ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ – УПРАВЛЕНИЯ РАНХиГС

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

для учебной дисциплины

«ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО»

Ростов-на-Дону – 2015

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ – УПРАВЛЕНИЯ РАНХиГС

Факультет управления

Кафедра государственного и муниципального управления

Колядинцева Д.С., Царев А.И.

Организация труда государственного служащего: Фонд оценочных средств дисциплины. Ростов н/Д: Изд-во Южно-Российского института управления - филиал РАНХиГС, 2015. 15 с.

Фонд оценочных средств разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 10.12.2014 г. №1567.

Программа предназначена для студентов очной, заочной, сокращенной форм обучения по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», квалификация бакалавр.

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт фондов оценочных средств. 4

ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОГО ТРУДА ГОССЛУЖАЩИХ.. 5

ТЕМА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ.. 7

ТЕМА 3. УПРАВЛЕНИЕ ЛИЧНОЙ КАРЬЕРОЙ.. 8

ТЕМА 4. МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.. 8

ТЕМА 5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ.. 8

ТЕМА 6. ПЛАНИРОВАНИЕ ЛИЧНОЙ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО 10

ТЕМА 7. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛОВЫХ СОВЕЩАНИЙ И БЕСЕД.. 11

ТЕМА 8. ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО.. 12

ТЕМА 9. СТИЛЬ ЛИЧНОЙ РАБОТЫ... 12

Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине. 13

Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине. 14

Пример билетов для проведения итоговой аттестации освоения компетенций. 15

Паспорт фондов оценочных средств

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
Теоретические основы содержания организации личного труда госслужащих ОК-1 ОК-5 ПК-1 ПК-16 Дискуссия. Доклад.  
Управление личной карьерой ПК-5 ПК-24 Дискуссия. Доклад. Творческое задание  
Модели принятия решений ПК-5 ПК-6 ПК-16 ПК-24 ПК-44 Дискуссия. Доклад.  
Эффективность труда государственных и муниципальных служащих ПК-1 ПК-29 Реферат. Деловая игра.
Планирование личной работы государственного служащего ОК-7 ПК-6 ПК-24 Дискуссия. Доклад. Творческое задание
Подготовка и проведение деловых совещаний и бесед ОК-7 ПК-29 Реферат. Доклад. Ролевая игра
Формирование имиджа государственного и муниципального служащего ОК-1 ПК-6 КП-40 Реферат. Дискуссия.    
Стиль личной работы ПК-28 Дискуссия.  



ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОГО ТРУДА ГОССЛУЖАЩИХ

Вопросы для обсуждения:

1. Развитие науки об организации личного труда.

2. Сущность и содержание научной организации труда госслужащего.

3. Общая модель качеств современного государственного служащего.

Рекомендации по организации дискуссии в рамках семинарского занятия.

Задачами дискуссии в рамках семинарского занятия является вовлечение студентов в непринужденный, живой разговор, что позволяет избежать формализма в знаниях; совершенствование умения высказать свое мнение; обучение культурному диалогу с оппонентом; знание теории и превращение знаний в убеждения. Результатом такой формы выстраивания семинарских занятий является, что студент учится обосновывать собственное мнение, вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, спокойно задавать вопросы, помогающие открывать неверные утверждения.

При проведении дискуссии необходимо придерживаться некоторых правил:

ü Детально обдумывайте то, что собираетесь сказать;

ü Аргументируйте свое мнение;

ü Изъясняйтесь логично и последовательно, не повторяйтесь.

ü Говорите только то, в чем Вы уверены;

ü Учитывайте, что самые лучшие доказательства - это всегда точные факты и данные;

ü Уважайте тех, кто спорит с вами, иначе научный спор рискует превратиться в шумную перебранку.

Таким образом, в рамках семинарского занятия предполагается обсуждение предложенных вопросов, заслушивание рефератов и в их рамках организации дискуссионного обсуждение наиболее острых и проблемных вопросов по изучаемой теме, которые могут возникнуть у студентов в процессе подготовки к занятию, непосредственно на занятии.

На семинаре устанавливается регламент выступления 3-5 минут (регламент может корректироваться в зависимости от качества и глубины выступления).

Критерии оценки работы студента на семинаре

За участие в дискуссии студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерий оценки Балл
1. Теоретический уровень знаний и качество
2. Качество ответов на вопросы 0,7
3. Подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.)
4. Практическая ценность материала 0,5
5. Способность делать выводы
6. Способность отстаивать собственную точку зрения 0,5
7. Степень участия в общей дискуссии 0,3
Итоговая сумма баллов:

Темы рефератов

1. Формирование целостной системы организации труда госслужащего в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям.

2. Характеристика основных групп качеств государственного и муниципального служащего.

3. Концепция трудовых установок Гастева, методика производственного обучения.

4. Принципы поиска резервов в управлении. В.И. Терещенко и его методы решения поставленных задач.

5. Принципы организация трудаФ. Тейлора, Г. Фонда, Ф. Джильберта, Г. Эмерсона, А. Файоля и пути повышения его эффективности.

Рекомендации по написанию рефератов

Реферат - одна из форм интерпретации исходного материала или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.

Цель написания рефератов – получение нового знания в ходе самостоятельного исследования, реферат не предполагает изложения самостоятельных научных результатов. Его задача - обобщить достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе фактов почерпнутых из литературы.

Основные требования, предъявляемые к реферату:

· Объем – 10-15 страниц;

· информативность изложения;

· объективность, неискажённое фиксирование всех положений
первичного текста;

· точность в передаче информации;

· полнота отображения основных элементов содержания;

· доступность восприятия текста реферата как по содержанию, так и по форме;

· соблюдение единого стиля;

· корректность в оценке материала;

· изложение в логической последовательности;

· использование точного, литературного языка.

Структура реферата:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основная часть работы;

- заключение;

- список использованной литературы

Критерии оценки реферата

За подготовку доклада студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерий оценки Содержание Баллы
Новизна материала - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста 0,7 0,3 0,8     0,6   0,3
Обоснованность выбора источников - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах) - статистические данные 0,7     0,6
Степень раскрытия сущности вопроса - соответствие содержания теме доклада - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме 0,5 1,5
Соблюдение требований к оформлению - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией - соблюдение требований к оформлению доклада 0,5   0,5 0,4 0,6
Итоговая сумма баллов:

Темы рефератов

1. Теория Л. Зайверта о процессе нахождения целей.

2. Психологические особенности постановки эффективных целей.

Рекомендации по подготовке рефератов и дискуссии и критерии оценки – см. рекомендации и критерии, предложенные в теме 1.

Творческое задание

1. Задание:

- Сформулируйте несколько (не более трех) ваших основных жизненные целей. Проведите анализ имеющихся у вас для достижения данной цели средств и ресурсов.

2. Выполнение творческого задания

Творческое задание выполняется письменно, предусмотрено устное выступление желающих.

3.Критерии оценки выполнения задания

За выполнение задания студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерий оценки Балл
1. Точность формулировок 0,7
2. Понимание процессов постановки целей
3. Умение выражать свои мысли 0,3
4. публичное выступление
Итоговая сумма баллов:

Темы рефератов

1. Этапы карьеры и удовлетворяемые потребности.

2. Карьерные моменты и мотивации этого процесса.

3. Профессиональная и внутриорганизационная карьеры.

4. Планирование и контроль деловой карьеры, их плюсы и минусы.

Рекомендации по подготовке рефератов и дискуссии и критерии оценки – см. рекомендации и критерии, предложенные в теме 1.

Темы рефератов

1. Значение, особенности и виды принимаемых управленческих решений.

2. Сущность и принципы системного подхода, принцип Парето как основа принятия собственных решений.

3. Анализ АБВ и его значение при выявлении приоритетов.

4. Система принятия решений на основе принципа Эйзенхауэра: теория и практика.

Рекомендации по подготовке рефератов и дискуссии и критерии оценки – см. рекомендации и критерии, предложенные в теме 1.

Тема деловой игры.

Ответственность на государственной и муниципальной службе и технологии её повышения.

Концепция игры.

Проведение деловой игры в формате «Мозгового штурма». Применение теоретических знаний к практическим ситуациям, обоснование необходимости (или отсутствия необходимости) института «ответственности» на государственной и муниципальной службе и разработка технологий её повышения (в случае обоснования необходимости наличия данного института). Цель проведения деловой игры - активизировать мыслительные процессы, развивать способность абстрагироваться от объективных условий и существующих ограничений, уметь сосредоточиться на какой-либо узкой актуальной задаче.

Участники деловой игры.

Деловая игра проходит среди студентов одной группы, которые разбиваются на рабочие группы (не менее 3-х, но не более 4-х групп). Способы формирования команд: жеребьевка, случайный выбор, взаимные симпатии и другие.

4. Порядок проведения деловой игры

Обоснование задачи для поиска решения. Определение условий коллективной работы, выдача студентам правил поиска решения и поведения в процессе "мозгового щтурма". Формирование нескольких рабочих групп, обязанностью которой будут разработка критериев, оценка и отбор наилучших идей.

Далее еще раз уточняется задача, напоминаются правила поведения в ходе игры.

Правила проведении мозгового штурма:

- Участник игры должен стремиться к решению выдвинутой проблемы.

- Категорически запрещены взаимные критические замечания и промежуточные оценки - они мешают построению и формированию новых идей.

- "Мозговая атака" не терпит шаблонного мышления; полное освобождение от плена стереотипов, стандартов и традиций - важнейшее условие успешного творческого поиска.

- Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи.

- В ходе игры допускаются и приветствуются дополнения и усовершенствования идей, предложенных вами или другими участниками "мозговой атаки".

- Разрешается задавать вопросы коллегам с целью уточнения и развития их идей; вопрос не должен содержать в себе оценки или вашего отношения к идее.

- Если проблема в целом не поддается решению, попробуйте расчленить ее на составные элементы и поразмыслите над каждым из них в отдельности.

- Используйте способ комбинирования приемов, решений, подсчетов, оценок; попытайтесь струтурировать некоторую систему из казалось бы чуждых друг другу частей.

- Попробуйте для решения данной проблемы использовать известные вам способы и приемы, применение которых в других ситуациях дает положительные результаты.

- В процессе "мозговой атаки" меньше обращайте внимание на возможные последствия, думайте о том, насколько ваше предложение может быть существенным для подразделения.

- После подачи сигнала о завершении работы в группах, начинается публичная защита выдвинутых идей с их обоснованием.

- По результатам защит экспертная комиссия проводит оценку представленных идей.

- В завершении занятия подводятся итоги всей работы и обобщаются результаты мозгового штурма.

Генерирование идей начинается по сигналу преподавателя одновременно во всех студенческих рабочих группах. К каждой группе прикрепляется эксперт из числа студентов, задача которого фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи.

Далее - обсуждение итогов работы, оценка наилучших идей, их обоснование и публичная защита. Принятие коллективного решения.

Задание:

Обосновать эффективность (или не эффективность) института «ответственности» на государственной и муниципальной службе и предложить направления его совершенствования (в случае обоснования эффективности функционирования данного института).

ТЕМА 6. ПЛАНИРОВАНИЕ ЛИЧНОЙ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

Вопросы для обсуждения:

1. Истоки эффективного управления временем.

2. Система планирования личного труда руководителя.

3. Техника планирования личного времени государственного и муниципального служащего.

4. План и распорядок рабочего дня.

Рекомендации по подготовке дискуссии и критерии оценки –см. рекомендации и критерии, предложенные в теме 1.

Творческое задание

1. Задание:

- Представьте, что вы уже непродолжительное время проходите государственную гражданскую службу на должности категории «специалист» старшей группы должностей (государственный орган – по выбору студента). С использованием метода «Альпы» спланируйте свой ближайший рабочий день.

2. Выполнение творческого задания

Творческое задание выполняется письменно.

3.Критерии оценки выполнения задания

За выполнение задания студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерий оценки Балл
1. Точность формулировок 0,7
2. Понимание процессов постановки целей
3. Умение выражать свои мысли 0,3
4. публичное выступление
Итоговая сумма баллов:

ТЕМА 7. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛОВЫХ СОВЕЩАНИЙ И БЕСЕД

Темы рефератов

1. Виды делового общения.

2. Национальные стили ведения деловых бесед и совещаний.

Рекомендации по подготовке рефератов и критерии оценки – см. рекомендации и критерии, предложенные в теме 1.

Тема деловой игры.

Деловое общение: деловые совещания и беседы.

Концепция игры.

Применение теоретических знаний к практическим ситуациям, выработка навыков проведения деловых совещаний и бесед. Цели деловой игры - выработка практических делового общения в рамках проведения совещания и беседы.

Участники деловой игры.

Деловая игра проходит среди студентов одной группы, которые разбиваются на 3 группы: первая группа организовывает и проводит деловое совещание (любое количество человек); вторая группа организовывает и проводит деловую беседу (любое количество человек); третья группа подводит итоги проведенных совещания и беседы и отвечает на поставленные вопросы ( 3 – 4 человека).

Способы формирования первой и второй групп: жеребьевка, случайный выбор, взаимные симпатии и т.д. Способ формирования третьей группы – по согласованию с преподавателем (в данную группу должны входить студенты, обладающие аналитическими навыками, умеющие критически оценивать происходящие и умеющие аргументированное излагать свою позицию и отстаивать ее.

4. Порядок проведения деловой игры

Студенты ЗАРАНЕЕ информируются о проведении практического занятия в форме деловой игры и ЗАРАНЕЕ разбиваются на 3 группы.

Задание для первой группы: Организация и проведения делового совещания.

Задание для второй группы: Организация и проведения деловой беседы.

Задание для третьей группы: Анализ и подведение итогов проведенных делового совещания и беседы. Подготовка ответов на следующие вопросы:

- Установление существенных различий между деловым совещание и деловой беседой.

- На каких принципах стоится проведение деловой беседы и делового совещания.

- Достигнуты ли цели, поставленные перед проведением мероприятия.

- Оценка качества подготовки проведенных совещания и беседы.

- Подведение итогов, информирование групп о (не) достижении целей деловой игры.

ТЕМА 9. СТИЛЬ ЛИЧНОЙ РАБОТЫ

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность и понятие стиля личной работы.

2. Основные черты и требования стиля личной работы.

3. Пути овладения стилем эффективной работы.

Темы рефератов

1. Стиль как система способов мышления, поведения, действий личности.

2. А.К. Гастев об основных методах стиля деятельности и требованиях к ним.

3. Пути овладения стилем эффективной работы государственных служащих.

Рекомендации по подготовке рефератов и дискуссии и критерии оценки – см. рекомендации и критерии, предложенные в теме 1.
Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине

1. Сущность и содержание труда госслужащего.

2. Формирование целостной системы организации труда госслужащего в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям.

3. Развитие науки об организации труда в Российской Федерации.

4. Развитие науки об организации труда за рубежом.

5. Общая модель качеств современного государственного служащего.

6. Конкретные цели государственного служащего и производительность труда.

7. Влияние личных особенностей на выбор карьеры.

8. Планирование карьеры государственных гражданских служащих и муниципальных служащих.

9. Методы, определяющие склонность к профессии.

10. Основные направления управления карьерой в современных условиях.

11. Поиск и получение работы.

12. Технологии успеха на новой работе.

13. Четыре типа корпоративной культуры в теории науки управления.

14. Время руководителя и принципы его эффективного использования.

15. Понятие и природа управленческих решений.

16. Требования к качеству управленческих решений.

17. Правовые, социальные и психологические особенности управленческих решений.

18. Сущность и принципы системного подхода при принятии управленческих решений, принцип Парето как основа принятия собственных решений.

19. Контроль и проверка исполнения в деятельности администрации.

20. Регламент работы государственного образования: основные направления и технологии.

21. Планирование личной работы государственного служащего.

22. Схема и технологии делегирования полномочий.

23. Делегирование как одна из сложных проблем управления.

24. Система организационного обеспечения работы государственного гражданского служащего.

25. Сущность категории «эффективность управления государственной службы».

26. Основные функции государственных служащих в системе управления.

27. Технологии повышения ответственности в государственной службе.

28. Нравственные аспекты в деятельности государственного служащего.

29. Современные требования к стилю работы государственного служащего.

30. Принципы эффективного управления временем

31. Виды делового общения.

32. Специфика и принципы подготовки и проведения деловых совещаний.

33. Технологии формирования имиджа государственного служащего.

34. Работоспособность и самоконтроль в деятельности государственного служащего.

35. Методы рационализации личного труда государственного служащего.

36. Анализ и оценка уровня труда государственного служащего.

37. Основные принципы поиска резервов в повышении эффективности управленческого труда.

Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине

1. Сущность и содержание труда госслужащего.

2. Формирование целостной системы организации труда госслужащего в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям.

3. Развитие науки об организации труда в Российской Федерации.

4. Развитие науки об организации труда за рубежом.

5. Общая модель качеств современного государственного служащего.

6. Конкретные цели государственного служащего и производительность труда.

7. Принципы оптимизации труда современного руководителя.

8. Влияние личных особенностей на выбор карьеры.

9. Планирование карьеры государственных гражданских служащих и муниципальных служащих.

10. Методы, определяющие склонность к профессии.

11. Основные направления управления карьерой в современных условиях.

12. Поиск и получение работы.

13. Технологии успеха на новой работе.

14. Четыре типа корпоративной культуры в теории науки управления.

15. Время руководителя и принципы его эффективного использования.

16. Понятие и природа управленческих решений.

17. Требования к качеству управленческих решений.

18. Правовые, социальные и психологические особенности управленческих решений.

19. Сущность и принципы системного подхода при принятии управленческих решений, принцип Парето как основа принятия собственных решений.

20. Контроль и проверка исполнения в деятельности администрации.

21. Регламент работы государственного образования: основные направления и технологии.

22. Планирование личной работы государственного служащего.

23. Схема и технологии делегирования полномочий.

24. Делегирование как одна из сложных проблем управления.

25. Система организационного обеспечения работы государственного гражданского служащего.

26. Технологии, обеспечивающие успех публичного выступления.

27. Сущность категории «эффективность управления государственной службы».

28. Основные функции государственных служащих в системе управления.

29. Основные принципы делегирования полномочий.

30. Технологии повышения ответственности в государственной службе.

31. Нравственные аспекты в деятельности государственного служащего.

32. Роль и значение информации в работе руководителя.

33. Современные требования к стилю работы государственного служащего.

34. Принципы эффективного управления временем.

35. Виды делового общения.

36. Специфика и принципы подготовки и проведения деловых совещаний.

37. Технологии формирования имиджа государственного служащего.

38. Работоспособность и самоконтроль в деятельности государственного служащего.

39. Методы рационализации личного труда государственного служащего.

40. Анализ и оценка уровня труда государственного служащего.

41. Основные принципы поиска резервов в повышении эффективности управленческого труда.

Пример билетов для проведения итоговой аттестации освоения компетенций

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
 
БИЛЕТ № 1 1. Формирование целостной системы организации труда госслужащего в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям. 2. Делегирование как одна из сложных проблем управления.
 
И.о. заведующего кафедрой «Государственного и муниципального управления» _______________________________________________________ М.А. Овакимян

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

для учебной дисциплины

«ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО»

Ростов-на-Дону – 2015

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ – УПРАВЛЕНИЯ РАНХиГС

Факультет управления

Кафедра государственного и муниципального управления

Наши рекомендации