Партийные системы (сущность, особенности и типология партийных систем)

Логика действий партий диктуется характером связей со сво­ей средой, то есть другими партиями. В каждой стране партии, их окружение образуют совокупность относительно стабильных связей. Эту структуру, совокупность связей между взаимодейству­ющими партиями М. Дюверже назвал «партийной системой». При­рода коалиции партий влияет на функционирование институтов, определяет сущность политических режимов.

Партийная система — это совокупность политических партий (правящих и оппозиционных), связанных с другими элементами политической системы и определенными упорядоченными между собой отношениями(принимающих участие в борьбе за власть и ее осу­ществление).

В каждой конкретной стране, в каждом обществе существу­ют свои особенности партийных систем. В зависимости от поло­жения политических партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается сово­купность всех политических партий, действующих в данной стра­не, их взаимоотношения друг с другом. Природаи особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множе­ством факторов:уровнем политической зрелости общества, его политического сознания и культуры, историческими традиция­ми, этнонациональным составом, социальной структурой, рели­гиозной ситуацией, расстановкой социально-классовых сил и т.д.

Существенное воздействие на формирование партийной си­стемы оказывает действующее законодательство, конституцияи избирательные законы.

В политической науке выделяют две системы типологий: ко­личественная (по числу партий, входящих в систему) и качествен­ная (по масштабам влияния или политическому «весу»).

М.Дюверже и его последователи выделяют одно-, дво- и многопартийные системы. Дж. Сартори расширил эту типологию, выделив однопартийную гегемонистскую, с доминирующей партией, двопартийную ограниченного плюрализма, атомизированную систему.

По количеству партийвыделяют три системы:

Однопартийная (монопартийная) система, где единственная партия моно­полизирует государственную власть. Характерна для авторитарных, а особенно тоталитарных режимов, когда управление осуществляется одной партией. Монопартийная система обла­дает рядом достоинств - способностью интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их различные интересы, концент­рировать ресурсы и направлять их на решение актуальных про­блем. В тоже время отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию (бывший Советский Союз, в настоящее время — Северная Корея, Куба, Ирак, Албания и т.д.), что приво­дит к кризису и потере власти (большинство бывших социалис­тических стран).

Двухпартийная система. Характеризуется доминированием двух сильных партий, одна из которых находится при власти, а другие – в оппозиции. Состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух, наиболее влиятельных. В Великобританииэто— лейбористская и консервативная; в США— рес­публиканская и демократическая. Двухпартийная система обес­печивает возможность создания стабильного правительства,опи­рающегося на поддержку парламентского большинства (Герма­ния, Австралия, Канада, Новая Зеландияи др.). Однако двухпар­тийная система имеет и недостатки,главный из которых состоит в возможности резкой смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии (двух с половиной партийные – Великобритания).

Многопартийпая система. Предполагает реальное влияние на функционирование государственных институтов общества (парламента, правительства, судебных инстанций) более двух политических партий. Она характерна для большинства стран Запада и Азии (Франция, Швеция, Италия, Португа­лия, Норвегия, Финляндия, Япония, Украина, Россия, Испания). Предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие разветвленной си­стемы социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием, в обществах без демократических традиций, зрелой политической культуры многопартийная система является причиной частых правительственных кризисов. К тому же многопартийность не способствует обобщению интересов, поскольку каждая партия стремится выражать требования только своего электората.

Партийная система с партией-гегемоном характеризуется приоритетным положением одной партии при отсутствии реальной партийной конкуренции. Все другие партии обладают организационной автономией, но признают руководящую роль правящей партии (Мексика).

Партийная система с доминирующей партией предполагает существование нескольких партий, одна из которых в течении длительного времени побеждает на выборах и единолично формирует правительство (Япония, Индия).

Наиболее распространенной является партийная система умеренного плюрализма, которая характеризуется существованием трех-пяти партий, ни одна из которых не преобладает и не может самостоятельно создать коалицию, а потому партии вынуждены идти на достижение компромисса в формировании правительства согласно количеству избирательных мандатов (Бельгия, ФРН).

Распространенной является партийная система крайнего плюрализма, которая предполагает борьбу за власть между 6 и больше партиями. При наличии большого количества некрупных партий, они в основном создают блоки или коалиции (Нидерланды, Финляндия).

Атомизированная партийная система характеризуется наличием большого количества невлиятельных и немногочисленных партий (Малайзия).

Внутри партийных систем существуют разные зависимости между партиями, которые называются партийными соглашениями.

Партийное соглашение- это относительно стабилизированные отношения между партиями, которые стремятся к участию в осуществлении государственной власти.

Однопартийное соглашение – правительство возглавляет та партия, у которой большинство в парламенте;

Двухпартийное модифицированное соглашение – ни одна из двух основных партий ни имеет большинства в парламенте и одна из них создает союз с третьей партией, у которой есть представители в парламенте (ФРН);

Двухблоковое партийное соглашение – тут партии делятся на два больших блока – правые, левые (Франция)

Партия доминирования – когда политические партии поручают сформировать правительство наиболее влиятельной партии, которая более 25 лет управляет государством (Швеция, Япония)

Партия-гегемон – в бывших странах социалистического лагеря это была коммунистическая партия, все остальные партии признавали ведущую роль компартии.

Действующие на политической сцене партии различаются масштабом влияния на общество и власть. Политическое влияние партии складывается из трех переменных: а) числа членов партии; б) количества избирателей, проголосовавших за нее; в) числа депутатских мандатов, полученных партией на выборах. В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии различаются влиянием на процесс принятия политических решений.

По политическому «весу» выделяются четыре типа партий:

1. Мажоритарная партия, то есть получившая абсолютное число мандатов и право на проведение собственного политического курса;

Партия с мажоритарным признанием, то есть в ситуации
чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах;

Доминирующая партия, то есть получившая относительное
большинство депутатских мест;

Миноритарная партия, то есть имеющая минимальное
число мандатов.

Доминирование в политической жизни той или иной по влиянию партии определяет тип партийной системы. Выделяются партийные системы, основанные на партиях с мажоритарным призванием, то есть стабильным доминированием в течение долгого времени одной правящей партии (например, либерально-демократической партии Японии, консервативной партии Великобритании в 70-80-х годах). Кроме того, можно отметить партийные системы с присутствием доминирующей партии (как христианские демократы в ФРГ), вынужденной искать союзников в лице других партий для поддержки своего политического курса. Наконец, партийная система может представлять коалицию мажоритарных партий (это присуще партийным система Бельгии, Нидерландов). Подобная партийная система не является предпосылкой для стабильных и эффективных правительств.

Наши рекомендации