Изучение общественного мнения по результатам мониторинга целевых средств массовой информации. Учет общественного мнения при принятии управленческих решений
Под общественным мнениемпонимается совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, касающемуся какой-либо группы людей.
Общественное мнение можно рассматривать как состояние массового сознания, которое проявляется в социальной оценке каких-либо событий или проблем в жизни различных групп.
Мониторинг СМИ – это процесс сбора, обработки и классификации информации, по заданным критериям. Он является важной составляющей PR-анализа и исследования общественного мнения.
Общественное мнение формирует ряд факторов, наиболее значимыми из которых являются следующие.
10 Личностные факторы — физическое и эмоциональное состояние представителей общественных групп, их возраст, род занятий, потребительские интересы и т.д.
11 Социальные факторы — положение людей в обществе, социальная защищенность отдельных целевых аудиторий.
12 Культурные факторы — принадлежности представителей общественной группы к тем или иным культурным ценностям и нормам.
13 Психологические факторы — совокупность элементов психологического взаимодействия с коллегами, партнерами, клиентами и т.д
14 Научно-технические факторы — влияние научно-технического прогресса на формирование общественного мнения.
При взаимодействиями с аудиториями следует определить следующие факторы:
· Описание целевых аудиторий (с какими СМИ взаимодействует компания, приоритеты, масштабы коммуникационных каналов);
· Выбор инструментов работы с аудиториями (СМИ: комментарии, пресс-релизы, пресс-мероприятия и тд; Инвесторы: рассылки, деловые обеды, роад-шоу; Сотрудники: внутренняя газета, портал, конкурсы; Профессиональные сообщества: выступления на конференциях, колонки в изданиях и тд).
Выделяют следующие методы изучения общественного мнения: социальные (наблюдение, эксперимент, контент-анализ документов, различные виды опросов. Среди опросов выделяют анкетирование, проведение интервью, почтовые, телефонные, прессовые.
Степень включенности общественного мнения в процесс принятия управленческих решений напрямую зависит от ценности его содержания, достоверности, способов и форм выражения, а также нормативно-правовой регламентации его учета и использования. Общественное мнение становится одним из факторов принятия решения, если оно значимо для субъекта управления, представляет для него информационную ценность. Оно может стать доступным субъекту управления либо по инициативе последнего, либо по требованию носителей общественного мнения, либо через средства массовой информации и коммуникации.
В качестве основной формы выражения общественного мнения рассматриваются суждения общественности, содержащие наряду с оценками проблем также предложения по их решению. В результате становится возможным реализовать аналитическую и советующую функции общественного мнения по отношению к управленческим структурам.
Реализация экспрессивной функции общественного мнения в процессе принятия решений, то есть оценка проблемной ситуации, используется на этапе выявления социально значимой проблемы и формирования цели управления. Экспликация конструктивной, советующей функции общественного мнения, позволит использовать его практически на всех этапах процесса подготовки и принятия решения. Достоверность общественного мнения определяется репрезентативностью, то есть степенью соответствия выявленного мнения реально существующему, и истинностью, то есть степенью совпадения отражаемого мнения о проблеме с истинным состоянием проблемной ситуации.
В качестве информационных ресурсов социальной коммуникации можно обозначить:
- средства массовой информации и коммуникации, которые в структуре взаимодействия общественного мнения и власти выполняют
- общественное мнение, отражаемое в декларациях, лозунгах, воззваниях, речах и резолюциях различных митингов, манифестаций, забастовок и т.д.;
- информацию обратной связи о целевых группах, региональных сообществах, состоянии общества;
- поток формируемых властью адаптирующих информационных воздействий;
- поток информации, отражающий общественную реакцию на текущие события и деятельность власти;
- поток массового информационного обмена и коммуникаций.