Основные признаки политической (государственной) власти

Политическая власть — это некий властный комплекс, включающий как государственную власть, которая играет в нем роль «первой скрипки», так и власть всех других институциональных субъектов политики в лице политических партий, массовых общественно-политических организаций и движений, независимых СМИ и т.д.

Необходимо также учесть, что государственная власть как наиболее обобществленная форма и ядро политической власти отличается от всех других властей (в том числе политических) рядом существенных признаков, придающих ей универсальный характер. В этой связи надо быть готовым раскрыть содержание таких понятий-признаков этой власти, как всеобщность, публичность, верховенство, моноцентризм, многообразие ресурсов, монополия на легитимное (т.е. предусмотренное и оговоренное законом) использование силы и др.

С государственной (или в более широком смысле с политической) властью органически связаны и такие понятия, как«политическое господство», «легальность» и «легитимность».Первое из этих понятий используется для обозначения процесса институционализации власти, т.е. ее закрепления в обществе в качестве организованной силы (в виде иерархической системы властных учреждений и институтов), функционально предназначенных осуществлять общее руководство и управление социальным организмом.

Институционализации власти в форме политического господства означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, приказа и исполнения, организационное разделение управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий, — с одной стороны, и исполнительной деятельности, — с другой.

Что касается понятий «легальность» и «легитимность», тохотя этимология этих понятий сходная (во французском языке слова «legal» и «legitime» переводятся как законный), в содержательном плане они не являются понятиями-синонимами. Первое понятие (легальность) подчеркивает юридически-правовые аспекты власти и выступает как неотъемлемая составляющая политического господства, т.е. регулируемого законом закрепления (институционализации) власти и ее функционирования в виде иерархической системы государственных органов и учреждений. С четко выраженными ступенями приказа и исполнения.

Политическая оппозиция — это противодействие, сопро­тивление действующей государственной власти, противостоя­ние осуществляемому стратегическому курсу с целью заме­нить его на другой, удовлетворяющий оппозиционные полити­ческие организации. Здесь речь идет не о внутрипартийной, а о внутригосударственной политической оппозиции.

В зависимости от степени лояльности к государственной вла­сти выделяютумеренную и радикальную (непримиримую) поли­тическую оппозицию. Первая по своей сути конструктивно-кри­тическая, нередко готовая прийти к согласию с властью. Вторая открыто выступает за смену существующего политического курса с целью реализации своей политической линии.

Особую роль приобретает политическая оппозиция в обще­стве, находящемся в переходном состоянии, когда происходят глу­бокие изменения всего социально-экономического уклада (строя). В такой ситуации возрастает опасность использования насилия для достижения политических целей. Если же политическая власть запаздывает с формированием механизма обратной связи и мо­дернизацией политических институтов, политическая оппозиция способна активизироваться, ее деятельность может вызвать непред­сказуемые последствия.

Оппозицию подразделяют также на легальную и нелегаль­ную. Легальная оппозиция действует открыто, в рамках конститу­ции и других законов. Нелегальная (подпольная) политическая оппозиция действует скрытно, нередко применяет методы, непри­менимые в цивилизованном обществе.

Чтобы политическая оппозиция была эффективной, недоста­точно видеть нерешенные проблемы и критиковать работу госу­дарственных органов. Включенность в оппозиционную деятель­ность предполагает наличие собственного, отличного от офици­ального, видения путей социального прогресса.

Немалая заслуга молодой российской демократии состоит в признании законности разнообразных интересов в обществе, в легальности политической оппозиции, которая сегодня вызвана большими социальными издержками российских радикальных реформ, обнищанием значительной части общества.

ЛЕГИТИМНОСТЬ И ЛЕГАЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

Наши рекомендации