Максимальная оценка – 50 баллов
ТРЕТИЙ ТУР
Максимальная оценка – 50 баллов
Время на подготовку – 60мин. Время на выступление и ответы на вопросы - 10 мин.
Уважаемые участники!
В третьем туре Вы должны выступить с небольшим научным сообщением перед членами жюри и своими товарищами. Сообщение, посвященное одной из названных ниже тем (по вашему выбору), должно быть сделано на основе не только Ваших знаний об этой проблеме, но и на основе анализа предложенного Вам текста источника.
Прежде всего выберите тему из числа предложенных ниже. Каждой теме сопутствует небольшой фрагмент источника, который Вы должны разобрать в своем выступлении. На подготовку выступления вам дается один час, само же выступление не должно превышать 4 минут.
Вы должны не только сделать собственное сообщение, но и принять участие в обсуждении выступлений других участников. Каждому будет предоставлена возможность задать вопрос кому-то из докладчиков. Жюри будет оценивать само выступление, умение задать вопрос и умение на него ответить.
Вот критерии оценки Вашего участия в третьем туре:
- Умение объяснить проблему, которой посвящено сообщение, знание эпохи и научных проблем, связанных с этой эпохой (до 10 баллов)
- Умение показать значение изученного Вами текста для раскрытия проблемы (до 10 баллов)
- Умение представить свою точку зрения, убедительность аргументации выдвигаемых положений, логичность построения выступления, грамотность владения научной терминологией (до 10 баллов)
- Манера работы с источником – полнота и корректность использования его данных, построение аргументации (до 10 баллов),
- Умение отвечать на вопросы – понимание сути заданных вопросов, умение найти нужные аргументы, грамотное использование источника при ответе на вопрос (до 5 баллов)
- Умение сформулировать вопрос к докладчику. Вопрос должен быть нацелен на не то, чтобы «завалить» докладчика, а на то, чтобы помочь ему осветить какие-то недостаточно освещенные аспекты темы (до 5 баллов)
При подготовке выступления мы советуем Вам воспользоваться следующим приблизительным планом:
- Опишите (двумя-тремя предложениями) исторический момент, которому посвящено Ваше выступление, и определите цель своего доклада.
- Охарактеризуйте Ваш источник и возможности для анализа, которые он Вам предоставляет.
- Разберите поставленную Вами проблему, пользуясь как источником, так и своими знаниями о рассматриваемой эпохе.
- Подведите итог, покажите, к каким выводам Вам удалось прийти, обозначьте значение рассмотренных Вами событий или явлений для истории России (тоже как можно более коротко).
СПИСОК ТЕМ
1. Русские князья и половцы в конце XI в.(ПоПовести временных лет). С. 3.
2. Представления об идеальном князе в домонгольской Руси(ПоОтрывку из Повести об убиении кн. Андрея Боголюбского).С. 4..
3. Отношения между русскими княжествами в Куликовскую эпоху(ПоМосковско-тверскому договору 1375 г. и Московско-рязанскому договору 1382 г.).С. 5..
4. Местничество и служебные назначения в Московском государстве в XVI в.(По«Приговору о местах и воеводах в полках. 1550 г.»).С. 6..
5. Русское общество и поляки в конце Смуты (По Дневнику С.Маскевича, одного из подчиненных А.Госневского).С. 7.
6.Крупное вотчинное хозяйство в середине XVII в. (По Грамоте Б.И.Морозова приказчикам нижегородских и арзамасских вотчин, 1650 г.).С. 7.
7.Русские заводы XVII в. (По Книге переписной стольника А.Фонвизина по поротовским и угодским заводам. 1663 г).С. 8.
8. Раскольники и государственная власть в период Соловецкого восстания (По Распросным речам выходцев из монастыря священника Митрофана (Октябрь 1674 г.) и старца Пахомия, 1676 г.). С. 9.
9. Восстание Кондратия Булавина: Намерения и требования восставших (По Прелестному письму» К. Булавина в русские города и села. Март 1708 г.).С. 10.
10. Дворянство и верховная власть по В.Н.Татищеву(По сочинению В.Н.Татищева «Произвольное и согласное рассуждение и мнение собравшегося шляхетства о правлении государственном» 1730 г.).С. 10.
11. Организация и быт военных поселений. (Из воспоминаний поселянина. Первая половина 1880-х гг.).С. 12.
12. Принципы внешней политики Николая I в период революций 1848-1849 гг. (По Высочайшему Манифесту 14 марта 1848 г. ).С. 13.
13. Крестьянская трудовая этика и организация помещичьего пореформенного хозяйства(По сочинению А.Н.Энгельгардта Из деревни. 12 писем. Письмо четвертое (фрагменты).С. 13.
14. Государственная политика в области промышленности в начале нэпа(По Декрету ВЦИК и СНК от 10 апреля 1923 г.).С. 15.
15. Внутрипартийная борьба в начале 1920-х гг.(Из книги Ф. Чуева «Сто сорок бесед с Молотовым»).С. 16.
16. Трудовые отношения в СССР в период индустриализации(По Указу Президиума Верховного Совета СССР «О порядке обязательного перевода инженеров, техников, мастеров, служащих и квалифицированных рабочих с одних предприятий и учреждений в другие». 19 октября 1940 года).С. 17.
17. Обсуждение вопроса об уставе ООН на Ялтинской конференции (Ялтинская конференция. Запись заседания глав правительств. 6 февраля 1945 г.).С. 18.
18. Польский вопрос и позиция Советского Союза на заключительном этапе войны (Ялтинская конференция. Запись заседания глав правительств. 6 февраля 1945 г.).С. 20.
19. Геополитические и правовые условия формирования социалистического блока(По Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Народной Республикой Албанией, Народной Республикой Болгарией, Венгерской Народной Республикой, Германской Демократической Республикой, Польской Народной Республикой, Румынской Народной Республикой, Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой. 14 мая 1955 года).С. 21.
20. Диссидентское движение в СССР в 1970-х гг.(По Информационной записке № 1241-А председателя КГБ при СМ СССР Ю. В. Андропова в ЦК КПСС «О некоторых негативных проявлениях среди творческой молодежи и недостатках в ее воспитании». 19.05.1975.С. 23.
ТРЕТИЙ ТУР
Максимальная оценка – 50 баллов
Время на подготовку – 60мин. Время на выступление и ответы на вопросы - 10 мин.
Уважаемые участники!
В третьем туре Вы должны выступить с небольшим научным сообщением перед членами жюри и своими товарищами. Сообщение, посвященное одной из названных ниже тем (по вашему выбору), должно быть сделано на основе не только Ваших знаний об этой проблеме, но и на основе анализа предложенного Вам текста источника.
Прежде всего выберите тему из числа предложенных ниже. Каждой теме сопутствует небольшой фрагмент источника, который Вы должны разобрать в своем выступлении. На подготовку выступления вам дается один час, само же выступление не должно превышать 4 минут.
Вы должны не только сделать собственное сообщение, но и принять участие в обсуждении выступлений других участников. Каждому будет предоставлена возможность задать вопрос кому-то из докладчиков. Жюри будет оценивать само выступление, умение задать вопрос и умение на него ответить.
Вот критерии оценки Вашего участия в третьем туре:
- Умение объяснить проблему, которой посвящено сообщение, знание эпохи и научных проблем, связанных с этой эпохой (до 10 баллов)
- Умение показать значение изученного Вами текста для раскрытия проблемы (до 10 баллов)
- Умение представить свою точку зрения, убедительность аргументации выдвигаемых положений, логичность построения выступления, грамотность владения научной терминологией (до 10 баллов)
- Манера работы с источником – полнота и корректность использования его данных, построение аргументации (до 10 баллов),
- Умение отвечать на вопросы – понимание сути заданных вопросов, умение найти нужные аргументы, грамотное использование источника при ответе на вопрос (до 5 баллов)
- Умение сформулировать вопрос к докладчику. Вопрос должен быть нацелен на не то, чтобы «завалить» докладчика, а на то, чтобы помочь ему осветить какие-то недостаточно освещенные аспекты темы (до 5 баллов)
При подготовке выступления мы советуем Вам воспользоваться следующим приблизительным планом:
- Опишите (двумя-тремя предложениями) исторический момент, которому посвящено Ваше выступление, и определите цель своего доклада.
- Охарактеризуйте Ваш источник и возможности для анализа, которые он Вам предоставляет.
- Разберите поставленную Вами проблему, пользуясь как источником, так и своими знаниями о рассматриваемой эпохе.
- Подведите итог, покажите, к каким выводам Вам удалось прийти, обозначьте значение рассмотренных Вами событий или явлений для истории России (тоже как можно более коротко).
СПИСОК ТЕМ
1. Русские князья и половцы в конце XI в.(ПоПовести временных лет). С. 3.
2. Представления об идеальном князе в домонгольской Руси(ПоОтрывку из Повести об убиении кн. Андрея Боголюбского).С. 4..
3. Отношения между русскими княжествами в Куликовскую эпоху(ПоМосковско-тверскому договору 1375 г. и Московско-рязанскому договору 1382 г.).С. 5..
4. Местничество и служебные назначения в Московском государстве в XVI в.(По«Приговору о местах и воеводах в полках. 1550 г.»).С. 6..
5. Русское общество и поляки в конце Смуты (По Дневнику С.Маскевича, одного из подчиненных А.Госневского).С. 7.
6.Крупное вотчинное хозяйство в середине XVII в. (По Грамоте Б.И.Морозова приказчикам нижегородских и арзамасских вотчин, 1650 г.).С. 7.
7.Русские заводы XVII в. (По Книге переписной стольника А.Фонвизина по поротовским и угодским заводам. 1663 г).С. 8.
8. Раскольники и государственная власть в период Соловецкого восстания (По Распросным речам выходцев из монастыря священника Митрофана (Октябрь 1674 г.) и старца Пахомия, 1676 г.). С. 9.
9. Восстание Кондратия Булавина: Намерения и требования восставших (По Прелестному письму» К. Булавина в русские города и села. Март 1708 г.).С. 10.
10. Дворянство и верховная власть по В.Н.Татищеву(По сочинению В.Н.Татищева «Произвольное и согласное рассуждение и мнение собравшегося шляхетства о правлении государственном» 1730 г.).С. 10.
11. Организация и быт военных поселений. (Из воспоминаний поселянина. Первая половина 1880-х гг.).С. 12.
12. Принципы внешней политики Николая I в период революций 1848-1849 гг. (По Высочайшему Манифесту 14 марта 1848 г. ).С. 13.
13. Крестьянская трудовая этика и организация помещичьего пореформенного хозяйства(По сочинению А.Н.Энгельгардта Из деревни. 12 писем. Письмо четвертое (фрагменты).С. 13.
14. Государственная политика в области промышленности в начале нэпа(По Декрету ВЦИК и СНК от 10 апреля 1923 г.).С. 15.
15. Внутрипартийная борьба в начале 1920-х гг.(Из книги Ф. Чуева «Сто сорок бесед с Молотовым»).С. 16.
16. Трудовые отношения в СССР в период индустриализации(По Указу Президиума Верховного Совета СССР «О порядке обязательного перевода инженеров, техников, мастеров, служащих и квалифицированных рабочих с одних предприятий и учреждений в другие». 19 октября 1940 года).С. 17.
17. Обсуждение вопроса об уставе ООН на Ялтинской конференции (Ялтинская конференция. Запись заседания глав правительств. 6 февраля 1945 г.).С. 18.
18. Польский вопрос и позиция Советского Союза на заключительном этапе войны (Ялтинская конференция. Запись заседания глав правительств. 6 февраля 1945 г.).С. 20.
19. Геополитические и правовые условия формирования социалистического блока(По Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Народной Республикой Албанией, Народной Республикой Болгарией, Венгерской Народной Республикой, Германской Демократической Республикой, Польской Народной Республикой, Румынской Народной Республикой, Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой. 14 мая 1955 года).С. 21.
20. Диссидентское движение в СССР в 1970-х гг.(По Информационной записке № 1241-А председателя КГБ при СМ СССР Ю. В. Андропова в ЦК КПСС «О некоторых негативных проявлениях среди творческой молодежи и недостатках в ее воспитании». 19.05.1975.С. 23.