Актуальность изучения политологии, цели и задачи учебного курса.

Актуальность изучения политологии, цели и задачи учебного курса.

Основные цели изучения интегрированного модуля «Политология», связанные с формированием общих политологических компетенций:

• формирование у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности;

• формирование социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора;

• формирование прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли;

• формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально-ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в профессиональной деятельности.

Задачей изучения интегрированного модуля «Политология» является формирование у студента предметных и операциональных компетенций.

Объект и предмет политологии.

Политология – отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти.

Объектомполитологии выступает политическая жизнь людей, социальных общностей, составляющих государство и общество.

предметом политологииявляются:

  1. сама политическая власть, ее сущность и структура;
  2. механизм распределения и осуществления власти;
  3. легитимация политической власти, т.е. ее способность обеспечить себе поддержку со стороны общества.

Законы и категории политологии

Категории политологии — это ее узловые понятия, каждое из которых представляет собой самостоятельный предмет исследования и вместе с тем служит изучению науки о политике в целом. Именно благодаря существованию категориального аппарата становится возможным раскрытие содержания сложнейшего мира политики, полноценное понимание его законов и механизма их работы.

Существуют как общие, так и частные категории политологии.

Общие категории политологиииспользуются всеми общественными науками, к ним относятся: цивилизация, общество, свобода, власть, право, культура и т. д.

Частные категории политологиииспользуются самой политологией или науками, находящимися на стыке с ней: политика, политическая власть, политические отношения, политические режимы, правовое государство, политическая система, политическая культура, частная собственность и т. д.

Все отношения в политологии определены теми или иными законами.

Законами политологии называются объективно существующие и необходимые связи между явлениями. Они реализуются через деятельность людей и являются общими.

В наше время между учеными принято деление законов политологии в зависимости от сферы их проявления на 3 группы: Первую группусоставляют законы политэкономии, отражающие отношения между экономическим базисом и надстройкой.

Вторую группуобразуют политико-социальные законы, характеризующие развитие политических явлений как особых социальных схем.

Третью группузаконов можно условно назвать политико-психологической, так как она характеризует взаимоотношения между личностью и политикой.

Законы политологии подразделяют также на законы функционирования и законы развития.

Законы функционированияобеспечивают сохранение того или иного политического явления или процесса, азаконы развитияобеспечивают его переход из одного качественного состояния в другое.

По способу проявления законы бывают динамические, т. е. определяющие однозначную связь между явлениями, и статические, обусловливающие связь с определенной долей вероятности, условности.

Политическая власть

Политическая власть– совокупность механизмов и средств, способов воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение людей, социальных общностей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов социума единой политической воле посредством убеждения и принуждения. В зависимости от преобладания убеждения или принуждения выделяют основные формы существования политической власти:тоталитарную авторитарную; демократическую.

Политическая власть делится наполитико-государственную и политико-негосударственную (власть политических партий, общественно-политических движений). Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Выделяют разные уровни власти: федеральный, региональный и местный (муниципальный).

В истории существовали три основные разновидности политической власти:анонимная, среди членов первобытного общества; индивидуализированная, возникающая с усложнением процессов разделения труда и выделением новых видов деятельности; институализированная, опирающаяся на деятельность общественных институтов, которые выполняют определенные функции.

Дополняя типологию, можно сказать о четвертой исторической форме власти, сформировавшейся в конце XX в., – системе «надгосударственной» власти, представленной законодательными и исполнительными институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население Суть и социальную природу политической власти обосновал Макиавелли.Политическая власть – реальная способность правительства управлять своими подданными, а цель государства, политики – увеличение власти любыми средствами.

Гоббсназывал государственной власть индивидуума, чьей воле подчиняются все прочие члены общества. Власть выступает в качестве соединения воедино воли всех граждан.

Идея политической власти как господства общей воли, которая опирается на принуждение, была воспринята марксизмом.Но непосредственно в качестве субъекта общей воли здесь выступает экономически господствующий класс. Политическая власть, таким образом, заменяется, по существу, властью капитала.

В толковании М. Веберавласть является отношениями господства людей над людьми, базирующегося на внутренне оправданном насилии. Политика же обозначает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти. Именно Вебер ввел в научный оборот наиболее известное на сегодняшний день определение власти, звучащее как возможность для одного деятеля в определенных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению извне.

Таким образом, политическая власть– это понятие, которое обозначает реальную способность определенного класса, большой социальной группы или большинства людей данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели методами убеждения и принуждения.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Политическая системапредставляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе, благодаря которой обеспечиваются стабильность общества и определенный общественный порядок на основе использования государственной власти.

Политическая система представляет собой многофункциональную структуру, которая включает в себя компонентыразличного профиля;

• институциональный, состоящий из разных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения и т. д.);

• функциональный, складывающийся из совокупности всех тех ролей и функций, которые осуществляются отдельными социально-политическими институтами и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь);

• регулятивный, выступающий в качестве совокупности политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи политические принципы, взгляды и т. д.);

• коммуникативный, представляющий собой совокупность отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с разработкой и осуществлением политики;

• идеологический, включающий в себя политические идеи, теории, концепции (политическое сознание политическая и правовая культура, политическая специализация).

Каждый из компонентов политической системы имеет свою собственную индивидуальную структуру, формы внутренней и внешней организации и способы выражения.

Существуют подсистемы политической системы общества:

• политические организации, объединения, учреждения;

• политические отношения;

• политические и правовые нормы

• политическая культура и политическое сознание. Основные функции политической системы:

1) интеграционная: выражена в объединении в общественное целое всех элементов социальной структуры на базе ценностей, идеалов, как их понимают господствующие экономические и политические силы;

2) целеполагающая: состоит в установлении целей и задач развития общества;

3) организационная: заключается в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов для выполнения целей и задач общества;

4) регулятивная: состоит в легитимации политики обеспечении социального признания политики и власти, обеспечении политического участия граждан

5) контролирующая: политическая система должна контролировать конфликты интересов разных социальных групп, социальную целостность общества. Эта функция выражает способность политической системы снимать постоянную социальную напряженность, преодолевать конфликты. Она может быть осуществима только через контроль над распределением ценностей (материальные и духовные ресурсы, культурные достижения, политические привилегии и т. д.).

Типы и форма государства

Монархияпредставляет собой форму государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит одному лицу (монарху), получающему власть в порядке престолонаследия. Выделяют следующие разновидности монархий:
• абсолютная монархия (Оман, Катар, Бруней) - форма правления, при которой власть монарха никем и ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без какого-либо контроля со стороны политических институтов или общества;
•дуалистическая (двойственная) монархия (Кувейт, Марокко, Иордания) - форма правления, при которой монарх имеет широкие полномочия в исполнительной власти, но его законодательная функция ограничена;
• парламентская монархия (Великобритания, Бельгия, Швеция и др.), - форма правления, при которой монарх хотя и считается главой государства, но обладает только церемониальными функциями, выступает как символ государства.

Республика представляет собой форму государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным и периодически сменяемым органам - парламенту, президенту, наряду с которыми существует независимое правосудие и местное самоуправление. Выделяют следующие разновидности республик:
• президентская республика (США, Россия, Казахстан) - президент избирается народом, является главой государства и правительства, является верховным главнокомандующим, руководит внутренней и внешней политикой, имеет право отлагательного вето, в некоторых государствах может распускать парламент;
• парламентская республика (Италия, ФРГ, Израиль) - республиканская форма правления, в которой верховная власть принадлежит парламенту, который самостоятельно выполняет ряд важных функций: формирование и контроль за правительством, утверждение бюджета, избрание президента и т.д.;
• смешанная республика (Франция) - республиканская форма правления, в которой сильная президентская власть сочетается с контролем парламента за работой правительства, а правительство ответственно не только перед президентом, но и перед парламентом.
По форме государственного устройства, которая характеризует способ территориального устройства государства, выделяют следующие разновидности государства:
• унитарное государство (Республика Беларусь, Франция) - политически целостное государство, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, провинций и т.д.), не обладающих собственной государственностью, которое имеет одну конституцию, одно гражданство, единую систему высших органов;
•федерация - соединенное, союзное государство, состоящее из государственных образований (штатов, кантонов), объединенных на основе принципа верховенства общегосударственной власти и права при сохранении определенной политической самостоятельности членов федерации, которые имеют свои конституции, гражданство, высшие органы власти. Федерации могут формироваться на территориально-административной основе (США, Мексика) и на национально-территориальной (Российская Федерация);
• конфедерация (Объединенная Арабская Республика) - постоянный союз, как правило, весьма непрочный, самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных политических и экономических целей.
При характеристике государства также правомерно выделять следующие его исторические типы: рабовладельческое государство, феодальное государство, капиталистическое (буржуазное) государство, социалистическое государство.

Исполнительная власть

Исполнительная власть – это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства.
Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство – Совет министров РБ. Это центральный орган гос управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство – коллегиальный орган, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть.
Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей.
Основные функции Правительства:
• руководить системой подотчетных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
• разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
• разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет и его исполнении;
• обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, гос политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения;
• принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
• выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью РБ, организует управление государственной собственностью;
• обеспеч выполнение законов, Конституции, декретов, указов и распоряж Президента.
Правительство РБ издает постановления, имеющие общую силу на всей территории РБ.
Социально-экономические задачи Правительства: обеспечить устойчивое экономическое развитие страны на основе инновационных технологий и реализовать концепцию социально-ориентированной рыночной экономики, где основными приоритетами являются образование, здравоохранение, качество жизни, социальная защита менее обеспеченных слоев граждан и реализация программы «социально-экономического развития Республики Беларусь» до 2015 г, создание условий для развития постиндустриального общества.

Судебная власть

Судебная власть – система полномочий и гос органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных норм-правовых актов.
Судебная власть РБ принадлежит судам. Система судов строится на принципах террит и специализации. Суд – орган, который применяет государственные санкции.
Функции суда:
- Наказание за уголовное, административное правонарушение
- Рассмотрение споров и конфликтов между личностью и государством
- Разрешение споров между гос структурами и негосударственными структурами.
Структура судебных органов:
• Конституционный Суд РБ – следит за соблюдение норм Конституции в стране;
• Общие суды (Верховный Суд РБ, областные, городские, военные суды);
• Хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд РБ, областные и городские хозяйственные суды);
• Хозяйственный суд города Минска.
Статья 116 Конституции Республики Беларусь: «контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь».

На обыденном, или житейском, уровне идеология выступает в качестве психологических феноменов индивидуального и группового сознания и проявляет себя в виде устных суждений относительно тех или иных явлений общественной жизни и в различных формах политической активности (или пассивности) ее носителей.

Типы

Национализм.Выделяются три типа: государственный, культурный и этнический. Первый в качестве основной идеи выдвигает интересы нации – всех граждан государства, второй – людей, принадлежащих к одному типу социальной культуры, третий – представителей одной этнической общности. Основными признаками государственного национализма являются признание специфичности пути развития нации и ее предназначения, единства нации и государства. К теории этнического национализма тесно примыкает теория расизма – обоснование превосходства одной расы над другой. Ко второму типу примыкают теории единства представителей одной культуры, например панславизм, панисламизм и т. д.

Технократизм– политическая концепция, опирающаяся на ценности развития, верование в безграничные технические возможности организации общества. Его основой являются выходцы из сфер промышленности, науки.

Коммунизм– в рамках этой идеологии существуют порой достаточно враждебные друг другу доктрины, такие как ленинизм, государственный коммунизм троцкизм, маосизм и т. д. Коммунистическая концепция включает в себя классовую теорию, согласно которой общество разделено на классы, борющиеся между собой. Цель коммунизма – построение бесклассового общества, где отсутствует классовая эксплуатация, а общественные богатства служат целому народу. Социальным обоснованием концепции выступают трудящиеся и их наиболее передовые представители. В политической области коммунизм предполагает установление власти трудящихся путем совершения революции при подавлении сопротивления эксплуататорских классов, которые должны быть лишены собственности.

Социал-демократизм.Выделился в начале XX в. из более широкого – социалистического, распространившегося в XIX в. на основе развития промышленности и осознания рабочими своих интересов. Базовые ценности – свобода, демократия, социальная справедливость и солидарность – могут быть достигнуты постепенно, в ходе реформирования общества, без революционных преобразований. Цель концепции – построение общества социальной демократии, которая будет признавать все подсистемы общества – экономическую, духовную, социальную, политическую. Экономическая демократия предполагает смешанную экономику с наличием разных форм собственности, контроль общества за рыночными процессами, участие в управлении производством всех трудящихся. Социальная демократия предполагает ликвидацию любых форм социального отчуждения, неравенства, дискриминации. Основой социальной демократии является социальное партнерство различных групп: трудящихся, собственников, управленцев и бюрократии.

35. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

Функции:

1) познавательная

2) ориентационная: идеология ориентирует субъектов политики в системе ценностей и интересов данной социальной группы;

3) мобилизационная: идеология дает установку на определенную политическую активность ее последователям;

4) интегрирующая: идеология противостоит частным интересам и выступает объединяющим фактором для соответствующей социальной группы.

5) легитимизирующая

6)нормативная и др.

Образовательно-воспитательная - овладение массовым политическим сознанием. Внедрение в сознание заданных оценок прошлого, настоящего и будущего, по которым люди должны ориентироваться в сфере политических отношений. Конструирование групповых ценностей.

2. Пропагандистская - создание позитивного образа проводимой политической линии, ее соответствие интересам социальных групп, нации, государства.

36. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ

Государство – основное орудие политической власти в классовом обществе.

Идеология является для государства одним из средств регулирования человеческого общежития.

В условиях глобализации государственная идеология выступает средством национальной самоиндификации.

Основой гос идеологии всегда является национальная идея – доминирующие в национальном сознании представления, которыми данный народ выражает смысл своего исторического существования.

Государственная идеология – составляющий основу деятельности государства комплекс общественно значимых идей, ценностей, норм и представлений, которые отвечают интересам и устремлениям разных категорий граждан.

Государственная идеология имеет 3 уровня:

1) образуют средства человеческой деятельности, в которых пропагандируются содержанеигос идеологии (политическая символика, деятели, книги, статьи, фильмы и тд.). Важнейшими средствами пропаганды гос идеологии является гос символика.

2) составляют гос документы, в которых закреплены основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства (Конституция, другие законодательные акты, гос программы, директивы, концепции, доктрины).

3) образуют литературные сочинения, претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества (учебники, трактаты, диссертации, статьи, доклады).

37. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСЕРВАТИЗМА КАК ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕЧЕНИЯ.

Термин «консерватизм», который дал название одному из наибо­лее влиятельных идейно-политических течений, произошел от анг­лийского слова conserve (сохраняю, охраняю).Первоначально этот термин употреблялся как обозначение идеологии феодально-арис­тократической реакции на французскую буржуазную революцию конца XVIII в. В Англии он получил официальное признание в 20-30-х гг. XIX в применительно к сторонникам партии тори, привер­женцам существующих устоев. Примерно в это же время им начали пользоваться в Соединенных Штатах.

В научных исследованиях консерватизм трактуется как полити­ческая идеология, ориентированная на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь ее морально-правовых основ, воплощен­ных в нации, религии, браке, семье, собственности.

Следуя концепции, предложенной К. Мангеймом, многие уче­ные понимают консерватизм как осознанный, теоретически аргу­ментированный традиционализм. По мысли исследователя русского консерватизма В. Гусева, «консерватизм представляет собой тип политической мысли, политическую идеологию, главным система­тизирующим принципом которых выступает принцип следования социальной традиции». Сторонники такого подхода не без основа­ний полагают, что идеология консерватизма основывается на психологическом типе личности, которому присущи подчинение автори­тету, ригидность мышления, антирационализм.

В интерпретации американского ученого Р. Таккера консерва­тизм - это «политическая идеология, ориентированная на сохранение и поддержание сформировавшихся форм государ­ственной и общественной жизни».

К числу основных ценностей консерватизма обычно относят:

Ø не­обходимость социальной иерархии (ранжирование общества);

Ø при­знание несовершенства человеческой природы и вследствие этого обязательность цивилизующей роли церкви, семьи и школы;

Ø культ сильного государства;

Ø стремление к постепенности и осмотритель­ности в проведении политических преобразований;

Ø приоритет цело­го (государства, народа, нации) над частью (сословием, индиви­дом);

Ø враждебность рационализму и индивидуализму.

Со времен отцов-основателей консерватизма его антиценностями являются ин­дивидуализм, социальное и имущественное равенство, атеизм, мо­ральный релятивизм, культ разума, революционаризм.

Один из ведущих исследователей консервативной мысли Р. Кирк сформулировал следующие шесть принципов («канонов») консерватизма:

1) вера в божественность законов, которые управля­ют обществом;

2) осознание неизбежности социального разнообра­зия как антитезы единообразию и эгалитаризму;

3) убежденность в необходимости обеспечения в цивилизованном обществе порядка и сохранения классовой структуры;

4) понимание неразрывности свя­зи между частной собственностью и свободой;

5) вера в приоритет­ность традиций над предрассудками и проявлениями анархии;

6) признание нетождественности изменений и реформ, эффективно­сти только осмысленного реформирования.

38. ОСОБЕННОСТИ ЛИБЕРАЛИЗМА КАК ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕЧЕНИЯ.

Либерализм (от лат. liberalis – свободный) – важное направление политической идеологии, одно из наиболее распространенных идейно-политических течений, выражающее и отражающее принципы свободы и демократии в различных сферах жизнедеятельности общества – экономической, социальной, политической и духовной.

Либеральными являются политические течения и идеологические установки, имеющие приоритетом защиту и выражение прав личности.

Истоки либерализма относятся к XVII–XVIII вв.: они развивались в работах Дж. Локка, А. Смита, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Т. Джефферсона, Дж. Мэдисона и др. Основные положения, сформулированные этими мыслителями: о правах и свободах граждан, о необходимости разделения основных ветвей власти, о системе сдержек и противовесов в федеративном государстве, о народном суверенитете, о гражданском обществе, среднем классе, правовом государстве.

В XIX в. с идеями либерализма выступали И. Бентам и Дж. С. Милль. Они стремились обосновать необходимость демократизации политических и правовых институтов общества. Защищая идею свобод и прав человека, они утверждали, что свободное развитие новых, капиталистических отношений должно привести к постепенному сглаживанию социальных противоречий, процветанию общества. Для этого необходимо совершенствовать государственно-правовые институты, последовательно проводить принцип разделения властей, бороться с преступностью и произволом чиновников. Основные принципы либерализма:

– права человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом – неотъемлемые условия его существования; защита свободы индивида – важнейшая цель государства;

– разделение государственной власти на три основные ветви: законодательную, судебную, исполнительную;

– существование четких границ деятельности государства в обществе: оно не вмешивается в частную жизнь членов общества и в регуляцию их экономических отношений (гражданское общество);

– оптимальный регулятор экономических отношений – свободный рынок товаров, труда, услуг, капиталов;

– равенство людей рассматривается как равенство возможностей, прав, которые разными людьми реализуются по-разному.

С развитием промышленного капитализма в классическом либерализме в конце XIX – начале XX вв. наступил кризис: рынок в полной мере не обеспечивает гармонии общества, защищенными по преимуществу являются лишь привилегированные социальные слои. Остро встал вопрос о необходимости проведения реформ и в связи с этим задача пересмотра многих положений, норм и ценностей либерализма.

Появляется «новый либерализм» (неолиберализм), или «социальный либерализм», который более ориентировался на решение социальных проблем.

Его сторонники (Р. Даль, А. Лейпхарт, А. Мак-Эван, Дж. Роулс, Л. Хобхаус) под воздействием исторического и политического опыта вносят коррективы в основополагающие принципы либерализма:

– ограниченные возможности имеет рынок, рассматриваемый ранее как единственный; регулятор экономических и общественных отношений;

– государство может выступать гарантом не только политических, но и социальных прав человека;

– необходимо расширить регулирующие функции государства в обществе.

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Идеология коммунистическая — система идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда — коммунистической партии.

Идеи коммунизма получили первоначальное развитие в утопическом социализме. Это был донаучный этап развития учения об обществе, основанном на общности имущества, обязательном для всех труде и равном распределении благ. Только появление промышленного пролетариата на определенном, весьма высоком этапе развития производительных сил создало историческую возможность превращения социализма из утопии в науку. Потребности общественного развития, которое выявило кричащие противоречия между частной формой собственности и общественным характером производства, усиление классовых конфликтов, пробуждение пролетариата как политической силы, вызревание условий для социалистической революции, великие открытия в области естественных наук поставили перед общественной мыслью XIX в. задачу разработки новой, подлинно научной идеологии. Эту задачу выполнили К. Маркс и Ф. Энгельс. Они создали мировоззрение рабочего класса и его авангарда — коммунистических и рабочих партий.

Опираясь на труды основоположников марксизма, В. И. Ленин впервые ввел и обосновал понятие «научная идеология» (т. 18, с. 138). Это понятие имеет огромное методологическое значение в борьбе против идеологии буржуазной. Не всякая идеология является научной, а только такая, которая выражает объективную истину, отвечает интересам передовых прогрессивных сил общества, совпадающим с потребностями социального развития, раскрывает и обосновывает закономерности исторического процесса. Именно такова марксистско-ленинская, коммунистическая идеология. В. И. Ленин называл учение научного социализма «идеологией пролетариата» (т. 8, с. 379; т. 9, с. 275), «пролетарским мировоззрением» (т. 10, с. 284), «коммунистической наукой» (т. 41, с. 304), рассматривая эти определения как идентичные, однозначные.

Критерия политического развития по Паю (США)

· Структурная дифференциация

– отражает процесс усложнения социальных отношений, вследствие деятельности людей и появления новых групп интересов.

· Возрастание способности системы к инновации мобилизации и выживанию

· Тенденция к равноправию

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

В политологии переход от одного типа политической системы к другому обозначается терминами «политическое развитие» или «политическая модернизация».

Политическая модернизация – возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Модернизация обусловлена объективными (социально-экономическими и культурными) и субъективными (способность политического руководства осуществить эффективное изменение политической системы) факторами.

Политическая модернизация – это часть социальной модернизации, когда преобразования происходят во всех основных сферах социальной системы: экономике, социальной сфере, культуре, образовании и т. д. Выбор варианта модернизации начинается в сфере политики – с проявления политической воли к изменениям. Последовательно проведенная политическая модернизация служит фактором, гарантом обеспечения последовательности модернизации других сфер общественной жизни.

Цели модернизации направлены на достижение таких социальных ценностей, как экономический рост, равенство, демократия, стабильность, благосостояние, справедливость, порядок.

Выделяют следующие цели политической модернизации:

– создание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем;

– изменение политических ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу;

– формирование рациональной бюрократии.

Основные направления модернизации в современном мире:

– процессы индустриализации и информатизации общества;

– формирование экологического общества, внедрение природосберегающих технологий;

– демократизация общества, расширение участия населения в управлении общественными делами, ответственность власти перед обществом;

– направленность социальной сферы в сторону повышения благосостояния основной массы населения, преодоления социального разрыва между членами общества;

– обеспечение доступности образования и его высокого качества, гарантирующего возможность активной деятельности и успеха в новой, меняющейся системе социальных отношений;

– расширение сферы свободы человека, рост возможности выбора и независимости от давления традиций, среды, места проживания.

Выделяется два исторических типа модернизации.

Первый тип, так называемая оригинальная модернизация, характерен для США и стран Западной Европы, которые осуществляли переход к рациональному общественному устройству в результате длительного естественного внутреннего развития. Второй тип – вторичная модернизация – был характерен для стран, отставших в своем развитии и пытавшихся догнать передовые ускоренными темпами за счет использования опыта развитых стран. К этой группе относятся развивающиеся страны, освободившиеся от колониальной зависимости (страны Южной Америки, Юго-Восточной Азии), а также страны Восточной Европы, СНГ. Основное внимание современные исследователи политической модернизации сосредоточивают на трудностях политического развития, кризисных явлениях.

________________________________________________________________________________

Актуальность изучения политологии, цели и задачи учебного курса.

Основные цели изучения интегрированного модуля «Политология», связанные с формированием общих политологических компетенций:

• формирование у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности;

• формирование социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора;

• формирование прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли;

• формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально-ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в профессиональной деятельности.

Задачей изучения интегрированного модуля «Политология» является

Наши рекомендации