Список тем учебного курса по политологии.
ПОЛИТОЛОГИЯ
УЧЕБНО-Методическое пособие
для студентов вечерне-заочного обучения
Пермь – 2008
ББК 66.0я73
Н.С. Смольников к.ф.н., доцент
М.А. Киприянова к.и.н., доцент
Политология: Учебно-методическое пособие для студентов вечерне-заочного отделения.
Издание 4-е, переработанное и дополненное.
Одобрено кафедрой социологии и политологии 20.12.2007.
Ó Пермский государственный
технический университет
г. Пермь, 2008
ББК 66.0я73
Глубокий всесторонний кризис, поразивший Россию в конце CC века, во многом нашёл выражение в деполитизации общества, в дистанцировании людей от политики. Значительная часть наших граждан сегодня больше тянется к экономике, стремится обзавестись собственным делом и устраняется от обустройства общего для всех дома. Между тем, реформируемое российское общество нуждается в таких политических преобразованиях, которые отвечали бы нормам подлинно цивилизованных отношений между людьми – соответствовали бы лучшим стандартам западного общества и в то же время обладали национальной самобытностью. Только на таких основаниях, как считают опрошенные россияне, можно добиться выхода страны из кризиса и дальнейшего её развития. Они за установление в России такой демократии, которая была бы способна к компромиссу между требованиями эффективной рыночной экономики и социальной справедливости, между потребностями в экономическом динамизме общества и в его стабильности. Подобную демократию сегодня все чаще называют «демократией разума», что объясняется ее возможностями мобилизовать интеллектуальный потенциал всего общества, каждого гражданина на принятие вдумчивых решений, касающихся судеб своего народа и народов других стран. Особенность её состоит в том, что она базируется на знании, способном охватить весь комплекс проблем жизни общества и претендовать тем самым на фундаментальное его познание. Очевидно, именно поэтому современные стандарты высшего образования в России и предполагают в качестве обязательного знания знание политологии.
Большинство людей, постоянно сталкиваясь с теми или иными политическими событиями и явлениями, имеют какое-то представление о их природе, но не всегда верно понимают их суть. Изучение политологии позволяет человеку повысить свое политическое сознание с уровня обыденных представлений о политике до уровня ее теоретического осмысления. Опираясь на такие знания, он может более осознанно осваивать политическую информацию и сознательно участвовать в политической жизни.
Политология – научная и учебная дисциплина. Она занимается изучением политической жизни как одной из основных форм существования современного общества, ее влияния на экономические, семейные, этнические и другие действия и отношения людей. Областью интересов политологии являются знания об устройстве и функционировании разных политических партий, их программ и лидеров, об участии людей в политике, их политической культуре. Политология рассматривает идеологические доктрины, ориентации на них различных субъектов политики, значение политики для активизации деятельности людей и многое другое.
Эти знания студент получит из Учебно-методического пособия. Оно представляет собой краткое изложение большинства тем учебного курса «политология» с акцентированием внимания в нём на тех вопросах и проблемах, которое вынесены на экзамен (или зачёт). В нём даётся концептуальное изложение материала, и многие вопросы освещаются в авторской интерпретации.
Учебно-методическое пособие о существующих в мире политических режимах, об устройстве государства, о разных теориях, которые послужили его обоснованию. Оно даёт представление о происходящих в России политических процессах, о тех проблемах, с которыми сталкиваются участвующие в них политические силы. В Пособии говорится о значении политики в жизни людей, о том, насколько важно сознательное, со знанием дела занятие ей.
Пособие написано на основе читаемого авторами на протяжении многих лет лекционного курса.
Политическими знаниями должны обладать все специалисты. У инженеров они –важный показатель их гражданской зрелости, возможности проявить себя в общественной жизни. Политические знания позволяют им глубже понять суть проводимых в России реформ, дают возможность осмысленно принять участие в политике. У будущих экономистов, управленцев (менеджеров), социологов – они к тому же компонента их профессионального мышления. Использование политических знаний на практике помогает им в решении сложных проблем в выстраивании такой системы взаимоотношений с партнёрами, которая позволяет фирме, предприятию или банку более эффективно конкурировать на российском и международном рынках.
Учебно-методическое пособие написано в соответствии с разработанной кафедрой Рабочей программой по политологии для студентов заочного обучения.
Основной задачей пособия является оказание помощи студентам-заочникам в освоении нормативного материала учебной дисциплины «политология» и в подготовке к экзамену (зачету) по ней. Этому служат содержащиеся в нем материалы. Они подготовлены к каждой изучаемой в учебном курсе теме и включают в себя:
1. Краткое изложение основного содержания темы;
2. Основные понятия темы;
3. Графические пояснения основных положений и понятий темы;
4. Вопросы для самоконтроля усвоения материала тем.
Пособие включает в себя перечень элективных заданий для самостоятельной работы, включающий контрольные работы, эссе, тесты, контрольные вопросы.
Студент должен по своему усмотрению выбрать одно из предложенных домашних заданий и выполнить его в письменном виде. Задание подается на кафедру не позднее, чем за месяц до экзаменационной сессии. Положительная его оценка является основанием для допуска студента к экзамену (зачету). Сдача экзамена (зачета) проводится по разработанным кафедрой вопросам.
Освоению нормативного материала помогут: Политология, С-Пб., 2003, 2-е издание, написанная профессором ПГТУ В.Н. Стегнием; К.С. Гаджиев Политология, М., 2005; В.П. Пугачёв, А.И. Соловьёв Введение в политологию, М., 2005.
В качестве основного источника, регламентирующего политическую жизнь России, обязательному изучению подлежит Конституция Российской Федерации, М., 1993.
Тема 1
Сфера политической жизни.
|
|
СЖ – социальная жизнь, ДЖ – духовная жизнь
Схема № 2.
Схема № 3.
Схема № 4.
Предмет политологии как науки и учебной дисциплины.
Научное познание политики.
О S П S1 S2
Учебное познание политологии
О – объект познания политологии
S – субъект - ученый-политолог
П – предмет политологической науки, а также
предмет политологической учебной дисциплины
S1 – субъект-преподаватель политологии
S2 – субъект-студент, которого обучает преподаватель
Схема № 5.
Связь социальной и общественных форм жизни людей.
СЖ – социальная жизнь
ЭЖ – экономическая жизнь
ПЖ – политическая жизнь
ДЖ – духовная жизнь
Основные понятия.
Политическая жизнь. Историчность, всеобщность, функциональность политической жизни. Политическая власть. Объект политологии. Предмет политологии. Политические явления, процессы, действия. Методы познания политологии. Функции политологии. Язык политологии.
Вопросы:
1. Почему в современном обществе человек не может отстраниться от политики?
2. Какой наукой является политология: социальной, общественной, гуманитарной?
3. Каковы основные особенности политической жизни?
4. Какие методы познания политических явлений Вы знаете?
5. К числу точных или неточных наук относится политология? Обоснуйте ответ.
6. В чем особенности познания политической жизни философией, историей , социальной психологией, социологией?
7. Кто такой политолог и в чём его отличие от политика?
8. Почему на практике политическая жизнь расходится с научными представлениями о ней?
Тема 2
ПОЛИТИКА
Структура политики.
В эволюции
Человечества
политическая жизнь
Схема № 2.
Схема № 3.
ТЕМА 3
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1. Структура и назначение системы.
Функционирование системы.
Типы политических систем.
1Политическая жизнь многолика. Она существует в форме сознания – политических интересов, взглядов, настроений разных слоев общества и в форме их практических действий. Результаты её получают как материальное воплощение – государства, партии, так и духовное – программы, указы, законы. Наиболее полное и собранное представление о политической жизни возможно получить с позиций системного подхода к ней. Системное рассмотрение политической жизни используется в качестве метода её познания с целью выявления всех необходимых и достаточных для её существования элементов (частей) и связей их как между собой, так и с системой в целом. Системное видение даёт представление о политической жизни в её абстрактном, лишённом конкретного содержания, состоянии. Достоинство такого взгляда на неё в том, что он позволяет представить её в чистом, так сказать, идеальном виде, когда она в наибольшей степени является выражением своей сути. Итак, системный подход позволяет иметь о политической жизни самое полное и упорядоченное представление. Благодаря этому она предстает как целостное образование. Это позволяет лучше понять значение ее частей, влияние их друг на друга и на политическую жизнь в целом. Системный подход позволяет представить ее во взаимосвязи с внешней средой, каковой для нее являются другие формы жизни людей – экономическая, социальная, идеологическая, и, тем самым, понять общественное назначение политики на каждом этапе её эволюции.
Мы придерживаемся того системного взгляда, что сердцевиной системы является политическая власть, так как в связи с ней, по поводу нее и существует политическая жизнь. Вокруг нее в определенном порядке и взаимосвязи располагаются такие части политической жизни как: политический режим, участники политических действий, политическое сознание, политические процессы, государство и другие политические институты (см. схему № 1). Именно эта часть политической жизни играет в ней системоформирующую роль, оказывает решающее влияние на появление других её частей, на их упорядоченную взаимосвязь. Изменение власти в ходе исторической эволюции приводит к переменам всей политической жизни. Политическая власть в цивилизованном обществе существует как государственная, как государство. На этой стадии своего развития она обретает наиболее зрелые формы, появляются специальные органы для управления обществом.
Политическая власть представлена в системе не как реальная, а как идеальная. Свое конкретное воплощение она получает в том или ином политическом режиме. Каждый из них представляет собой определенную форму и способ участия в политике каких-то классов, сословий, этносов, других социальных общностей и входящих в них людей. Все они являются участниками политических действий или политическими акторами. Среди них выделяют такие объединения людей как классы, этносы, элиты, партии, которые в силу своей организованности и имеющихся ресурсов способны решать наиболее сложные задачи политики – бороться за власть или отстаивать ее. Их называют субъектами политики. Из самых разных форм политического участия и складывается политическая жизнь общества в условиях того или иного политического режима.
Политические действия людей, особенно членов партий, осуществляются большей частью сознательно. Участвуя в политической жизни, они руководствуются определенными политическими взглядами, интересами, следуют принятым в обществе политическим нормам. В своих политических ориентациях они исходят из определённых политических идей, ценностей. Существующее в обществе идейное разномыслие и идеологическое размежевание получает свое практическое воплощение в происходящих в нем политических процессах.
По формам и способам политические действия могут быть очень разными. Можно выделить, в частности, прямые политические действия, непосредственно касающиеся власти, и косвенные, в которых власть затрагивается опосредованно. Если прямые политические действия людей являются рационально осмысленными, то в косвенных они руководствуются чаще всего своими эмоциями[2]. Особое значение среди политических действий имеют те, от которых зависит судьба государственной власти: осуществление их с целью её завоевания или защиты. Поэтому завершающим элементом системы является государство – главный политический институт, занимающийся разработкой и осуществлением властной политики. Государство – сложное образование. Оно и другие части политической системы (власть, режим, сознание) могут рассматриваться как ее подсистемы.
Политическая система включает в себя все проявления политической жизни. За ее пределами остаются явления экономической, социальной, идейно-духовной жизни общества. Однако и они могут оказаться в сфере политической жизни – в силовом поле политики – если решение их проблем как-то зависит от осуществляемой государством политики (см. схему № 2). Силовое поле политики – это то пространство, которое расположено за пределами собственно политики, но подвергающееся её воздействию, преимущественно косвенному (см. тема 5). Это область влияния политической жизни, в которой с её помощью разрешаются различные общественные и социальные вопросы.
2 Политическая система «живет» вследствие взаимодействий образующих ее элементов и каждого из них с системой, а также всех их как подсистемы общества с другими его подсистемами – экономической, социальной и идеологической. Рассмотрение частей системы позволяет понять механизм функционирования политической системы в целом, зависимость ее от действия факторов внутренней и внешней среды.
Каждый элемент – будь то власть, политический режим, политический институт – имеет свое назначение. И от степени его зрелости и характера его связи с другими элементами зависит состояние и функционирование системы в целом. Важным является также однотипность элементов, их соответствие тем или иным типологическим критериям, например, принятой в обществе идеологии, или установленному политическому режиму, или существующей форме государственного устройства и т.д.
Системообразующим элементом является политическая власть. Она агрегирует элементы системы вокруг себя, связывает их в единое целое, придает им политическое значение. От особенностей власти зависит состояние и характер функционирования всей системы политической жизни. Выполняют свои функции и другие элементы. Они взаимодействуют, а также влияют на систему в целом. Примером связи элементов может служить такая их цепочка: определённый субъект политики → политическая идеология, которой он руководствуется → формы и способы его политического участия → государство, которое субъект завоёвывает или отстаивает. Следует сразу оговориться, что изложение политической жизни с учебными целями не всегда соответствует её системному рассмотрению. В свою очередь каждый из элементов испытывает влияние со стороны системы, которая добивается их однотипности – соответствия критериям того или иного типа политической системы (см. в данной теме п. 3). Особенно значительным это влияние оказывается в период переходного состояния общества, в том числе и его политической жизни.
Политическая система осуществляет действия и по своему воспроизводству и наибольшему соответствию изменяющимся условиям. Они связаны с политической социализацией подрастающего поколения, с подготовкой его к участию в политической жизни; с адаптированием (приспособлением) всех членов общества к новым условиям и формам политического участия.
Важную роль в существовании политической системы как одной из подсистем общества играют ее связи с другими его подсистемами – социальной, экономической и идеологической. Подсистема социальной жизни включает в себя изначальные, наиболее отвечающие природе человека разновидности жизни – этническую, профессионально-трудовую, семейную, поселенческую и другие. Они служат основой политической формы жизни. Поэтому последняя может существовать только на почве социальной жизни как одно из ее общественных проявлений. Социальная жизнь является первопричиной многих проблем политической жизни современного общества.
Подсистема экономической жизни охватывает все действия людей, так или иначе связанные с их отношением к собственности. Экономические интересы людей являются одной из главных причин, заставляющих их заниматься политикой.
К подсистеме духовно-идеологической жизни относятся действия людей, касающиеся разных идей и знаний. Их научные и идейные представления оказывают большое влияние на выбор ими политических ориентаций, на характер их политического поведения.
В свою очередь социальная, экономическая и идеологическая подсистемы испытывают влияние со стороны политической. Оно определяется теми функциями, которые она выполняет в отношении них и общества в целом. Они вытекают из сущности политики, выражающейся в управлении всем обществом и подчинении той его части, которая противостоит власти, и состоят:
- в обеспечении привилегий тем социальным группам, которым принадлежит государственная власть;
- в перераспределении ресурсов разных групп населения с целью выравнивания существующих между ними материальных различий и достижения стабильности в обществе;
- в оптимизации социально-классовых отношений в целях достижения согласия между ними и придания устойчивости обществу;
- в защите общества от воздействия на него деструктивных факторов (криминалитета, сепаратизма, внешней агрессии и др.).
3Политическая жизнь в разных странах и на разных этапах исторической эволюции существенно различается. Это нашло отражение и в характеристиках политических систем, разработанных с учётом особенностей политической жизни тех или иных народов. Таких типологий создано несколько. Поскольку политическая жизнь является частью общественной жизни, то часто классификация политических систем, вычленение разных их типов связано с формационной периодизацией истории. Отсюда каждой социально-экономической ступени развития человечества соответствует своя политическая система – рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая. При этом подчеркивается классовый принцип типологии (интересы какого класса выражает политическая система).
Выделение политических систем связывается и с цивилизационным подходом к истории, учитывающим наличие в мировом сообществе разных локальных цивилизаций и их существование на разных этапах общецивилизационного развития. В первом случае критериями типологии политических систем являются различия в типах политической культуры, обусловленные главным образом разными менталитетами народов, их традиционной приверженностью к разным идеологическим ценностям (либеральным, социалистическим). Это приводит к разнице в устройстве и деятельности политических институтов в США и Англии, в других странах Европы и в России, в способах участия их населения в политике, в характере взаимоотношений между членами общества и властью. Исходя из этого, выделяют англо-американский, континентально-европейский и российский типы политических систем.
Во втором случае основаниями типологии политических систем являются различия в технологиях, используемых мировым сообществом на разных ступенях его исторического развития, и соответствующих им социальных структурах, способах интеллектуальной деятельности. В соответствии с этим выделяют традиционную, индустриальную и постиндустриальную политические системы. Для первой характерны нераздельность власти (автократичность), использование ее в целях главным образом подавления, отстранение большинства населения от участия в политике. Для второй – формирование демократий разного вида, высокий уровень политической институционализации (политические партии, движения, элиты), классовое содержание политики. Для третьей – возросшее значение управления в политике государства, разъяснение политики населению, отношений субъектов и объектов власти (современный вариант толкования общественного договора между гражданами и властью).
Используются и другие основания типологии политических систем. Выделяют их, в частности, по характеру взаимоотношений общества с внешней средой, его невосприимчивостью к ценностям (включая политические) иных общественных систем или, напротив, охотному усвоению их. По этому критерию политические системы подразделяются на закрытые и открытые.
Имеет свои особенности и политическая система в нашей стране. Они обусловлены переходным состоянием общества, становлением в постсоветской России капитализма. Поэтому система не является ещё до конца сложившейся. К тому же на ее формирование оказывает влияние опыт устройства политической жизни как в советское время, так и до революции 1917 года. Причем преимущественно тот, который зарекомендовал себя с положительной стороны, отвечающий ментальности русского и других народов, населяющих страну. Политическая система России предстает весьма самобытной, плохо вписывается в существующие типологии политических систем. Представление о ней можно сложить из материалов следующих тем учебно-методического пособия.
Схема № 1.
Политическая система.
Идеи | Цели | Нормы | Интересы | Настроения | ||||
Политическое сознание Политические идеологии | ||||||||
Субъекты политики (классы, этносы, партии) | Политические акторы | Политический
режим | Государство, его структурные части (органы) | Властные политические институты (партия, элита) | ||||
Участники политической жизни (личности, социальные группы) | ||||||||
Формы и способы политического участия | ||||||||
Политические действия Политические процессы | ||||||||
Схема № 3.
Политические системы.
Типологии политических систем | ||||||
Формационная | Рабовладельческая | Феодальная | Капиталистическая | Социалистическая | ||
Технологическая | Традиционная | |||||
Индустриальная | ||||||
Постиндустриальная | ||||||
Цивилизационная | Англо-американская | Континентально-европейская | Российская | |||
Основные понятия:
Политическая система. Элементы политической системы: политическая власть, политический режим, политические акторы, политическое сознание, политические процессы, политические институты, государство. Типологии политических систем: формационные, технологические и цивилизационные. Политические системы традиционного, индустриального и постиндустриального общества.
Вопросы:
1. Какие элементы включает в себя политическая система?
2. Какой элемент политической системы является системообразующим? Почему?
3. В чем особенности традиционной, индустриальной, постиндустриальной политических систем?
4. Какова взаимозависимость образующих общество подсистем – политической, экономической, социальной, идеологической?
5. Какие основания используются для выделения разных типологии политических систем?
6. В чём принципиальные отличия цивилизационных и формационных оснований для типологизации политических систем?
7. Чем политическая система капитализма отличается от политической системы социализма?
8. В чём особенности устройства политической системы в современной России?
Тема 4
Власть
Источники и ресурсы власти.
Легитимность власти.
Схема № 1.
Разнонаправленность политики.
Власть
Субъекты политики Субъекты политики сторонники власти противники власти
Общество
Схема № 2. Виды политической власти.
Форма правления | Кто правит, в чьих интересах |
Автократия | Неограниченное, бесконтрольное полновластие одного лица – царя, шаха, короля, президента |
Демократия | Народовластие, участие народа в принятии решений на государственном уровне |
Охлократия | Власть толпы, реализующей свои интересы зачастую помимо институтов государственной власти |
Теократия | Сосредоточение государственной власти в руках духовенства, главы церкви |
Элитократия | Власть лучших, избранных из разных слоёв общества |
Плутократия | Власть богатых |
Тимократия | Власть имущих, частных собственников |
Клептократия | Воровская власть |
Технократия | Концентрация власти в руках технических специалистов |
Идеократия | Власть, имеющая идейное обоснование |
Меритократия | Власть наиболее одарённых людей, способных людей |
Аристократия | Форма государственного правления, при которой власть принадлежит знати, верхушке какой-либо социальной группы |
Схема № 3. Основные субъекты власти.
Власть П - правящая партия
Э - властная элита
П Б Э Б - бюрократия
Общество
Схема № 4. Источники и ресурсы власти.
ВЛАСТЬ | ||||||
Источникивласти | Авторитет | Сила | Идея | Закон | Знание | |
Согласованное указание | Принуждение | Убеждение | Право | Объяснение | Ресурсывласти |
Схема № 5.
Схема № 6.
Формы легитимизации власти.
Традиции | Харизма | Право |
Основные понятия:
Власть. Политическая власть. Теории возникновения власти. Властные отношения господства и подчинения. Методы властвования – принуждение и убеждение. Функции власти – подавление и управление. Автократия. Охлократия. Плутократия. Олигархия. Аристократия. Элитократия. Меритократия. Демократия. Субъект власти. Объект власти. Основания (источники) власти. Ресурсы власти. Легитимность власти.
Вопросы:
1. Может ли общество жить без политической власти? Какие функции она выполняет?
2. Каковы причины появления политической власти?
3. Прокомментируйте утверждение о том, что существование политической власти объясняется наличием в обществе двух разных по своей природе категорий людей: одних – склонных к управлению, других – к подчинению.
4. Чем отличается политическая власть от других видов власти (власти родителей, директора предприятия, командира части)?
5. В чём особенности олигархической, теократической, идеократической власти?
6. Что такое властные взаимодействия между людьми?
7. Что такое потеря легитимности? Приведите примеры её из новейшей истории.
8. Что такое источники власти? Каковы они у власти современной России?
9. Что такое ресурсы власти? Какими из них больше пользуется власть в современной России?
10. Укажите сильные и слабые стороны функциональной, марксисткой и психологической теорий происхождения политической власти.
ТЕМА 5
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
1. Специфика политических действий.
Политическая деятельность.
Цд - политические ценности S
(духовные)
Цм - политические ценности Цд Цм О
(материальные – средства
деятельности)
S1
О- объект политической дея-
тельности – власть
S, S1 - субъекты политических
действий
Политическое взаимодействие.
S Цд S1
Схема № 2.
Политические | ||
интересы | отношения | действия |
Политические интересы субъекта (S). Пребывают в потенции, в возможности их осуществления. | Политические интересы субъекта вследствие связи его с другим субъектом (S') или объектом (О), конкретизируются в определенных политических отношениях к нему (S S', S О). | Политические отношения субъекта проявляются в тех или иных его политических действиях (S S', S àО). Тем самым политические интересы субъекта получают свое практическое воплощение. |
Схема № 3.
Участие людей в политике.
Основные формы участия | Прямое | Косвенное |
Политическая деятельность, объектом которой является власть | Политическая деятельность, непосредственным объектом которой власть не является | |
Политические взаимодействия между людьми по поводу власти | Политические взаимодействия между людьми, опосредованно касающиеся власти |
Схема № 5.
Решение проблем, связанных Прямые с завоеванием или защитой
государственной власти
&nbs