Концептуальные основы внешней политики ФРГ в 2004-2016 гг.

Внешняя политика Федеративной Республики Германия представляет собой систему экономических, военных и культурно-идеологических связей с зарубежными государствами, которые осуществляются на двусторонней и многосторонней основе с учетом международной обстановки, роли и места ФРГ в мировом сообществе и факторов внутриполитического развития. Как справедливо отмечают современные исследователи, для внешней политики современной Германии характерна ситуация, когда, с одной стороны, номинально отсутствуют официальные стратегические документы, определяющие основные направления и методы германской внешней политики, ее перспективные и текущие задачи (как, например, периодически обновляемая «Стратегия национальной безопасности США» или «Концепция внешней политики РФ»), с другой стороны, очевидно, что Германия ведет активную внешнюю политику государства, стремящегося к глобальному позиционированию и претендует на ведущую роль в ЕС, что невозможно без детально проработанной внешнеполитической стратегии внешнеполитической стратегии [1]. Во многом эта ситуация объясняется желанием Германии избежать упреков в реваншизме, возрождении немецких глобальных амбиций, в том числе опирающихся на военно-политическое присутствие, что обусловлено всем ходом истории развития ФРГ. На выработку внешнеполитического курса большое влияние оказывают стратегические программные установки политических партий, стоящих в конкретно-исторический момент у власти. Внешняя политика ФРГ, ее концептуальные основы и существенная трансформация с момента образования ФРГ 23 мая 1949 г. и по настоящее время вызывает особенный интерес у множества исследователей и аналитиков. Справедливым нам представляется утверждение, что первые годы после образования ФРГ ее внешнеполитические функции были изъяты и поставлены под контроль США, Францией и Великобританией. Немецкое государство не имело даже самостоятельного министерства, занимающегося внешнеполитическими делами. Лишь 15 марта 1951 года, спустя почти два года после образования ФРГ, был создан немецкий МИД, который перенял на себя функции Службы внешних сношений в ведомстве федерального канцлера [7].

Первостепенное значения для формирования внешней политики современной ФРГ являются ключевые положения «Европейской стратегии безопасности «Безопасная Европа в более совершенном мире», принятая ЕС в декабре 2003 г. Целый раздел документа озаглавлен «Миропорядок на основе действенного мультилатерализма» («Eine Weltordnung auf der Grundlage eines wirksamen Multilateralismus. Выражение «действенный» или «эффективный» мультилатерализм («wirksamen Multilateralismus») является в терминологии современных немецких и в целом европейских политиков синонимом понятия «реальная многополярность». Под этим подразумевается именно стремление к многополярности и неприятие однополюсного американского видения будущего мировой политики. Утвержденный правительством ФРГ в 2004 г. «План действий «Гуманитарное предотвращение кризисов, разрешение конфликтов и мирная консолидация» включает в себя 163 конкретных положения, которые конкретизируют идеи «Общей стратегии» и «Европейской стратегии в области безопасности» и отражают основные внешнеполитические подходы современной Германии. В ноябре 2005 г. правительство ФРГ возглавила А. Меркель, сформировав правительство «большой коалиции» (ХДС/ХСС – СДПГ) [5]. В свете бурного экономического развития государств АТР, сотрудничество с государствами этого региона стало необходимым для реализации не только геополитических, но и экономических целей ФРГ. Страны Восточной и Юго-Восточной Азии стали для Германии, которая после мирового экономического кризиса чаще стала смотреть на Восток, важнейшими торговыми партнерами ввиду их привлекательности в качестве рынков сбыта технологий, приемлемых условий для развития совместных предприятий, богатых человеческих ресурсов, что является необходимым для стабильного экономического развития государства. Большое внимание этому вопросу уделяется в концепции Правительства ФРГ 2012 г. «Способствовать глобализации, развивать партнерство, разделять ответственность». В документе говорится о том, что в условиях глобализации в мире появляются новые «центры силы» в лице развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, торгово-экономическое и гуманитарное сотрудничество с которыми является одним из приоритетных направлений немецкой внешней политики3. Подведем итог вышесказанному. На сегодняшний день в Германии сформирована четкая система глобального позиционирования, международная повестка для страны на ближайшую перспективу с учетом всего предшествующего опыта, сложились механизмы обеспечения германских интересов на международной арене, активно формируются алгоритмы реагирования на новые вызовы и угрозы начала XXI в. Анализ основных документов, которые выполняют роль идеологической основы и национальной внешнеполитической доктрины ФРГ позволяет сделать следующий вывод об основных германских стратегических установках в отношении международной проблематики: лейтмотивом указанных документов служит представление о том, что германское присутствие необходимо в любой точке мира – стране, регионе. Международная политическая стратегия ФРГ формируется параллельно со стратегией глобальной экономической экспансии, концентрированным выражением которой стал План действий правительства ФРГ «Внешнеэкономическое наступление «Глобальная активность» (2003), реализация которого идет повышенными темпами. Краеугольным камнем идеологии этого плана является тезис о необходимости особой поддержки германского экспорта в условиях растущей конкуренции в мировой экономике, расширения ЕС на Восток, развитии азиатского вектора германской внешней политики вследствие появления новых динамичных рынков. Рост интереса к странам АТР был отмечен и в февральской Концепции Правительства ФРГ 2012 г. «Способствовать глобализации, развивать партнерство, разделять ответственность». В геополитическом плане современная Германия взяла курс на реализацию стратегии глобального позиционирования, основанного на политическом и экономическом присутствии в наиболее важных в стратегическом отношении регионах мира и транспортных путях.





Наши рекомендации