Глава 2. Роль Германии в НАТО в 2004-2016 гг.

Стремление Германии принять на себя большую ответственность в мировой политике и стать более самостоятельной в принятии внешнеполитических решений привело ФРГ к активному вмешательству в кризисное урегулирование на Балканах в 1990-е гг. Германия первой из стран-членов НАТО признала независимость Словении и Хорватии. Активным действиям ФРГ на Балканах способствовало снятие конституционных ограничений на использование бундесвера за территорией Германии в рамках операций ООН и НАТО. Еще до начала военной акции Североатлантического альянса против Сербии немецкий бундесвер принял весомое участие в миссиях ООН и НАТО. Правящей коалиции ХДС/ХСС на первоначальном этапе приходилось преодолевать сопротивление оппозиции, однако внешнеполитическая концепция Союза-90/» Зеленых» и СДПГ совершила в данный период значительную эволюцию, сблизившись в результате с платформой ХДС/ХСС. Подлинный перелом в процессе восстановления «нормальности» Германии стало активное участие Германии в агрессии НАТО в 1999 г. против Сербии, стремившейся сохранить территориальную целостность.

Также ФРГ проявило себя в урегулировании иракского кризиса. Германское правительство решительно выступило против начала иракской кампании Соединенными Штатами Америки. В тесном сотрудничестве с Францией и Россией Германия предприняла ряд шагов по предотвращению вооруженного вторжения в Ирак: в конце июля 2002 года германский канцлер и французский президент обнародовали первую совместную декларацию, в которой они высказывались против односторонних военных действий США; в конце февраля 2003 г. Германия, Франция и Россия направили совместный меморандум в Совет Безопасности ООН, где выдвигалось требование продлить мандат военных инспекторов ООН еще на четыре месяца с тем, чтобы «мирно разоружить Ирак»; 5 марта 2003 г. состоялась встреча министров иностранных дел Германии, Франции и России и
15 марта 2003 года, было опубликовано совместное заявление трех стран, в котором выдвигалось требование созыва экстренного заседания СБ ООН; в начале 2003 г. ФРГ, Франция и Бельгия практически на неделю заблокировали решение НАТО об оказании военной помощи Турции в случае начала войны в Ираке. Позицию Германии, Франции и России поддержали многие другие европейские страны, что дало многим аналитикам и политикам основания говорить о «кончине НАТО». Восстановление трансатлантических отношений началось только летом 2003 г.

Существенно возросшая роль ФРГ в мире и НАТО заметно проявилась в ходе афганской кампании, начатой США осенью 2001 г. в качестве ответной реакции на трагические события 11 сентября 2001 г. и рассмотрению которой посвящен третий параграф третьей главы. Откликнувшись на теракты сентября 2001 г., правительство ФРГ сразу же заявило о безоговорочной поддержке США40. В начале афганской кампании Соединенные Штаты отказались задействовать НАТО, что вызвало серьезную озабоченность европейских союзников США. Однако 7 ноября 2001 г. кабинет Г. Шредера направил в Бундестаг запрос о выделении 3900 солдат Бундесвера для участия в антитеррористической операции США. 20 декабря СБ ООН принял резолюцию № 1386, в которой предусматривалось размещение в стране международных сил по поддержанию безопасности – ИСАФ, а 11 августа 2003 г. командование ИСАФ приняла на себя НАТО. Германия на основании резолюции № приняла решение об участии в миротворческих силах 1200 солдат бундесвера.

В завершение данного подпункта можно сделать следующие выводы: ФРГ занимает одну из ведущих позиций в НАТО: мнение ее руководства по вопросам международной жизни имеет существенное значение при принятии стратегических решений альянса; Германии отводится важное место в руководстве военно-политических структур, инфраструктуре и экономике Североатлантического блока. Определяющей чертой бундесвера ФРГ является его интеграция как в многонациональные силы всего союза, так и в другие многонациональные соединения. С момента объединения до настоящего времени роль Германии в НАТО усиливалась.

Факторами, определяющими отношение ФРГ к блоку НАТО, являлись:

– верность Германии трансатлантическому партнерству: коллективная оборона остается задачей НАТО, а ЕС и НАТО рассматриваются в качестве стратегических партнеров при осуществлении международных мер;

оценка НАТО как одного из важнейших институтов безопасности в Европе и мире в целом;

– стремление использовать опору на Североатлантический союз для решения собственных внешнеполитических задач;

– блоковая дисциплина, давление США на руководство ФРГ;

– несопоставимость вооруженных сил Европейского Союза, за развитие которых выступает ФРГ, с военной мощью США.

ФРГ активно выступала за расширение НАТО и ЕС на Восток, что было обусловлено следующими причинами:

– стремлением ФРГ обеспечить стабильность в непосредственной близости от своих границ, т.е. осуществить «трансферт стабильности».

– Центральная и Восточная Европа является ключевым регионом для ФРГ с точки зрения экономического сотрудничества. Расширение НАТО придавало ему новое измерение и новый импульс;

– укреплением влияния Германии в странах Центрально-Восточной Европы, на европейском континенте и в самом блоке НАТО.

– историческое прошлое, связывающее Германию со странами Центрально-Восточной Европы. Активно способствуя их вовлечению в евроатлантическое сообщество, Германия тем самым снимала многие еще существующие опасения этих стран относительно возрождения германского экспансионизма.

Подходы к национальной безопасности Германии развиваются в общем русле развития НАТО: ориентация на союзное военное вмешательство влюбую точку земного шара с целью предотвращения конфликтов, кризисного управления или защиты прав человека. Эти подходы отражены в документах НАТО, принятых на юбилейной сессии блока в апреле 1999 г. в Вашингтоне, в ноябре 2002 г. на Пражском саммите и в апреле
2009 г. на саммите в Страсбурге. Одним из ключевых элементов преобразования структуры вооруженных сил альянса стало создание Сил реагирования НАТО, способных в сжатые сроки быть задействованными в любом регионе мира. Новая ориентация НАТО и акцент на европейскую дееспособность в рамках ЕС стали существенными предпосылками начатой в 1999 г. реформы бундесвера.

Важнейшим нововведением является решение переориентировать структуры, финансирование, оснащение и организацию армии с обороны на борьбу с кризисами за пределами зоны ответственности НАТО, что нашло отражение в «Директиве по оборонной политике» 2003 г. и «Концепции бундесвера» 2004 г., наконец, в «Белой книге» 2006 г.

Наши рекомендации