Формулирование целей глобальной политики США администрацией Дж. Буша-мл. Основные положения стратегий национальной безопасности США 2002 и 2006 гг. об отношениях с региональными центрами силы
Внешняя политика США опирается на три столпа – доктрину непревзойденного американского военного превосходства (США должны всемерно укреплять свою военную мощь, чтобы сохранить статус единственной мировой сверхдержавы), концепцию превентивной войны (готовности наносить военные удары до того, как в отношении США и их союзников будут предприняты агрессивные действия) и готовности действовать в одиночку, если многостороннего сотрудничества для достижения внешнеполитических целей США оказывается невозможно достичь.
5 подходов к взаимодействию с региональными центрами сил:
· отказ от неконструктивных двухсторонних отношений, не учитывающих глобальные и региональные реалии;
· создание и реформирование региональных и международных институтов, в рамках которых сотрудничество будет более устойчивым и эффективным;
· оправданием для постоянных претензий США по поводу прав и свобод граждан является стремление укрепить благосостояние граждан в государствах-союзниках, ведь именно и только в демократических обществах всем может быть хорошо;
· понимая, что нельзя указывать всем, что делать, США будут формировать статистические и прочие данные для всего мира, чтобы повлиять на выбор хотя бы таким образом;
· готовность в необходимых случаях действовать в одиночку, хоть США и понимают, что не смогут добиться стабильных результатов без союзников.
Главным врагом США объявлен Иран. Америка обвиняет Тегеран в распространении ядерного оружия и предоставлении убежища террористам. Северная Корея также считается страной, представляющей угрозу с точки зрения распространения ядерного оружия. Вот почему Белый дом предлагает ввести всеобщий контроль над производством составляющих для ОМУ.
1.Западное полушарие.Выражают озабоченность по поводу существующих диктаторских и авторитарных режимов. Намерены углубить отношения с Канадой и Мексикой, а также региональными лидерами Центральной и Южной Америки и Карибского бассейна, которые проявляют всё большую приверженность принципам демократии. Также намерены продолжать работу в рамках таких институтов как ОАГ (Организация американских государств) и Межамериканский банк развития.
4 принципа: поддержание безопасности, укрепление демократических институтов, развитие человеческого капитала.
2.Африка. Регион с растущей геополитической важностью, большое поле для демократизации и либерализации, но путём партнёрства, а не патернализма. Именно за счет помощи «fragile and failing states» можно обеспечить собственную безопасность. Улучшать управление, сокращать коррупцию, проводить рыночные реформы. Необходимо также усиление Африканского союза.
3.Ближний восток. (Используется понятие Большой Ближний Восток – the broader Middle East). Цель США – поддерживать движение к свободе во всех государствах, а также способствовать разрешению арабо-израильского конфликта и бороться с тиранами в Сирии и Иране. Ирак же теперь – новый союзник, наряду с давними партнёрами – Египтом и Саудовской Аравией.
4. Европа. Центральная тема в разделе «Европа» - НАТО, являющаяся одной из основ ВП США. Они приветствуют любое расширение в будущем, а также налаживают отношения с ближайшими соседями, в том числе и с Россией. Европа – это традиционный союзник союзник США, особенно Великобритания.
Россия.
В Стратегии 2006 года была радикально изменена позиция США в отношении Российской Федерации. В 2002 году Вашингтон отмечал некоторые положительные изменения, происходящие в России, и именовал ее как союзника в борьбе с терроризмом. В Стратегии 2002 года подчеркивалось, что Соединенные Штаты не смогут добиться значимых позитивных изменений без поддержки международных союзников и партнеров. Но в документе 2006 года Вашингтон выразил весьма скептическое отношение к развитию демократии в РФ. В Стратегии 2006 года записано, что США «должны быть готовы к тому, чтобы действовать самостоятельно в случае необходимости». В связи с чем департамент информации и печати МИД России заявил, что, по мнению Белого дома, «главным критерием развития отношений Соединенных Штатов с зарубежными государствами будет соответствие или несоответствие поведения той или иной страны американскому пониманию демократии и потребностям борьбы с неугодными режимами, как это видится из Вашингтона»
6. Южная и Центральная Азия. Регион стратегической важности для США, в особенности, учитывая тот факт, что там находится самая «демократичная демократия в мире» – Индия. В целом, стратегия акцентирует внимание именно на отношениях с этой страной, через которые США и хочет продвигать свои интересы в регионе. Кроме того, отмечена роль Пакистана, процесс переговоров с Индией которого воспринимается как пример для других противников в мире как образец миротворческого процесса; Афганистан играет роль моста между Южной и Центральной Азией. В центральной Азии 5 стран, которые очень разные, но при этом США стремится обеспечить там выполнение всех своих светлых задач с учётом национальной специфики.
7. Восточная Азия (самый объемный пункт).Восточная Азия – регион, показавший быстрые темпы экономического роста, но также и нестабильности. США – атлантическое государство, с большими интересами в Восточной и Юго-Восточной Азии, поэтому без активного и постоянного вмешательства США стабильность в регионе достигнута быть не может. Жизненно важную роль играют существующие институты, такие как АТЭС, АСЕАН. Важны и новые формы сотрудничества – например, США-АСЕАН или Шестисторонние переговоры по Корее. Но процесс налаживания отношений в регионе не может обойтись без поддержания двусторонних отношений США с «некоторыми особенно важными» государствами. В частности, с Японией у США проблем нет. Нет их и с Республикой Кореей (которая придерживается цели объединения полуострова), а также и с некоторыми странами ЮВА (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сипгапур и Таиланд).
КНР
Китай быстро развивается, но реформы не завершены. Сейчас КНР выходит на глобальный уровень, поэтому должны выполнять свои обязанности, связанные с данным статусом, а именно – пропаганда верховенства закона, рыночных механизмов и сотрудничество с другими глобальными державами (США, например). То есть, США полагают, что КНР обязана сотрудничать, иначе они не выполняют своих обязательств и становятся нехорошими. Кроме того, в рамках этой ответственности перед мировым сообществом, в процессе рыночных реформ Китай должен полагаться на внутренний спрос, а не на мировые рынки. Модель демократичных НИС рассматривается как пример для Китая в плане распространения принципов гражданского общества и экономических. Кроме того, США заботит военная и экономическая экспансия КНР, а также тот факт, что Китай поддерживает отношения с богатыми ресурсами странами независимо от внутренней обстановки в них.