Понятие демократии. Демократия нормативная и эмпирическая. Принципы организации эмпирической демократии.

Демократия – особая форма организации государственного устройства, при которой властью обладают все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством.

Демократия понимается в нескольких значениях:

1) для характеристики политического режима, где источник власти – народ.

2) для обозначения устройства общества, идеалом которого является свобода, равенство, суверенитет, уважение прав человека и меньшинства.

3) для обозначения форм устройства любой организации, основанной на принципах равноправия ее членов, периодической выборности органов управления и принятии в них решений по большинству голосов.

4) для обозначения какого-либо социального движения.

В толковании демократии с античных времен выделяют:

1) нормативную модель – идеальная, показывающая ее преимущества перед другими формами правления

2) эмпирическая модель – абстрагируется от идеалов, анализирует демократию такой, какая она есть на практике.

Демократия – как линия горизонта, к которой можно приближаться, но нельзя приблизиться (В. Гаавел).

Демократия – власть народа, но в то же время весь народ не может управлять государством. Любое государство предполагает насилие, власть большинства над меньшинством. Платон критиковал власть толпы (охлократию).

В настоящее время демократия, как организация политического и гражданского общества, представляет собой нечто среднее, балансирующее между самоуправлением и политической властью. В одних случаях демократия приближается к самоуправлению, сливается с ним, в других – связана с сильной политической властью.

Важнейшими чертами (показателями) современной реальной демократии являются:

1. Суверенитет народа. Он заключается в реализации народом своей главной политической сущности – быть источником власти. Суверенитет народа в современных демократических государствах означает, что граждане имеют право непосредственно участвовать в выборах представительных органов власти, смещать их, принимать законы, контролировать власть через созданные им объединения, СМИ.

2. Законодательное закрепление широких экономических, социальных, политических прав и свобод человека, создание механизма их реализации.

Права человека – это признанная и гарантированная возможность совершать определенные действия в личных интересах по своей воле и добиваться их защиты. Ориентиром прав и свобод для всех демократических стран служит «Всеобщая декларация прав человека», принятая ООН 10 декабря 1948 г. Она провозглашает широкий круг личных, социально-экономических, политических и культурных прав и свобод.

К личным правам и свободам относятся – право на жизнь, личную неприкосновенность, в том числе свободу от пыток, жестокости; свобода религии, передвижения, право на защиту законом и др.;

Социально-экономические права включают – право владеть имуществом, свободу выбора работы, право на отдых и досуг, на охрану здоровья, обеспечение по болезни и старости.

Политические права и свободы представлены – правом на свободу убеждений и выражение их, на получение и распространение информации, право на союзы, демонстрации, на участие в политических и государственных делах, на гражданство.

Социально-культурные права – право на образование, удовлетворение культурных запросов и защиту интеллектуальной собственности и другие.

3. Предоставление предельно широкому кругу народа права избирать и быть избранным в государственные и общественные структуры.

4. Свободные и строго периодичные выборы. Их процедура и периодичность имеют законодательное закрепление. В этом механизме выборы становятся средством влияния на власть гражданами, которые отстаивают, таким образом, свои интересы посредством законной и мирной смены власти.

5. Решение вопросов большинством при твердой гарантии прав меньшинства. Это означает, что меньшинство, признавая волю большинства, сохраняет возможность открыто отстаивать свою точку зрения, пропагандировать свое мнение с надеждой в будущем добиться численного перевеса. Такое положение делает большинство неустойчивым и не дает возможность его победе перерасти в диктат и тиранию.

6. Сочетание форм непосредственной демократии (референдум, плебисцит) и демократии представительной (выражение воли народа через выдвижение своих представителей в выборные органы).

7. Реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с четко определенными законами полномочиями и обязанностями. При этом каждая власть является относительно независимой, выступает противовесом, органом сдержки другой.

8. Многопартийность, и главным образом наличие не менее двух соперничающих партий, которые контролируют власть, друг друга, не допуская узурпации власти одной политической партией. Соперничающие партии действуют в рамках закона и соблюдают определенные «правила игры», сменяя друг друга у власти без насилия.

9. Плюрализм, который проявляется в многообразии взглядов, наличии альтернативных источников информации, свободной прессы.

10. Независимость суда. Этим гарантируется объективность в рассмотрении всех спорных вопросов, защита прав людей от любых посягательств.

Имеются и другие общие черты реальной демократии. Вместе взятые, они позволяют обеспечить реальное участие народа в управлении государственными и общественными делами, основанное на уважении прав и свобод человека и гражданина.

Наши рекомендации