Вопрос 4. Основные признаки политической (государственной) власти. Политическое господство и легитимность.

При изучении четвертого вопроса- Основные признаки политической (государственной) власти. Политическое господство и легитимность - следует иметь в виду, что очень часто понятия политической и государственной власти употребляются как понятия-синонимы. Между тем эти понятия не тождественны друг другу. Второе относится к первому как часть к целому. Политическая власть - это некий властный комплекс, включающий как государственную власть, которая играет в нем роль «первой скрипки», так и власть всех других институциональных субъектов политики в лице политических партий, массовых общественно-политических организаций и движений, независимых СМИ и т.д.

Необходимо также учесть, что государственная власть как наиболее обобществленная форма и ядро политической власти отличается от всех других властей (в том числе политических) рядом существенных признаков, придающих ей универсальный характер. В этой связи важно усвоить содержание таких понятий-признаков этой власти, как всеобщность, публичность, верховенство, моноцентризм, многообразие ресурсов, монополия на легитимное (т.е. предусмотренное и оговоренное законом) использование силы и др.

С государственной (или в более широком смысле с политической) властью органически связаны и такие понятия, как «политическое господство», «легальность» и «легитимность».Первое из этих понятий используется для обозначения процесса институционализации власти, т.е. ее закрепления в обществе в виде иерархической системы властных учреждений и институтов (властной вертикали), функционально предназначенных осуществлять общее руководство и управление социальным организмом.

Институционализации власти в форме политического господства означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, приказа и исполнения, организационное разделение управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий, - с одной стороны, и исполнительной деятельности, - с другой.

Что касается понятий «легальность» и «легитимность», тохотя этимология этих понятий сходная (во французском языке слова «legal» и «legitime»переводятся как законный), в содержательном плане они не являются понятиями-синонимами. Первое понятие (легальность) подчеркивает юридически-правовые аспекты власти и выступает как неотъемлемая составляющая процесса институционализации политического господства, т.е. законодательного закрепления (и прежде всего в конституции) структурно-функциональной организации государственной власти и того как формируются и действуют ее органы (законодательные, исполнительные и судебные) в центре и на местах. Каков объем и характер возложенных на них полномочий и прерогатив.

Основным же в понятии «легитимность» является характер («тональность») отношения к власти со стороны подвластного ей населения (народа).Если население (народ) принимает и положительно оценивает власть, признает ее право управлять, и согласен подчиняется ей, то такая власть - легитимная. Если же это не так, и народ власть не «любит» и власти не доверяет, хотя и подчиняется ей до поры до времени в рамках инстинкта самосохранения (прежде всего из-за страха массовых репрессий), то такая власть предстает как нелегитимная.

Усвоение вопроса о легитимности государственной власти требует знания содержания и источников не только трех классических типов легитимности по М.Веберу, а именно: традиционной, харизматической и рационально-правовой (демократической),- но и таких типов легитимности, как идеологической, онтологической и технократической. Требуется также усвоить прямую зависимость легитимности власти от ее эффективности (результативности). Чем больше эффективности, тем больше легитимности. И наоборот – если эффективности, что называется «кот наплакал», то даже изначально легитимная власть, постепенно превращается во власть нелегитимную.

Заключить изучение темы следует выяснением того, в какой мере обладает технократической легитимностью власть в сегодняшней России, если учесть, что за двадцать лет реформ мы пока не восстановили в полном объеме даже того, что по недоразумению (или злому умыслу) основательно разрушили. И подавляющее большинство россиян (более 70%) живет в бедности, а то и балансирует на грани нищеты, на фоне сверхбогатства меньшинства – политической и бизнес - элиты.

Прочитайте:

1. Муштук О.З. Политология. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Московская финансово-промышленная академия. 2010. - Введение. Раздел 1. С.13-55.

2. Хейвуд Э. Политология. Учебник для студентов вузов /Пер. с англ. Под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Бельского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – Часть 1. Глава 1. С.2-26.

3. Власть. Очерки современной политической философии Запада. /В.В. Мшвениерадзе, И.И.Кравченко, Е.В. Осипова и др. – М.: Наука, 1989. – Разделы 1,2. С.37-94.

4. Большая актуальная политическая энциклопедия. Настольная книга современного политика. - /Беляков А.В. и др. – М.: Эксмо, 2009. С.239-241.

5. Категории политической науки. Учебник. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. Главы 1-2.С.11-112.

6. Политология. Лексикон. Под редакцией А.И.Соловьева. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. Статьи: Политика (С.307-323), Политическая власть (С.336-245).

7. Политология. Хрестоматия. /Сост. Б.А.Исаев, А.С. Тургаев, А.Е.Хренов. – СПб: Питер, 2006. Раздел Ш. С.71-93.

Интернет – ресурсы

1. Электронная гуманитарная библиотека. Лекции по политологии - http://www.gumfak.ru

2. ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. Категория Политология - http://ru.wikipedia.org/wiki

Мероприятия для самопроверки:

Задание А. Продумайте ответы на контрольные вопросы темы:

1. Чем обусловливается и в чем проявляется объективная необходимость и сущность политики как «искусства жить вместе, искусства единства во множестве»?

2. Каковы структура и основные функции политики как особой государственно-властной сферы общественной жизни?

3. Что собой представляют социальные и институциональные субъекты политики, и каким образом они взаимосвязаны друг с другом?

4. Из чего складываются «деловые» функции политики по отношению к экономике, в том числе бизнесу, и какая ситуация в этом плане присуща нашей стране?

5. В чем конкретно проявляется роль и значение идеологии как детерминанты политики, и при каких условиях идеология разрушает политику и лишает ее эффективности?

6. Что в содержательном смысле стоит за понятием власти как ассиметричном (неравном) взаимодействии сторон, и почему в ходе этого взаимодействия один командует, а другой эти команды исполняет?

7. Какие универсальные источники и ресурсы лежат в основании различных видов власти, придавая каждой то или иное качество, тот или иной уровень эффективности?

8. Каковы сущность, содержание и отличительные признаки политической (государственной) власти как высшего и наиболее концентрированного проявления политических начал в жизнедеятельности социума?

9. Как соотносятся между собой понятия «политическое господство» и «легитимность», и по каким критериям типологизируют легитимность на традиционную, харизматическую и рационально-правовую?

10. Что стоит за понятием «технократическая легитимность» власти, и почему этот тип легитимности является ключевым в общественной бытии власти и политической элиты?

Задание Б. Осмыслите нижеприведенные дефиниции власти и политики, отражающие разные подходы к их анализу как общественного феномена, многообразие функциональных ролей и форм проявления:

1) «Политика представляет собой феномен всеобщей взаимозависимости (внутренней и внешней) социальных групп институтов и общества, тесно ассоциированный со всеми социетальными и частными сферами человеческой деятельности Она находит свое выражение в сотрудничестве, переговорах и в борьбе вокруг вопросов использования и распределения ресурсов. Соответственно политика занимается и проблемами власти, изучает силы, которые оказывают влияние на это распределение и используется властью. Она является неотъемлемым вектором, измерением производства и воспроизводства общества. Политика – это наука о «преобразовательных возможностях» социальных агентов и институтов. Она не имеет своим предметом исключительно деятельность правительства или правительств». (Д.Хелд – американский политолог)

2) «В политике все бывает «в частности», ничего не бывает «вообще». В политике ничего нельзя повторить автоматически в силу принципа. Что хорошо в одно историческое время, то плохо в другое. Что хорошо в одном историческом месте, то плохо в другом. Каждый день имеет свои неповторимые и единственные задачи и требует искусства». (Н.Бердяев (1874-1948) – русский философ)

3) «Как показывает опыт, государственное попустительство не ослабляет монополистические тенденции, а способствует им, ибо невмешательство власти и закона всегда на руку сильным хищникам. Для честной соревновательности, когда каждый имеет свой шанс, требуется вмешательство закона, правовая неусыпность государства». (С.Панарин (1940-2003) – русский философ и политолог)

4) «МОРАЛЬ есть область такого справедливого или должного, которое воспринимается как вечное, вневременное или абсолютное. ПРАВО есть справедливое и должное на известный период времени и в известных конкретных условиях. ПОЛИТИКА же – это этически совершенно необходимая область справедливого и должного в момент и для момента». (Ю.Ключников (1886-1938) – русский государственный и общественный деятель)

5) «Власть определяется как способность или возможность производить желаемое воздействие на поведение какого-либо объекта, что подразумевает наличие активного субъекта, который влияет на объект какими-либо физическими (материальными) или идеальными (духовными) методами. В сфере социальных наук субъектами и объектами являются люди. Власть подразумевает определенное воление или желание (намерение) со стороны субъекта повелевать и предполагает, что объект (другой человек) воспримет определенное отношение и последует желаемому поведению, но при этом вовсе не обязательно, чтобы объект осознал смысл данной ситуации, т.е. смог следовать определенному курсу, не понимая, что тот ему навязан. Другими словами, в социальных науках власть – это «отношение властности» (между субъектом и объектом)». (Торкауто С.Ди Телла – аргентинский политолог)

6) «Мы можем определить власть как реальную способность единицы системы аккумулировать свои «интересы» (достичь целей, пресечь нежелательное вмешательство, внушить уважение, контролировать собственность и т.д.) в контексте системной интеграции и в этом смысле осуществлять влияние на различные процессы в системе». (Т.Парсонс – американский политолог)

7) «Власть должна быть сильной, особенно в экстремальные периоды жизни общества. Но сила ее не в чрезвычайных полномочиях, не в приостановлении действия законов, запрете забастовок и демонстраций, закрытии оппозиционных газет и введении цензуры. Репрессии свидетельствуют не о силе, а о слабости власти. Власть становится сильной, лишь опираясь на силу закона, используя его умело, умно, тонко». (М.Федотов – доктор юридических наук, профессор)

8) «Нет политика без того, чтобы он не утверждал о себе, что он насквозь нравственный человек. Бывает, что он сам даже в это верит. Но если политик хочет удержаться у власти, он должен, вынужден манипулировать умонастроениями людей, играть на их чувствах. Он должен давать обещания, многие из которых заведомо невыполнимы. Но история, к счастью, знала политиков, которые понимали: можно постоянно обманывать некоторых людей, можно иногда обмануть всех, но всех и все время обманывать нельзя. Это мысль Великого Авраама Линкольна». (Ш. Хайм – немецкий писатель)

Наши рекомендации