Понятие и признаки государственной власти, ее соотношение с властью политической.

Категория «власть» являлась и является дискуссионной. Еще Конфуций уподоблял власть императора власти отца, а отношения властвующих и подвластных – семейным отношениям. Аристотель считал, что отношения власти присущи всем предметам, в том числе и неодушевленным. Средневековые авторы выдвигали на первый план божественную власть и считали ее человеческий вариант лишь производным.

Современные западные политологи не проводят существен­ных различий между властью и влиянием. При этом указывается, что власть - это способность воздействовать на поведение инди­видов. Власть рассматривается как реализация интересов, выра­жение политической активности, участие в принятии решений. Содержание отношений власти (властеотношений) составляют на­вязывание воли властвующего подвластным и подчинение подвластных.

Власть есть явление социальное, она является необходимой принадлежностью любого общества. Власть возможна лишь в от­ношениях между людьми и их группами, а не по отношению к животным или неодушевленным предметам. Социальная власть основана на силе (это может быть физическая cила, сила убежде­ния, сила красоты и др.).

В подходах к сущности власти в литературе выделяется ряд направлений:

1. Бихевиористское (поведенческое). Власть рассматривается как определенный тип поведения:

2. Телеологическое (целевое). Власть понимается как возмож­ность осуществления определенных целей.

З. Инструментальное. Власть, по данному подходу, есть возмож­ность применения средств принуждения.

4. Структурное. Власть - это прежде всего отношение между управляющим и управляемым.

5. Конфликтное. Власть – это возможность принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях.

6. В советской науке власть понималась как способность подчи­нять своей воле, как волевое отношение либо как функция коллектива по руководству совокупной деятельностью.

Имелись в науке дискуссии и по отношению к субъектам (но­сителям) государственной власти. Например, марксисты считали таким субъектом экономически господствующий класс, сторон­ники элитаристских концепций - элиту, представители теории плюралистической демократии отстаивали точку зрения, что власть распылена между классово неоднородными носителями. Во мно­гих современных конституциях закреплена теория народного сувepенитeтa, согласно которой источником и верховным носите­лем государственной власти признается народ.

Государственная власть опирается на определенные основы. В частности, можно выделить экономическую, социальную, нpaвственно-идеологическую основы.

Важнейшим требованием к государственной власти в демо­кратическом обществе является ее легитимность. В узком смысле легитимной признается законная власть, т. е. власть, образован­ная в соответствии с процедурами, предусмотренными правовы­ми нормами. В широком смысле легитимность – это признание власти народом, признание ее права управлять общественной жиз­нью, готовность населения подчиняться такой власти.

М. Вебер выделил три типа легитимной власти: харизмати­ческую, традиционную и рациональную.

Нелегитимная власть признается узурпаторской. Узурпация - это насильственный, противозаконный захват власти либо присвоение чужих властных полномочий.

Традиционными методами осуществления гocударственной власти являются убеждение и принуждение. При этом государ­ственное принуждение должно быть законным, обоснованным и справедливым и может осуществляться лишь специально упол­номоченными органами в пределах своей компетенции. В совре­менных условиях среди методов осуществления государственной власти возрастает роль морального и особенно материального сти­мулирования.

Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, т.е. средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются:

- власть одной социальной группы над другой;

- государственная власть;

- власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров.

Особые свойства государственной власти:

Силой, на которой она базируется, является государство:

Государственная власть публична.

Государственная власть суверенна.

Государственная власть универсальна Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории. Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение.

Государственная власть обладает прерогативой на издание общеобязательных правил поведения – юридических норм и на применения государственного принуждения.

Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

Гос В опирается на определ-е основы (эконом-ю, соц-ю, нравственно-идеолог-ю основы).

Соотношение гос-й и политической власти:в науке имелосчь 3 основных подхода к такому соотношению. 1. Античные авторы считали, что политика это искусство управления, а в варварских гос-вах таким искусством не обладели. Поэтому госвласть там не будет политической. Она будет политической в полисах – городах гос-вах. Таким образом считалось, что политическая власть Уже государственной. 2. Классики марксизма отождествляли гос-ю и политическую власть. Михаил Иосифович Байтин – современный представитель данного подхода; 3. Профессор Кейзеров и профессор Дмитриев – наиболее известные представители. Суть – любая госвласть является политической, но не всякая политическая власть – является государственной.

Политическая власть это вид общественной власти, который связан с удовлетворением интересов больших социальных групп, например, классов, наций. У политической и госвласти общие цели, т.к. любое гос-во вынуждено учитывать интересы социальных групп, однако у государственной и политической власти разные субъекты. Субъектами политической власти являются политические лидеры, политические партии, народ избиратель. Субъектами госвлсти явл-ся лишь уполномоченные госорганы. Таким образом, политическая власть м считаться государственной лишь в том случае, сли она выражена в системе специальных госорганов.

Наши рекомендации