Большинство западных политологов выделяют следующие три типа политических систем.

Политические системы англо-американского типа.Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

Политические системы тоталитарного типа.Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.

Континентально-европейские системы.Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

11. Особенности политической системы в современной россии

В России становление современной политической системы совпадает по времени: а) с рыночными преобразованиями экономики; б) с распадом СССР. Из-за размеров страны, провала либеральных реформ первой половины 90-х годов, многоликости ее этноконфессионального состава, последствий прежней системы организации власти, особенностей и традиций российского менталитета этот процесс протекает с множеством коллизий и пока далек от завершения.

Существенным этапом становления современной политической системы России стало принятие новой Конституции 1993 года, которая закрепила основные ее формальные характеристики. В понятие основ конституционного строя входят закрепленные Конституцией РФ основные характеристики Российского государства: демократическое, правовое, федеративное, социальное, светское, с республиканской формой правления.

Демократическое государство. Демократический характер политической системы России выражается в одном из основных его конституционных признаков – народовластии, которое осуществляется путем выборов и референдума. Они проводятся на трех уровнях: федеральном, региональном (субъектов Федерации), местном.

Выборы в России - это участие граждан в осуществлении народовластия, включающее выборы: Президента РФ; депутатов Государственной Думы; депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации; в органы местного самоуправления.

Власть в РФ реализуется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, судами РФ.

Правовое государство. В самом общем виде правовое государство определяют как государство, в котором господствует право. Правовое государство — это правовая форма организации и деятельности политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами власти и действующего права. Главное отличие такого государства состоит в признании приоритета права во всех сферах жизнедеятельности общества.

Считается, что формирование и развитие правового государства возможно только при наличии основных демократических институтов.

Становление правового государства требует последовательного проведения в жизнь следующих основных принципов: а) верховенство закона, связанность законом государства и его органов; б) реальность и обеспеченность прав и свобод индивидов; в) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей; г) взаимная ответственность государства и личности, наличие развитого гражданского общества.

Социальное государство. Характеристика, определяющая облик демократического государства, подразумевающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Данная характеристика означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства провозглашен в ФРГ 1949 г.

Конституция РФ 1993 г. провозглашает, что РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Из этого общего положения вытекают следующие обязанности государства: 1) охранять труд и здоровье людей; 2) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; 3) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; 4) развивать систему социальных служб; 5) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Светское государство. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В светском государстве признается равноправие граждан независимо от их религиозной принадлежности. Конституция РФ следующим образом раскрывает параметры светского государства: 1) никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; 2) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Республиканская форма правления.Важнейшими отличительными чертами республики является признание за народом суверенного права на власть и осуществление управления государством на основе народного представительства. Конституция РФ 1993 г. провозгласила Россию демократическим правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции), но она не закрепила непосредственно ни одну из существующих разновидностей республики (парламентская, президентская, суперпрезидентская, смешанная). Как правило, Российскую Федерацию определяют президентской республикой с очень широкими полномочиями президента.

Следует отметить, что в настоящее время классификация государств по принципу президентской или парламентской формы правления имеет более важное значение, чем классификация их на основе деления на монархии и республики. Различий между современными парламентскими республиками и конституционными (парламентскими) монархиями значительно меньше, чем между президентскими и парламентскими республиками.

Конституция РФ содержит новое для конституционного законодательства положение об отношениях государства к человеку и гражданину. Согласно ст. 2 «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Это исходное, базовое положение определяет содержание и структуру специальной главы (гл. 2), посвященной правам и свободам человека и гражданина.

Федеративное государство. Федерализм (от лат. foederatio - союз, объединение) является одним из основополагающих конституционных принципов России. Федерализм фиксирует приверженность Российского государства теории и практике одной из самых распространенных форм политической организации общества в современном мире.

Особенность федерализма, в отличие от унитаризма, состоит в том, что наряду с горизонтальным разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, он предусматривает вертикальное разделение властных полномочий между разными уровнями власти – федеральным, субъектов федерации и местных органов власти. Поэтому не удивительно, что самой сложной из всех проблем, связанных с федерализмом, является проблема суверенитета. В отечественной научной литературе преобладает точка зрения, согласно которой суверенитет нельзя поделить, а значит - субъекты федерации не могут обладать им даже частично.

Россия состоит из 89 федеральных единиц (субъектов), которые подразделяются на три основные типа: 1) национально-государственные (21 республика); 2) административно-территориальные ( 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург); 3) национально-территориальных (1 автономная область, 10 автономных округов).

Основными принципами федеративного государственного устройства России являются следующие: 1) равноправие субъектов; 2) государственная целостность; 3) самоопределение народов; 4) разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и субъектами федерации (данный принцип выражается в конституционном закреплении предметов ведения России, предметов совместного ведения и предметов ведения субъектов федерации).

Российская федерация имеет ряд особенностей: а) является конституционно-договорной формой федерации, в которой в отличие от договорного союза, образовывающегося в результате чисто договорного объединения государств в одно новое государство, федеральное устройство учреждается путем принятия Конституции (в данном случае Конституции 1993 года); б) члены (субъекты) не обладают государственным суверенитетом, он принадлежит России; в) субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода из состава федерации, то есть права на сецессию; г) Россия относится к смешанному типу федераций, так как ее структурирование основывается как на принципе территориальном, так и на национально-территориальном; д) является асимметричной, так как в отличие от симметричных федераций, где равноправие федеральных единиц сопровождается и равенством их правового статуса, в России правовой статус ее членов (субъектов) несколько различается (республики и другие субъекты различны по своему правовому статусу).

Многие аналитики отмечают, что конституционные характеристики Российской политической системы во многом носят формальный характер и не в полной мере отражают реальный облик складывающегося политического режима. По поводу его определения в политической науке ведется активная дискуссия. Высказываются самые разнообразные точки зрения. Политический режим в России определяется и как «авторитарная демократия»; и как «советизация»; и как «полуавторитарный» режим; и как «имитационная демократия»; и как «неосталинизм»; и как некая разновидность Веймарской республики, готовящая почву для появления реальной диктатуры; и как некая разновидность «восточноазиатских автократических модернизационных» режимов, которые заложили фундамент стабильной либеральной демократии; и как «административная олигархия»; и как «выборная монархия»; и как «управляемая демократия»; и как «недопарламентская республика» и т.д. Однако, при столь широком диапазоне мнений и оценок, большинство аналитиков признают два момента: во-первых, что политическая система России находится в стадии трансформации, которая не завершена; во-вторых, что результат этой трансформации во многом будет зависеть от цивилизационной принадлежности России. При этом, одни считают ее органической, хотя и своеобразной частью Европы, другие – культурным лидером особой восточно-славянской цивилизации, а третьи – культурно-историческим образованием, промежуточным между цивилизациями Европы и Азии.

14.тоталитаризм как исторический и политический феномен

Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в., хотя тоталитарные идеи возникли гораздо раньше. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов totalitas (полнота, целостность) и totalis (весь, полный, целый).

Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон в 20-е гг. итальянским философом Джованни Джентиле, а затем был ис­пользован лидером итальянских фашистов Бенито Муссолини для харак­теристики созданного им режима. В 1929 г. газета «Таймс» употребила этот термин применительно к режиму, сложившемуся в Советском Сою­зе. После Второй мировой войны в западной политической науке стало общепринятым обозначать понятием «тоталитаризм» режимы, существо­вавшие в фашистской Германии, Советском Союзе, странах «победивше­го социализма».

Теория тоталитаризма складывалась в 40-50 гг. ХХ века и получила разви­тие в последующие десятилетия. Первыми теоретическими исследованиями по проблемам тоталитаризма стали работы Ф.Хайека «Дорога к рабству» (1944) и Х.Арендт «Истоки тотали­таризма» (1951), а также совместный труд двух американских политоло­гов К.Фридриха и З.Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956). В последнем сформулированы следующие основные признаки тоталитарного режима:

1. Официальная идеология, т.е. комплекс идей, обосновывающий право этих режимов на существование, претендует на охват всех без ис­ключении сфер общественной и частной жизни, а также на то, что они являются воплощением истины и поэтому общеобязательны. Официально считается, что подавляющее большинство населения единодушно призна­ет и разделяет данную идеологию. Тоталитарная идеология отрицает прошлое и настоящее во имя великого и светлого будущего. Ее целью является создание «нового» общества и «нового» человека, причем инте­ресы и тем более свободы личности подчиняются интересам государства. Общество функционирует по принципу «запрещено все, кроме того, что приказано».

2. Монополия на власть одной политической партии, а сама пар­тия под властью одного харизматического лидера (фюрер, дуче, генераль­ный секретарь). Идет процесс сращивания правящей партии с госаппара­том. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функ­ции.

3. Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы. Умаляется роль права, закона: власть получает законом не ограниченные и закону не подчиненные полномочия. Государство становится неправо­вым.

4. Партийный контроль за средствами массовой информации. Же­сткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массо­вой коммуникации – прессой, радио, кино, литературой, телевидением и т.д.

5. Всеобъемлющий контроль над вооруженными силами. Сохране­ние и упрочение всей этой системы монополий невозможно без насилия, следовательно, происходит милитаризация общества, создание обстановки военного лагеря, «осажденной крепости», опускается «железный занавес».

6. Централизованный контроль экономики и система бюрократиче­ского управления экономической деятельностью. Утверждается, что пла­новая экономика наиболее рациональная и эффективная.

15. Авторитарный политический режим.

Авторитарный режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при минимальном участии народа.

В основе данного режима – авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений. Три признака или свойства авторитаризма отличают его от других типов правления и власти и обычно сочетаются: 1) централизация власти; 2)безапелляционный командный метод руководства; 3) безусловное повиновение.

Все эти свойства сводятся к акценту на принуждение к исполнению воли правящего лица, подавление воли и свободы подчиненных и общества в целом.

Исторически авторитаризм существовал в разных формах в самые разные эпохи и в различных странах: Персии, Спарте, Германии, Испании (Франко), Италии (Муссолини), Чили (Пиночет), Филиппины (Маркос), Никарагуа (Сомоса) и т. д.

Признаки авторитарного политического режима:

1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

3) роль представительных органов власти ограничена властным субъектом, хотя они и могут существовать;

4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;

7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»;

8) отсутствие единой идеологии (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям);

9) отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме;

10) существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они разгоняются;

11) права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте (прежде всего в политической сфере);

12) личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

13) «силовые» структуры обществу практически не подконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях;

14) роль лидера высока, но, в отличие от тоталитаризма, лидер не харизматического толка.

16. Либерально – демократический режим.

 

Демократический режим – государственная власть обеспечивает свободное развитие личности, ее законных прав и интересов. Признаки демократического режима: реальное осуществление прав и свобод; равноправие всех граждан; многопартийность; выборность центральных и местных органов власти; свобода вероисповедания; гласность в деятельности государства; свободные СМИ; свободное передвижение граждан в пространстве; свободы в экономической сфере; политическая, правовая, организационно-распорядительная гарантии прав и свобод граждан.

Либеральный, или либерально-демократический режим — это такой вид демократического типа государственного властвования, в условиях которого демократические способы, формы и методы осу­ществления государственной власти получают сравнительно неполное, ограниченное и непоследовательное применение. С одной стороны, такой режим связан с достаточно высоким уровнем политической сво­боды личности; а с другой — реальные объективные и субъективные условия соответствующих стран существенно ограничивают возмож­ности использования демократических средств и методов государст­венно-политического правления. Это обусловливает то, что либераль­ный государственно-политический режим должен быть отнесен к де­мократическому типу государственного властвования и в то же время выделен в его рамках в особый вид демократических режимов, отлич­ный от собственно демократических или развитых демократических режимов.

Либеральный государственно-политический режим — воплощение социально-политических принципов и идеалов либерализма (от латин­ского liberalis — свободный) — одного из важнейших и распространен­ных идейных и общественно-политических течений, окончательно сло­жившегося в особое, самостоятельное направление в 30—40-е гг. XIX столетия, хотя идейные истоки либерализма уходят в XVII—XVIII вв. (Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Т. Джефферсон, Б. Франклин, И. Бентам и др.). Исторически классический либерализм сложился в борьбе против феодального закабаления личности, против сословных привилегий, наследственной государственной власти и т.д., за свободу и равноправие граждан, равные возможности для всех и каждого, демо­кратические формы социально-политической жизни.

Для либерализма характеры: признание самоценности личности и изначального равенства всех людей; индивидуализм, гуманизм и кос­мополитизм; отстаивание неотчуждаемых прав, свобод и ответствен­ности граждан, прежде всего прав на жизнь, свободу, собственность и стремление к счастью; поддержка принципов народовластия, консти­туционализма, разделения властей, парламентаризма, законности и правопорядка; понимание государства как органа, основанного на до­говоре и консенсусе с членами общества, ограниченного целями защи­ты изначальных прав человека, не вмешивающегося в его частную жизнь, поддерживающего принципы рыночной экономики, свободы предпринимательства и конкуренции при минимальном вмешательст­ве государства в экономику.

Классический либерализм, получивший широкое распространение и серьезное влияние во второй половине XIX — первой половине XX в., особенно в связи с созданием и деятель­ностью либеральных партий и приходом многих из них к власти, пре­терпел сегодня значительную эволюцию и обновление.

В частности, современный либерализм или неолиберализм отличается большим восприятием идей плюралистической демократии и многообразия форм собственности, расширения и усиления роли государства в общественной жизни, социального государства, социальной справедливости и др.

Если в прошлом, особенно в XIX в., либеральный режим был при­сущ индустриально развитым странам, переживавшим тогда процесс становления подлинной демократии, то в современном мире такие ре­жимы особенно характерны для постколониальных и постсоциалисти­ческих стран, переходящих от антидемократических колониальных или тоталитарных режимов к развитому демократическому правле­нию. Сегодня таковыми являются государственно-политические режи­мы в ряде развивающихся стран (например, в Индии, Египте, Турции, Филиппинах, Шри-Ланке и др.), серьезно продвинувшиеся по пути демократизации политической жизни, но пока еще далеко не достиг­шие уровня стран развитой демократии, а также в некоторых постсоци­алистических странах Европы.

17. Демократия: исторический формы, теоретические истории

Наши рекомендации