Партийные системы. Структура партийных систем
Логика действий партий диктуется характером ее связей со своей средой, т. е. другими партиями. В каждой стране партии, их окружение, союзы и стратегии образуют совокупность относительно стабильных связей. Эту структуру, совокупность связей между взаимодействующими партиями М. Дюверже назвал «партийной системой». Природа коалиции партий влияет на функционирование институтов, определяет сущность политических режимов.В каждой конкретной стране партийная система является результатом действия множества факторов: культурно-религиозной среды, истории страны, ее традиций, экономической и социальной структуры. Кроме того, наиболее важное влияние на партийную систему оказывает избирательный режим. В политической науке существуют различные классификации партийных систем. Поскольку система партий любого общества определяется по количественному (по числу партий, входящих в систему) и качественному (по масштабу влияния) критерию, постольку возможны две системы типологий.
Количественный критерий является основой выделения однопартийной, двухпартийной системы (бипартизма), многопартийной системы и системы «двух с половиной партий».
В однопартийной системе правящий статус закрепляется за одной из разрешенных политический партий. Правящая партия срастается с государством, не допуская рядом с собой претендентов на власть. По мнению многих, там, где существует одна партия, речь следует вести об отсутствии партийной системы как таковой.
Двухпартийность достаточно функциональна, поскольку обеспечивает эффективную работу политической системы в целом. Прежде всего, она отражает существование естественного политического дуализма. «Это означает, что политический выбор, - как подчеркивал М. Дюверже, - обычно выступает в дуалистической форме... Всякая политика предполагает выбор между двумя типами решений». Кроме того, двухпартийность способствует созданию эффективного и стабильного правительства, которое опирается на поддержку парламентского большинства из числа депутатов победившей партии. Избранное прямым всеобщим голосованием парламентское большинство позволяет функционировать правительству в течение всего срока полномочий. Более того, двухпартийность упрощает процесс агрегирования интересов исокращения требований. Она делает ненужным посредничество: сам избиратель выбирает цели и руководителей, обязанных их достичь. Однако таковы плюсы двухпартийности в идеале. На практике же она коррелирует с рядом переменных, что позволяет различать ее типы. Так, «жесткая» двухпартийность отличается от «мягкой» дисциплиной голосования. В условиях «жесткой» двухпартийности (например, двухпартийной системы в Великобритании) при принятии важных политических решений депутаты каждой партии стремятся голосовать одинаково. В противном случае те, кто нарушил дисциплину голосования, исключаются из партии. «Мягкая» двухпартийность (например, в США) не предписывает депутатам обязательную дисциплину голосования.
Различают также «совершенную» и «несовершенную» двухпартийность. «Совершенная» двухпартийность означает, что две партии набрали 90% голосов, причем одной из них обеспечено абсолютное большинство парламентских мест. Такая партия может руководить водиночку, не вступая в союз с другими партиями.
«Несовершенная» двухпартийность возникает в том случае, если число мандатов, полученных двумя крупными партиями на выборах, не позволяет им в одиночку завоевать абсолютное большинство. Им приходится объединяться с третьей партией. Подобная партийная система получила название системы «двух с половиной партий».
В противоположность достаточно жесткой двухпартийной модели многопартийная система(взаимодействие осуществляют более двух партий) отличается гибкостью и способна эффективно сдерживать социальные конфликты.Являясь институциональным выражением плюрализма социальных интересов истатусов, многопартийная система ориентирована на поиск согласия и компромиссов между политическими силами, не обладающими явным политическим доминированием.
Достижение согласия, как и обеспечение системной стабильности, во многом зависит от характера взаимоотношений между правительственными партиями и оппозицией. В обществах без демократических традиций, зрелой политической культуры многопартийная система является причиной частых правительственных кризисов. К тому же многопартийность не способствует обобщению интересов, поскольку каждая партия стремится выражать требования только своего электората.
Действующие на политической сцене партии различаются масштабом влияния на общество и власть. Политическое влияние партиискладывается из трех переменных: а) числа членов партии; б) количества избирателей, проголосовавших за нее; в) числа депутатских мандатов, полученных партией на выборах. В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии различаются влиянием на процесс принятия политических решений. По политическому «весу» выделяются четыре типа партий:
1) мажоритарная партия,т. е. получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса;
2)партия с мажоритарным признанием,т. е. в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах;
3)доминирующая партия,т. е. получившая относительное большинство депутатских мест;
4)миноритарная партия,т. е. имеющая минимальное число мандатов.
Доминирование в политической жизни той или иной по влиянию партии определяет тип партийной системы.Выделяются партийные системы, основанные на партиях с мажоритарным призванием, т. е. стабильным доминированием втечение долгого времени одной правящей партии (например, либерально-демократической партии Японии, консервативной партии Великобритании в70 - 80-х годах). Кроме того, можно отметить партийные системы с присутствием доминирующей партии (как христианские демократы в ФРГ), вынужденной искать союзников в лице других партий для поддержки своего политического курса. Наконец, партийная система может представлять коалицию миноритарных партий (это присуще партийным системам Бельгии, Нидерландов). Подобная партийная система не является предпосылкой для стабильных и эффективных правительств.