переделывать каталоги, таксопарки – переналаживать счетчики и т. п.;

§ снижении экономической эффективности, поскольку вносят искажения в ценовые сигналы. Если низкая инфляция позволяет оценить изменения относительных цен и изменения общего уровня цен, то высокая инфляция затрудняет подобную оценку;

§ нарушении принципов налогообложения. По мере повышения номинальной заработной платы и номинального дохода увеличивается налоговое бремя населения: происходит рост ставки подоходного налога и при прогрессивной шкале налогообложения – автоматический переход в более высокую категорию налогообложения. Кроме того, растет подоходный налог на номинальные доходы от прироста стоимости капитала (акции и другие ценные бумаги).

§ Эффект Оливера—Танзи заключается в следующем: инфляция оказывает влияние на реальную величину налогового бремени из-за наличия временных лагов во взимании налогов. Налоговые обязательства начисляются обычно на определенный момент, а уплата осуществляется позже, и налоговые поступления успевают обесцениться, уменьшая налоговое бремя.. Правительство стремится избежать данного эффекта и прибегает к повышению частоты авансовой уплаты налогов и другим мерам.

Если же ситуация резко меняется, цены быстро растут и инфляция принимает непредсказуемый характер, то создается неуверенность в будущем как у домашних хозяйств, так и у тех, кто принимает решения в деловом мире. Слишком велик риск при принятии хозяйственных решений, инвестиции нежелательны, действия начинают принимать спекулятивные направления.

Основными следствиями непрогнозируемойинфляции являются:

§ перераспределение дохода и богатства между различными группами населения: от кредиторов к дебиторам, поскольку долг возвращается подешевевшими деньгами и должник получает непредвиденный выигрыш. Особенно велик выигрыш, если занятые деньги вложены в реальный капитал, например в недвижимость или месторождение газа. Правительства, накопившие большой государственный долг, будут отдавать его обесцененными деньгами;

§ понижение реальных доходов населения, особенно социальных групп с фиксированными доходами (пенсионеров, студентов, работников бюджетной сферы);

§ обесценивание сбережений населения, находящихся в банках, поскольку проценты по вкладам не возмещают падения реальных размеров сбережений. Меняется схема сбережений: возрастает спрос на активы, способные сохранять реальную стоимость, в итоге сбережения часто переводятся в инвалюту («долларизация» экономики);

§ «размывание» социальных программ, поскольку правительство, как правило, не увеличивает свои расходы в той же степени, в какой возрастает стоимость жизни, и государственные социальные выплаты бедным сокращаются в реальном выражении.

IV. Виды инфляции по форме проявления:

1) Подавленная инфляция– цены не повышаются при резком росте неудовлетворенности спроса. Возникает дефицит, товары уходят на черный рынок, ассортимент их сокращается. Этот вид инфляции характерен для административно-командной экономики с централизованным регулированием цен.

2) Скрытая инфляция:

а) снижается качество товаров и услуг при неизменном уровне цен;

б) официальная статистика не отражает рост уровня государственных розничных цен из-за произвольно выбранной потребительской корзины;

в) инфляция захватывает и инвестиционную сферу – растет сметная стоимость основных производственных фондов.

3) Открытая инфляция – рост уровня цен, падение покупательной способности денежной единицы, рост стоимости потребительской корзины.

Причина инфляции - несоответствие платежеспособного спроса и товарной массы. Проявляется в том, что спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота и создает условия для того, чтобы производители товаров и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек — затрат на создание и реализацию этих товаров.

Кроме товарно-денежной разбалансированности отмечается также дисбаланс спроса и предложения. Разные экономические школы объясняют причины этого дисбаланса по-разному.

Кейнсианский подход заключается в том, что причина дисбаланса определяется чрезмерным спросом при полной занятости. Сторонники неоклассического подхода ищут источники инфляции в чрезмерном росте производства, увеличении расходов или издержек производства. То есть одни рассматривают инфляцию со стороны спроса, другие со стороны предложения. В современных экономических условиях делаются попытки синтезировать оба подхода, рассмотреть различные стороны этого процесса.

Важнейшую роль в развертывании инфляционных процессов играют ожидания субъектов рынка. Независимо от того, идет ли речь об экономике или других сферах человеческой деятельности, ожидания — это представления людей о будущих событиях или их взгляды относительно неопределенных переменных. Они могут быть основаны как на прошлых, так и на настоящих тенденциях, а также на сведениях о намерениях и планах других субъектов. Инфляционные ожидания — это представления субъектов рынка о будущем уровне цен или о будущих темпах инфляции

Люди привыкают к мысли о том, что товары и услуги уже не подешевеют, и главное – верно предугадать, насколько и когда они подорожают. Стремясь сохранить неизменным свой жизненный уровень, потребители будут наращивать текущий спрос в ущерб сбережениям. А производители будут закладывать в свои цены инфляционные ожидания в связи с предполагаемым подорожанием сырья, комплектующих изделий и т. п. Профсоюзы, в свою очередь, будут требовать от предпринимателей повышения номинальной заработной платы.

Таким образом, с увеличением текущего спроса населения в условиях вышеописанной практики ценообразования возникнет новый виток повышения цен. И каждый раз, когда это происходит, граждане убеждаются в рациональности своих решений: «вот и хорошо, что заранее закупил крупу, ковры, телевизоры и т. п.; вот и хорошо, что наши профсоюзы потребовали заранее повышения заработной платы». И начинается новый этап закупок потребительских товаров, выдвигаются новые требования повышения заработной платы. Следует новый виток повышения цен — реакция на повышенный спрос. И так образуется порочный круг. Получается, что потребители своими руками затягивают у себя на шее «инфляционную удавку», полагая при этом, что поступают разумно.

Инфляция может быть вызвана не только объективными, но и субъективными факторами: чрезмерным воздействием государственной власти, недальновидной экономической политикой.

Наши рекомендации