Южно-российский институт управления

Кафедра менеджмента

Г.В. Овчаренко

Н.Г. Ларкина

А.И. Морозова

ИнновационнОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Учебно-методическое пособие

Ростов-на-Дону

2016/17

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«российская академия народного хозяйства

И государственной службы

При президенте российской федерации»

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра менеджмента

Г.В. Овчаренко, Н.Г. Ларкина, А.И. Морозова

Инновационное управление: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: ЮРИУ РАНХиГС, 2016/17. – …..с.

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки и учебного плана 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата).

Предназначено для студентов Южно-Российского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, обучающихся по направлению подготовки: 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата) для всех форм обучения.

© Г.В. Овчаренко, Н.Г. Ларкина, А.И. Морозова

© ЮРИУ РАНХиГС, 2016/17

Содержание

Общие сведения о курсе……………………………………………………………
Учебно-тематический план курса………………………………………………..
Программа курса………………………………….……………………………….
Планы семинарских занятий……………………………………………………..
Вопросы к экзамену…………………………………….…………………………
Образовательные технологии………………………….…………………………
Темы для контрольных работ……………………….……………………………
Темы рефератов………….……………………………………………………..…
Тесты……………………………………………………………………………….
Ситуации……………………………………………………………………...……
Эссе……………………………………………………………………………….
Понятия……………………………………………………………………………
Инновационные игры ……………………………………………………………
Методические рекомендации по самостоятельной работе……………………
Рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины………..….……
Политика……………………………………………………………………..……
Декомпозиция инновационных целей…………………………………..………
Глоссарий…………………………………………………………………………..
Графическая информация………………………………………………...………
Рекомендуемая литература ………………………………………………………



Общие сведения о курсе

В настоящее время становится все более актуальной оценка инновационной активности бизнеса, организаций, так и регионов, что определяет необходимость создания и взаимодействия системы мотивации и инновационной восприимчивости персонала.

Инновационная экономика – экономика новых знаний очень гибкая и подвижная система, способная адаптироваться к неопределенным изменениям внешней среды. Инновационные процессы, создающие инновационные продукты, являются основой инновационного развития систем.

Инновационное управление одна из наиболее актуальных и значимых дисциплин в современных условиях нестабильности российской экономики, которая характеризуется неблагоприятным и инвестиционно-инновационным климатом, выражающимся в нежелании отечественных (и тем более иностранных) инвесторов вкладывать деньги в различные инновационные проекты. Поэтому управление инновациями означает постоянный поиск инновационных управленческих моделей по внедрению новшеств, реализация которых предопределит выживание в условиях жесткой гиперконкуренции, а также занятию «пионерных» позиций на рынке.

Целью преподавания дисциплины «Инновационное управление» является формирование у бакалавров целостного представления о реализации инновационной стратегии как одном из инструментов системы управления инновационным развитием организации.

Задачи:

– показать место и значение инновационного управления в системе управления хозяйствующего субъекта;

– изучить основные понятия инновационного управления;

– сформировать практические инновационные.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Результаты освоения дисциплины определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности, умением вести исследования, принимать самостоятельные маркетинговые решения.

В результате освоения данной дисциплины выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями(ОК):

– способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

– способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

– способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

– способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

– способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

– способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями(ОПК):

– способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);

– способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);

– способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4);

– способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями(ПК):

организационно-управленческая деятельность:

– умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-1);

– владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-2);

– умением применять основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом, принятия управленческих решений по бюджетированию и структуре государственных (муниципальных) активов (ПК-3);

– способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-4);

информационно-методическая деятельность:

– владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6);

– умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления (ПК-7);

– способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-8);

коммуникативная деятельность:

– способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-9);

– способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-10);

– владением основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, базовыми технологиями формирования общественного мнения (ПК-11);

проектная деятельность:

– способностью разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ (ПК-12);

– способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами, готовностью к его реализации с использованием современных инновационных технологий (ПК-13);

– способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-14);

вспомогательно-технологическая (исполнительская):

– владением методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов и эффективного взаимодействовать с другими исполнителями (ПК-17);

организационно-регулирующая деятельность:

– способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности (ПК-18);

– способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-19);

– умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-21);

исполнительно-распорядительная:

– владением технологиями, приемами, обеспечивающими оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам (ПК-24);

– умением организовывать контроль исполнения, проводить оценку качества управленческих решений и осуществление административных процессов (ПК-25);

– владением навыками сбора, обработки информации и участия в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций (ПК-26);

– способностью участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления (ПК-27).

В результате освоения дисциплины бакалавр и магистр должны:

Знать:

– сущность инновационного управления: основные понятия дисциплины, их место в теории развития новой экономики;

– особенности применения инновационного управления в современных условиях реформирования производственного комплекса отечественной экономики;

– современные методы социально-экономической диагностики, получения обобщенных характеристик, агрегирования информации и ее обработки в информационном центре.

Уметь:

– разбираться в специфике определения и реализации инновационных стратегий;

– анализировать инновационные проекты и программы, оценивать их инвестиционную привлекательность и проводить экспертизу инновационных проектов;

– разбираться во множестве организационных форм инновационной деятельности;

– видеть сущность ценностных оснований в управлении персоналом организации.

Демонстрировать способность и готовность:

– прогнозировать бизнес-процессы организации на основе компьютерного моделирования;

– разрабатывать программы обновления производства и составлять план мероприятий по реализации этих программ;

– уметь адекватно применять созданные новые особые знания персонала на производстве;

– вести патентно-лицензионную работу в различных подразделениях организации, ассоциациях и совместных предприятиях;

– проводить аналитическую, исследовательскую и рационализаторскую работу по оценке социально-экономической обстановки и конкретных моделей управления инновациями.

Владеть:

– компьютерной техникой в режиме пользователя для решения инновационных задач;

– специальной терминологией инноватики и лексикой;

– навыками овладения новыми особыми знаниями.

Дисциплина «Инновационное управление» базируется на новых знаниях, умениях и навыках, полученных бакалаврами и магистрами при изучении таких дисциплин, как: «Экономическая теория», «Теория организации», «Стратегическое управление», «Управленческие решения», «Управление персоналом», «Основы менеджмента», «Логистика», «Информатика», «Психология» и др.

Самостоятельная работа бакалавров и магистров имеет целью закрепление и углубление полученных теоретических и практических знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям и итоговому контролю, а также формирование новой философии в создании новых особых знаний.

Итоговая форма контроля знаний студентов – экзамен.

Требования ГОС к обязательному минимуму содержания

учебной дисциплины

«Инновационное управление»

Тенденции и разновидности моделей инновационного управления в инновационном развитии. Нововведения как объект инновационного управления. Инновационное управление: возникновение, становление и основные черты. Организация инновационного управления. Разработка инновационных программ и проектов. Создание творческих условий для внедрения новшеств. Модели инновационного управления. Инновационный маркетинг. Инновационное прогнозирование. Инновационные игры.

Учебно-тематический план курса

№ п/п Наименование темы Очная форма Заоч. форма Сокр-ная форма
Лек. Сем. Лек. Сем. Лек. Сем.
Сущность и понятия инновационного управления. Инновационная теория Н.Д. Кондратьева. Теоретические и практико-управленческие аспекты.
Инновационная экономика – неовоспроизводственный процесс. Инновационная сфера и инфраструктура.
Инновационный анализ и прогнозирование. Инновационный маркетинг взаимодействия.
Инновационная стратегия – достижение инновационной цели через инновационную структуру.
Инновационное проектирование – инновазия моделей инновационной деятельности.
Инновационный потенциал – реализация процесс-инноваций.
Особенности инновационного процесса организации.
Инновационная культура – новая философия организации.
Инновационное управление человеческими ресурсами. Инновационное обучение.*
Государственная инновационная политика – создание НИС.
Инновационные изменения – аспект форсайта.*
  Итого
  Самостоятельная работа в том числе: – контрольная работа
   
  Экзамен + + +

*Тема для самостоятельного изучения очно-заочной и сокращенной форм обучения

Программа курса

Наши рекомендации