Понятие и основные характеристики административно-правовых отношений

Понятие и основные характеристики административно-правовых отношений
Понятие1
Административно-правовые отношения — это общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления) и урегулированные нормами административного права.
Основные характеристики административно-правовых отношений
Представляют собой разновидность правовых отношений, из чего следует, что к основным свойствам административных правоотношений относятся и наличие корреспондирующих друг другу прав и обязанностей его субъектов, возникновение правоотношения на основе нормы права и в связи с ней и т.д.
Являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе определенный общественный, государственный интерес. Его выразителем является властный субъект государственного управления как одна из сторон административного правоотношения. Административные правоотношения непосредственно связаны с реализацией задач и функций исполнительной ветви государственной власти в процессе государственного управления.
Носят властный характер, поскольку в процессе возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений реализуется государственное управление.
Обладают обширной сферой возникновения — это сфера государственного управления или сфера реализации исполнительной власти государства. Административно-правовые отношения могут возникнуть и в области обороны и государственной безопасности, и в сфере культуры, науки, образования, и в сфере экономических отношений, и применительно к системе социальной защиты, т.е. везде, где государством средствами своих исполнительных органов проводится работа по управлению общественными процессами и явлениями. Вследствие этого административно-правовые отношения часто не похожи между собой.
Являются организационными, возникают, изменяются и прекращаются в связи с реализацией исполнительной власти и связаны с ее организацией в широком смысле. Для того чтобы более или менее сложный управленческий процесс претворился в жизнь, необходимо организовать его участников для совершения тех или иных действий, организовать материальное, финансовое, техническое сопровождение процесса и т.д. Таким образом, государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений.
Отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений, возникающих между лицом, инициирующим спор, и вышестоящей административной инстанцией, с одной стороны, и между лицом, к которому предъявляются претензии (это всегда государственный орган или должностное лицо), и этой же вышестоящей административной инстанцией. Таким образом, если в других отраслях права (гражданском, уголовном) решение спора всегда выносится за рамки правоотношений внутри отрасли — в ведение судебной инстанции, то в административном праве допустимо разбирательство и внутри самой системы.
Обладают своеобразным механизмом действия института ответственности за невыполнение субъективных обязанностей, составляющих содержание правоотношения. Административная ответственность в отличие от гражданско-правовой наступает не перед стороной правоотношения, права которой нарушены, а непосредственно перед государством. В целом административная ответственность родственна уголовной. Различие между основаниями для привлечения к уголовной или административной ответственности зачастую лежит в плоскости степени тяжести совершенного правонарушения (большего или меньшего вреда, нанесенного общественным интересам).

Наши рекомендации