Ноу впо «российский исламский институт»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОУ ВПО «Российский исламский институт»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине «Государственно-конфессиональные отношения в Поволжье и Приуралье»
Факультет журналистики
Кафедра гуманитарных дисциплин
,
профиль подготовки – «031300.62 Журналистика»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения очная
Составитель:
Доцент, к.и.н. Муфтахутдинова Д.Ш.
Казань 2014
УДК 372.8:94(47)
Рецензенты:
Ф.Г. Ислаев, д-р ист. наук, профессор
И.А.Гилязов, д-р ист. наук, профессор
Допущено Научно-методическим советом по изучению истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «031300.62», профиль подготовки – «Журналистика»
Муфтахутдинова Д.Ш. Государственно-конфессиональные отношения в Поволжье и Приуралье: Учебно-методический комплекс.– Казань, 2014. – с.
Аннотация: учебно-методический комплекс предназначен для углубленного изучения процесса эволюции государственно - конфессиональных отношений мусульман Поволжья и Приуралья начиная с эпохи становления тюрко-татарской государственности до начала XXI века. Данный курс характеризует основные этапы и события истории татарского народа и Республики Татарстан в сфере этно-конфессиональных отношений. Учебно-методический комплекс учитывает последние достижения и открытия исторической науки, отражает современные взгляды и уровень исследованности ключевых проблем истории и культуры татарского народа и Республики Татарстан.
Пособие адресовано студентам старших курсов и магистрам по гуманитарным специальностям, а также всем тем, кто интересуется взаимоотношением государства и религиозных объединений.
© Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, 2013
Предисловие
В условиях возрастания самосознания народов нашей страны, сложной межэтнической и межконфессиональной ситуации, особую актуальность приобретает изучение опыта конфессиональной политики многонационального Российского государства. Характер межэтнических и межконфессиональных отношений существенным образом влияет на устойчивое равновесие общества и политическую культуру государства. С 90-х годов прошлого века характер и содержание этих взаимоотношений существенным образом поменялся. Это привело к коренным изменениям отношения государства религиозным конфессиям. Эти изменения нашли своё отражения в таких правовых актах как, конституция Российской Федерации, конституция Республики Татарстан, в федеральных законах «О свободе вероисповеданий» (1990), «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997), закон с таким же названием был принят в республике Татарстан в 1999 году.
Существенная демократизация государственно - конфессиональных взаимоотношений это итог не сиюминутных решений политиков и ученых, а результат осмысления исторического пути пройденного народами нашей многонациональной страны, а так же приведение российского и татарстанского законодательства в соответствие с нормами международного права.
Этапы и ключевые повороты эволюции конфессиональной политики содержат и полезные уроки, и непростительные ошибки нашей общей истории. Всё это в значительной мере актуализирует необходимость изучения политики Российского государства по отношению мусульманской конфессии. Конфессиональная политика, проводившаяся Российским государством со второй половины ХVI в. до начала ХХI в., была и остается важнейшим элементом внутренней и внешней политики России. Она в значительной мере определяет смысл и общую направленность многих правительственных решений и существенно влияет на жизнь миллионов российских мусульман.
Перед Россией остро стоит проблема формирования интегрирующей общегосударственной российской идентичности и идеологии способной сплотить население в полиэтничеких, поликонфессиональных регионах. Социальная интеграция в условиях построения гражданского общества невозможна без учета этнического, конфессионального фактора и ценности равенства. В этом плане чрезвычайно важен научно обоснованный и всесторонне выверенный мониторинг этноконфессиональной ситуации в полиэтнических регионах, какими являются Волго-Уральский регион.
Мы живем в эпоху, когда наше государство становится на ноги как полиэтническое и поликонфессиональное. Но в этом государстве каждая этническая группа возвращается к своим корням, где национально-этническое самосознание и этно-конфессиональная идентичность являются весьма важными составляющими. Знания, полученные студентами в ходе изучения спецкурса, будет способствовать познанию ими политического и этнического своеобразия России. Всесторонний анализ конфессиональной политики Российского государства по отношению к нерусским народам Поволжья и Приуралья будет способствовать пониманию сложных процессов, идущих в настоящее время в сфере межнациональных отношений. В истории государственно-конфессиональных отношений российского общества органично отразились политико-культурные традиции взаимоотношения власти и общества, межконфессиональные взаимовлияния, духовно-нравственные приоритеты, этапы формирования культуры межрелигиозного сосуществования и толерантности. Данные факты определяют большую значимость изучения этой дисциплины в системе подготовки педагогических и журналистских кадров в многонациональном Татарстане.
1. Код и наименование направления и профиля подготовки
«031300.62», профиль подготовки – «Журналистика»
2. Код и наименование дисциплины
Б3.В9 Государственно-конфессиональные отношения
3. Цели освоения дисциплины:
Целью освоения дисциплины «Государственно-конфессиональные отношения» является формирование систематизированных знаний у студентов факультета журналистики по истории конфессиональной политики правительства по отношению к мусульманам России во второй половине ХVI - начале ХХI вв.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- этапы конфессиональной политики по отношению к мусульманским народам России;
- причины, цели и последствия данной политики;
- об особенностях подходов различных историков по ключевым проблемам конфессиональной политики Российского государства;
- специальную историческую терминологию и лексику данной дисциплины.
в) уметь:
-анализировать современную этно-конфессиональную ситуацию;
-анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
- видеть главные причины обострения межэтнических и межконфессиональных конфликтов;
- использовать знания, полученные на занятиях при написании докладов, курсовых и выпускных квалификационных работ, на занятиях по смежным дисциплинам, а также в ходе практической работы в творческой сфере.
г) владеть:
-навыками анализа исторических источников и политологических текстов;
- технологиями приобретения, использования и обновления знаний;
- способами ориентации в профессиональных источниках информации (книги, журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.).
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Темы семинарских занятий
Модуль1
Тема 1. Теоретические основы и понятийно-терминологические аспекты изучения государственно-конфессиональных отношений.
1. Теоретико-методологические подходы к понятию «идеология»: множественность парадигм.
2. Этносоциологические подходы к понятиям «религия», «этнос», «этничность», «нация», «национализм».
3.Место религии в системе факторов модернизации общественной жизни.
4. Актуальные проблемы формирования идеологии гражданской нации в полиэтническом регионе.
5. Правовые основы выстраивания отношений между государством и конфессиями (отечественный и зарубежный опыт).
6. Основные направления изучения содержания отношений государства и конфессий.
Понятийный аппарат. Свобода совести, «религия», «религиозная конфессия», «этнос», «этничность», «нация», «национализм», Светское государство, конфессия.
Литература:
Аратюнян Ю.В. и др. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. - М., Аспект Пресс, 1999.-271 с.
Журавлев А.Л. Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология: учебное пособие для вузов – М, Форум: Инфра М, 20010, -416 с.
Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. -2001 №3, с. 122-139.
Муфтахутдинова Д.Ш. К вопросу о теории идеологии: историко-философский аспект // Вестник экономики, права и социологии , 2010, № 3, с.155-158.
Набиев Р.А., Гафаров А.А., Ибрагимов Р.Р. Государственно-конфессиональные отношения в России: Учебное пособие. Серия: «Культура, религия и общество» вып. 22 под общ. ред. проф. Р.А. Набиева. – Казань, 2013.
Основы религиоведения: учеб. под ред. И.Н.Яблокова –М., Высш. шк., 2000. -480с.
Религия и идентичность: сборник научных статей и сообщений. -Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010. -280 с.
Модуль 2
Модуль 3.
Литература
Набиев Р.А., Гафаров А.А., Ибрагимов Р.Р. Государственно-конфессиональные отношения в России: Учебное пособие. Серия: «Культура, религия и общество» вып. 22 под общ. ред. проф. Р.А. Набиева. – Казань, 2013.
Журавский А. Ислам. - М.: изд-во «Весь Мир», 2004.
Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. - Казань: Фэн, 2006.
Набиев Р.А. Ислам и государство. - Казань: Изд-во Казан. ун-та. 2002.
Одинцов М.И. Государство и церковь: (История взаимоотношений, 1917-1938 гг.). – М., 1991.
Российские мусульмане в этноконфессиональных процессах XIX – XXI вв.: коллективная монография и сборник выступлений на научной конференции, посвящённой памяти академика АН РТ Р.И. Нафигова / под общ. ред. Р.А. Набиева. – Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010.
Источники
Мирсаид Султан-Галиев. Статьи. Выступления. Документы. – Казань, 1992.
Мирсаид Султан-Галиев. Избранные произведения. – Казань, 1998.
Неизвестный Султан-Галиев: рассекреченные документы и материалы. – Казань, 2002.
Политические репрессии в Татарской АССР сквозь призму подлинных документов и воспоминаний / авт-сост. А.А. Иванов. – Казань: ред. «Книга Памяти», 2011.
Справочники
Ислам: Энциклопедический словарь. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.
Ислам в Татарстане: Опыт толерантности и культура сосуществования / Авторы-составители: Набиев Р.А. и др. - Казань: Мастер-Лайн, 2002.
Ислам на европейском Востоке: Энциклопедический словарь. – Казань: Магариф, 2004.
Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 1. - М., 1998
Электронные ресурсы:
90-летие ТАССР http://tassr90.ru/
Журнал «Панорама-Форум» http://www.kcn.ru/tat_ru/politics/pan/index.php
История Татарстана http://historytat.ru/
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Наименование технического средства | Количество |
Ноутбук | |
Нетбук Asus | |
Проектор TOSHIBA | |
Планшетные сканеры EPSON | |
Принтер MFU Xerox 5655 |
8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Текущая аттестация:
Вид работы | Максимальное количество баллов |
Контрольная работа по теме: «Политика Российского государства по отношению к мусульманской конфессии в конце XVIII – начале ХХ вв.» | |
Защита реферата | |
Устное выступление на семинарском занятии | |
Итого | |
Премиальные баллы: | |
1. Участие в студенческой научной конференции | |
2. Подготовка статьи совместно с научным руководителем для публикации в научном издании | |
Итого |
Вопросы к экзамену
1. Истоки формирования мусульманской конфессии в Волго-Уральском регионе.
2. Социальная и религиозная политика царского правительства в Казанском крае (вторая половина XVI - XVII в.)
3. Участие народов края в антифеодальной и национально- колониальной борьбе вторая половина XVI- XVII в.
4. Особенности национально - колониальной и конфессиональной политики по отношению к народам Поволжья и Приуралья в XVIII в.
5. Конфессиональная политика по отношению к мусульманам в период правления Екатерины II. Создание государственной системы управления мусульманской конфессией.
6. Оренбурское магометанское духовное собрание и его функции.
7. Конфессиональная политика российского правительства в первой половине XIX в.
8. Особенности политики правительства по отношению к мусульманской конфессии во второй половине XIX в.
9. Татарское национально-демократическое движение середины Х1Х – начала ХХ в. Джадидизм.
10. Правительство и церковь в условиях подъема татарского национального движения в начале ХХ в.
11. Политика Советского государства по отношению к мусульманам Поволжья в 1920 – 30 гг.
12. Конфессиональная политика по отношению к мусульманам Поволжья и Приуралья в 40-80 годы ХХ в.
13. Этно - конфессиональные отношения в Республике Татарстан на современном этапе.
14. Этничность и религиозное возрождение в Башкортостане
Итоговая аттестация на экзамене:
Рейтинговая оценка | Традиционная оценка | Определение |
86-100 | Отлично | Глубоки познания; либо глубокие познания с незначительными погрешностями |
71-85 | Хорошо | Выше среднего уровня, но с некоторыми ошибками; либо средний (общий) уровень знаний с заметными ошибками. |
55-70 | удовлетворительно | Верно, но со значительными изъянами; либо знания, удовлетворяющие минимальному критерию. |
0-54 | неудовлетворительно | Для успешного завершения кура необходимо некоторое количество работы; либо совсем недостаточно – для успешного завершения курса необходим значительный объем работ. |
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____________________ .
Автор Муфтахутдинова Д.Ш.
Рецензент (ы) доктор исторических наук, профессор Гилязов И.А.
доктор исторических наук, профессор Ислаев Ф.Г.
Программа одобрена на заседании ____________________________________________
(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)
от ___________ года, протокол № ________.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОУ ВПО «Российский исламский институт»