Лекция № 43. Общественные движения 1860-90х годов.

I. Причины активизации общественных движений 1860-90х годов.

1. Период острого социального сдвига.

2. Противоречивый характер общественного развития: сохранения самодержавия при развитии капитализма. Мы с вами уже говорили в одной из предыдущих лекций, что одной из главных противоречий этой эпохи было развитие рыночных отношений и консервация социально-политического строя. Вот такая противоречивая ситуация не может долго существовать.

3. Формирование российской интеллигенции, ее ценностей и идеалов (критическое отношение к власти, абстрактное народолюбие, идеализм, стремление к свободе, завышенная социальная самооценка, социальный нарциссизм).

4. Распространение западных идей.

II. Русский консерватизм.

1. Персоны: К. П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, В.П. Мещерский, А.А. Фет, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев.

2. Основные положения русского консерватизма.

а. Русская самобытность, отсюда необходимость русской национальной идеи (религия, мораль).

б. Православие, самодержавие народность. То есть они, русские консерваторы подписывались под эту схему.

в. Крайне настороженное и крайне отрицательное отношение к культурной европеизации России, отсюда критика реформ Петра 1 и Александра 2.

3. Деятельность консерваторов организационного оформления не получила. Основные издания «Русский вестник», «Московские ведомости» М.Н. Каткова, «Гражданин» Мещерского.

III. Либеральное движение.

1. Персоны. Б.Н. Чичерин – я даю его инициалы, чтобы ни в коем случае не путали его с 1 наркомом иностранных дел Георгием Чичериным, который был большевиком. Борис Чичерин это основатель русской политической мысли и политической науки. К.Д.Кавелин, М.М. Стасюлевич, А.М. Унковский, И.С. Тургенев. Из высокопоставленных чиновников: М.Т. Лорис-Меликов, Н.А. и Д.А. Милютины, А.А. Абаза.

2. Идейные установки либералов.

а. Свобода, права личность и частная собственность – универсальные ценности ( в качестве основных ценностей).

б. Необходимость европеизации России с помощью реформ сверху, отсюда необходимость воздействовать на власть в либеральном направлении.

в. Политический идеал – сочетание представительных органов с конституционной монархией. А кто скажет, где сейчас в мире есть конституционная монархия? В какой стране? А есть страны, в которых нет конституции? Есть страны, которые без конституции живут? Великобритания. Так. А в Европе? Швейцария. Там есть некий свод законов, но вот писаного документа с названием конституция нет.

3. Особенности русского либерализма.

а. Специфика социальной базы - не буржуазия, а часть земского дворянства и интеллигенция. То есть социальной базом русского либерализма была не буржуазия, как в западной Европе, а часть земского дворянства и интеллигенция.

б. Главным образом идейно- нравственный, а не политический характер русского либерализма. То есть русские либералы в основном преследовали не политические цели, а идейно-нравственные. Мы же с вами уже говорили в предыдущей лекции, когда говорили о русской культуре. Мы тоже отмечали это различие, скажем, герои Бальзака, Диккенса , они участвуют в политической жизни, они зарабатывают деньги, они делают карьеры. Герои Достоевского и Толстого рассуждают о смысле жизни. Вот в сфере идей было то же самое. Русский либерализм это в основном решение идейно- нравственных проблем.

4. Основные направления русского либерализма.

а. Западнический либерализм, которые исходил из неизбежности повторения Россией западного пути, Чичерин, Стасюлевич, К.К. Арсеньев, П.Н. Милюков.

б. Национальный либерализм (К.Д. Кавелин) – синтез идей либерализма и славянофильства.

5. Деятельность русских либералов имела организованный характер. Вообще, нужно сказать, что либералы в России всегда лучше организуются, чем государственники и патриоты. Это вот специфика. Что конец 19 века, то начало 21.

IV. Народническое движение.

1. Идейный комплекс народничества. А может, вы мне подскажите, главные фигуры народничества это кто? Кто идейные вдохновители народников у нас?

а. Герцен и Чернышевский.

б. Основные идеи.

Отрицание исторического значения капитализма.

Стремление создать социалистическое общество.

Идеализация крестьянской общины.

2. Основные направления революционного народничества

а. Пропагандисты (П.Л. Лавров). Основные идеи:

Интеллигенция в долгу у народа и должна этот долг вернуть.

Подготовка народа к революции путем длительной пропаганды.

Необходимость сведения к минимуму насильственной формы революции.

Партия как орган пропаганды

Уменьшение роли «государственного элемента» после победы революции.

б. Бунтари или анархисты. Может, подскажите, кто были самыми известными анархистом? Идеологом анархизма у нас в конце 19 века. Бакунин и? Человек, который дожил до октябрьской революции. И когда он умер в 18 году, анархисты попросились на его похороны и клятвенно заверили, что они все, анархисты, вернутся, которых большевики посадили в тюрьму. Они сказали, что если их отпустят на похороны этого человека, то они потом вернуться в тюрьму. И все действительно вернулись. Кропоткин.

Основные идеи:

Главный источник социальной несправедливости – государство.

Главная задача – разрушение существующего государства и недопущение возникновения нового.

Революционный бунт народа как основное средство борьба.

Самоорганизация народа в федерацию общин после победы революции. Бакунин считал, что народ сам организуется.

в. Заговорщики или бланкисты. П.Н. Ткачев. Это очень важный человек, у него очень многие идеи позаимствовал будущий Ленин, тогдашний Ульянов. Но Ткачев был очень трезвым человеком в оценке ситуации. Основные идеи:

Неготовность крестьянства к революции. Абсолютно правильно.

Бессмысленность пропаганды социализма и бунта среди крестьянства. В этом он тоже оказался прав. Потому что когда народники пошли в народ. Народ их в массовом порядке стал сдавать полиции.

Необходимость создания законспирированной организации для борьбы с самодержавием, т.к. последнее не имеет опоры ни в одном сословии русского общества.

Использование всех возможных средств, включая противозаконные и аморальные для достижения цели.

3. Народнические организации и их деятельность.

а. Первые подпольные организации народников на рубеже 50-60х гг.: студенческий кружок в Харьковском университете 1856-58. Кружок пропагандистов во главе с П.Э. Аргиропуло и П.Г. Заичневским 1861г.

б. «Эпоха прокламаций». «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», Чернышевского. Это Чернышевский объяснял крестьянам, как им надо жить. Городской человек Чернышевский, который в жизни не имел представлений о крестьянском труде, вот он им объяснял, как нужно жить. «К молодому поколению» Н.В. Шелгунова, «Молодая Россия» П.Г. Заичневского. Это было очень известные прокламации, которые читались, как истина в последней инстанции. Кстати, очень интересная вещь, будущий народоволец Желябов в тот период, когда они еще не перешли к террористической деятельности, у него был период, когда он ушел в деревню, чтобы работать и жить вместе с крестьянами и агитировать. И выяснилось, что, повкалывав 10-11 часов в день, сил, чтобы агитировать крестьян, уже нет. И он поработал несколько месяцев в деревне и ушел, потому что, как он сам сказал, я чувствую, что я тупею. То есть он де-факто признал правоту Ткачева, что невозможно воздействовать на крестьян, потому что крестьяне вкалывают с утра до вечера. И как пропагандой с ними заниматься. Сначала он думал, поработаем, а потом.

в. Первая «Земля и воля» 1861-64гг. Потом будет вторая «земля и воля».

4. Революционная организация Н.А. Ишутина и К. Худякова (1863-66гг.), покушение Д.В. Каракозова на Александра 2 - 1866г. Но я вам уже говорил в прошлой лекции, когда я вам говорил на другие сюжеты, что, по-видимому, в покушении Каракозова значительную роль сыграла часть Тайной полиции России. Им нужно было изменить общественный климат. И оказалось, потом когда шло следствие, выяснилось. И это было удивление для самого Каракозова, что патроны у него в револьвере были холостые. То есть это была, скорее всего, провокация полиции.

5. «Народная расправа» С.Г. Нечаева начало 70х гг.

6. «Большое общество пропаганду» («чайковцы») Чайковского 1869-74гг. Кстати, Чайковский дожил до революции 17 года. И в 18 году он оказался в Архангельске, когда там высадились англичане. И англичанам было нужно, какое-то подобие местного правительства и вот этого старикана, этого пенсионера, они вытащили и попытались использовать в качестве главы правительства.

7. Вторая «Земля и воля» 1876-79гг. И вот эта Земля и воля раскололась на 2 организации:

8. «Черный передел» 1879-82гг.

9. «Народная воля». Вообще точное название этой организации не народная воля, а Исполком Народной воли. Дело в том, что их вообще было очень мало, народовольцев, но они пугали правительство. И создавали впечатление у общества, что их очень много. Поэтому они говорили, есть Народная воля, а есть Исполком народная воля. А историки как-то поверили в это, и говорили, что есть народная воля, а вот это Исполком. Но на самом деле, не было никакой Народной воли, был Исполком Народной воли.

10. Цели:

- революционный захват власти

- созыв учредительного собрания;

- утверждение политических свобод.

- построение общинного социализма. У радикальных революционеров, мы сейчас говорим о революционерах-народниках. Они все исходили из построения социализма. Но у народовольцев было еще две задачи:

- средство захвата власти – террор.

- главная задача убийство царя.

11. Либеральное народничество 1880-90е гг. (реформаторское). В.П. Воронцов, Н.К. Михайловский. Вот здесь очень важная фигура это критик Михайловский. Он был свободен от такой крайней народофилии. И притом, что все время говорил и выступал за народ и так далее. Но у него есть очень интересная одна фраза. Он сказал, что если хоть раз этот народ ворвется ко мне домой, начнет ломать мою мебель, хватать мои книги, то я с таким народом буду биться до конца. А если меня свяжут, буду кусаться. То есть у него не было крайней абстрактной народофилии, характерное для значительной части народников.

V. Возникновение русской социал-демократии

1. Причины:

а. Разочарование части интеллигенции в идеологии народничества и в крестьянстве.

б. Нарастание с 1870х выступлений рабочих.

в. Развитие социально-демократического движения на западе.

2. Русская секция 1 Интернационала 1870г. Герман Лопатин. Герман Лопатин это совершенно фантастическая фигура в нашей истории. Во-первых, это первый переводчик Капитала Маркса на русский язык, кроме того, это был человек не дюжих аналитических способностей. И он чисто дедуктивно дважды вычислял предателей серьезных в революционных организациях. Сначала он вычислил главного предателя в Народной воле, встретился с ним, заставил его убить его жандармского куратора. Чуть позже скажу об этом подробней. Потом именно Герман Лопатин выкрал полковника Лаврова из ссылки и отвез его на запад. И дальше он попытался выкрасть из ссылки Чернышевского. Но на этом его арестовали. Он отсидел 19 лет в тюрьме. Вышел на свободу в 1905 году. И партия эсеров пригласила его, зная его блестящие аналитические способности. Партия эсеров пригласила его помочь им разоблачить предателей в их среде. Поскольку эсеры подозревали, что в их руководстве есть хорошо законспирированный агент охранки. И Лопатин, совершенно фантастически, он здесь даже ничего не анализировал. Он попросил показать фотографии руководства партии эсеров. Ему показали, он ткнул в человека и сказал, вот это свинья. Свинья, тогда на сленге революционеров означало предатель. И он совершенно точно показал. Этим человеком Азеф. Собственно, Лопатин и разоблачил Азефа. Потом нашлись доказательства. То есть это человек, о котором можно писать приключенческие романы, но, к сожалению, о нем романов нет. Есть замечательная книга роман, не столько о нем, сколько о Народной воле. Юрия Давыдова Глухая пора листопада. Я вам очень рекомендую ее прочесть. Я не буду пересказывать ее содержание, потому что тогда станет понятен детективный сюжет. И там есть детективный сюжет, там до самого конца не понятно, кто же агент охранки в руководстве Народной воли. И это только на последних страницах выясняется.

3. Группа «Освобождение труда» Женева 1883-93 гг. под руководством Плеханова, Игнатов, Засулич, Дейч, Аксельрод. То есть они освобождали труд в России из Женевы. Причем тот же самый Плеханов, он никогда не знал материальных проблем. Дело в том, что когда он уехал из России. Он сначала был в том же кружке, где был Желябов и так даже, но потом они раскололись на Черный передел и на террористов. И Плеханов оказался в Черном переделе. Причем разделение на эти две организации, как это часто бывает, оно было не столь идейным, сколько по психотипу, то кто по психотипу готов был мочилово устраивать, те ушли в Народную Волю. Те, кто был ориентирован на спокойные формы, они остались в Черном переделе. Но черные передельцы очень быстро разочаровались в крестьянстве и эмигрировали все в Женеву. И в Женеве Плеханов не бедствовал, потому что его жена было очень известным и хорошо оплачиваемым гинекологом. И Плеханов по сути дела жил за ее счет. Поэтому он мог ходить в библиотеки, он вообще был такой, он очень следил за собой, постоянно делал маникюр. Был очень следящий за собой человек, недаром в очерке Горького Ленин, Горький цитирует одного из рабочих, который говорит, что Ленин свой в доску, а Плеханов это барин. И действительно, Плеханов вел себя как барин. Кстати, есть версия, я думаю, что эта версия справедлива, что Плеханов по своему происхождению Чингизид. Она не подтверждена 100%, но есть немало доказательств тому.

4. Первые марксистские кружки в России. Д.И. Благоев, М.И. Бруснев, Н.Е. Федосеев.

5. Петербургский «Союз борьба за освобождение рабочего класса». 1895г. Вот здесь мы впервые встречаемся с очень важным человеком в истории русской социал-демократии, которые уже в 95 году фигурировал под кличкой Старик. Кто знает, кто фигурировал под этой кличкой? Ульянов-Ленин.

6. Легальный марксизм. П.Б. Струве. Экон. Петр Бернгардович Струве тоже очень интересная фигура, сначала это был друг Ленина, а потом он стал его врагом. Но дело в том, что Ленин по психотипу был таким человеком, что у него все друзья очень быстро становились врагами. И когда Струве уехал в эмиграцию, он жил в Югославии. И когда в Югославии вошли немцы, его арестовали, и начали его обвинять, что он социал-демократ и так далее. Что он был с Лениным, и тогда Струве сказал немецкому офицеру, да вы почитайте, что Ленин обо мне писал. А поскольку Ленин был человек не сдержанный на язык. Мерзавец, предатель, негодяй Струве. И после этого немцы выпустили Струве, то есть Ленин очень помог своей манерой давать характеристики людям. Правда, в этом отношении он уступает Карлу Марксу, который был совсем рвущий человек, в немецкой манере рвущий, очень нещадный. Так что это спасло Петра Бернгардовича Струве.

VI. Выводы.

1. Вторая половина 19 века – завершение идейного формирования основного направления общественно-политического движения в России. И даже с этой точки зрения, я вам сказал и на прошлой лекции и в начале этой лекции, что конец 19 века это период, когда были завязаны очень многие узлы, которые развязывались весь 20 век вплоть до 1991 года и то не до конца. Так вот именно во второй половине 19 века сложились основные течения русской общественно-политической мысли. С тех пор ничего принципиально нового, возникли разные модификации того, что возникло к очень упрощенной форме именно тогда.

2. Адаптация западных идейных форм к русской действительности и создание оригинальных идейных форм (народничество).

3. Авторитаризм самодержавия обусловил власть либерально-реформаторских движений, настраивал интеллигенцию против государства и способствовал развитию экстремистских, подпольных форм политической борьбы.

Теперь давайте вкратце пробежим по этой нашему плану. Посмотрим на персоналии.

Значит, Герцен. Прежде всего, мы говорим о Герцене и Чернышевском. А кто знает, художественные произведения Герцена это какие? Другой русской вопрос. Кто виноват? Что делать – это Чернышевский. Сорока-воровка, доктор Круп. Но самое главное произведение Герцена, которое я рекомендую вам всем прочесть, потому что оно не имеет аналогов в русской и зарубежной литературе 19 века. Это Былое и думы. Это очень странное по жанру вещь. Это воспоминание - не воспоминание, дневник- не дневник, роман- не роман. Это нечто, что Толстой сказал о Войне и мире, это то, что хотел сказать писатель в той форме, которой он сказалось. Герцен создал теорию русского социализма и полагал, что русский социализм можно построить на основе общины. В 52 году уехал в Лондон и создал там, в 53 году Вольную русскую типографию. Чтобы защитить свою собственность в России, после того как он уехал, перед этим он арестовывался, потом его выпускали. Он понимал, что когда он уедет за границу, что его имения могут конфисковать. Поэтому по приезду за границу, он очень быстро продал свои имения Ротшильдам. И когда Николай 1 конфисковал имения Герцена, он нарвался на жесткую реакцию Ротшильдов, и пришлось ему возвращать имения после жесткой тяжбы с Ротшильдами. Герцен очень ждал Крымскую войну. Он писал одному из своих друзей, что мечтает жить в английском городе Одесса. Он полагал, что в Крымской войне самодержавие потерпит поражение, англичане захватят Крым и юг России. И он будет жить в английской Одессе. Но ничего из этого не получилось, как известно. С 57 по 67 год Герцен издавал альманах Колокол, затеем альманах Полярная звезда в 69 году. А умер Герцен в Париже в 70 году.

Второй социалист, я не буду о нем много рассказывать. О нем можно прочесть, о нем довольно много написано. Вторая персона это Чернышевский. Социалист-утопист, человек фантастически работоспособный. Во время подготовки крестьянской реформы, остро критиковал правительства и вел пропаганду социализма. Именно революционно публицистическая деятельность Герцена подготовила Земли и воли. За недоказанную прокламацию Барским крестьянам от их доброжелателей поклон. Это вообще он написал, но доказать не смогли. Он был посажен в Петропавловскую крепость, где написал самый известный роман Что делать в 1964 году. Затем последовала гражданская казнь и ссылка на Александровский завод на каторжные работы. Умер Чернышевский в 89 году в Саратове. В ссылке Чернышевский сломался и своему сыну он постоянно говорил, чтобы тот ни в коем случае не конфликтовал с властями, вообще не конфликтовал с начальством и вел спокойный образ жизни. Как я вам уже говорил, Лопатин пытался выкрасть Чернышевского. Но неудачно, сам на этом попался и попал в тюрьму. О Чернышевском написано очень много, но я вам очень рекомендую не столько учебник прочесть, сколь прочесть 4 главу романа Набокова Дар. Дело в том, что Набоков в этом романе, герой романа Дар пишет роман о Чернышевском, пишет беллетризованную биографию Чернышевского. В принципе все, что нужно знать о Чернышевском, можно узнать из 4 главы романа Набокова Дар. И, кроме того, это замечательная литература. Чернышевский разработал концепцию переходного периода, во время которого община будет сосуществовать с капитализмом. Но вот как дальше будет, Чернышевский не написал. В начале 60х годов вокруг журнала Современник формируется общество Земля и воля. И программу этой организации написал Огарев, друг Герцена. Это статья Что нужно народу. Это еще один пример. Когда городской дворянский человек думает за народ, что ему нужно и рекомендует. Что ему нужно. Основным средством влияния на крестьянство Земля и воля считали пропаганду. Но это было такое спокойное течение народническое. В первой половине 60х годов возникает организация другого типа, организация Ишутина и Худякова. Формально они говорили о том, что они будут заниматься просветительской деятельностью. На самом деле, это была террористическая организация с очень характерным названием Ад. И вот эта организация, она выполняла две цели. Она готовила теракты, а с другой стороны, она следили за своими же членами организации Худякова и Ишутина на предмет выявления возможность. Они разрабатывали планы цареубийства. Как сейчас выясняется, делалось это все под контролем полиции. То есть террористы думали, что они сами по себе, на самом деле, ими очень здорово манипулировала определенная часть истеблишмента. И один из участников этого центра Ад, неудачно стрелял в Александра 2 в апреле 66 года. Организация была разгромлена. Но, пожалуй, самой законченный вид теории заговора, тайной организации приобрела в 70е годы у человека, которого звали Сергей Нечаев. Сергей Нечаев создал организацию Народная расправа и написал Катехизис революционера. В свое время он побывал за границей, встречался с Герценом и Огаревым. Бакунин и Огарев, люди очень восторженные, им очень Нечаев понравился. А вот Герцен его раскусил и сказал, что у Нечаева змеиный взгляд. Нечаев просил денег. Герцен ему денег не дал, тогда Нечаев подкупил прислугу Герцена. И эта прислуга выкрала переписку Герцена и Огарева. А там была такая ситуация, что жена Огарева ушла к Герцену. И они выясняли отношения в переписке, как что и так далее. Нечаев выкрал эти письма и стал шантажировать Герцена и Огарева, говоря о том, что он сейчас опубликует эти письма и польет их грязью. Герцен ему сказал, ну публикуй, денег все равно не добьешься. Вернувшись в России, он ничего не добился. Вернувшись в России, Нечаев создал организацию в основном из студентов Московского университета и Земледельческой и лесной академии. Он требовал от организации беспрекословного подчинения. Студент Иванов, который позволил себе критиковать его, был убит, причем убийство было организовано так. Ему сначала нанесли несколько смертельных ранений, а потом каждый член организации должен был вонзить нож, чтобы поучаствовать в убийстве. После этого Нечаеву пришлось бежать за границу, он был схвачен в Швейцарии и был выдан царскому правительству. Посадили его в Алексеевский равелин. И его охранял. Самая крутая охрана у нас была, неподдающаяся никаким революционным влияниям, это архангельские и костромские мужики. Но Нечаев был человек фантастической воли. Он их распропагандировал. И народовольцы узнали, что Нечаев сидит в Алексеевском равелине, потому что Нечаев потребовал от одного из своих охранников, чтобы он нашел народовольцев и договорился с ними. И один из этих охранников, он провел Андрея Желябова, лидера народовольцев, для переговора с Нечаевым. И когда они шли, Желябов спросил охранника, а почему вы ему подчиняетесь. Причем Нечаев сидел в кандалах, его кандалы въелись в ноги в руки. А как не подчинишься, он как глянет. То есть он был человек с очень сильным характером. И он психологически их давил. И Желябов сказал Нечаеву, что у народовольцев сил на то, чтобы его освободить сил не хватит. И Нечаев должен был выбрать. Либо народовольцы сначала вытаскивают из тюрьмы Нечаева, либо они сначала убивают царя, а потом вытаскивают. И Нечаев сказал, нет, сначала убивайте царя. И если убьете, меня потом вытащите. Но царя не убили, Народная воля была разгромлена, после разгрома Народной воле, Нечаев угас в тюрьме. Очень долгое время Катехизис революционера приписывали Бакунину. Но на самом деле, его написал Нечаев. Нечаев положил в основу своего документа стратегию и тактику иезуитов. Все понятно кто такие иезуиты? Вот что он писал. Дело в том, что Ленин впоследствии позаимствует целый ряд идей Нечаева и Ткачева. Водитель народа по катехизису это коллективный Стенька Разин. Организация построена на основе жесткой дисциплины. Члены организации, как иезуиты, свободного выхода из организации нет, только вперед ногами. Все поклоняются авторитету диктатора. И дальше я цитирую. «Человек не должен останавливаться перед истреблением положения, отношения или какого-либо человека принадлежащего этому миру. Результатом будет бесследная гибель большинства и настоящая выработка немногих. Наше дело страшное, полное повсеместное и беспощадное разрушение. Мы соединимся с лихим и разбойничий миром этим истинным и единственным революционером. Нравственно все, что способствует торжеству революции». То есть это абсолютно аморальная позиция. И очень интересно как Нечаев предлагал поступить с представителями господствующего класса. Представителей господствующего класса он разделил на несколько групп по степени: хорошие, хуже, плохие. Как вы думаете, по логике Нечаева кого было нужно уничтожать сразу? Почему? Ну и? Дело в том, что лучшие представители господствующего класса, наиболее гуманные, добрые, они мешают очень, потому что они не позволяют понять массе, что это мерзавцы. То есть оставляем мерзавцев, хороших убиваем. Дальше революционеры должны проникать в господствующий слой. И ставить себе на службу наиболее жадных, лживых, развратных, разложившихся, хищных представителей господствующего класса. Проникать в их секреты, компрометировать их, разлагать господствующий класс, то есть революционеры должны способствовать моральному разложению господствующего класса. Это была установка Нечаева.

Антиподом нечаевцев было общество чайковцев, то есть общество во главе с Чайковским. Потому что для них главным была революционная этика. Революционер должен быть чистым, честным и так далее.

Теперь идеологи революционного народничества, о которых я говорил. Лавров, Бакунин, Ткачев. Самым интересным из этих людей был, они все по-своему интересны. Лавров был полковник русской армии, профессор математики. Бакунин очень интересный человек, по словам префекта парижской полиции Коссидьера. Бакунин в первый день революции просто клад, но на другой день его надо расстрелять. За участие в Дрезденском восстании 1848 года Бакунин был приговорен к смертной казни и находился в заточении в Австрии, потом его выдали России. И находясь в Алексеевском равелине, он решил обмануть Николая 1. Он написал ему покаяние, как отцу исповедь, чтобы смертную казнь заменить ссылкой. И Николай 1 купился. Николай 1 был человек очень наивный, он был благородный человек, поэтому был отчасти наивный. И он решил, что Бакунин действительно одумался. Бакунин на самом деле. Выражаясь языком определенной группы нашего общества, лепил горбатого. И как только его отправили в ссылку, он бежал, оказался в Европе, и начал заниматься политической деятельностью. Главным врагом Бакунина в эмиграции был Карл Маркс. И Карл Маркс не оставался безответным, он распускал слухи про Бакунина, и про Герцена, кстати, тоже, что они агенты царского правительства. В этом отношении Маркс тоже был немножечко Нечаев, Сергей Нечаев. Долгое время советские историки обвиняли Бакунина, что это он написал Катехизиси революционера, но на самом деле это написал Сергей Нечаев. И самое главное, Бакунин отказывал государству в праве на существование.

На какое-то время в среде народничества возобладали анти централистские направления, то есть не нужно централизованная организация, все должны сами демократическим образом управляться. Однако после того как провалилось хождение в народ. Это когда народники пошли в деревни и стали агитировать крестьян за светлое будущее. Но дело в том, что крестьяне, как городские люди, они не верили вообще городским людям. И если крестьянин чего-то не понимал, он полагал, что его хотят обмануть. В лучшем случае, крестьяне народников прогоняли, в худшем случае они сдавали их властям. Потому что полицейский и священник были значительно более близкими персонажами крестьянину, чем вот эти вот ребята. Все большее число революционеров разочаровывалось в крестьянстве и склонялось к необходимости политической борьбы. Но по тому, какой должна быть политическая борьба были разногласия. Одни считали, что политическая борьба должна быть мирной. Другие, что она должна быть вооруженной, террористической. В связи с этим в 1879 году произошел раскол Второй Земли и воли на две организации Черный передел и Народную волю. Главными людьми в Народной воле были – Желябов, Перовская, Александр Михайлов, Клеточников и ряд других. Вот эти были главными совершенно. Народная воля провела ряд терактов, например, в 1879 году в Петербурге был убит шеф жандармов генерал Мезинцев, харьковский генерал-губернатор был убит, при этом они убивали просто полицейских. Но главной их целью был Александр 2, которому, кстати, когда-то гадалка нагадала, что будет на него 7 покушений, и в результате 7 покушения он будет убит. Так оно и вышло. В ноябре 79 году народовольцы неудачно пытались взорвать императорский поезд под Москвой. А в феврале 1880 года Степан Халтурин, примкнувший к организации, он был рабочий. И он устроился истопником в Зимний дворец, и стал потихонечку в спичечных коробках, потом в чем-то другом, стал носить порох в Зимний дворец. Он готовил взрыв, причем народовольцы его торопили. А он все время говорил, это был такой сапожный термин, нет, надо чтобы было заподлицо. То есть, чтобы шарахнуло, так шарахнуло. Он носил, носил этот порох и устроил взрыв. Но цель не была достигнута. Царя не было там, где произошел взрыв, погибла прислуга, царь остался жив. Если посмотреть учебники, то главными людьми в Народной воле, создается такой впечатление, что главными в народной воле были Андрей Желябов и его возлюбленная такая истерическая женщина Перовская. На самом деле, главными людьми в народной воле были два других человека. Александр Михайлов, который отвечал за стратегическое планирование. И Клеточников это был агент народной воли в полиции. Он сообщал народовольцам, когда и где будет обыск. А Александр Михайлов это был стратег, в 20 веке его бы назвали стратег городской партизанской войны. Он изучил Петербург, как театр военных действий. Например, он знал, где в каком заборе доска плохо ходит, чтобы туда можно проскочить. И, например, к нему мог подойти человек не из Народной воли, а из какой-нибудь другой организации сказать, за мной шпики идут, филеры, как быть. Александр Михайлов ему мог сказать, пойдешь по этой улице свернешь направо, третья доска плохо закреплена. В нее проскачешь и уходишь. И очень показательно, что когда Александра Михайлова арестовали, после этого Народная воля очень быстро посыпалась, потому что Желябов был идеолог, он умел красиво говорить. Софья Перовская не была организатором, а Александр Михайлов был мозгом и стратегическим планировщиков Народной воле. И в 80 году большая часть Народной воли была арестована, тем не менее, 1 марта, уже изрядно ослабленная Народная воля все же убила царя. Царь ехал. Кто бывал в Питере? Так знаете, эту церковь Спас-на-Крови? Вот там это и произошло. Царь ехал. Один из бомбистов бросил бомбу. И бомба эта смертельно ранила мальчика, который был беспризорный мальчик, по-моему. Царь увидел, что ранен ребенок, он вышел посмотреть, что произошло. И в это время народоволец Гриневицкий бросил ему под ноги бомбу. Царю оторвало обе ноги, его привезли в Зимний дворец, он был еще жив. Но там он и умер. Но есть одна загадка в убийстве царя. И загадка эта заключается вот в чем. Народная воля в конце 80 года - начале 81 года была разгромлена. Якобы убийство организовала Перовская. Перовская вообще ничего организовывать не умела. Она не была организатором. И есть несколько очень интересных исследований, в которых очень убедительно показано, что в заговоре, который закончился убийством царя, принял участие целый ряд высших чинов империи, которые полагали, что существует опасность. Они считали, что дальнейшее проведение реформ в России разрушит ее, в либеральных. И нужно ее остановить. А в это время, нужно сказать, что у Александра 2 умерла жена, и он сочетался таким тайным браком с княгиней Юрьевской. Причем роман у них начался еще при жизни жены Александра 2, которую он не любил. И он даже этот роман особенно не скрывал. И у него от княгини Юрьевской был ребенок Георгий. И, по-видимому, он собирался переписать завещание с Александра 3 на этого мальчика Георгия. И это бы означало, что дальше будут продолжаться либеральные реформы. И есть версия, что та часть истеблишмента, которая этого не хотела, она, в общем, помогла революционерам убить царя. Вообще, связь революционеров и полиции это очень частая вещь. Существует даже такой термин, революционно-полицейская субкультура. Когда происходит взаимное проникновение революционеров, террористов, с одной стороны, и полиции. Но это характерно и для 20 века. Например, в середине, по-моему, 70х годов был убит очень консервативный премьер-министр Испании, в 70х 20 века Карреро Бланко. А потом когда на пенсию вышел один высокопоставленный испанский контрразведчик, он рассказал о том, как это происходило. Дело в том, что за Карреро Бланко охотились баскские сепаратисты. Они хотели его убрать. А за баскскими сепаратистами следили црушники. И однажды црушники выяснили, что на пути следования машины Карреро Бланка террористы заложили бомбу. И дальше идет диалог между црушниками Испании и их руководством. Они говорят, заложена бомба, руководство спрашивают, а взорвется. Они говорят, нет, не очень. Надо сделать, чтобы взорвалось. Потому что американцы хотели, чтобы эта одиозная фигура ушла, и пришел более либеральный человек. И Карреро Бланка взорвался, погиб, его похоронили с почестями. Но факт в том, что взаимодействие криминала и революционеров с одной стороны и полицейских с другой. Это довольно частая вещь во всех странах. То же самое и здесь. 5 народовольцев были казнены. Арестованы, начались процессы, и дальше произошла очень интересная вещь. Во главе Народной воле оказался человек по фамилии Дегаев. Дегаев был очень интересным персонажем, то есть народовольцы думали, что он революционер. На самом деле, это был сотрудник охранки. Он действовал под непосредственным руководством Судейкина, Судейкин это был начальник жандармского корпуса. А Судейкин решил разыграть такую вещь. Он решил стать вторым человеком в Российской империи после императора. Каким образом? Поскольку его человек теперь возглавил Народную волю. Его агент. Мы будем делать, таким образом, мы будем делать покушения, и убирать неугодных сторонников режима. А иногда мы будем предотвращать покушения. Таким образом, в глазах императора окажется, что Судейкин это человек, который полностью контролирует ситуацию в стране. И сначала так оно все и шло. Но потом Герман Лопатин вычислил Дегаева и назначил ему личную встречу. И на этой личной встречи сказал следующее. Что он, Лопатин, представляет очень мощную организацию, это был блеф. Он представлял только самого себя. И у Дегаева есть 2 варианта дальнейшего поведения. Либо во время встречи на конспиративной квартире он убивает Судейкина и тогда он свободен. Либо если этого не произойдет организация, которая стоит за Лопатиным убивает Дегаева. Дегаев спросил, вы гарантируете свое слово? Лопатин сказал, да, гарантирую. Дегаев встретился с Судейкиным на конспиративной квартире, причем Судейкин пришел со своим племянником. Дегаев застрелил их обоих. Лопатин сдержал свое слово. После чего Дегаев бежал в Америку и работал там инженером и умер, по-моему, в 1918 году. Вот именно об этом роман Давыдова Глухая пора листопада, которая вам. Да? Стоп. А какие в 17-18 году революционеров взорвали? Они, во-первых, были уже старенькие в 17-18 году. Потом учтите, что в 18 году была. Кто знает, какая была в 18 году эпидемия, которая унесла больше жизней, чем 1 мировая война? А испанка это что такое? Это что за болезнь? Грипп – испанка. Но почему так много было жертв. Это люди были измучены войной, и у них был пониженный иммунитет. И результатом стало вот это количество смертей. Вот после того, как народная воля была разгромлена. Вот кстати, последнее поколение Народной воле это молодой Александр Ульянов. Это брат Ленина. Они тоже готовили теракт, из этого ничего не п<

Наши рекомендации