Формулирование целей глобальной политики США администрацией Дж. Буша-мл. Основные положения стратегий национальной безопасности США 2002 и 2006 гг. о борьбе с терроризмом

Анализ стратегий и других дополняющих их концептуальных документов, подготовленных администрацией Дж. Буша (младшего) и Б. Обамы в 2002, 2006 и 2010 годах, свидетельствует о смене приоритетов в обеспечении национальной безопасности. В прошедшие десятилетия безопасность США имела два измерения: внешнее и внутреннее, которые обеспечивались различными способами. Внешняя составляющая безопасности обеспечивалась путем формирования международной обстановки за счет влияния на глобальные процессы в сфере политики, экономики, в военной и культурной областях; внутренняя - в основном за счет сил правопорядка и юридической системы.

События 11 сентября 2001 года резко актуализировали проблему безопасности в общественном мнении США. Согласно СНБ США 2002 г.:

· США не допустят достижения какой-либо страной военного паритета;

· США намерены применять военную силу первыми, чтобы предупредить враждебные действия, даже если нападение на США в данный момент не готовится или невозможно;

· США намерены оставаться единственной в мире страной, имеющей право на применение силы против угроз прежде, чем они полностью сформируются, и не позволят другим нациям использовать предварение как оправдание для агрессии.

По оценке военно-политического руководства США, после событий 11 сентября 2001 года происходит стирание между внутренним и внешним измерениями. Однако в связи с тем что главной целью считается предотвращение террористических атак на американской территории, на первый план выдвигается задача обеспечения внутренней безопасности страны. Решить ее предполагается двумя путями: один из них - борьба с террористической угрозой в самих США, другой - предотвращение угрозы терроризма из-за рубежа, так как «природа современного терроризма требует применения глобального подхода к предотвращению терактов».

Так, в стратегии 2002 года главной задачей борьбы с терроризмом декларировалось раздробление и уничтожение соответствующих международных организаций посредством нанесения ударов по их руководству, системам управления и связи, материального и финансового обеспечения. Результатом этих мероприятий должно было стать лишение террористов способности планировать и осуществлять их акции. Для обеспечения безопасности США готовились предпринять усилия по изоляции боевиков в регионах, а затем и в отдельных государствах, которым они планируют оказывать помощь в создании военных, законодательных, политических и финансовых инструментов, необходимых для завершения задачи собственными силами.

Организация борьбы с терроризмом предполагала расчленение и уничтожение таких организаций посредством:

· прямого и постоянного воздействия с использованием всех элементов национальной и международной мощи, прежде всего против международных террористических организаций, террористов или государств - спонсоров терроризма, пытающихся получить доступ к ОМП и материалам, необходимым для его производства;

· обеспечения защиты страны и американского народа, интересов как на собственной территории, так и за ее пределами путем вычленения и ликвидации угрозы терроризма до того, как она достигнет границ США;

· убеждения или принуждения отдельных государств взять на себя обязательства не предоставлять помощь террористам, лишая их тем самым спонсорской поддержки и возможности получить укрытие на территории этих стран.

Оценивая «самую страшную для себя угрозу», состоящую в «сплетении радикализма и современных технологий», американские стратеги в 2002 году особое внимание уделили предотвращению угрозы применения противником ОМП против США, их союзников и друзей, так как «распространение химического, биологического и ядерного оружия, а также технологий производства средств их доставки позволяет даже слабым государствам и небольшим группам людей обрести чрезвычайную мощь для нанесения ударов по великим державам».

С целью предотвращения угрозы применения ОМП Белый дом планировал: укреплять сотрудничество с союзниками, устанавливать партнерские отношения с бывшими противниками;

· внедрять новые концепции боевого применения ВС и современные технологии, включая разработку эффективной системы ПРО;

· уделять повышенное внимание совершенствованию процесса сбора и анализа разведывательной информации.

Чтобы остановить или предотвратить враждебные акции, особенно с применением ОМП, Соединенные Штаты, как отмечается в документе, должны были быть готовы, если потребуется, действовать с упреждением, выбирая активную стратегию в борьбе с угрозами, с тем чтобы «не позволить врагам нанести удар первыми». Для обеспечения упреждающих действий США предполагали: существенно повысить возможности разведывательных структур в целях получения своевременной и точной информации об угрозах, откуда бы они ни исходили; обеспечить тесное взаимодействие с союзниками в вопросах совместной оценки наиболее опасных угроз; продолжить реформирование ВС для придания им способности достигать решительного успеха за счет проведения скоротечных боевых действий с применением высокоточного оружия.

Изменение характера угроз интересам США и потенциальных противников, которым они должны противостоять, привело к выводу о том, что структура ВС США, ориентированная на сдерживание огромных армий периода «холодной войны», должна быть реформирована на основе модели, в которой на первое место выдвигается вопрос, каким образом противник мог бы вести боевые действия, а не где и когда может начаться война.

В целом главной целью реформы явилось обеспечение президента широким спектром военных возможностей по пресечению агрессии и любой другой формы насилия против США, их союзников и друзей при одновременном поддержании готовности ВС реагировать на угрозы, которые могут возникнуть в ближайшей перспективе.

В связи с тем что разведка названа первой линией обороны от террористов и угроз, исходящих от враждебных государств, выдвигалось требование реформировать имеющиеся разведывательные структуры и обеспечить их новыми возможностями с
целью приведения в соответствие с характером существующих и потенциальных угроз. Так, в концепции 2002 года отмечалось, что американская разведка в своей работе должнатесно взаимодействовать с МО и правоохранительными органами, а также координировать усилия с аналогичными структурами союзников США. Указывалась необходимость укрепления информационно-аналитических органов разведки и структур разведывательного предупреждения, чтобы обеспечить интегрированную оценку угроз национальной безопасности. Инициативы в области разведки предусматривали: расширение полномочий директора национальной разведки по управлению развитием и деятельностью национальных сил и средств внешней разведки; ввод в действие новой схемы разведывательного предупреждения, призванной обеспечить беспрепятственное и комплексное предупреждение по всему спектру угроз, с которыми сталкиваются США и их союзники; продолжение разработок новых методов добывания и сбора информации для сохранения преимуществ Соединенных Штатов в области разведки; инвестирование в развитие перспективных средств разведки с одновременным ужесточением мер по защите имеющей к этому отношение информации; организация сбора разведданных об угрозах терроризма с привлечением всех необходимых правительственных учреждений и проведением анализа информации, полученной из всех возможных источников.


Наши рекомендации