Роль средств массовой коммуникации в формировании общественного мнения

Исследователи массовой коммуникации подразделяют историю изучения эффективности влияния СМК на несколько этапов:

Первый этап (20-30г.г.)- характеризуются наделением массовой коммуникации безграничным влиянием на общественное мнение и поведение людей.

Были выделены элементы структуры общения:

-коммуникатор (активное начало)

-сообщение (средство воздействия)

-реципиент (пассивное звено)

Основной целью акта коммуникации является изменение социальных установок (мнений, суждений, представлений) реципиента посредством организованного определенным образом сообщения и поведения коммуникатора.

Уязвимое звено подобных моделей- представление о пассивности реципиента

Однако реципиент активно ведет себя по отношению к СМИ, его восприятие выборочно.

В 40-60г. под влиянием эмпирических исследований возможности воздействия СМК на массовую аудиторию были сдержаны.

Появляется теория «минимального эффекта» (Лазарсфельд, Мертон)

В результате появляется двухступенчатая модель массово- коммуникативного воздействия на аудиторию , при которой уже не массовые коммуникации играли роль доминирующей силы, а личностное влияние лидера мнений.

Концепция удовлетворения потребностей аудитори Б.Берельсона, исходит из того, что массовые коммуникации ориентируются на потребности (ожидания) аудитории и этот факт во много определяет содержание сообщений.

Период оценки влияния СМК на формировнаие позиции аудитории, начавшийся в 1970-х г. происходит под знаком поиска новых можных эффектов СМК.

Фокус исследований сменился с изменения установок на изучение когнитивных факторов.

Г. Маршал Мак-Люэн разработал теорию, основа которой состоит в том, что все прогрессивные этапы в развитии общества причинно обусловленны развитием технических средств информационной связи.

80-е годы характеризуются социальным конструктивизмом- с одной стороны СМК оказывают можное воздействие, конструируя социальную реальность, формируя образы реальности на предсказуемый манер. При этом отличием от первого этапа является то, что влияние СМК не считается универсальным и неизбежным и основанно на специальных (правильных) коммуникационных технологиях, используемых в специальных (правильных) обстоятельствах.

С другой стороны, рассматривается взаимодействие между СМК и аудиторией.

Сообщение СМК рассматривается как часть процесса, спомощью которой индивиды конструируют значение, общественное мнение.

6.Массовая культура: понятие и особенности

Содержание социальной коммуникации определяется целями, которые она призвана реализовывать- обеспечение жизнеспособности соццима и различных аспектов его существования.

Понятие «базовые» (первоначальные) системы коммуникации- позволяет определить характеристики общественных систем.

Исследователь Холл (1996) выделил критерии оценки состояния социальной среды, которые объеденины вокруг трех полюсов:

Первый полюс- «ядро»- включаются понятия: существование, объединение. Его содержание обусловлено необходимость выживать и репродукции человека, и для того, чтобы выжить, живые существа объединяются

Второй полюс- «ориентация», «позиционирование». Содержит понятие территории и времени, т.е. основные элементы, вокруг которых индивидуумы общаются с окружающей средой и между собой

Третий полюс- в процессе общения индивиды развивают эмоциональную, чувствительную сферу, накапливают знания.

Любая общность людей , имеющих свою культуру может быть охарактеризована категориями.

Категории, определяющие массовую культуру:

1. Осознание себя и пространства- разные культуры имееют свое собствеенное представление о комфортной индивидуальной зоне

2. Коммуникация и язык- система вербальной и невербальной коммуникации отличает одну культуру от другой.

3. Одежда и внешний вид

4. Еда и правила поведения за столом

5. Время и его восприятие (одни пунктуальны, другие обращаются со временем свободно)

6. Взаимоотношения (каждая культура закрепляет определенные человеческие отношения в зависимости от возраста, пола, статуса, достатка)

7. Нормы и ценности

8. Система религиозных убеждений и представлений

9. Умственная деятельност и методы обучения ( в разных культурах люди по-разному думают и учатся)

10. Организация труда и отношение к работе(отношение к труду, основные виды трудовой деятельности, разделение труда, методы и принципы работы отличают одну культуру от другой).

Тема3 Виды коммуникаций

Наши рекомендации