Тема 4. Концептуальные основы внешней политики Российской Федерации. Россия в системе международных отношений

Роль и место России в современном мире. Международные организации. Основные этапы внешней политики РФ. Проблема преемственности и новизны во внешней политике РФ. Попытки выработки последовательного внешнеполитического курса и определения национальных интересов. Россия и страны СНГ. Образование Содружества Независимых государств. СНГ на современном этапе. Взаимные экономические отношения стран СНГ в 1990-е годы. Европейский союз и его миссия. Россия и Европейский Союз. Российско-американские отношения. Проблема взаимоотношений Россия-НАТО. Проблемы и соглашения России в области сокращения и ограничения вооружений. Межнациональные конфликты на территории бывшего СССР и миротворческая деятельность РФ.

Вопросы:

1. Определите место России в меняющейся политической структуре мира.

2. В чем проявляется влияние мировых процессов на политическое развитие России?

3. В чем проявляется специфика политического процесса в России начала XXI века?

4. В чес состоят особенности российского государственной политики в современных условиях?

Тема 5. Глобальная безопасность: новые источники угрозы в современном мире

Экономика и экология: поиски равновесия. XXI век и новые угрозы для человечества. Международный терроризм в современных условиях. Вклад России в борьбу с терроризмом.

Вопросы:

1. Какие экологические опасности могут нарушить равновесие политических сил ХХ1 века?

2. Каковы причины современного терроризма, сравнить с терроризмом Х1Х века?

3. Сформулируйте вклад России в борьбе с терроризмом.

Тема 1.6. Роль России в мировом сообществе

Экономические, социальные, военные риски для России. Геополитическая и цивилизационная миссия России в ХХI веке

Вопросы:

1. В чем отличие государственного переворота от революции? Может ли переворот сравниться по своим последствиям с революцией?

2. Каким образом Россия вышла из экономического кризиса 2008 года?

Тема 1.7 Культурное пространство современной России

Религия и язык как явления культуры. Наука. Информационное общество: политическое и социальное своеобразие. Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом

Вопросы:

1. Могут ли и как именно государства противостоять негативным аспектам мирового развития, связанным с современными технологиями?

2. К какому типу политических культур вы отнести бы Россию?

3. Какое влияние на российскую политическую культуру оказывают ценности православной, мусульманской и других культур?

4. Чем отличается политическая социализация современной молодежи от аналогичных процессов в 1970-80-х гг.?

Задания для контрольных работ

В качестве контрольной работы предлагается написание реферата. Реферат (от лат. refero — докладываю, сообщаю) представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления (доклада) содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы, обзор соответствующих литературных и других источников. По своему назначению рефераты могут быть научными, теоретическими, обзорными.

Для студентов, обучающихся заочно, реферат — обязательный элемент самостоятельного освоения знаний по изучаемой дисциплине и отчетный документ о проделанной работе. Такой реферат является самостоятельным исследованием студента, подготовленным на основе широкого творческого использования научной литературы, документов, фактического материала, а также собственных наблюдений и практического опыта.

Рассматривая последовательность работы студентов над рефератом, можно выделить следующие этапы:

1. Выбор темы, изучение литературы по ней, сбор и обработка материала.

2. Составление плана и определение примерной структуры реферата.

3. Написание основного текста и формулировка выводов.

4. Окончательное оформление реферата.

Выбор темы во многом определяет характер и направление всей работы над рефератом. В выборе темы реферата определяющим является подготовленность студента, его личный интерес в изучении учебных дисциплин.

Структура реферата

Студентам может быть предложена следующая структура реферата:

— титульный лист;

— план;

— введение;

— основная часть, состоящая из 2—3 вопросов;

—заключение;

— ссылки затекстовые (вынесенные в конец реферата);

— список использованной литературы;

— приложения.

Для студентов заочной формы обучения защита реферата предполагается как практический вопрос при сдаче зачетов и экзаменов.

При оценке реферата учитывается ряд критериев:

— насколько логически разработан план к теме реферата и как он реализован;

— каков научный уровень реферата, его литературные источники;

— смог ли автор выделить аспект учебной дисциплины;

— проявил ли автор самостоятельность в изложении реферата;

— соблюдены ли правила оформления реферата, стилистическая и языковая культура и др.

Темы рефератов

1. Роль техники в развитии культуры.

2. Влияние экономики на развитие культуры.

3. Основные концепции свободы человека в современной гуманитарном знании.

4. Понятие прогресс общества в современных концепциях мироустройства.

5. Проблема изменения человека как социального и природного существа в современным гуманитарном знании.

6. Проблема соотношения понятий географическая среда и природа

7. Римский клуб: исследования и перспективы.

8. Понятие кризис в экономике и политике, возможные выходы из современных кризисов.

9. Основные характеристики современной технической цивилизации.

10. Отличие экогуманизма от гуманизма, антропоцентризма от биоцентризма.

11. Перспективы дальнейшего развития цивилизации с учетом многообразия культур.

Практическое занятие

Проблемы противопоставления Востока и Запада как двух цивилизационных систем.

Цель: усвоить соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и европейского, как сформировались восточная и западная цивилизации.

Для выполнения работы необходимо использовать периодическую литературу, сайты Интернет.

Написать письменную работу на тему «Истоки проблемы противопоставления Востока и Запада как двух цивилизационных систем» по следующему плану:

- определить понятия «культура» и «цивилизация» по философскому словарю;

- проанализировать данные понятия в произведениях О.Шпенглера, А. Тойнби, В.Данилевского;

- проанализировать основные центры цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и европейского;

- сформулировать, как сформировались особенности восточной и западной цивилизации.

Литература:

1. Канке В.А.Философия. Учебник.-М.: «Логос»,2006

2. Панарин А.С. Возвращение в цивилизацию или «формационное одиночество»?// Философские науки, 1991. №8.

3. Поляков А.Н. К проблеме общественных формаций.// ВФ, 2003, №6.

4. Словарь: Современная западная социология. Статьи «Индустриальное общество», «Постиндустриальное общество». – М., 1990.

5. Фукуяма Ф. Конец истории?// ВФ, 1990, №3.

Вопросы к дифференцированному зачету

1. Вестфальская мирная система.

2. Современные концепции мироустройства.

3. Понятие «холодная война», причины и последствия.

4. Понятие глобализация, виды и после6дствия.

5. Развитие и проблема мировой экономики.

6. Особенности российской экономической системы.

7. Россия в системе международных отношений.

8. Международные общественные и политические организации (ООН, НАТО и др.)

9. Межнациональные конфликты на территории бывшего СССР.

10. Международный терроризм в современных условиях.

11. Вклад России в борьбу с терроризмом.

12. Геополитическая и цивилизационная миссия России в ХХI веке.

13. Религия и язык как явления культуры.

14. Информационное общество: политическое и социальное своеобразие.

15. Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом

16. Распад биполярной системы и его итоги.

Наши рекомендации