Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности РФ

Конспект лекции № 4

Согласно Доктрине ИБ РФ, комплексное обеспечение информационной безопасности – это взаимосвязанный комплекс организационно – правовых, физических, социальных, духовных, информационных, программно-математических и технических методов, мероприятий и средств, обеспечивающих нормальное функционирование государства, его структур, населения, фирм, предприятий, как на его территории и в его пространстве, так и в межгосударственных отношениях, независимо от состояний государства – мирного труда или военного времени. Поэтому целесообразно рассмотреть обеспечение ИБ РФ так, как рекомендует доктрина ИБ РФ: с позиций системного подхода.

Государственная политика обеспечения ИБ РФ определяет основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в этой области, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов РФ в информационной сфере в рамках направлений их деятельности и базируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Государственная политика обеспечения ИБ РФ основывается на следующих основных принципах:

соблюдение Конституции РФ, законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению ИБ РФ;

открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и общественных объединений, предусматривающая информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством РФ;

правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающиеся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, производство и распространение информации любым законным способом;

приоритетное развитие отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов РФ.

Государство в процессе реализации своих функций по обеспечению ИБ РФ:

производит объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз ИБ РФ, разрабатывает меры по её обеспечению;

организует работу законодательных и исполнительных органов государственной власти РФ по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение, отражение и нейтрализацию угроз ИБ РФ;

поддерживает деятельность общественных объединений, направленную на объективное информирование населения о социально значимых явлениях общественной жизни, защиту общества от искажений и недостоверной информации;

осуществляет контроль за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом и импортом информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации;

проводит необходимую протекционистскую политику в отношении производителей средств информатизации и защиты информации на территории РФ и принимает меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информатизации и информационных продуктов;

способствует предоставлению физическим и юридическим лицам доступа к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям;

формулирует и реализует государственную информационную политику РФ;

организует разработку федеральной программы обеспечения ИБ РФ, объединяющей усилия государственных и негосударственных организаций в данной области;

рации по реализации комплекса мер, направленных на предотв­ращение, отражение и нейтрализацию угроз ИБ РФ;

поддерживает деятельность общественных объединений, направ­ленную на объективное информирование населения о социально значимых явлениях общественной жизни, защиту общества от искаженной и недостоверной информации;

осуществляет контроль за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом и импортом средств защиты инфор­мации посредством их сертификации и лицензирования деятель­ности в области защиты информации;

проводит необходимую протекционистскую политику в отно­шении производителей средств информатизации и защиты ин­формации на территории Российской Федерации и принимает меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информатизации и информационных про­дуктов;

способствует предоставлению физическим и юридическим ли­цам доступа к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям;

формулирует и реализует государственную информационную политику России;

организует разработку федеральной программы обеспечения ИБ РФ, объединяющей усилия государственных и негосударственных организаций в данной области;

способствует интернационализации глобальных информацион­ных сетей и систем, а также вхождению России в мировое инфор­мационное сообщество на условиях равноправного партнерства. Совершенствование правовых механизмов регулирования об­щественных отношений, возникающих в информационной сфе­ре, является приоритетным направлением государственной поли­тики в области обеспечения И Б РФ. Это предполагает:

оценку эффективности применения действующих законодатель­ных и иных нормативных правовых актов в информационной сфе­ре и выработку программы их совершенствования;

создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности;

определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информацион­ных и телекоммуникационных систем, и установление их ответ­ственности за соблюдение законодательства Российской Федера­ции в данной сфере;

создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также о последствиях их осуществления;

разработку нормативных правовых актов, определяющих орга­низацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;

разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых нор> уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, законодательство Российской Федерации о государственной службе;

совершенствование системы подготовки кадров, используем в области обеспечения ИБ РФ.

Правовое обеспечение ИБ РФ должно базироваться, прежде всего, на соблюдении принципов законности, баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере.

Соблюдение принципа законности требует от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при решении возникающих в информационной сфере конфликтов неукоснительно руководствоваться законодательными и иными нормативными право! ми актами, регулирующими отношения в этой сфере.

Соблюдение принципа баланса интересов граждан, общее и государства в информационной сфере предполагает законодательное закрепление приоритета этих интересов в различных областях жизнедеятельности общества, а также использование форм общественного контроля деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в области ИБ.

Разработка механизмов правового обеспечения ИБ РФ включает в себя мероприятия по информатизации правовой сфер целом.

В целях выявления и согласования интересов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и других субъектов отношений в информационной сфере, выработки необходимых pрешений государство поддерживает формирование общественных советов, комитетов и комиссий с широким представительством общественных объединений и содействует организации их эффективной работы.

Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения ИБ — неотъемлемая составляющая политического, военного, экономического, культурного и других видов взаимодействия стран, входящих в мировое сообщество. Такое сотрудничество должно способствовать повышению ИБ всех членов мирового сообщества, включая Российскую Федерацию.

Особенность международного сотрудничества Российской Фе­дерации в области обеспечения ИБ заключается в том, что оно осуществляется в условиях обострения международной конкурен­ции за обладание технологическими и информационными ресур­сами, за доминирование на рынках сбыта, в условиях продолже­ния попыток создания структуры международных отношений, ос­нованной на односторонних решениях ключевых проблем миро­вой политики, противодействия укреплению роли России как одного из влиятельных центров формирующегося многополярно­го мира, усиления технологического отрыва ведущих держав мира и наращивания их возможностей для создания «информационно­го оружия». Все это может привести к новому этапу развертыва­ния гонки вооружений в информационной сфере, нарастанию угрозы агентурного и оперативно-технического проникновения в Россию иностранных разведок, в том числе с использованием глобальной информационной инфраструктуры.

Основными направлениями международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения И Б являются:

запрещение разработки, распространения и применения «ин­формационного оружия»;

обеспечение безопасности международного информационного обмена, в том числе сохранности информации при ее передаче по национальным телекоммуникационным сетям и каналам связи;

координация деятельности правоохранительных органов стран, входящих в мировое сообщество, по предотвращению компь­ютерных преступлений;

предотвращение несанкционированного доступа к конфиден­циальной информации в международных банковских телекомму­никационных сетях и системах информационного обеспечения ми­ровой торговли, к информации международных правоохранитель­ных организаций, ведущих борьбу с транснациональной органи­зованной преступностью, международным терроризмом, распро­странением наркотиков и психотропных веществ, незаконной тор­говлей оружием и расщепляющимися материалами, а также тор­говлей людьми.

При осуществлении международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения ИБ особое внимание должно уделяться проблемам взаимодействия с государствами — членами Содружества Независимых Государств (СНГ). Для осуществления этого сотрудничества по указанным основным направлениям не­обходимо обеспечить активное участие России во всех междуна­родных организациях, осуществляющих деятельность в области ИБ, в том числе в сфере стандартизации и сертификации средств ин­форматизации и защиты процессов переработки информации.

Наши рекомендации