Понятие и признаки правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии.

Правопорядок есть порядок, основанный на праве. Иными словами, это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Вне права или без права правопорядок немыслим. Само это понятие слагается из двух слов "право" и "порядок", весьма точно передающих суть явления. Назначение права - вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями. Поэтому правопорядок выступает как "состояние урегулированности общественных отношений" (В.В. Борисов).

Отсюда следует, что характер, уровень, содержание, функционирование и обеспечение правопорядка в значительной мере зависят от того, как трактуется право. Если под правом понимать лишь высокие, но абстрактные идеи справедливости, свободы, нравственности, гуманизма, общедемократические принципы ("неписаное право"), то и понятие правопорядка окажется расплывчатым, аморфным и неустойчивым. В этом случае создается иллюзия необязательности соблюдения государственных установлений, законов, предписаний - достаточно лишь придерживаться определенных взглядов, убеждений.

Если же под правом подразумевать исходящие от публичной власти четкие, формально определенные и обязательные для всех юридические нормы, выражающие указанные выше ценности ("писаное право"), то появляется реальная возможность установления в обществе твердого порядка и стабильности, их обеспечения, гарантирования. Когда все субъекты общественных отношений сообразуют свое поведение с требованиями правовых норм, мы получаем правопорядок.

Большинство правоведов - теоретиков и практиков - склоняется ко второму варианту интерпретации права, ибо, как заметил еще И.А. Ильин, при всех различиях во мнениях понятие права упирается в конечном счете в понятие нормы. Именно поэтому ни одна из предлагающихся ныне концепций права не исключает из его состава нормы, а лишь дополняет их рядом других компонентов. Впрочем, оба подхода вполне сопрягаемы и вовсе не противоречат друг другу. Основой правопорядка является правопослушное поведение граждан и их объединений.

Правопорядок - внутреннее дело каждой страны. Однако его значение нередко выходит за рамки национальных интересов данного государства, ибо беспорядок, нестабильность, нарушение прав человека и т.д. затрагивают также интересы мирового сообщества, мирового порядка. Не случайно Россия в связи с вступлением в Совет Европы дала "Пояснения к состоянию и планам совершенствования правового порядка", заверила, что усилит борьбу с коррупцией, преступностью. Да и сейчас западные страны бдительно следят за положением дел в нашей стране, в частности за наведением порядка в Чечне и других регионах, за ликвидацией криминальной ситуации. Они видят для себя угрозу в российской организованной преступности, коррупции.

Следует различать понятия "правовой порядок" и "общественный порядок". Они соотносятся как часть и целое, последнее понятие несколько шире первого. Если правопорядок, как сказано выше, основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех иных социальных норм, действующих в обществе (моральных, корпоративных, обычаев, традиций и т.д.). Это - результат общесоциальной регуляции, которая, конечно, включает в себя и правовую.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что правопорядок и общественный порядок не совпадают лишь частично. Правопорядок является ядром, центральным элементом общественного порядка и в решающей степени покрывает его, поскольку основная масса наиболее существенных и принципиальных отношений закрепляется, опосредуется, охраняется правом (отношения собственности, социально-экономического и политического устройства, положения личности, ее права, свободы, обязанности; семейные, трудовые, гражданские, административные и иные отношения).

Так что правовое поле тоже достаточно широкое, за его пределами находятся лишь морально-этические, личные, интимные, дружеские и некоторые иные отношения, не требующие юридической регламентации или даже объективно не подконтрольные (не подвластные) такому воздействию. Правопорядок выражает прежде всего волю государства, но объективно в нем заинтересованы все.

Конкретно различия между правопорядком и общественным порядком заключаются в следующем:

1) они не совпадают по своему генезису, происхождению, эволюции; если общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условие существования, то правопорядок в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже, а именно когда возникают публичная власть, право, законы; он - атрибут государства;

2) у них разная нормативная основа; если правопорядок базируется на праве и является в конечном счете результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;

3) они по-разному обеспечиваются; если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок - на силу общественного мнения, меры негосударственного воздействия; за первым стоит мощь государства, за вторым - влияние (давление) всего общества;

4) при нарушении правопорядка и общественного порядка возникают разные последствия; в первом случае могут быть применены юридические санкции, во втором - только меры морального характера;

5) наконец, как уже отмечалось, правопорядок и общественный порядок не тождественны по своему объему, содержанию, элементному составу; последний по указанным выше причинам шире первого.

Следует заметить, что на уровне обыденного сознания общественный порядок понимается чаще всего несколько упрощенно (узко), а именно как порядок в общественных местах - на улицах, площадях, в парках, зонах отдыха, в помещениях для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий (стадионах), в общественном транспорте и т.д. Такое представление в принципе верно, но неполно, так как в действительности общественный порядок предполагает социальную упорядоченность всех общественных отношений, а не какой-то их части.

Соотношение законности и правопорядка. Названные понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся как причина и следствие: есть законность - есть и правопорядок, нет законности - нет и правопорядка. Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми и повсюду строго соблюдаются (законность), то результатом такого положения является четкий правовой порядок.

И напротив, если правопорядок слаб, непрочен, расшатан, то это свидетельствует о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов и основанных на них подзаконных актов. Одно предполагает другое.

Законность логически предшествует правопорядку, связь здесь жесткая, причинно-следственная. Не случайно в повседневном общественно-политическом лексиконе эти понятия обычно ставят рядом: укрепление законности и правопорядка, нарушение законности и правопорядка. Процесс один. Правопорядок - реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов, требований всех юридических норм. Правопорядок - продукт, итог законности.

Законность, правопорядок и демократия. Не может быть подлинной демократии без твердой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности. Демократия в любой ее трактовке имеет правовое измерение, "правовые одежды" и, следовательно, может успешно развиваться, функционировать только на правовом поле, а не за его пределами. Перед нами - единство конституционности и власти. Любой порядок есть продолжение свободы, правовой порядок - тем более. Перед нами - единство трех указанных категорий.

Демократия - не вседозволенность, она есть четко отлаженная система управления обществом, форма народовластия. Право, законы, порядок - неотъемлемые элементы демократии, без которых она превратилась бы в нечто зыбкое и непрочное. Демократия "без берегов", вне правовых рамок - это хаос, анархия, стихия. Законность - фундамент демократии, без которого она рассыпалась бы, как дом, построенный на песке.

Как известно, демократия - это власть народа. Власть же без закона неполноценна и малоэффективна. В свою очередь, закон бессилен, если он не опирается на власть. Так что закон и власть в известном смысле - синонимы, они нужны друг другу и невозможны друг без друга. Суд выносит свой приговор от имени государства (власти) на основе соответствующего закона, олицетворяя тем самым их слияние, неразрывность. Власть также призвана обеспечивать соблюдение закона, а закон удерживает власть в своих рамках, страхует от произвола, самоуправства. Демократия - это торжество закона и законности.

Юридические нормы служат "скрепами" демократии, и чем надежнее эти "скрепы", тем устойчивее и стабильнее данный институт. Многие трудности, издержки молодой российской демократии проистекают именно из того, что она пока не имеет твердых правовых основ, правовых традиций. Отсюда - многочисленные злоупотребления теми возможностями, которые открылись перед гражданами и их объединениями в новой России. Разумеется, само законодательство должно быть по своей сущности демократическим.

Однако (и это обратная связь), законность и правопорядок немыслимы вне демократии, ибо в этом случае будут отсутствовать необходимые условия для реализации прав человека, свободы и безопасности личности, нормального функционирования юридических механизмов. При демократии права человека ограничены только такими же правами других людей.

Демократия - естественная благодатная среда для пользования теми преимуществами, которые дают законность и правопорядок, их гарантии. Лишь полицейские, тоталитарные, репрессивные режимы (порядки) не нуждаются в демократии. Напротив, она для них - помеха. Именно поэтому данные порядки и называются антидемократическими.

Законность и дисциплина. Дисциплина - понятие более широкое, чем законность, так как она предполагает не только соблюдение законов и иных нормативно-правовых актов, но и всех индивидуальных правил и установлений, а также устных приказов, распоряжений, указаний. Важнейшей частью дисциплины является соблюдение работником любого учреждения или организации внутреннего трудового распорядка, своих служебных обязанностей, порученного дела. Особое значение дисциплина имеет для должностных лиц, деятельности госаппарата.

Конечно, дисциплина включает в себя и законность, но к ней не сводится. Это близкие, но не совпадающие явления. Они соотносятся как часть и целое. Законность - ядро, стержень дисциплины, без которых последняя немыслима. Дисциплина - нечто большее, чем простое законопослушание. Общее же между ними заключается в том, что и законность, и дисциплина представляют собой определенный режим, состояние, упорядоченность связей, отношений; они объективно необходимы для общества и выполняют во многом идентичные функции. Субъектами дисциплины, как и законности, являются все участники общественных отношений - как индивидуальные, так и коллективные.

Дисциплинированный человек - это прежде всего внутренне организованный, пунктуальный, исполнительный и обязательный человек, привыкший к четкому распорядку своей жизни и деятельности. Это, как правило, высокосознательный, воспитанный, активный и требовательный к себе и другим индивид. Дисциплина - неотъемлемый элемент культуры личности, в ней большую роль играет самодисциплина.

Дисциплина - комплексная, многоплановая категория. Существуют различные виды и разновидности дисциплины - государственная, трудовая, производственная, технологическая, финансовая, договорная, кадровая (или штатная), исполнительская, воинская, учебная и другие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 2003.

2. Алексеев С.С. Восхождение к праву: Поиски и решения. М., 2001.

3. Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999.

4. Алексеев С.С. Теория права. М, 1994.

5. Алекси Р. Дуальная природа права // Известия вузов. Правоведение. 2010. № 2. С. 138-152.

6. Андреева И. А. Создание институциональной полиции как составная часть модернизации общества // Рос. юстиция. 2011. № 1. С. 65-67.

7. Анерс Э. История европейского права. М., 1994.

8. Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т. 1: Античная по­литическая мысль: истоки и эволюция / Нац. обществ.- науч. фонд; Рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. М., 1997.

9. Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 1: Античный мир и Восточные цивилизации; Т. 3: Европа, Америка, XVII-XX вв. / Нац. обществ.- науч. фонд; Рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. М., 1999.

10. Аскерова Л. А. Убеждение и принуждение в механизме правового регулирования // Право и государство: теория и практика. 2011. № 2. С. 12-14.

11. Аскерова Л. А. Правовое убеждение и иные способы социального регулирования как гарантия правопорядка // Право и государство: теория и практика. 2011. № 3. С. 21-23.

12. Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Н. Новго­род, 1997.

13. Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитиче­ские проблемы. М., 1997.

14. Байниязов З. С. Правовая система и экономические приоритеты современного Российского государства: их соотношение // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 4. С. 50-52.

15. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное право-понимание на грани двух веков). М., 2005.

16. Баландин В.Н., Павлушина А.А. Принципы юридического процесса / Под общ. ред. В.М. Ведяхина. Тольятти, 2001.

17. Баранов В.М., Баранов П.П. Общая теория права (Опыт тематической библиогра­фии). Ростов н/Д, 1997.

18. Баранов В.М., Поленина С.В. Система права, система законодательства и правовая система. Н. Новгород, 2000.

19. Баренбойм П.Д. Первая Конституция Мира. Библейские корни независимости суда. М., 1997.

20. Бахрах Д.Н. Действие норм права во времени: Теория, законода­тельство, судебная практика. М., 2004.

21. Бельский К. С. Методология и метод познания в праве: общетеоретические аспекты // Юридическое образование и наука. 2010. № 3.

22. Бержель Ж.Л. Общая теория права: Пер. с фр. М., 2000.

23. Берман Г.Дж. Вера в закон: примирение права и религии / Пер. с англ. ДМ Шабельникова, М. Тимелчина. М., 1999.

24. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

25. Болдырев С. Н. Концептуальные основы соотношения юридической техники и права // Право и государство: теория и практика. 2010. № 12. С. 12-16.

26. Болдырева С. Н. Особенности юридической техники в России первой половины ХХ века // Право и государство: теория и практика. 2011. № 1. С. 196-101.

27. Борисов, Г. А. Особенности юридической природы принципов правовой системы // Российская юстиция. 2010. № 12. С. 39-43.

28. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2006.

29. Венгеров А.Б.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. Изд. 8-е - М.: Омега-Л, 2011. 608 с.

30. Ветров П.В., Плотникова Т.В. Вопросы теории государства и права. Тамбов.2008.

31. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991 -2001 гг.): Очерки теории и практики. М., 2001.

32. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория права и государства / Под ред. В.А. Кучинского. М., 2006

33. Власенко Н.А. Законодательная технология (Теория. Опыт. Правила. Иркутск, 2001.

34. Власенко Н.А. Язык права. Иркутск, 1997.

35. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.

36. Вопленко Н.Н. Нормы права. Волгоград, 1997.

37. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Юридическая ответственность. М., 2005.

38. Галузо В. Н. Систематизация законодательства в России: историко-правовое исследование - М.: Закон и право, 2009. 132 с.

39. Гамбаров Ю.С. Гражданское право. Общая часть. М., 2003.

40. Гамзатов М. Г. Синонимия в толковании и переводе юридических текстов // Известия вузов. Правоведение. 2010. № 3. С. 27-48.

41. Герасимов Ю. Е. Направления интегрирования мировых правовых семей современности // Междунар. публич. и частное право. 2010. № 5.

42. Гойман В.И. Действие права: Методологический анализ. М., 1992.

43. Гойман В.И. Формирование правовой активности личности. М., 1998.

44. Гойман В.И., Иванец Г.И. Толковый юридический словарь М., 1996.

45. Гойман Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Правоведение. М., 2001.

46. Гойман-Калинский И.В., Иванец Г.И., Червонюк В.И. Элементар­ные начала общей теории права / Под общ. ред. В.И. Червонюка. М., 2003.

47. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996.

48. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосыл­ки, особенности, структура. М., 2002.

49. Горохов Д.Б. О результатах правового мониторинга: постановка проблемы // Законодательство и экономика. 2010. № 12.

50. Графский В. Г. Право как результат применения правила законной справедливости: интегральный подход // Государство и право. 2010. № 12. С. 5-13.

51. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996.

52. Гревцов Ю.И. Социология права: Курс лекций. СПб., 2001.

53. Гриб В.В. Взаимодействие государства и гражданского общества: правовые проблемы // История государства и права. 2010. № 23. С. 24-26.

54. Грибанов Д.В. Чувство права // Известия вузов. Правоведение. 2010. № 3. С. 253-260.

55. Грудцына Л. Особенности формирования и развития институтов гражданского общества в полицейском государстве: опыт России // Право и жизнь. 2010. № 8.

56. Губаева Т.В. Язык и право: Искусство владения словом и профес­сиональной юридической деятельностью. М., 2004.

57. Гурвич Г.Д. Философия и социология права: Избр. соч. ПД. Гурвича / Пер. с фр. М.В. Антонова; пер. с англ. М.В. Ворониной. СПб., 2004.

58. Давид Р. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. и вст. ст. В.А. Туманова. М., 1988.

59. Давыдова М.Л. Нормативно-правовое предписание. Природа, типология, технико-юридическое оформление - М.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2009. 224 с.

60. Дегтярева Н.И. К вопросу о необходимости выделения правовосстановительных санкций: за и против // Вестн. Сарат. гос. акад. права. 2010. № 6. С. 95-98.

61. Дигесты Юстиниана. Книги I-IV/ Отв. ред. А.Л. Кофанов. М., 2004.

62. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие.- Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. 345 с.

63. Елистратов В. В. О роли методологии в исследовании проблем правоохранительной политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 4. С. 124-125.

64. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004.

65. Ефимов А.Ф. Принципы законности и проблемы их реализации / Под общ. ред. В.М. Ведяхина. Тольятти, 2000.

66. Ефимцева Т.В. Место инновационного права в системе российского права // Предпринимательское право. Прилож. «Бизнес и право в России и за рубежом». 2010. № 3.

67. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка: М., 2003.

68. Жунусканов Т. Ж. О статусе регионального права в системе правовых норм Российской Федерации: некоторые вопросы и проблемы // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 2. С. 14-17.

69. Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершен­ствование: Сборник статей: В 2 т. / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2001.

70. Законотворчество в Российской Федерации: (научно-практическое и учебное пособие) / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2000.

71. Иванова Е. Н. Вопросы сочетания экономических и экологических интересов общества и государства в процессе правотворчества // Юридический мир. 2010. № 9.

72. Игнатенкова К. Е. К вопросу о роли стратегического планирования в правоохранитель ной политике // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 4. С. 122-124.

73. Ильин И.А. Теория права и государства. М., 2003.

74. Исаева Н. В. Правовая идентичность личности: к постановке проблемы // Право и государство: теория и практика. 2011. № 2. С. 16-20.

75. История философии права / Отв. ред. А.П. Альбов, Д.В. Маслен­ников, В.П. Сальников. СПб., 1998.

76. Калякин О. А. Аутентичное толкование – метод восполнения пробелов в нормативных актах // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 1. С. 3-5.

77. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М„ 1995.

78. Карташов В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ч. 1 - 4. Ярославль, 1996-1998.

79. Касымов Т.С. Несоответствие принципам терпимости некоторых отечественных концепций будущего государства // Право и государство: теория и практика. 2011. № 3. С. 95-102.

80. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Современ­ные трактовки и новые подходы. М., 1999.

81. Кашанина Т.В. Юридическая техника. М., 2007.

82. Керимов Д.А. Законодательная техника: Научно-методическое и учебное пособие. М., 1999.

83. Керимов Д.А. Культура и законодательная техника. М., 1998.

84. Керимов Д.А. Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2003.

85. Кивле Г.А. Rarler – слово масс: эмпирическое обоснование, политическая легализация

86. Ковлер А.И. Антропология права. М., 2002.

87. Кожевников С.Н. Государственное принуждение: регулятивно-охранительное назначение, формы // Юридический мир. 2010. № 9.

88. Кожевников С.Н. О юридической интерпретации государственного принуждения в современной России // Юридический мир. 2010. № 8.

89. Козлихин И.Ю. Идея правового государства. История и современность. СПб., 1993.

90. Колдин В.Я. Проблемы методологии правоприменения // Государство и право. 2011. № 1. С. 11-20.

91. Кольев А.И. Нация и государство. Теория консервативной рекон­струкции. М., 2005.

92. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 2006.

93. Коновалов, В. К. Понятие «государство» в ракурсе системного подхода // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 2010. № 6. С. 81-92.

94. Конституция и закон: стабильность и динамизм / Отв. ред. В.П. Казимирчук. М., 1998.

95. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 2004.

96. Котляревский С.А. Конституционное государство: Юридические предпосылки русских Основных законов. М., 2004.

97. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Социология права. М., 1995.

98. Лазарев В.В., Липень С.В.Теория государства и права. М.: Юрайт, 2011.

99. Лапаева В.В. Социология права / Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 2004.

100. Левин И.Ф. Суверенитет. СПб., 2003.

101. Левина С. В. Воспитательная функция права и правовая культура: содержание и формы сосуществования // Российский юридический журнал. 2010. № 6. С. 36-44.

102. Лейст О.Э. Сущность права: Проблемы теории и философии права. М., 2002.

103. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994.

104. Липинский Д.А., Малько А.В., Березовский Д.В., Мусаткина А.А.Теория государства и права. Учебник. - М.: КноРус, 2010. - 400 с.

105. Лукашева Е.А. Права человека. М., 1999.

106. Маликов М.К. Гносеологические основы реализации права. Уфа, 1998.

107. Малько А.В. Теория государства и права. Саратов.2009.

108. Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права. Элементарный курс. Учебное пособие. - М.: КноРус, 2012.

109. Мальцев Г.В. Понимание права: Подходы и проблемы. М., 1999.

110. Марченко М.И. Источники права. М., 2005.

111. Марченко М.Н Теория государства и права. М., 2007.

112. Матейкович М. С. Политическая модернизация России и право // Государство и право. 2011. № 1. С. 21-30.

113. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003.

114. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011.

115. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2005.

116. Милушева Т. В. К вопросу о социально-правовых ограничениях государства // Юрид. мир. 2010. № 10.

117. Мозженко И. И. Систематизация законодательства и ее признаки // Конституц. и муницип. право. 2010. № 12. С. 6-9.

118. Морозова Л.А. Основы государства и права. М., 2000.

119. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. М., 1998.

120. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2003.

121. Мызникова Е. А. Правовое равенство как цель в праве // Право и государство: теория и практика. 2011. № 1. С. 7-11.

122. Мызникова Е. А. Справедливость как цель права // Право и государство: теория и практика. 2011. № 2. С. 142-146.

123. Небратенко Г. Г. Новеллы типов права // Общество и право. 2010. № 2.

124. Недилько Ю. В. Толкование правовых норм и его значение // История государства и права. 2011. № 1. С. 30-32.

125. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. М., 1999.

126. Нерсесянц B.C. Философия права. М., 2004.

127. Нефедов, Б. И. Третья правовая система: действительность или правовой мираж // Право и государство: теория и практика. 2011. № 2. С. 100-106.

128. Общая теория государства и права / Под ред. В.И. Гоймана. М., 1996.

129. Общая теория государства права: Академический курс: В 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 1: Теория государства; Т. 2: Теория права. М., 2003.

130. Общая теория права / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. М., 1995.

131. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М, 1999.

132. Панихина А. В. Экономический анализ права с точки зрения либертатного и потестарного подходов // Право и государство: теория и практика. 2010. № 12. С.136-138.

133. Панченко П. Н. Стратегия модернизации России, право, правовая наука // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 2. С. 3-6.

134. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.

135. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2002.

136. Пахман С.В. Обычное гражданское право в России. М., 2003.

137. Петришин А. В. Народовластие как фундамент демократического, правового, социального государства // Известия вузов. Правоведение. 2010. № 3. С. 6-14.

138. Петров, М. П. Необходимость административной реформы правоохранительной системы: критические замечания к законопроекту «О полиции» // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 4. С. 126-128.

139. Плотникова Т.В., Худяков С.С. Правоведение: Учебник. Тамбов, 2006.

140. Поленина С. В. Правовая политика – генерирующий фактор правотворчества // Государство и право. 2011. № 1. С. 94-96.

141. Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2003.

142. Право и культура: [монография] / [Г. А. Аванесова и др.] ; под общ. ред. В. К.Егорова, Ю. А. Тихомирова, О. Н. Астафьевой. М.: РАГС, 2009. 462 с.

143. Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М., 2001.

144. Проблемы юридической техники: Сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2000.

145. Протасов В.Н. Теория права и государства. Конспект лекций.- М.: Юрайт, 2009. 155 с.

146. Радбрух Г. Философия права: Пер. с нем. М., 2004.

147. Ралько О. В. К вопросу о «правовом законе» и понятии «правовой государственности» // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 12. С. 3-7.

148. Рассказов Л.П. Теория государства и права. М., 2008.

149. Раянов Ф.М. Юриспруденция. Уфа, 2001.

150. Родионова, О. В. Современное социальное государство: типология и проблемы модернизации // Известия вузов. Правоведение. 2010. № 3. С. 15-26.

151. Розин В.М. Генезис права: Методологический и культурологический анализ. М., 2003.

152. Романчук И. С. Свойства и признаки государственно-властных отношений // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 11. С. 6-8.

153. Рысина Е. П. К вопросу о средствах правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 4. С. 99-103.

154. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности / Под ред. В.А. Туманова. М., 2001.

155. Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система. Вопросы правореализации. Саратов, 1995.

156. Современные вопросы государства, права, юридического образования : сб. науч. тр. по материалам VI общерос. науч.-практ.интернет-конф., 22 дек. 2009. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. 387 с.

157. Соколов А. Б. Социальная политика и социальное здоровье в трансформационных процессах современного общества // Общество и право. 2010. № 2.

158. Сорокин В. В. Правовое регулирование общественных отношений перед вызовами глобализма // Рос. юстиция. 2011. № 1. С. 54-59.

159. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. СПб., 2004.

160. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 1998.

161. Суменков, С. Ю. Диалектический материализм как метод познания исключений в праве // Вестн. Сарат. гос. акад. права. 2010. № 6. С. 75-80.

162. Сурия П.Синха. Юриспруденция. Философия права. М., 1996.

163. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Т. 1: Элементный состав. М., 2004.

164. Сырых В.М. Теория государства и права.. М., 2005.

165. Темнов Е.И. Теория государства и права. М., 2004.

166. Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. М., 2000.

167. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2008.

168. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2009.

169. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2004.

170. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2002.

171. Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. / Авт.-сост. В.В. Лазарев, СВ. Липень. М.,2001.

172. Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995.

173. Теория права и государства: Курс лекций / Под ред. Н.А. Катаева, В.В. Лазарева. Уфа, 1994.

174. Тиби Б. Исламистская шариатизация политики и социума. Источник конфликта между цивилизациями? // Сравнительное конституционное обозрение. 2010. № 6. С. 37-57.

175. Тихомиров Ю. А. Поведение в обществе и право // Журнал российского права. 2011. № 2. С. 5-11.

176. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: Учебное и научно-практическое пособие. М., 2000.

177. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.

178. Толстик В. А. Некоторые теоретико-методологические проблемы целеполагания в законодательстве // Вестн. Сарат. гос. акад. права. 2010. № 6. С. 72-75.

179. Тон А. Правовая норма и субъективное право. Исследования по общей теории права // Вестник гражданского права. 2010. № 4; 5.

180. Трубецкой Е.Н. Труды по философии права. СПб., 2001.

181. Хартли Т.К. Основы права Европейского сообщества: Пер. с англ. М., 1998.

182. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 2010.

183. Чашин А.Н. Теория государства и права.М., 2008.

184. Червонюк В.И. Конституционное право России. М., 2003.

185. Червонюк В.И. Теория государства и права. М., 2007.

186. Черданцев А.Ф. Теория государства и права.. М., 2001.

187. Черненко А.К. Теоретико-методологические проблемы форми­рования правовой системы общества. Новосибирск, 2004.

188. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2000.

Наши рекомендации