Формирование и концептуальные основы культурной политики Европейского Союза

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Формирование и концептуальные основы культурной политики Европейского Союза……………………………………………………………...5

2. Реализация культурной политики Евросоюза……………………………....11

Заключение……………………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………………19

Введение

Сегодня многие говорят о феномене прогрессирующей европейской интеграции, которую сравнивают с локомотивом, движущимся к единой и понятной всем пассажирам цели. Глобальный масштаб и радикальность происходящих изменений позволяют выдвинуть предположение о формировании новой системы международных отношений. Параллельное данными процессами подвергаются пересмотру многие положения и явления, характеризующие саму систему международных отношений, в том числе и один из базовых принципов – суверенитет современного государства.

Вполне очевидно, что мы имеем дело с новой Европой, которая, несмотря на тяжелое наследие прошлых раздоров и войн, сегодня объединяется в единый союз, принимая все новых и новых членов. При этом необходимо подчеркнуть, что процесс создания единой Европы набирал обороты постепенно. В самом начале интеграции речь шла преимущественно лишь об экономическом и техническом сотрудничестве, но уже в последующие десятилетия было начато строительство политического союза, устанавливалось сотрудничество в таких областях, как социальная политика, правосудие, внешняя политика. Сейчас разговор идет уже о выстраивании общей политики обороны и безопасности. При этом не остается без внимания такой аспект европейской интеграции, как сближение в сфере культурных отношений и традиций.

Несомненно, в условиях распада биполярной системы Европа представляет собой новый полюс, центр силы, влияющий на политические, экономические и культурные процессы не только на континенте, но и во всем мире. Сегодня Евросоюз оказался на перекрестке путей своего дальнейшего развития, подошел к моменту перехода в новый этап существования. При этом необходимо учесть, что все происходящие в рамках Евросоюза процессы, по мнению исследователей, являются единственными в своем роде и, следовательно, уникальными с точки зрения практической реализации интеграционных идей.

Кроме своей духовной составляющей, культурная политика выполняет политические (как мощный инструмент укрепления европейской идентичности, консолидации сообщества народов Европейского союза и т.д.), экономические и социальные функции, в частности, регулирует вопросы производства продукции культурного назначения, облегчает доступ к культурным ценностям всем гражданам Евросоюза и пр.

Цель работы – рассмотреть истоки и формы реализации культурной политики Европейского Союза.

Для достижения данной цели в работе выдвигаются следующие задачи:

– рассмотреть процесс формирования культурной политики Европейского союза;

– определить нормативную базу и концептуальные основы культурной политики ЕС;

– охарактеризовать программы ЕС в культурной сфере;

– проанализировать основные направления практической деятельности ЕС и его институтов в сфере культуры и их эффективность.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.

Формирование и концептуальные основы культурной политики Европейского Союза

Европейская культура складывалась под воздействием различного рода религиозных и философских течений; она формировалась и продолжает развиваться под воздействием целого ряда культур разных цивилизаций и стран. К началу XX в. Западная Европа в своем культурно-духовном измерении подошла как полицентрическая множественность культур в их единстве и многообразии. Исторически и географически целостная Европа оставалась разнородной культурно. Она представляла собой комплекс, мозаику различных национальных и религиозных культур, складывавшихся в различные эпохи входе исторических контактов, завоеваний, движения народов.

После Второй мировой войны в Западной Европе начался процесс интеграции, в котором не последнюю роль играл и культурный аспект. Так, например, в ст. 5, принятой правительствами государств-членов Совета Европы в 1954 г. европейской культурной Конвенции, отмечалось: «Каждая договаривающаяся сторона рассматривает передаваемые под ее контроль предметы, имеющие культурную ценность для Европы, в качестве неотъемлемой части общего культурного достояния Европы, принимает надлежащие меры для их защиты и обеспечивает разумный доступ к ним» [1]. Таким образом, в странах ЕС берется курс на приумножение ценностей европейской культуры и принятие соответствующих мер для защиты культурного наследия Европы. И все-таки необходимо отметить, что политики стран, входящих в Европейское сообщество, с момента его создания больше внимания уделяли интеграции экономических структур, нежели национальных культур. Послевоенный период характеризовался почти полным отсутствием правовых норм, регулирующих культурное пространство Европейского экономического сообщества. Проблемам культуры в Договоре была посвящена только лишь одна статья.

Тем не менее необходимость формирования общего культурного пространства ЕС диктовалась объективными обстоятельствами: при определенной экономической интеграции ощущалась духовная разобщенность Европы. Вероятно поэтому один из инициаторов создания объединенной Европы Ж. Монэ отмечал, что если бы предстояло вновь переосмысливать весь европейский интеграционный процесс, то он посоветовал бы начать с культуры, а не с угля и стали. Этим он подчеркивал, что на этапе формирования единых для Западной Европы структур именно общеевропейские культурные ценности могли бы сыграть роль одного из объединительных факторов. В дальнейшем это начинают осознавать и другие политики.

Начиная с 1969 г., общие культурные обязательства стали одной из частых тем саммитов глав государств и правительств государств-членов Совета Европы. Основной целью этих встреч являлось укрепление в сознании граждан Европейского сообщества идеи европейской интеграции через объединение культурного наследия. Необходимо отметить, что данная идея воспринималась не всеми государствами Европейского сообщества однозначно (некоторые страны видели в этом угрозу своей национальной культуре, поглощению ее некой субкультурой Европейского сообщества). Вследствие этого настоятельно требовалась политика медленного и осторожного продвижения вперед в области интеграции культуры, и, что необходимо отметить, до сегодняшнего дня это требование является приоритетным[2].

Важным моментом в политике формирования европейской культуры явилось утверждение в 1974 г. Европарламентом решения об «охране европейского культурного достояния». В дальнейшем, уже на встрече министров культуры Европейского сообщества, выдвигались многочисленные инициативы в рассматриваемой области, создавались пилотные проекты.

В 1983 г. на сессии Европейского совета в Штутгарте принимается Декларация, в которой провозглашается идея «формирования европейского сознания». В документе содержался призыв к государствам-членам Европейского сообщества об усилении культурных связей и определении сфер совместных культурных мероприятий под эгидой ЕС. Это послужило началом регулярного проведения общеевропейских культурных мероприятий. Традиционной, например, является программа «Культурная столица Европы», цель которой – освещение богатства и разнообразия европейских культур и их общих черт для широкого ознакомления с ними граждан Европы[3].

Необходимо подчеркнуть, что данная программа получила среди государств Евросоюза широкую поддержку и проводится ежегодно. Кстати, похожие мероприятия Еврокомиссия проводит и в России. Ежегодно под эгидой Единой Европы проходит так называемый «День Европы» (причем каждый год – в разных городах России), в рамках которого осуществляется показ европейского кино, проводятся языковые курсы, дебаты, художественные выставки и множество других мероприятий. Таким образом, европейцы демонстрируют России свое видение культуры.

Обобщая изложенное, можно с полной уверенностью констатировать, что, начиная с 1987 г., решение вопросов культурного общения переместилось с периферии интересов Европейского сообщества на ведущие позиции. В законодательных актах Европейского сообщества начинают превалировать тенденции к «гуманизации» и «культуризации» экономики, что характеризуется преобладанием качественных критериев и оценок культурного (гуманитарного, культурологического или культурно-ценностного) характера, в отличие от доминировавших ранее сугубо экономических (пространственно-энергетических и количественных) показателей. В 1994 г. Европейской Комиссией в программе, разработанной в целях культурного развития и сотрудничества, выделяется три привилегированных направления:

– культурные достояния – программа «Калейдоскоп» (об учреждении программы поддержки художественной и культурной деятельности, имеющей общеевропейское значение);

– книга и чтение – программа «Ариан» (об учреждении программы поддержки, включая переводы в сфере книгоиздательства и чтения);

– художественное творчество – программа «Рафаэль» (об учреждении программы действий Сообщества в сфере культурного наследия)[4].

Необходимо подчеркнуть, что наиболее эффективному осуществлению данных программ способствовала реализация Директивы «Телевидение без границ», принятой Советом ЕС 3 октября 1989 г. и скорректированной Европарламентом и Советом ЕС 30 июня 1997 г. В основу ее положены два принципа: с одной стороны, свободный прием телевизионных передач, с другой – единое законодательство для их распространителей. Именно в соответствии с данной Директивой впервые на межнациональном уровне были введены некоторые запреты на рекламу отдельных видов продукции, в частности, полный запрет на рекламу табака, а также ограничения в рекламе алкоголя и некоторых видов медицинской продукции[5]. К сожалению, в Российской Федерации веден лишь частичный запрет на рекламу алкогольной и табачной продукции, основной же пакет документов находится в стадии разработки. Хотя, по нашему мнению, пример Евросоюза для нас показателен и может быть взят за основу.

В 1997 г. в Директиву были внесены дополнения, касающиеся усиления защиты прав несовершеннолетних, а также укреплено «право ответа» для тех, чья репутация была задета сообщавшимися по телевидению заявлениями. Директива способствовала созданию единого рынка в данном секторе, утверждению условий свободного движения телевизионных программ по территории Евросоюза. К сожалению, анализ показывает, что в рамках СНГ еще не созданы действенные правовые и технические механизмы формирования единого информационного пространства. В первом случае это вызвано нежеланием отдельных государств (например, Таджикистана и Туркменистана) входить в единое информационное поле, во втором – мешает техническая отсталость коммуникационной инфраструктуры.

В целях поддержки европейской киноиндустрии 10 июля 1995 г. решением Совета ЕС была выработана программа «Медиа», направленная на создание единого рынка киноиндустрии Европы. В рамках новой программы «Медиа-2007» Брюссель добивается удвоения числа европейских фильмов, выходящих в прокат уже за пределами Евросоюза. Кроме того, эти средства целенаправленно используются для развития новых аудиовизуальных технологий в странах, недавно присоединившихся к Евросоюзу.

Необходимо подчеркнуть, что Евросоюз постоянно расширяет свои возможности в сфере общеевропейской культуры. И это расширение в соответствии с п. 1 ст. 151 раздела XII«Культура» Договора о Европейском Союзе «содействует расцвету культур государств-членов, уважая их национальное и региональное разнообразие и в то же время выдвигая на первый план общее культурное наследие». Таким образом, в действующем сегодня законодательстве Евросоюза нормативно закреплен «культурный подход» как принцип культурной интеграции, при котором даже при преследовании сугубо экономических целей Сообщество и государства в него входящие должны учитывать культурные аспекты других государств в международных отношениях, их совокупное влияние и воздействие на культуру Евросоюза в целом[6].

Сегодня политика культурной интеграции Европы направлена на создание унифицированных общеевропейских учебников по истории, географии, литературе и искусству, не говоря уже о пособиях по естественнонаучным предметам. И это вовсе не подразумевает «конец национальных школ», ибо каждая страна имеет возможность дополнять учебные программы и пособия по собственному усмотрению. Более того, открываются широкие возможности для интеграции национального и европейского сознания, расширяется система ценностей, осваиваемых юными европейцами. Культурная европейская интеграция – это и шаги к единым общеевропейским библиотечным, архивным, музейным фондам. Конечно, французское, например, культурное достояние остается французским, но общеевропейские электронные каталоги многократно расширяют и интенсифицируют континентальное обращение культурных ценностей, делают сокровища Европы более доступными для всех европейцев.

Один из основателей Евросоюза – статс-секретарь МИД ФРГ В. Хальштейн сравнил Европейское сообщество с трехступенчатой ракетой, первая ступень которой – торговля, вторая – экономика, третья – политика. Однако в дальнейшем это высказывание подверглось уточнению: если ЕС – трехступенчатая ракета, то культура в сегодняшней концепции европейской интеграции – не еще одна, четвертая, ступень, а существенная сторона («измерение») каждой из других ступеней[7].

Допуская и всемерно поощряя различные формы культурного сотрудничества стран ЕС, союзные органы, вместе с тем, стремятся в максимальной степени контролировать (так как единое пространство допускает возможность злоупотребления его режимом со стороны криминальных структур) перемещение культурных объектов и ценностей общеевропейского значения в третьи страны, а также возвращение культурных объектов, незаконно вывезенных с территории государств-членов.

Что касается документов регионального характера, то к ним следует отнести Хартию Европейского Союза об основных правах. Этот документ необычен как по способу принятия, так и по содержанию. Одной из главных причин его принятия стала неполнота Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в которой в основном прописаны права и свободы «первого поколения» прав человека – гражданские и политические права. Европейский Союз поставил цель разработать новый документ, доступный и понятный для рядовых граждан, полностью соответствующий указанной Конвенции, но охватывающий помимо гражданских и политических прав права социальные, экономические и культурные[8]. При этом была сформулирована задача – не обещать того, что невыполнимо. Текст Хартии был подписан и провозглашен тремя политическими институтами Союза: Европейским парламентом, Советом Европейского Союза и Европейской комиссией 7 декабря 2000 г. Хартия должна быть инкорпорирована в учредительные договоры Европейского Союза. Более того, она, вероятно, составит часть структуры будущей Конституции Европейского Союза. Хартия Европейского Союза об основных правах, отражающая новейшие тенденции в развитии основных прав и свобод человека, корреспондирует нравственным стандартам, этике, идеям европейской солидарности, характеризующим общую картину европейских ценностей. Как полагают исследователи, опираясь на этот подход, «Сообщество прав» постепенно трансформируется в более высокую по содержанию структуру - «Сообщество ценностей».

Что касается вопросов культуры, то их основа определена ст. 13 Хартии, озаглавленной «Свобода искусства и науки»: «Искусство и научное познание свободны. Уважается академическая свобода». Под последней подразумевается свобода преподавания. Указанные свободы вытекают из свободы мысли и свободы совести, закрепленных в ст. 10 Хартии. В то же время свобода искусства, свобода научного познания и академическая свобода тесно связаны со ст. 1 и 3 Хартии. Статья 1 закрепляет право на человеческое достоинство, которое неприкосновенно, подлежит уважению и защите. Уважение достоинства личности подтверждают идеи, заложенные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., согласно которой «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их. является основой свободы, справедливости и всеобщего мира»[9].

Право на достоинство определяет право на целостность личности. Последнее закреплено в ст. 3 Хартии, в которой, в частности, подчеркивается право каждого человека на собственную физическую и психологическую целостность. Этой статьей запрещается клонирование в качестве способа размножения человеческих существ.

Однако положительный опыт интеграционных процессов в Европе показывает, что основная роль в культурной интеграции стран-участниц СНГ должна принадлежать наднациональным органам, опирающимся на политику взаимовыгодных равноправных партнерских отношений. При этом важно выделить основополагающий момент: для более успешной политической, социально-экономической и культурной интеграции источники права СНГ должны иметь высшую юридическую силу по сравнению с законодательством отдельных государств. Опыт объединившейся Европы свидетельствует в пользу такого подхода.

Наши рекомендации