Виды и структура государственного долга
Государственный долг - долговые обязательства страны перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Другими словами, государственный долг - это финансовые заимствования государства, осуществляемые с целью покрытия дефицита бюджета за определенный период. Он равен сумме задолженностей правительства, региональных и местных органов власти, государственный предприятий и организаций.
В экономическом смысле государственный долг - это совокупность дефицита бюджета государства за определенный период.
Долговые обязательства государства могут выражаться в форме: кредитных соглашений и договоров, в которых Российская Федерация выступает заемщиком; государственных займов, выпускаемых в виде ценных бумаг Российской Федерации; договоров и соглашений о получении бюджетных кредитов от бюджетов других уровней Российской Федерации; договоров о предоставлении государственных гарантий; договоров и соглашений о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.
Долговые обязательства Российской Федерации бывают краткосрочными (до года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти лет). Сроки долговых обязательств не могут превышать 30 лет, а изменение условий по ним не допускается [42, с. 234].
Государственный долг по валютному критерию классифицируется на внешний и внутренний: долги в рублях относят к внутреннему долгу, а в иностранной валюте - к внешнему. Выделяют также капительный государственный долг как сумму непогашенных обязательств государства, в том числе проценты по ним; а также текущий долг - затраты по выплате процентов заимодавцам по долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты по которым подошел.
Внешний государственный долг - это сумма займов государством за границей с целью покрытия дефицита платежного баланса. Он определяется динамикой дефицита бюджета: положительное сальдо бюджета уменьшает государственную задолженность. Дефицит государственного бюджета увеличивает государственный долг, так как для его покрытия государство выпускает новые займы, заменяя краткосрочные обязательства долгосрочными, то есть, рефинансируя государственный долг.
Внешний государственный долг может взиматься:
- центральным правительством и субъектами Российской Федерации;
- финансово-кредитными организациями;
- крупными предприятиями страны;
- у финансово-кредитных организаций иностранных государств.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации к внешнему долгу относятся все долги государства в иностранной валюте, однако следует быть осторожными в его расчете, дабы избежать повторного учета внешнего заимствования при его передаче регионам.
Структура и объем внешнего государственного долга Российской Федерации определены в программе внешних заимствований и предоставляемых Россией государственных кредитов, в которой указываются цели, источники, заимствований, сроки возврата и объем. Данная программа предоставляется вместе с бюджетом на очередной финансовый год и отражает все займы, превышающие 10 млн. долларов. Федеральным законом о федеральном бюджете также устанавливается предельный размер внешнего долга [46, с. 278].
Центральное правительство вправе осуществлять дополнительные внешние займы, если они приведут к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга.
Внешний государственный долг отражается по коду бюджетной классификации 100000 «Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) классифицируется на следующие виды долговых обязательств:
- кредиты правительств иностранных государств, полученные федеральным бюджетом;
- кредиты иностранных банков и фирм,
- кредиты международных финансово-кредитных организаций;
- ценные бумаги РФ, указанные в иностранной валюте;
- государственные гарантии в иностранной валюте.
Внешние долги субъектов Российской Федерации отражаются по коду бюджетной классификации 200000 и делятся на следующие виды:
- задолженность по кредитам иностранных банков и организаций;
- задолженность по кредитам международных финансово-кредитных организаций,
- государственные ценные бумаги субъектов РФ, указанные в иностранной валюте.
Внешний долг перед Российской Федерацией отражается по коду 300000 и подразделяется на следующие виды:
- задолженность правительств иностранных государств;
- задолженность иностранных банков и фирм.
На сегодняшний день долги Российской Федерации перед западными странами включают в себя:
- задолженность перед иностранными банками, предоставляющими денежные займы под гарантии правительства страны. Данную задолженность регулирует Парижский клуб, состоящий из представителей стран-кредиторов;
- кредиты, предоставляемые банками без государственных гарантий, которые регулирует Лондонский клуб;
- долги коммерческим структурам по кредитам, связанным с поставками товаров;
- задолженность международным финансовым организациям.
Значительная часть государственного долга образуется внутри страны. Заимодавцами в основном выступают крупные предприятия и организации.
Государственный внутренний долг - совокупность финансово-кредитных отношений, образующихся в связи с заимствованиями путем перемещением капиталов из частного сектора в государственный бюджет. С его помощью преодолевается дефицит бюджета денежных средств, снижается рост наличной денежной массы и обеспечивается бюджетное равновесие [46, с. 249].
На этапе перехода страны на рыночную экономику рост государственного долга был связан с увеличением военных расходов и обеспечения функционирования государственного сектора. Со временем его значение существенно изменилось под воздействием следующих обстоятельств.
Во-первых, государственные финансы превратились в важную основу регулирования экономики государством. Кредитное финансирование стало основным инструментом стимулирования спроса, а бюджетный дефицит был легализован как средство стабилизации экономики, что в конечном итоге привело к росту и изменению в структуре государственных расходов.
Во-вторых, в условиях утраты деньгами связи с золотым запасом государственный долг стал выступать важным инструментом денежной политики государства.
На сегодняшний день государственный внутренний долг играет важную роль в экономике всех стран, а его объем свидетельствует об экономическом положении государства. В развитых странах основная масса государственной задолженности приходится на долю внутреннего долга, а в развивающихся странах - внешнего.
Подытожив все вышесказанное, можно сделать вывод, что государственный внутренний долг - это внутренняя задолженность государства перед предприятиями, организациями и населением, возникшая в результате привлечения денежных средств для осуществления государственных программ, облигаций и других ценных бумаг, а также в связи с наличием денежных вкладов населения в государственных кредитно-финансовых учреждениях, выраженная в валюте Российской Федерации.
Государственный внутренний долг, как правило, состоит из долга правительства, задолженности органов власти, государственных корпораций и предприятий. Их доли зависят от особенностей исторического и экономического развития страны, но превалирует в структуре долга обычно долг центрального правительства [25, с. 278].
В составе государственного внутреннего долга можно выделить три основных элемента:
- финансовая задолженность: денежные обязательства государства, возникшие в результате правительственных займов кредитных средств и предназначенные для покрытия расходов государственного бюджета. Этот вид задолженности характерен для развитых стран, а также для стран с переходной экономикой;
- административная задолженность, включающая в себя денежные обязательства, связанные с проведением текущей бюджетной политики. К ним относятся задолженности по платежам в государственном секторе (долги по заработным платам государственных учреждений). Данная задолженность сохраняется до ее погашения и, как правило, краткосрочна. Она свойственна для стран с переходной экономикой, которым присущи большие проблемы с пополнением доходов бюджета, которые обусловлены общим экономическим кризисом в государстве;
- возможные долговые обязательства, вызванные предоставлением государственными органами поручительств и гарантий в рамках определенных государственных программ. Этот вид задолженности характерен для развитых стран, а для стран с развивающейся экономикой данный вид долга является перспективным.
Согласно бюджетного кодекса Российской Федерации в объем государственного внутреннего долга входят:
- номинальная сумма долга по ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в валюте Российской Федерации;
- сумма основного долга по кредитным обязательствам, полученным Российской Федерацией, выраженным в валюте Российской Федерации;
- сумма основного долга по бюджетным кредитам Российской Федерации;
- объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
- объем иных обязательств Российской Федерации, предусмотренных федеральными законами.
Объем и состав государственного долга отражаются в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации и ее субъектов, которая входит в список документов, представляемых вместе с проектом годового бюджета.
Закон о бюджете на очередной финансовый год регламентирует верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации. Он может быть превышен, в случае если это обусловлено снижением расходов по его обслуживанию.
Внешняя задолженность Российской Федерации состоит из текущих долгов, а также из долгов, возникших после распада СССР, основная часть которых возникла в период перестройки 1985-1991 гг. За эти годы внешний долг России вырос с 22,5 до 65,3 млрд. долларов США [56, с. 18].
Основными кредиторами Российской Федерации на сегодняшний день являются коммерческие банки из 24 европейских стран, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Европейский банк реконструкции и развития.
Одновременно с этим Российская Федерация также является кредитором многих стран, что было предопределено политическими факторами, а именно - ориентацией СССР на оказание финансовой помощи другим государствам.
Во времена СССР погашение внешней задолженности было приоритетным для правительства, в связи с чем Советский Союз являлся первоклассным заемщиком. Однако в начале 1990 года эта ситуация изменилась: вследствие возникновения платежного дефицита была допущена просрочка по долговым обязательствам и власти начали вести переговоры об отсрочке платежей.
В связи с быстрым ростом объема государственного внешнего долга Российской Федерации и значительным увеличением расходов по его обслуживанию вопрос управления внешней задолженностью стал одним из важнейших в макроэкономической политике государства. Эффективное управление внешним долгом может стать сильным фактором экономического роста, обеспечивающим устойчивое положение страны на рынке международного капитала, позволяющим привлекать дополнительные финансовые ресурсы и способствующим укреплению ее авторитета как заемщика. С другой стороны, кризис внешнего долга может иметь не только негативные экономические, но и политические последствия.
Неграмотное использование внешних займов для покрытия дефицита бюджета, перестройки экономики и обслуживания внешнего долга привело к потребности в постоянном рефинансировании задолженности, а также ее реструктуризации кредиторам Парижского и Лондонского клубов, что, в свою очередь, отразилось значительным ростом внешнего долга Российской Федерации.
Основными органами учета государственного внешнего долга в Росси являются Министерство финансов и Центральный банк. Данные организации по-разному подходят к классификации долга: Министерство финансов принимает в расчет только долги органов государственного управления, в то время как Центральный банк РФ учитывает совокупный государственный долг, принимая во внимание источники его формирования.
По состоянию на декабрь 2013 года внешний долг России оценивался в 732,046 млрд. долларов, что выше на 15% по сравнению с 2012 годом. Основные суммы задолженности - это долги кредитным организациям в размере 219,94 млрд. долларов и различным секторам экономики на сумму 437,822 млрд. долларов. Определив точкой отсчета 1 июля можно увидеть динамику роста совокупной внешней задолженности:
- по состоянию на 01.07.2012 - 570,6 млрд. долларов;
- по состоянию на 01.07.2013 - 707,8 млрд. долларов;
- по состоянию на 01.07.2014 - 720,9 млрд. долларов.
В целом, такая величина абсолютных показателей внешнего долга на конец 2013 года одна из самых низких в Европе, а по отношению к ВВП его размер не превышает 10% (по данным рейтингового агентства Moody’s), что также является неплохим показателем. Несмотря на то, что в последние годы наблюдается постоянный рост внешней задолженности РФ, аналитики считают, что Россия начала закрепляться в статусе страны-кредитора. Например, в 2011 году Российская Федерация предоставила кредит в размере 2,5 млрд. евро Кипру [48, с. 75].
По состоянию на начало июля 2014 года совокупная задолженность России составляла 720,926 млрд. долларов, что несколько ниже данного показателя на декабрь 2013 года, но выше аналогичного периода прошлого года. По данным Центробанка можно сделать вывод, что задолженность выросла у нефинансового сектора, а сам ЦБ РФ значительно снизил свои долги. Крупную часть внешнего долга России составляют обязательства бывшего СССР. По ним за последние годы Парижскому клубу кредиторов было оплачено 40 млрд. долларов, а задолженность перед Лондонским клубом реструктурирована до 2030 года. В декабре 2013 года Россия погасила свои финансовые обязательства перед Финляндией, Чехией и Черногорией на общую сумму свыше 3,6 млрд. долларов Следует отметить, что внешний долг государственных предприятий и организаций также относятся к внешнему долгу государственного сектора. Поэтому ЦБ РФ проводит детализированное аналитическое представление внешнего долга РФ, в котором имеются данные по внешнему долгу государственного сектора в расширенном определении и внешнему долгу частного сектора.
В абсолютном выражении внешний долг Российской Федерации по данным Минфина РФ на 01.08.2014 года составил 54,6 млрд. долларов.
Динамика внешней задолженности России за последние пять лет по данным Минфина РФ представлена в диаграмме [47, с. 25]:
Данные диаграммы показывают, что внешний государственный долг органов государственного управления показывает незначительный рост, в то время как совокупный государственный долг стремительно увеличивается. Значительную долю в объеме совокупной внешней задолженности занимают банковский и частные сектора, предпочётшие кредитоваться за пределами Российской Федерации на более выгодных условиях.
Сравнивая данные ЦБ РФ и Минфина можно сделать вывод, что, в целом видна сопоставимая динамика изменения внешней задолженности, однако при этом данные Минфина всегда превышают данные ЦБ, что указывает на необходимость создания единого органа учета государственного долга.
Таким образом, следует отметить, что на сегодняшний день государство довольно успешно справляется с погашением своих внешних долгов органов государственного управления. В свою очередь стремительный рост совокупного внешнего долга в условиях финансового кризиса вызывает опасения.