Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Государственно-конфессиональные отношения в Поволжье и Приуралье»

Факультет журналистики

Кафедра гуманитарных дисциплин

,

профиль подготовки – «031300.62 Журналистика»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения очная

Составитель:

Доцент, к.и.н. Муфтахутдинова Д.Ш.

Казань 2014


УДК 372.8:94(47)

Рецензенты:

Ф.Г. Ислаев, д-р ист. наук, профессор

И.А.Гилязов, д-р ист. наук, профессор

Допущено Научно-методическим советом по изучению истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «031300.62», профиль подготовки – «Журналистика»

Муфтахутдинова Д.Ш. Государственно-конфессиональные отношения в Поволжье и Приуралье: Учебно-методический комплекс.– Казань, 2014. – с.

Аннотация: учебно-методический комплекс предназначен для углубленного изучения процесса эволюции государственно - конфессиональных отношений мусульман Поволжья и Приуралья начиная с эпохи становления тюрко-татарской государственности до начала XXI века. Данный курс характеризует основные этапы и события истории татарского народа и Республики Татарстан в сфере этно-конфессиональных отношений. Учебно-методический комплекс учитывает последние достижения и открытия исторической науки, отражает современные взгляды и уровень исследованности ключевых проблем истории и культуры татарского народа и Республики Татарстан.

Пособие адресовано студентам старших курсов и магистрам по гуманитарным специальностям, а также всем тем, кто интересуется взаимоотношением государства и религиозных объединений.

© Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, 2013

Предисловие

В условиях возрастания самосознания народов нашей страны, сложной межэтнической и межконфессиональной ситуации, особую актуальность приобретает изучение опыта конфессиональной политики многонационального Российского государства. Характер межэтнических и межконфессиональных отношений существенным образом влияет на устойчивое равновесие общества и политическую культуру государства. С 90-х годов прошлого века характер и содержание этих взаимоотношений существенным образом поменялся. Это привело к коренным изменениям отношения государства религиозным конфессиям. Эти изменения нашли своё отражения в таких правовых актах как, конституция Российской Федерации, конституция Республики Татарстан, в федеральных законах «О свободе вероисповеданий» (1990), «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997), закон с таким же названием был принят в республике Татарстан в 1999 году.

Существенная демократизация государственно - конфессиональных взаимоотношений это итог не сиюминутных решений политиков и ученых, а результат осмысления исторического пути пройденного народами нашей многонациональной страны, а так же приведение российского и татарстанского законодательства в соответствие с нормами международного права.

Этапы и ключевые повороты эволюции конфессиональной политики содержат и полезные уроки, и непростительные ошибки нашей общей истории. Всё это в значительной мере актуализирует необходимость изучения политики Российского государства по отношению мусульманской конфессии. Конфессиональная политика, проводившаяся Российским государством со второй половины ХVI в. до начала ХХI в., была и остается важнейшим элементом внутренней и внешней политики России. Она в значительной мере определяет смысл и общую направленность многих правительственных решений и существенно влияет на жизнь миллионов российских мусульман.

Перед Россией остро стоит проблема формирования интегрирующей общегосударственной российской идентичности и идеологии способной сплотить население в полиэтничеких, поликонфессиональных регионах. Социальная интеграция в условиях построения гражданского общества невозможна без учета этнического, конфессионального фактора и ценности равенства. В этом плане чрезвычайно важен научно обоснованный и всесторонне выверенный мониторинг этноконфессиональной ситуации в полиэтнических регионах, какими являются Волго-Уральский регион.

Мы живем в эпоху, когда наше государство становится на ноги как полиэтническое и поликонфессиональное. Но в этом государстве каждая этническая группа возвращается к своим корням, где национально-этническое самосознание и этно-конфессиональная идентичность являются весьма важными составляющими. Знания, полученные студентами в ходе изучения спецкурса, будет способствовать познанию ими политического и этнического своеобразия России. Всесторонний анализ конфессиональной политики Российского государства по отношению к нерусским народам Поволжья и Приуралья будет способствовать пониманию сложных процессов, идущих в настоящее время в сфере межнациональных отношений. В истории государственно-конфессиональных отношений российского общества органично отразились политико-культурные традиции взаимоотношения власти и общества, межконфессиональные взаимовлияния, духовно-нравственные приоритеты, этапы формирования культуры межрелигиозного сосуществования и толерантности. Данные факты определяют большую значимость изучения этой дисциплины в системе подготовки педагогических и журналистских кадров в многонациональном Татарстане.

1. Код и наименование направления и профиля подготовки

«031300.62», профиль подготовки – «Журналистика»

2. Код и наименование дисциплины

Б3.В9 Государственно-конфессиональные отношения

3. Цели освоения дисциплины:

Целью освоения дисциплины «Государственно-конфессиональные отношения» является формирование систематизированных знаний у студентов факультета журналистики по истории конфессиональной политики правительства по отношению к мусульманам России во второй половине ХVI - начале ХХI вв.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- этапы конфессиональной политики по отношению к мусульманским народам России;

- причины, цели и последствия данной политики;

- об особенностях подходов различных историков по ключевым проблемам конфессиональной политики Российского государства;

- специальную историческую терминологию и лексику данной дисциплины.

в) уметь:

-анализировать современную этно-конфессиональную ситуацию;

-анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

- видеть главные причины обострения межэтнических и межконфессиональных конфликтов;

- использовать знания, полученные на занятиях при написании докладов, курсовых и выпускных квалификационных работ, на занятиях по смежным дисциплинам, а также в ходе практической работы в творческой сфере.

г) владеть:

-навыками анализа исторических источников и политологических текстов;

- технологиями приобретения, использования и обновления знаний;

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (книги, журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.).

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Наши рекомендации