Понятие и признаки демократии

Слово «демократия» употребляется в разном значении:

- как форма государства;

- как политический режим;

- как принцип организации и деятельности государственных органов и общественных организаций.

Когда говорят о государстве, что оно - демократическое, то имеют в виду наличие всех этих значений. Демократия как форма государства возможна в странах с демократическим режимом, а следовательно, с демократическим принципом организации и деятельности всех субъектов политической системы общества (органы государства, государственные организации, общественные объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и субъектами демократии. Разумеется, субъектами демократии являются прежде всего гражданин и народ.

Демократия нигде и никогда не существовала без государства.

Реально демократия представляет собой форму (разновидность) государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками:

1) признание народа высшим источником власти;

2) выборностью основных органов государства;

3) равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав;

4) подчинением меньшинства большинству при принятии решений.

Любые демократические государства строятся на базе этих общих признаков, но степень развития демократии может быть различной. Демократизация общества — это долговременный постоянный процесс, нуждающийся не только во внутригосударственных, но и в международных

гарантиях.

Современные демократические государства (а быть демократическим государством престижно) дополняются рядом других признаков и принципов, например:

1) соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства;

2) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;

3) уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;

4) верховенство закона;

5) разделение властей и др.

Исходя из современного наполнения демократии качественным дополнительным содержанием, можно дать определение демократии как образца, идеала, к которому стремятся цивилизованные государства.

Демократия — политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.

Признаки демократии:

1. Демократия имеет государственный характер:

а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным органам часть своих полномочий;

б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е. демократической процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов;

в) проявляется в способности государственной власти оказывать

воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью

управления общественными делами.

2. Демократия имеет политический характер:

а) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.

Законодательства развитых западных государств закрепляют ряд принципов, которыми должен гарантироваться политический плюрализм: 1) общее право голоса; 2) равенство при выборах; 3) тайное голосование; 4) прямые выборы и т.п.

б) основывается на политическом равноправии граждан на участие в управлении делами общества и государства и, прежде всего, равенстве избирательных прав. Такое равенство дает возможность выбора между различными политическими вариантами, т.е. политическими возможностями развития.

3. Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и фактическое воплощение прав граждан - экономических, политических, гражданских, социальных, культурных, а равно - и их обязанностей в соответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., др.).

4. Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается в требованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы (они же - и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным органам - учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации прав человека, их охраны и защиты.

5. Демократия предполагает взаимную ответственность государства и гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности.

Основные теории демократии

Поиском лучшего государственного строя занимались мыслители разных народов мира, которые за два с половиной тысячелетия создали немало теорий демократии. Каждая эпоха, каждое государство вносили новизну и своеобразие в трактовку демократии. И сегодня наблюдается новое видение содержания демократии.

Рассмотрим самые основные и современные теории демократии: пролетарскую (социалистическую), плюралистическую, партисипаторную, корпоративную, элитарную.

Пролетарская (социалистическая) теория основывалась на марксистском классовом подходе. Она возникла в XIX в. как антитеза буржуазной (либеральной) демократии, которая на первый план ставила гражданскую свободу, т.е. полную независимость личной жизни индивида от политической власти, от государства, призванного лишь гарантировать, обеспечивать свободу личности.

Согласно пролетарской теории (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) демократия и свобода предусматриваются только для «трудящихся масс», прежде всего для пролетариата. В центре внимания поставлена политическая свобода, а о гражданской свободе нет и речи. Провозглашалась диктатура одного класса - пролетариата в отношении другого - буржуазии, союз рабочего класса и крестьянства, направленный против свергнутых эксплуататорских классов. Акцентировалось внимание на руководящей роли рабочего класса. Пролетарская теория игнорировала общегражданский консенсус и развивала классовую конфронтацию.

Полное отрицание частной собственности, и, следовательно, всякой автономии личности, подмена народа рабочим классом в пролетарской теории была развита в программных документах КПСС. В них акцентировалось внимание на ведущей роли коммунистической партии как авангарда рабочего класса, руководящего процессом перехода к полной демократии - коммунистическому самоуправлению. Отрицался фундаментальный принцип разделения властей, без которого невозможно народовластие. Был отброшен принцип экономического, идеологического и политического плюрализма. «Марксистско-ленинская» партия рассматривалась как государственная структура, а не как общественная организация. В действительности рекламируемое «социалистическое народовластие» допускало демократию только в узких рамках, которые определялись высшим партийно-государственным руководством, концентрирующим в своих руках всю реальную власть.

Теория «плюралистической демократии» была наиболее влиятельной в 60-70 гг. XX в. (Р. Аллен, Р. Даль, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Д. Рисмен), хотя термин «плюрализм» введен в политический оборот в 1915 г. английским социалистом Г. Ласки. Согласно этой теории классы в современном буржуазном обществе исчезли. Современное буржуазное общество состоит из разных взаимодействующих «страт» - слоев. Они возникают в результате общности тех или иных интересов (профессиональных, возрастных, материальных, духовых, религиозных и др.). Поскольку эти интересы не антагонистичны, то и отношения между стратами лишены антагонизма.1

При всей стройности теория «плюралистической демократии» имеет внутренние противоречия и слабые места. Прежде всего, нереальной является установка на объединение всего населения в «группы давления», на их равенство во влиянии. Хотя желаемым провозглашается привлечение как можно большего количества граждан в «группы давления», большинство из них обречено на пассивность в политическом процессе.

В конце 70-х - 80-е гг. XX в., в связи с падением популярности теории «плюралистической демократии», некоторые ее прежние сторонники (Г.Парсонс, Р.Даль) перешли на позиции теории элитарной демократии.

Теория элитарной демократии возникла в 70-80 гг. XX в. на основе соединения элементов теории элит и теории «плюралистической демократии» (С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен).

Ранняя теория элит («элита» - лучшее, отборное, избранное), разрабатывалась В.Парето, Г.Моска, Р.Михельсом (конец XIX – н. XX в.). Её основное положение - у власти находятся два класса: властвующие (элита) и подвластные (народ, трудящиеся). Не имея ничего общего с демократическими теориями, ранняя теория элит отрицала способность масс к управлению. Исключение составляет допущение Г.Моска об обновлении элиты за счет наиболее способных к управлению из числа активных низших слоев общества. Но это отнюдь не свидетельствует о демократической позиции теории раннего элитаризма. Её идеологи были убеждены в том, что правящий класс концентрирует руководство политической жизнью страны в своих руках, а вмешательство непросвещенного народа в политику может только дестабилизировать или разрушить сложившиеся общественно-политические структуры.

До второй мировой войны центр пропаганды элитаризма находился в Европе, США были ее «периферией» (труды Моска, Парето, Михельса стали переводить там только в 30-е гг. XX в.). После войны этот центр переместился в США. Образовалось несколько элитарных школ. Если сравнить американскую и западноевропейскую теории элит, можно обнаружить, что первая более эмпирична, в ней преобладают интерпретации элиты с точки зрения структуры власти и социально-политических влияний. Для второй характерна «ценностная» интерпретация элиты.

Таким образом, теория элитарной демократии исходит из понимания демократии как свободного соперничества претендентов за голоса избирателей, как формы правления элит, более или менее подконтрольных народу особенно во время выборов. Суть концепции элитарной демократии заключается в идее плюрализма элит, «вырастающих» на основе взаимодействия общественных групп. Идея плюрализма элит противопоставляется идее власти в руках одной элиты.

Теория партисипаторной демократии (демократии участия) (Дж. Вольф, К. Макферсон, Дж. Менсбридж) опирается на реформистские концепции неолибералов и социал-демократов. В целом оставаясь на позициях приверженности институтам и ценностям либерально-демократической модели общества., сторонники теории демократии участия негативно относятся к теориям плюралистической и элитарной демократии. Они ставят своей задачей достичь более действенной свободы и равенства, чем это есть в действительности и чем это записано в других либерально-демократических концепциях. Отвергая взгляды о неспособности масс к конструктивным политическим действиям, сторонники демократии участия ведут активный поиск каналов эффективного вовлечения граждан в процесс принятия политических решений. В качестве стимулирования политической активности низших слоев общества предлагается поднятие их общего образовательного уровня, приобщение к основам политической культуры.

Сторонники теории партисияаторной демократии полагают, что можно избежать избрания легальным путем тиранического правления вследствие некомпетентности большинства народа. Для этого не обязательно исключать из политического процесса народные массы.

Демократия участия представляет собой смешанную форму - сочетание прямой и представительной демократии – организо-ванную как «пирамидальная система» с прямой демократией в основе и демократией делегатов на каждом последующем уровне начиная с основы.

Таким образом, теория партисипаторной демократии обосновывает необходимость широкого непосредственного участия граждан как в принятии жизненно важных решений, так и в их подготовке и осуществлении, т.е. во всем политическом процессе.

Теория корпоративной демократии является одной из распространенных. Она возникла одновременно с появлением организаций бизнеса и рабочего класса, которые защищали интересы не отдельных предпринимателей или рабочих, а корпоративные интересы всех членов соответствующих организаций. Демократия представляется как институциональный механизм для выработки политики, государственных решений с помощью представителей политической элиты страны и лидеров ограниченного числа рабочих организаций, т.е. элиты бизнеса и профсоюзов.

Эта теория рассматривает демократию как согласительное, неконкурентное правление руководителей корпораций, наемных работников и предпринимателей, а также партий. При этом корпорации имеют право представлять всех работников той или иной отрасли. Государство, в их трактовке, выступает в роли арбитра. Теория корпоративной демократии имеет точки соприкосновения с теорией «плюралистической демократии». И та, и другая признают наличие центра силы вне органов государственной власти. Однако если первая утверждает, что конкурирующие «группы давления» влияют на выработку государственной политики, то корпоративисты исходят из того, что только ограниченное количество групп - не конкурирующих, иерархически организованных, находящихся под контролем государства, могут влиять на формирование и проведение политики. Сторонники данной теории ставят на место конкуренции элит консенсусные методы принятия решений.

Теория корпоративной демократии нашла практическое применение в регулировании социальных отношений (оплата и охрана труда, социальное обеспечение и др.). Однако ее положения не могут быть распространены на всю деятельность государства, так как ущемляют права индивида в пользу крупных корпораций, бюрократии.

Считается, что корпоративная теория ближе к теории элитарной демократии и может рассматриваться как ее разновидность.

18. Демократия – критерии и условия осуществления.

 

Критерии и условия осуществления демократии. Условия, необходимые для демократии Демократия возникает и сохраняется при наличии определенных условий. Во-первых, это высокий уровень экономического развития.

В исследованиях, проведенных С. Липсетом, В. Джэкмэном, Д. Куртом и др убедительно доказано, что стабильный экономический рост в конечном итоге приводит к демократии. Согласно статистическим данным, среди 24 стран с высоким уровнем доходов лишь 3 - недемократические. Среди среднеразвитых стран насчитывается 23 демократии, 25 диктатур и 5 стран находятся в состоянии перехода к демократии. Из 42 стран с низким экономическим уровнем развития и низким уровнем доходов лишь 2 могут быть названы демократическими.

Во-вторых, это наличие толерантности в обществе, уважение прав политического меньшинства. В-третьих, это согласие общества относительно таких базовых ценностей как права человека, право собственности, уважение чести и достоинства личности и т.п. В-четвертых, это ориентации значительной части населения на политическое участие (прежде всего в форме выборов) или, говоря другими словами, доминирование активистской культуры. [4, 270] Для утверждения демократического механизма политического управления особое значение имеет достижение национального единства.

Это означает, что подавляющее большинство граждан данного государства имеют четкие представления относительно того, какому политическому сообществу они принадлежат. Демократия - это система, при которой у власти находятся те, кто представляет большинство населения на данный момент. Далее при смене руководителей и политиков неизменными должны оставаться общие границы и структура общества с его демократической настроенностью.

Национальное единство является фоновым условием, оно должно предшествовать прочим фазам демократизации - повышению уровня экономического развития, уменьшению социальной дифференциации. Национальное единство является результатом не столько общности установок и мнений, сколько ответственности и согласия. Данный «консенсус» ассоциируется с осознанными мнениями и обдуманным согласием. И все же лучше всего это условие достигается в тех случаях, когда национальное единство формируется неосознанно, попросту принимается как данность.

Любой высказанный призыв к национальному единству на деле может привести к настороженности общества. Несмотря на наличие лишь одного фонового условия динамический процесс демократизации сам по себе является продуктом затяжной и продолжительной политической борьбы. Для того чтобы подобная борьба завязалась, ее участники должны выделить четко определенные силы (обычно социальные классы), дня которых предмет борьбы должен иметь важное значение.

19. Сущность и генезис государства.

Происхождение государства

Происхождение государства. В вопросе о генезисе государства существуют разные точки зрения. Главные из них:

· Теологическая концепция объясняет происхождение государства Божьей волей;

· Патриархальная теория доказывает, что государство — это результат исторического развития семьи, а абсолютная власть монарха — это продолжение власти отца в семье (патриарха);

· Договорная теорияисходит из того, что государство возникло в результате договора между людьми, т.е. выводит государство не из экономических отношений, а непосредственно из воли и сознания людей (Гоббс, Локк, Руссо);

· Теория покорения утверждает, что государство в его первоначальной форме было организацией господства победителей над побежденными.

· Классовая теория происхождение государства объясняет возникновением частной собственности и делением общества на классы. Государство появляется как выразитель интересов экономически господствующего класса. Со становлением бесклассового общества предполагалось, что государство отомрет.

Однако, как показали многочисленные исследования, государства возникали и развивались под воздействием целого ряда факторов и причин. Возникнув на определенном этапе зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других факторов, государство становится его основной управляющей системой.

Сущность государства

Сущность государства. В различные исторические периоды научная мысль пытается дать свое определение государства. У древних греков государство считалось сосредоточением всех умственных и нравственных интересов граждан (Аристотель) В Риме государство являлось союзом людей, объединенных общими началами права и общей пользы (Цицерон).

Примерно до XVII в. государство понималось в широком смысле как общность людей, проживающих на определенной территории и организуемая органом высшей власти. Государства назывались “полисом”, “княжеством”, “королевством”, “империей”, “республикой” и др. И лишь Н. Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки Нового времени – государство (“stati”), которое, по его мнению, означает политическое состояние общества, отношения властвующих и подвластных, наличие организованной политической власти, существование правовых институтов. Классовая теория трактует государство как машину власти над обществом, как аппарат классового принуждения. Государство, в понимании М. Вебера, “есть отношение господства людей над людьми, основывающееся на легитимном насилии”. Многообразие взглядов на государство обусловлено тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление.

В современной политической науке понятие “государство” понимается в широком и узком смысле. В широком смысле государство – это исторически сложившийся политический институт, обладающий верховной властью на территории страны, призванный обеспечить безопасность и права граждан, а также управление страной. В узком смысле государство – это аппарат управления обществом на определенной территории.


20. Формы и функции государства.

Функции государстваосновные направления его деятельности по управлению делами всего общества.

По сфере политической направленности различают внутренние и внешние функции, по продолжительности действия – постоянные и временные.

Внутренние функции государства:

1. Регулятивная. Состоит в том, чтобы принять правила функционирования и развития общества и организовать жизнь общества, каждого человека по этим правилам.

2. Охранительная. Заключается в обеспечении и защите установленных государством правил общественной жизни. Государство защищает права всех граждан без исключения и в равной степени.

3. Экономическая – направление деятельности государства по обеспечению хозяйственного поступательного развития общества, созданию оптимальных экономических структур, единого экономического пространства, поддержке конкуренции, свободы экономической деятельности.

4. Политическая – направление деятельности государства в политической сфере, имеющее своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах.

5. Социальная – оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества.

6. Экологическая– осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды.

7. Налогообложение и взимание налогов. Для обеспечения своей деятельности государство должно иметь средства, которые образуются за счет налогов, хозяйственной деятельности государственных предприятий.

8. Охрана правопорядка – обеспечение полного и точного исполнения законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений.

Внешние функции - это направления деятельности государства на взаимоотношения с другими странами. К ним относятся:

1) оборона страны от нападения извне;

2) осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;

3) заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического, социально-культурного сотрудничества;

4) определение статуса и защиты государственной границы.

Формы государствасовокупность его внешних характеристик, определяющих способ организации и устройства государства.

Форма государстваединство трех ее основных элементов: формы правления, формы государственного устройства, формы государственного (политического) режима.

Форма правленияорганизация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношение с населением. Форма правления показывает:

- как создаются высшие органы государства, и каково их строение;

- как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

- в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечить права и свободы гражданина.

В истории существования государств известны две формы правления: монархия и республика.

21. Формы государственного устройства.

Форма государственного устройства – внутренняя структура государства, характеризующая его национально-территориальное деление, которое в свою очередь раскрывает характер взаимоотношений между высшими органами государственной власти и органами власти составных частей государства.

Основные виды форм государственного устройства:

1) унитарное государство – в государствах этого типа единая территория и единая система государственной власти, территория делится только по административному признаку, в стране действует одна конституция, одна система законодательства, единые денежная система и система органов государственной власти. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении – центра и местных представительных органов. Законодательные органы таких государств представлены, как правило, одной палатой, однако не исключена возможность существования двухпалатного парламента. Палаты парламента унитарного государства в отличие от федерации не имеют специального представительства от регионов страны. (Дания, Португалия). Разновидностью унитарного государства являются:

а) унитарное государство с автономными образованиями – (Китай – 5 автономных районов; Испания – 17 автономных сообществ и другие);

б) унитарное государство с отдельными элементами федерализма – государственная единица делится на области, в которых действуют выборные органы власти, советы, осуществляющие законодательные, распорядительные и иные функции;

2) федерация – союзное государство, его составные части (субъекты) обладают признаками государства (конституция, органы государственной власти). При этом органы власти субъектов федерации подчинены общефедеральным органам, которым также подчинены силовые структуры (армия, вооруженные силы, полиция и т. д.).

Виды федераций:

а) территориальные – государства делятся на части по территориальному принципу. (США состоят из 50 штатов и федерального округа Колумбия; в состав Мексики входят 31 штат и столичный федеральный округ);

б) национальные – деление страны происходит по национальному признаку, на основе проживающих на конкретных территориях народностей;

в) смешанные – деление государства происходит с учетом национального и территориального признака.

3) конфедерация – временное объединение суверенных государств, созданное ими для достижения определенных целей. Конфедерация – союз двух и более государств, при котором союзные органы лишь координируют их деятельность по тем вопросам, которые явились причиной их объединения. Конфедерация характеризуется отсутствием общего аппарата управления, единой денежной системы, а также сохранением государствами своей самостоятельности. Конфедерации, как правило, создаются на недолгое время, и после достижения своих целей они либо прекращают свое существование, либо объединяются в иную форму государственного устройства, чаще в федерацию.

22. Правовое государство: принципы и ценности

Современная теория правового государства объединяет в себе все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты ее сторонниками на протяжении последних двухсот лет и которые подтвердили свою высокую действенность, эффективность в деятельности государств, конституировавших себя в качестве правовых. В настоящее время правовое государство понимается как демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина.

Правовое государство может быть только демократическим, осуществляющим народовластие не формально, а реально. Это означает, что принцип народовластия не только закрепляется в действующей конституции, иных законах, но и постоянно последовательно проводится в жизнь, обеспечивает действенное участие гражданского общества в деятельности государства и принимаемых им решениях.

Быстрый поиск по Банку Рефератов: | Описание работы | Похожие работы

Смотрите также: Общечеловеческие ценности и интересы (Реферат, 2005) и Социальная система и ценностные ориентации личности (Доклад, 1999)

Во-первых, народ является действительным источником всей той власти, которая выражается и проводится правовым государством. Народовластие характеризуется, прежде всего, правом населения формировать представительные органы государства, наделенные правом готовить и принимать законы как акты высшей юридической силы, закрепляющие права и законные интересы всех членов общества и устанавливающие гарантии от посягательств на эти права других лиц, в том числе и государства3.

Во-вторых, конституция содержит действенный механизм, позволяющий гражданскому обществу оперативно и своевременно пресекать любые попытки государства, его органов узурпировать государственную власть, права народа. Гражданскому обществу предоставляется право публично критиковать политику государства, принимаемые им решения, беспрепятственно организовываться в политические партии и иные общественные объединения, досрочно прекращать полномочия государственных органов и должностных лиц, не способных полно и последовательно проводить интересы гражданского общества и его членов в реальной жизни.

Всеобщая декларация прав и свобод человека, иные акты международного права весьма глухо говорят о праве гражданского общества на восстание против тиранического, авторитарного государства. Действующие конституции правовых государств и вовсе умалчивают об этом праве. Однако изложенное обстоятельство не означает, что естественное право народа на восстание против тирана, которое единодушно признавалось буржуазными идеологами и оправдывало буржуазные революции, в настоящее время не действует, перестало быть легитимным. Наоборот, оно было и остается действенной гарантией гражданского общества против произвола государства. Однако в условиях правового государства действие демократических институтов позволяет исправить ошибки власти значительно раньше, чем государственная власть может превратиться в тираническую. Именно они и составляет основную гарантию народовластия, но не исключают в виде потенциальной возможности и такую крайнюю меру, как насильственное ниспровержение авторитарной, тиранической власти.

Принцип господства права означает, что гражданское общество и государство в ранг общеобязательных правовых норм, позитивных законов возводят только право. В условиях правового государства исключаются какие бы то ни было попытки государства установить субъективные, авторитарные предписания, противоречащие принципам права, конституционным правам и свободам граждан и иных лиц. Этому препятствует прежде всего демократический режим правления, возможность гражданского общества потребовать от государства отмены актов, нарушающих его права. Кроме того, правовое государство предоставляет возможность каждому гражданину обжаловать в суд любые действия и решения органов исполнительной власти, которыми нарушаются его конституционные права и свободы.

Если положение о необходимости реализации принципа господства права в условиях правового государства является очевидной и бесспорной истиной, то отнюдь не очевидной является проблема понимания права и критериев его отличения от произвола, субъективистских и авторитарных установлений.

Таким образом, основной недостаток теории правового государства конца 19-начала 20 вв. – неясность в вопросах о том, какое конкретно право должно связывать государство, кто является источником такого права, каков механизм связанности государства правом, остается неустраненнным и по настоящее время. Поэтому часть современных, в том числе и российских, исследователей пытается обойти этот неприятный вопрос, подменив принцип господства права принципом верховенства закона4.

Бесспорно, верховенство закона играет важную роль в формировании и деятельности правового государства. По существу, этот принцип является лишь юридическим выражением принципа народовластия. Члены представительного органа государства призваны выражать в законах волю избравшего их населения, и в силу этого законы признаются актами высшей юридической силы, наделяются атрибутом верховенства. Это свойство означает, что:

  • законы как акты высшей юридической силы содержат исходные, первичные нормы, имеющие обязательное значение для всех органов государства, должностных лиц, организаций, предприятий и граждан;
  • действуя на основе и в рамках закона, органы исполнительной власти призваны обеспечивать неукоснительное действие закона в реальной жизни. При этом государственные органы могут делать лишь то, что им прямо и непосредственно разрешено законом;
  • все нормативно-правовые акты, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить.

Необходимым принципом правового государства является и принцип разделения властей. Его реальное и последовательное проведение обеспечивает согласованное взаимодействие органов государства и подразумевает под собой разделение власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную.

В реальном обеспечении прав и свобод граждан видится конечная цель и непосредственный результат деятельности правового государства. Как орган управления делами общества оно формируется и действует для обеспечения интересов членов гражданского общества и каждого из его членов. И о правовой природе государства судят вовсе не по тем лозунгам, которое оно пропагандирует, а по тем конкретным результатам, которые характеризуют деятельность государства в сфере охраны и реального обеспечения прав и свобод граждан.

Принцип взаимной ответственности личности и государства выражает нравственные начала в отношениях между государством и как носителем политической власти и гражданином как участником её осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями.

Государство и личность связаны и взаимозависимы. Правовое государство обеспечивает личности защиту ее прав и свобод, предоставляет ей возможность участвовать в общественной жизни страны. Личность обязуется соблюдать законы, обеспечивает государству его существование и процветание.

Ценность – термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве «предметных ценностей» или объектов ценностного отношения, т.е. оцениваться в плане добра и зла, истины или неистины, допустимого или запретного и т.д. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как «субъектные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека.

В структуре человеческой деятельности ценностные аспекты взаимосвязаны с познавательными и волевыми; в самих ценностных категориях выражены «предельные» ориентации знаний, интересов и предпо

Наши рекомендации