Основные черты административно-правовых отношений
У административно-правовых отношений есть свои особенности (основные черты), отличающие их от других видов правоотношений. Выделим основные из них.
1. Главной, определяющей особенностью административно-правовых отношений является то, что они складываются (возникают) в специфической области – в сфере государственного управления. Для этих отношений характерно все то, что специфично для исполнительной власти.
2. Поскольку в административно-правовых отношениях реализуется исполнительная власть (государственное управление), постольку административно-правовые отношения – это властеотношения. Им соответствует формула «власть – подчинение» (не следует путать с более узкой формулой «начальник – подчиненный»). Коротко рассмотрим признак властности отношений.
Так как в административно-правовых отношениях одна сторона всегда управляет, а другая подчиняется, и без управляющей от имени государства стороны эти отношения невозможны, то необходимо и наличие обязательного субъекта этих правоотношений, который будет наделен полномочиями на осуществление государственно-управленческой деятельности. Таким образом, в административно-правовых отношениях необходимо наличие обязательного субъекта (обязательной стороны).
Простого наличия обязательного субъекта административно-правовых отношений, наделенного государственно-властными полномочиями, недостаточно. Обязательная сторона данного правоотношения всегда действует, властно распоряжаясь, т. е. реализуя имеющиеся у нее государственно-властные полномочия. Отсюда также следует и то, что между двумя гражданами административно-правовые отношения невозможны.
В административно-правовых отношениях всегда присутствует специальный субъект, реализующий свои государственно-властные полномочия, следовательно, в этих отношениях стороны неравны, т. е. для них всегда характерно неравенство сторон.
3. Одним из основных признаков административно-правовых отношений является то обстоятельство, что они могут возникать по инициативе любой из сторон, и согласие второй стороны не является обязательным условием их возникновения. Возникновение административно-правовых отношений по инициативе двух сторон будет не что иное, как административно-правовой договор. Проблему административно-правовых договоров мы рассмотрим позже.
Принимая во внимание указанный признак, следует особо отметить, что от возникновения административно-правовых отношений по инициативе управляемой стороны они местами не меняются, поскольку у управляющей стороны возникает юридическая обязанность вступить в эти отношения не перед управляемой стороной, а перед государством.
4. Споры между участниками административно-правовых отношений сегодня разрешаются, как правило, в административном (внесудебном) порядке, т. е. путем непосредственного юридически властного распоряжения уполномоченного на то органа (обычно вышестоящего начальника того, чьи действия обжалуются). В последнее время наблюдается тенденция обоснованного расширения круга административно-правовых споров, разрешение которых возможно только в судебном порядке или на альтернативной основе с административным (увольнение с работы, обжалование в суд наложенных административных наказаний, действий и решений должностных лиц, ущемляющих права и законные интересы граждан, и т. д.).
Еще в 1910 г. барон С. А. Корф говорил о том, что «поручение органам администрации разбирательства правовых споров, в которых та же администрация является заинтересованной стороной, не может обеспечивать справедливости и беспристрастности решений в полной мере, какими бы гарантиями процессуальными ни были обставлены эти разбирательства»[7]. Беспристрастный механизм разрешения споров, вытекающих из административно-правовых отношений, С. А. Корфу виделся лишь в деятельности административных судов. Сегодня в Российской Федерации ведется поэтапная деятельность по созданию системы административных судов.
5. В случае нарушения одной из сторон требований административно-правовых норм (невыполнения либо ненадлежащего выполнения своих юридических обязанностей) эта сторона несет соответствующую юридическую ответственность (административную, дисциплинарную, материальную, а иногда и уголовную) перед государством в лице его органов, каковыми являются, как правило, сами органы исполнительной власти.