Максимальная оценка – 50 баллов

ТРЕТИЙ ТУР

Максимальная оценка – 50 баллов

Время на подготовку – 60мин. Время на выступление и ответы на вопросы - 10 мин.

Уважаемые участники!

В третьем туре Вы должны выступить с небольшим научным сообщением перед членами жюри и своими товарищами. Сообщение, посвященное одной из названных ниже тем (по вашему выбору), должно быть сделано на основе не только Ваших знаний об этой проблеме, но и на основе анализа предложенного Вам текста источника.

Прежде всего выберите тему из числа предложенных ниже. Каждой теме сопутствует небольшой фрагмент источника, который Вы должны разобрать в своем выступлении. На подготовку выступления вам дается один час, само же выступление не должно превышать 4 минут.

Вы должны не только сделать собственное сообщение, но и принять участие в обсуждении выступлений других участников. Каждому будет предоставлена возможность задать вопрос кому-то из докладчиков. Жюри будет оценивать само выступление, умение задать вопрос и умение на него ответить.

Вот критерии оценки Вашего участия в третьем туре:

  1. Умение объяснить проблему, которой посвящено сообщение, знание эпохи и научных проблем, связанных с этой эпохой (до 10 баллов)
  2. Умение показать значение изученного Вами текста для раскрытия проблемы (до 10 баллов)
  3. Умение представить свою точку зрения, убедительность аргументации выдвигаемых положений, логичность построения выступления, грамотность владения научной терминологией (до 10 баллов)
  4. Манера работы с источником – полнота и корректность использования его данных, построение аргументации (до 10 баллов),
  5. Умение отвечать на вопросы – понимание сути заданных вопросов, умение найти нужные аргументы, грамотное использование источника при ответе на вопрос (до 5 баллов)
  6. Умение сформулировать вопрос к докладчику. Вопрос должен быть нацелен на не то, чтобы «завалить» докладчика, а на то, чтобы помочь ему осветить какие-то недостаточно освещенные аспекты темы (до 5 баллов)

При подготовке выступления мы советуем Вам воспользоваться следующим приблизительным планом:

  1. Опишите (двумя-тремя предложениями) исторический момент, которому посвящено Ваше выступление, и определите цель своего доклада.
  2. Охарактеризуйте Ваш источник и возможности для анализа, которые он Вам предоставляет.
  3. Разберите поставленную Вами проблему, пользуясь как источником, так и своими знаниями о рассматриваемой эпохе.
  4. Подведите итог, покажите, к каким выводам Вам удалось прийти, обозначьте значение рассмотренных Вами событий или явлений для истории России (тоже как можно более коротко).

СПИСОК ТЕМ

1. Русские князья и половцы в конце XI в.(ПоПовести временных лет). С. 3.

2. Представления об идеальном князе в домонгольской Руси(ПоОтрывку из Повести об убиении кн. Андрея Боголюбского).С. 4..

3. Отношения между русскими княжествами в Куликовскую эпоху(ПоМосковско-тверскому договору 1375 г. и Московско-рязанскому договору 1382 г.).С. 5..

4. Местничество и служебные назначения в Московском государстве в XVI в.(По«Приговору о местах и воеводах в полках. 1550 г.»).С. 6..

5. Русское общество и поляки в конце Смуты (По Дневнику С.Маскевича, одного из подчиненных А.Госневского).С. 7.

6.Крупное вотчинное хозяйство в середине XVII в. (По Грамоте Б.И.Морозова приказчикам нижегородских и арзамасских вотчин, 1650 г.).С. 7.

7.Русские заводы XVII в. (По Книге переписной стольника А.Фонвизина по поротовским и угодским заводам. 1663 г).С. 8.

8. Раскольники и государственная власть в период Соловецкого восстания (По Распросным речам выходцев из монастыря священника Митрофана (Октябрь 1674 г.) и старца Пахомия, 1676 г.). С. 9.

9. Восстание Кондратия Булавина: Намерения и требования восставших (По Прелестному письму» К. Булавина в русские города и села. Март 1708 г.).С. 10.

10. Дворянство и верховная власть по В.Н.Татищеву(По сочинению В.Н.Татищева «Произвольное и согласное рассуждение и мнение собравшегося шляхетства о правлении государственном» 1730 г.).С. 10.

11. Организация и быт военных поселений. (Из воспоминаний поселянина. Первая половина 1880-х гг.).С. 12.

12. Принципы внешней политики Николая I в период революций 1848-1849 гг. (По Высочайшему Манифесту 14 марта 1848 г. ).С. 13.

13. Крестьянская трудовая этика и организация помещичьего пореформенного хозяйства(По сочинению А.Н.Энгельгардта Из деревни. 12 писем. Письмо четвертое (фрагменты).С. 13.

14. Государственная политика в области промышленности в начале нэпа(По Декрету ВЦИК и СНК от 10 апреля 1923 г.).С. 15.

15. Внутрипартийная борьба в начале 1920-х гг.(Из книги Ф. Чуева «Сто сорок бесед с Молотовым»).С. 16.

16. Трудовые отношения в СССР в период индустриализации(По Указу Президиума Верховного Совета СССР «О порядке обязательного перевода инженеров, техников, мастеров, служащих и квалифицированных рабочих с одних предприятий и учреждений в другие». 19 октября 1940 года).С. 17.

17. Обсуждение вопроса об уставе ООН на Ялтинской конференции (Ялтинская конференция. Запись заседания глав правительств. 6 февраля 1945 г.).С. 18.

18. Польский вопрос и позиция Советского Союза на заключительном этапе войны (Ялтинская конференция. Запись заседания глав правительств. 6 февраля 1945 г.).С. 20.

19. Геополитические и правовые условия формирования социалистического блока(По Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Народной Республикой Албанией, Народной Республикой Болгарией, Венгерской Народной Республикой, Германской Демократической Республикой, Польской Народной Республикой, Румынской Народной Республикой, Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой. 14 мая 1955 года).С. 21.

20. Диссидентское движение в СССР в 1970-х гг.(По Информационной записке № 1241-А председателя КГБ при СМ СССР Ю. В. Андропова в ЦК КПСС «О некоторых негативных проявлениях среди творческой молодежи и недостатках в ее воспитании». 19.05.1975.С. 23.

ТРЕТИЙ ТУР

Максимальная оценка – 50 баллов

Время на подготовку – 60мин. Время на выступление и ответы на вопросы - 10 мин.

Уважаемые участники!

В третьем туре Вы должны выступить с небольшим научным сообщением перед членами жюри и своими товарищами. Сообщение, посвященное одной из названных ниже тем (по вашему выбору), должно быть сделано на основе не только Ваших знаний об этой проблеме, но и на основе анализа предложенного Вам текста источника.

Прежде всего выберите тему из числа предложенных ниже. Каждой теме сопутствует небольшой фрагмент источника, который Вы должны разобрать в своем выступлении. На подготовку выступления вам дается один час, само же выступление не должно превышать 4 минут.

Вы должны не только сделать собственное сообщение, но и принять участие в обсуждении выступлений других участников. Каждому будет предоставлена возможность задать вопрос кому-то из докладчиков. Жюри будет оценивать само выступление, умение задать вопрос и умение на него ответить.

Вот критерии оценки Вашего участия в третьем туре:

  1. Умение объяснить проблему, которой посвящено сообщение, знание эпохи и научных проблем, связанных с этой эпохой (до 10 баллов)
  2. Умение показать значение изученного Вами текста для раскрытия проблемы (до 10 баллов)
  3. Умение представить свою точку зрения, убедительность аргументации выдвигаемых положений, логичность построения выступления, грамотность владения научной терминологией (до 10 баллов)
  4. Манера работы с источником – полнота и корректность использования его данных, построение аргументации (до 10 баллов),
  5. Умение отвечать на вопросы – понимание сути заданных вопросов, умение найти нужные аргументы, грамотное использование источника при ответе на вопрос (до 5 баллов)
  6. Умение сформулировать вопрос к докладчику. Вопрос должен быть нацелен на не то, чтобы «завалить» докладчика, а на то, чтобы помочь ему осветить какие-то недостаточно освещенные аспекты темы (до 5 баллов)

При подготовке выступления мы советуем Вам воспользоваться следующим приблизительным планом:

  1. Опишите (двумя-тремя предложениями) исторический момент, которому посвящено Ваше выступление, и определите цель своего доклада.
  2. Охарактеризуйте Ваш источник и возможности для анализа, которые он Вам предоставляет.
  3. Разберите поставленную Вами проблему, пользуясь как источником, так и своими знаниями о рассматриваемой эпохе.
  4. Подведите итог, покажите, к каким выводам Вам удалось прийти, обозначьте значение рассмотренных Вами событий или явлений для истории России (тоже как можно более коротко).

СПИСОК ТЕМ

1. Русские князья и половцы в конце XI в.(ПоПовести временных лет). С. 3.

2. Представления об идеальном князе в домонгольской Руси(ПоОтрывку из Повести об убиении кн. Андрея Боголюбского).С. 4..

3. Отношения между русскими княжествами в Куликовскую эпоху(ПоМосковско-тверскому договору 1375 г. и Московско-рязанскому договору 1382 г.).С. 5..

4. Местничество и служебные назначения в Московском государстве в XVI в.(По«Приговору о местах и воеводах в полках. 1550 г.»).С. 6..

5. Русское общество и поляки в конце Смуты (По Дневнику С.Маскевича, одного из подчиненных А.Госневского).С. 7.

6.Крупное вотчинное хозяйство в середине XVII в. (По Грамоте Б.И.Морозова приказчикам нижегородских и арзамасских вотчин, 1650 г.).С. 7.

7.Русские заводы XVII в. (По Книге переписной стольника А.Фонвизина по поротовским и угодским заводам. 1663 г).С. 8.

8. Раскольники и государственная власть в период Соловецкого восстания (По Распросным речам выходцев из монастыря священника Митрофана (Октябрь 1674 г.) и старца Пахомия, 1676 г.). С. 9.

9. Восстание Кондратия Булавина: Намерения и требования восставших (По Прелестному письму» К. Булавина в русские города и села. Март 1708 г.).С. 10.

10. Дворянство и верховная власть по В.Н.Татищеву(По сочинению В.Н.Татищева «Произвольное и согласное рассуждение и мнение собравшегося шляхетства о правлении государственном» 1730 г.).С. 10.

11. Организация и быт военных поселений. (Из воспоминаний поселянина. Первая половина 1880-х гг.).С. 12.

12. Принципы внешней политики Николая I в период революций 1848-1849 гг. (По Высочайшему Манифесту 14 марта 1848 г. ).С. 13.

13. Крестьянская трудовая этика и организация помещичьего пореформенного хозяйства(По сочинению А.Н.Энгельгардта Из деревни. 12 писем. Письмо четвертое (фрагменты).С. 13.

14. Государственная политика в области промышленности в начале нэпа(По Декрету ВЦИК и СНК от 10 апреля 1923 г.).С. 15.

15. Внутрипартийная борьба в начале 1920-х гг.(Из книги Ф. Чуева «Сто сорок бесед с Молотовым»).С. 16.

16. Трудовые отношения в СССР в период индустриализации(По Указу Президиума Верховного Совета СССР «О порядке обязательного перевода инженеров, техников, мастеров, служащих и квалифицированных рабочих с одних предприятий и учреждений в другие». 19 октября 1940 года).С. 17.

17. Обсуждение вопроса об уставе ООН на Ялтинской конференции (Ялтинская конференция. Запись заседания глав правительств. 6 февраля 1945 г.).С. 18.

18. Польский вопрос и позиция Советского Союза на заключительном этапе войны (Ялтинская конференция. Запись заседания глав правительств. 6 февраля 1945 г.).С. 20.

19. Геополитические и правовые условия формирования социалистического блока(По Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Народной Республикой Албанией, Народной Республикой Болгарией, Венгерской Народной Республикой, Германской Демократической Республикой, Польской Народной Республикой, Румынской Народной Республикой, Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой. 14 мая 1955 года).С. 21.

20. Диссидентское движение в СССР в 1970-х гг.(По Информационной записке № 1241-А председателя КГБ при СМ СССР Ю. В. Андропова в ЦК КПСС «О некоторых негативных проявлениях среди творческой молодежи и недостатках в ее воспитании». 19.05.1975.С. 23.


Наши рекомендации