Вопрос10. Основные черты и классификация административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные управленческие отношения, стороны которых являются носителями взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных данной нормой. Как только управленческое отношение коснется административно-правовая норма, управленческое отношение превращается в административно-правовое.

Как разновидность правовых отношений, административно-правовым отношениям присущи черты последних, вместе с тем, административно-правовые отношения имеют свои черты, которые отделяют их от иных видов правоотношений:

а) административно-правовые отношения возникают между теми же сторонами, участниками, о которых говорилось применительно к предмету управленческих отношений;

б) административно-правовые отношения имеют свою сферу возникновения и функционирования этих отношений (этой сферой в основном является государственное управления, которая является той территорией, на которой возникают административно-правовые отношения);

в) административно-правовые отношения часто характеризуют как отношения власти и подчинения (властеотношения), поскольку одна из этих сторон обладает властью в виде полномочий, другая сторона либо не обладает этой властью, либо объем полномочий у нее меньше, чем у первой стороны, то есть это отношения юридического неравенства сторон;

г) субъектами этих отношений являются все участники управленческих отношений;

д) административно-правовые отношения часто характеризуют как организационные отношения, то есть посредством этих отношений организуется функционирование как всей исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, посредством этих отношений их субъект организующе воздействует на объект, тем самым субъект выполняет свои задачи, функции, которые стоят перед ним;

е) между сторонами административно-правовых отношений могут возникать споры, которые могут рассматриваться как в административном, так и в судебном порядке;

ж) административно-правовые отношения возникают по инициативе любой из сторон этих отношений (например, получение свидетельства о рождении в органах ЗАГС), однако в определенных законом случаях согласие другой стороны на их возникновение не требуется (чаще всего связано с возбуждением дела об административном правонарушении);

Одной из сторон административно-правовых отношений является субъект, наделенный властными полномочиями. В советские времена поднимался вопрос, могут ли возникнуть административно-правовые отношения между двумя гражданами с учетом того, что административно-правовые отношения характеризуются как отношения юридического неравенства. Приводились примеры, которые актуальны и на сегодняшний день, например, при пользовании метрополитеном мы должны уступать места беременным женщинам, однако правовой нормы, которая обязывала бы нас это делать, нет, это регулируется лишь нормами морали, никакой власти у одного гражданина по отношению к другому быть не может. Кроме того, не возникают административно-правовые отношения между двумя водителями, но они возникают между сотрудником ГАИ и виновником ДТП, потому что сотрудники ГАИ обладают властными полномочиями. Третий пример - между членом Добровольной народной дружины и гражданином возникают административно-правовые отношения, потому что член ДНД обладает государственно-властными полномочиями.

1. По основаниям возникновения выделяются административные правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся:

а) в процессе нормальной, правомерной деятельности уполномоченных субъектов (издание различных индивидуальных актов управления, например, приказ о зачислении студента в университет, приказ о зачислении на службу и иные);;

б) деликтные административные правоотношения, являющиеся следствием главным образом дисциплинарных, административных правонарушений;

2. В зависимости от назначения:

а) материальные - это отношения, урегулированные нормами материально-административного права;

б) процессуальные - это отношения, урегулированные процессуальными нормами административного права;

3. По структуре объекта (общим объектом административных правоотношений являются поведение, деятельность физических лиц и их различных коллективных образований):

а) простые - это отношения, в которых общий объект является единственным;

б) сложные - это отношения, в которых объектом самого поведения (деятельности) могут быть объекты, частично сходные с объектами гражданского права: имущество, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага (например, решение уполномоченного органа о закреплении имущества за унитарным предприятием реализуется в форме административных отношений);

4. В зависимости от соотношения прав и обязанностей сторон (наиболее часто встречающаяся в административно-правовой литературе классификация):

а) вертикальные - это отношения юридического неравенства сторон (отношения субординации, которые возникают между вышестоящим и нижестоящим органом исполнительной власти, между руководителем и нижестоящим должностным лицом); вторую группу вертикальных отношений называют координационными (подавляющее большинство ученых считают, что координационные отношения - это властеотношения, потому что координация предполагает внешнюю деятельность, например федеральный орган исполнительной власти по предметам своего ведения координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти; Министерство природных ресурсов занимается охраной окружающей среды, на него действующим законодательством возложены функции по координации деятельности других федеральных органов исполнительной власти, например, Минсельхоз, Министерство транспорта, Федеральное агентство водных ресурсов, Минобрнауки - все они должны беречь природу, закон закрепил его право издавать нормативные акты по вопросам своей компетенции, которые обязательны для всех федеральных органов исполнительной власти; тоже касается и Минфина, который координирует деятельность по вопросам использования бюджетных средств, выделяемых федеральным органам исполнительной власти; координировать деятельность, не имея рычагов воздействия, невозможно, поэтому координация является вертикальной); третий вариант вертикальных отношений - подвластность (у одной стороны этих отношений есть власть воздействовать на поведение, волю другой стороны, например, граждане организационно не подчинены сотруднику ГИБДД, но обязаны подчиниться по его велению); четвертый вариант - это отношения, возникающие из подконтрольности (поднадзорности) - существует целая система контрольно-надзорных органов, которые наделены полномочиями, которые позволяют им в пределах их компетенции проверять работу предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и налагать административные наказания (это касается как государственных, так и негосударственных формирований); для государственного управления характерны как раз вертикальные административные правоотношения, а Ю.М. Козлов одно время вообще отрицал наличие горизонтальных правоотношений в административном праве, но позже он начал выделять их;

б) горизонтальные - это отношения, возникновение которых чаще всего связано с решением вопросов, представляющих взаимный интерес (например, двух федеральных министерств, двух органов исполнительной власти субъектов федерации, вопросы партнерства, сотрудничества между органами исполнительной власти); например, Минюст и МВД заинтересованы в общественном порядке и безопасности населения; Минобрнауки и Минздравоохранения создают комиссию на паритетных началах, чтобы проверить уровень квалификации врачей, уровень лечения студентов в университетах, учебные планы; горизонтальные отношения могут переходить в вертикальные (Минобрнауки обязуется что-то сделать, а Минздрав берет на себя контроль исполнения);

Наши рекомендации