Лекция.
Записываем только синопсис, поскольку времени на культуру у нас нет. Тогда у нас курс растянется на 5 семестров, а этого времени у нас нет.
I. Общая характеристика.
1. Социально-экономические условия (реформы Петра, сближение с европейской культурой). Раз уж мы заговорили о последнем из могикан Фенимора Купера, а кто остальные романы читал? Из 5 романов посвященных одному и тому же герою? Зверобой читали? Молодец! Я рекомендую всем. Потому что вот эти 5 романов, там действие начинается в 40-е годы 18 века. То есть это 50 лет истории будущих Соединенных штатов. Вообще, нужно сказать, что эта высокая литература для детей 19 века она обладает колоссальным информационным потенциалом. Потому что многие из вас читали в детстве Одиссею капитана Бладта Сабатини. Поднимите руку, кто читал. Не стесняйтесь, имеете право на ошибку. У Сабатини 15 томное собрание сочинений, если вы его прочли в детстве, то история Европы между 15-18 веками она у нас на ладони. То же самое с историческими романами Конан Дойла. Историческими романами Вальтер Скотта. Но Вальтер Скотт это уже повзрослее вещь. То же самое с историческими романами Дюма. То есть эта литература для детей она решает очень и очень много проблем. Например, 4 романа Хаггарда о Южной Африки и 2 романа Буссенара Похитители бриллиантов и Капитан Сорвиголова, кто читал? Я смотрю одни и те же люди все вот это читали. Они дают очень хорошее представление о том, что такое Южная Африка. У меня, когда сын учился в американской школе, этого ему хватило по предмету Глобал Стадис, по Южной Африке ему это хватило. Так же как трилогия Дюма о мушкетерах дает представление, о том, что происходило во Франции в это время. Кстати, если у американского школьника или студента, что такое Три мушкетера, он скажет, что это знаменитые конфеты. Действительно, три мушкетера это знаменитые конфеты, и американские школьники не знают, откуда это. А кто читал любимого приключенческого писателя детства Гитлера Карла Мая? Вы наверняка смотрели фильм старый Виннету – вождь апачей? Кто-нибудь смотрел в детстве? Это Карл Май. У него тоже есть 15 томов сочинений. Вообще, есть парадокс один в 60-70е годы детишки, кому было от 10 до 20, мы гонялись за приключенческой литературой. Была такая библиотека приключений. Но это было очень трудно найти в букинистах. А в 90х были изданы собрания сочинений всех приключенческих писателей английских, французских, американских. Жаколио, Габорио, Хаггард. Штук 15 собраний сочинений. Они были изданы как раз того. Когда молодежь уже перестала читать. Но они были полностью изданы. Например, собрания сочинений Густава Эмара. Это человек, который заложил тот жанр, в котором потом работал Майн Рид. 24 тома. Майн Рида все читали? Всадник без головы.
2. Основные тенденции развития культуры:
- секуляризация культуры,
- индивидуализация творчества,
- формирование новых стилей,
- насильственный характер нововведений в культуре,
- культурная дифференциация общества.
II. Церковная реформа (отмена Патриаршества и замена его Синодом, то есть министерством церкви).
III. Образование и просвещение.
1. Обязательное обучение грамоте дворянских детей (на дому, в частных и государственных школах). Власти было неважно, как ребенок получит образование, но он должен быть грамотным, чтобы служить государству, чтобы читать учебники по артиллерии, медицине, морскому делу.
2. Светский характер образования и соединение обучения с практикой.
3. Реформа алфавита – введение «гражданского» печатного алфавита 1708-1710гг. и развитие книгоиздательства. Учебники. В начале 18 века при Петре вышло огромное количество новых учебников.
4. Формирование системы учебных заведений: начальное и среднее образование (цифирная школа – это нижняя ступень) развитие профессиональных школ, высшая школа, академия наук и художеств.
5. Развитие замкнутых сословных учебных заведений во второй четверти 18 века. (Шляхетский дворянский корпус, Пажеский корпус, Епархиальные школы, Духовные семинарии и академии для детей духовенства, гарнизонные школы для рекрутских детей). То есть даже дети рекрутов должны были учить.
IV. Наука и техника.
1. Основные научные учреждения (академия наук и художеств 1724-25гг). В 24 году было принято решение, а 25 открыта. Экспедиции. С 18 века, с Петровского времени начинается активная экспедиционная деятельность. (Сибирская 1720г., Камчатские 1725-30гг. и 1733-43 гг.) Музеи. Какой самый известный музей созданный при Петре? (Кунсткамера 1719г.). А кто был в Кунсткамере? О это лучше, чем с Последним из Могикан. Я понимаю, что сейчас неинтересно уже читать Последнего из могикан. Но я вам рекомендую последнюю экранизацию американскую посмотреть. Она очень хорошо сделана. Кстати, по этой экранизации, по этой английской экранизации поэт Бродский учил английский язык, потому что, когда он переехал в Америку, он английский язык знал очень плохо. И он решил выбрать фильм, который он будет смотреть до тех пор, пока он все не начнет понимать. Вот он этот фильм посмотрел 14 раз. И с 14 раза он понял все, что говорят американцы. Таким образом, он учил английский язык. Фильм повторяю, сделан очень и очень неплохо. Рекомендую, может быть, после этого захочется прочитать книгу. Петр питал поразительную страсть к различным уродам, двухголовым младенцам, вы видели, наверно, те, кто был в Кунсткамере. Там странные есть экземпляры, например, за одного двухголового младенца он заплатил столько, что можно было трехмачтовый корабль купить. У него была удивительная страсть к уродству.
2. Научные кадры. Российские и иностранные специалисты. Речь идет о приглашении иностранных специалистов в Россию. И подготовка своих кадров.
3. Естественные науки (география, картография, геология, ботаника).
4. Техника. Кто знает, кто станок изобрел токарно-винторезный? (токарно-винторезный станок Нартова, оптический прицел). И мы первыми в мире изобрели оптический прицел! У нас есть несколько замечательных изобретений наших. Это парашют и оптический прицел.
5. Гуманитарные науки: история (история свейской войны, история российская с древнейших времен Василия Татищева). Ценность этой истории Татищева заключается в том, что он работал по таким летописям, которые в 18 веке либо сгорели, либо исчезли, либо сознательно уничтожены. Карамзин, когда в начале 19 века писал свою историю, в значительной степени сфальсифицированную в угоду Романовым, он уже этими летописями не пользовался. Их физически не было.
V. Литература.
1. Победа светского направления в литературе.
2. Рассвет повести (гистории).
3. Устное народное творчество.
VI. Общественная мысль. Феофан Прокопович был сторонником сильной центральной власти («Правда воли монаршей», «Слово о власти и чести царской»), Кантемир, Шафиров, Посошков. Идеи масонства. (с 30х гг.). То есть масонство формально было создано в 1717 году, но у нас масоны появились уже в 30е годы 18 века.
VII. Архитектура.
1. Развитие гражданского и промышленного строительства.
2. Градостроительство Петербурга («Канцелярия городовых дел» Трезини, архитектурная школа Ухтомского).
3. Петровское барокко. А кто может сказать, что за стиль такой барокко? Любимая фигура барокко это эллипс, то есть круг с 2 центрами. Викторианство это 19 век. Барокко на смену какому стилю в Европе пришло? Какой стиль был в Европе? Замки островерхие? Барокко пришла на смену готике. Барокко это большое количество всяких деталей, очень округлые формы. Петровское барокко на самом деле никакого к барокко отношения не имеет. А кто мне скажет, какой стиль пришел на смену барокко? Был такой миниатюризированое барокко. Рококо. Потом классицизм. После классицизма? Ампир? После ампира? Модерн, эклектика. По сути дела, барокко было последним оригинальным стилем Европы, потому что классицизм, рококо это такое миниатюризированное барокко. Классицизм, ампир это возвращение к античности. В Европе было 2 оригинальных стиля. Готика и барокко. После барокко Европа ничего более оригинального не создала. Петровское барокко это условное название, потому что то, что строилось при Петре к барокко это имеет очень отдаленное отношение.
4. Традиционное зодчество (ансамбль Кижи).
VIII. Изобразительное искусство.
1. Живопись. Жанровое разнообразие.
а. Портрет (Никитин, Матвеев). Я вам очень рекомендую, иметь перед глазами эту схему жанрового разнообразия 18 века обязательно посмотреть в Третьяковской галереи это все. И потом мы с вами будем говорить о культуре 2 половины 18 века. Там есть 1 совершенно потрясающая вещь, в русской живописи 18 века. Как бы из ничего появилась совершенно фантастически развитая живопись. Как бы на первый взгляд на голом месте. В 17 это еще иконопись. А в 18 века потрясающе портретная живопись. Дело было в том, что на основе иконописи была отработана такая техника живописная, которая как только пришли новые модели, ее было очень легко реализовать. И всплеск живописи в 18 веке был подготовлен всем развитием иконописи. Это так же, как из другой области, но принцип тот же. Когда у нас в конце 40х годов появился хоккей с шайбой, мы очень быстро в 54 году стали чемпионами мира. Это было связано с тем, что хоккей с шайбой лег на какую основу? На хоккей с мячом с его коллективизмом и его скоростями. И поэтому появился совершенно другой хоккей, не канадский с шайбой, а советский, построенный на больших скоростях и больших комбинациях. Это было связано с хоккеем с мячом. Здесь то же самое. Живопись европейского типа выросла на основе иконописи. Владения техникой уже были отработаны, превратить икону в нечто другое, если особенно церковь не угнетает, и на это не отправят в тюрьму.
б. Мифологические сюжеты (Матвеев)
в. Монументальная роспись
г. Батальная живопись (Зубов).
д. Городской пейзаж (Махаев)
е. Лубок.
2. Скульптура (Шлютер, Пино).
IX. Театр и музыка.
1. Театр.
- публичный общественный театр 1702-1706гг.
- классический балет (1738г. – балетная школа Ланде в Петербурге, 1741г. – создана первая русская балетная труппа).
- крепостной театр.
2. Музыка:
- народная музыка. Наиболее распространенными жанрами народной музыки в 18 веке были уже не народные песнопения, а разбойничьи, бурлацкие и рекрутские песни. Это аналог нашей балатной песни 20 века. То есть в 18 веке появилось то, что в 20 веке станет блатной песней, потому что бурлацкие, разбойничьи и рекрутские песни это было тем, что потом стало блатной песней.
X. Изменение в бытовой культуре и нравах. Вот это, пожалуй, было самым главным в 18 веке, потому что сформировались у господствующего сословия такие потребности, которых на основе русского совокупного общественного продукта было их очень трудно удовлетворять. Поэтому нужно было залезать в долги, закладывать крепостных, то есть русское дворянство с середины 18 века начинает жить не по своим потребностям. Оно живет по потребностям, значительно превышающем возможности русского хозяйства.
XI. Итоги развития культуры в первой половине 18 века.
- рационализация и секуляризация культуры,
- профессионализация образования,
- раскол общества на два культурных уклада: европейский (вестернизованный) и традиционный (народный). Вот это, пожалуй, самая важная вещь. Возникли 2 социокультурных уклада, у которых практически не было возможности диалога. Я вам уже говорил, что европейская верхушка с 15 по 18 век смогла свои ценности навязать остальной части населения, представив их в качестве общенациональных. В России этого не получилось. У дворянства были свои ценности, которые были нерусскими в глазах основной массы населения. С другой стороны народная культура в глазах европеизированного дворянства, казалось чем-то азиатским. Хотя никакого отношения к азиатчине она не имела. То есть социальный диалог, который может смягчить социальные противоречия, здесь был невозможен. Отсюда такое жестокое противостояние во время крестьянских бунтов, затем во время революции 1905-07 года до 18 года. И во время гражданской войны. Потому что это была схватка. Гражданские войны в Европе это войны разных классов. Здесь это были войны разных социальных существ, которые привыкли к разным формам быта. Вообще, в России быт играет очень большую роль. Организация быта играет очень большую роль, потому что в стране, где не зафиксирована или плохо зафиксирована частная собственность, где эта собственность может властью быть отобрана. Быт, организация частной жизни, начинает приобретать значение, которое, конечно, не заменяет собственность, но становится чем-то очень близким к ней. То есть хорошо организованный быт в России решает половину проблем русской жизни. Здесь быт заменяет собственность. Хотя естественно полной замены собственности он быть не может. Так же как у нас литература с конца 18 века выполняет одновременно роль парламента, церкви и социологического института, то же самое и у нас играет значительно большую роль. Чем просто быт. Это результат раскола страны на два уклада.