Вопрос 10. Основные подходы к структуризации общественного мнения. Рациональный, эмоциональный и волевой компоненты общественного мнения.

Исходя из того, что общественное мнение – система, то следует рассмотреть его структуру, его содержательные и сущностные начала. Сущностная структура включает три компонента – рациональный, эмоциональный и волевой.
Рациональный (познавательный, интеллектуальный) компонент – это знания людей о событиях, явлениях, фактах, являющихся объектом общественного внимания. Во многом зависит от уровня образованности, информированности субъекта. Эмоциональныйкомпонент тесно связан с рациональным. Это настроения, чувства, образующиеся по поводу объекта общественного мнения. По соотношению рационального и эмоционального в общественном мнении можно говорить о возможности им манипулировать. Преобладание эмоциональной составляющей делает общественное мнение более доступным для психологического давления. Результатом взаимодействия этих двух компонентов (относящихся к духовной части феномена) является социальная оценка.
Третьей составляющей будетволевой компонент, т.е. определенные действия субъектов общественного мнения. Волевой компонент непосредственно связан с рациональным и эмоциональным компонентами. Рациональная и эмоциональная состовляющие общественного мнения, раскрывая сущность объекта общественного мнения и производя его социальную оценку, тем самым формируют определенную волевую направленность субъекта общественного мнения по отношению к его объекту. Непосредственно общественная воля реализуется в различных формах массового поведения субъекта общественного мнения.
Если же рассматривать внутреннюю структуру общественного мнения, то можно увидеть последовательную смену присущих ему стадий: от зарождения до исчезновения. Это принято называть динамической структурой общественного мнения. Внутри этой структуры выделяют несколько стадий:
- зарождения: проявление широкого интереса множества людей к проблеме и активный поиск информации. У человека появляется потребность выразить свое мнение (оценку), обменяться им с другими людьми и, таким образом, уже складывается групповое мнение;
- формирования: в ходе обмена мнениями, словами между группами с различными оценками формируются уже большие группы (массы) людей. Идет активная работа по поиску и сплочению единомышленников; выявляются доминирующие противоположные мнения, вокруг которых и концентрируются основные силы;

— функционирования: доминирующее мнение узаконивается и способно выступать партнером (противником) управляющих органов и организаций, создавших какую-либо проблему. Позиции большинства четко очерчены;
- спад: это снижение массового интереса к проблеме (она становится для большинства людей не актуальной (либо решение проблемы на данный момент невозможно, либо решена, либо появилось что-либо, перекрывающее данную проблему). Сужается социальный состав, теряется острота противостояния. Но проблема еще вызывает интерес;
- отмирание: мнение теряет качество общественного (массового), превращается в разрозненные суждения отдельных людей и групп. Социальная оценка сходит «на нет».

Вопрос 11. Социальные оценки как базовый элемент структуры общественного мнения. Влияние ценностных ориентаций, установок и стереотипов на общественное мнение.

Общественное мнение - отношение массового сознания к наиболее значимым и актуализированным проблемам, событиям и фактам экономики, политики, культуры, общественной жизни, оно выражается в совокупности суждений и оценок.

Социальная оценка - одобрение или неодобрение, которые проявляют группа, организация или общество по отношению к своим членам в ответ на выполнение или невыполнение предъявленных к ним требований. Любое событие или явление, рассматривается человеком, прежде всего, с точки зрения одобрения или осуждения, т.е. оценивается. Поэтому общественное мнение можно характеризовать как групповое оценочное суждение. По своему характеру или направленности социальные оценки могут быть положительными (одобряющими), отрицательными (осуждающими), нейтральными и иметь разную степень интенсивности. Социальные оценки различных явлений имеют разную степень рациональности. Например, оценочная деятельность подкрепляется эмоциями: радостью, враждебностью и т.д. Однако с течением времени эмоции ослабевают, и отношение к явлению, событию начинает реализовываться посредством сформировавшегося в обществе социального стереотипа.

Что влияет на формирование оценки?

-степень заинтересованности членами общества в данной проблеме;

-уровень информированности населения по той или иной проблеме (влияет на компетентность людей в той или иной проблеме);

-деятельность органов управления по изучению и использованию общественного мнения.

Но самое сильное влияние оказывают:

-ценностные ориентации;

-установки;

-стереотипы.

Социальная установка - ориентация индивида на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом в отношении этого объекта. Социальная установка включает три аспекта:

- когнитивный - осознание объекта;

- аффективный - эмоциональная оценка объекта;

- поведенческий - последовательное поведение по отношению к объекту.

Наши рекомендации