Раппорт и какие бывают типы раппорта. Сигналы по невербалике, которые посылает человек. Какие они. Рассказать о них.
Раппорт в рассматриваемом ракурсе — это специфический контакт психотерапевта и клиента, который характеризуется установлением доверия, эмоциональной связи и взаимопонимания. По сути, раппорт можно охарактеризовать как появление резонанса между психотерапевтом и клиентом, когда они становятся единой системой, где изменение одного элемента ощущается другим элементом.
Установление раппорта — это первое и, пожалуй, самое главное условие качественной психотерапевтической работы. В современных информационных источниках упоминаются различные способы раппортирования.
Пробежимся по ним кратко.
1. Подстройка к мимике, позе, жестам и дыханию. Этот, уже ставший классикой НЛП, подход подразумевает копирование внешнего поведения клиента. В Нейротрансформинге подход к такому раппорту весьма скептический. Во-первых, он подходит не всем, а во-вторых есть куда более мощные способы раппортирования.
2. Подстройка по нейрологическим уровням (НЛУ). Данная модель раппорта отталкивается от концепции нейрологических уровней Г. Бейтсона и Р. Дилтса. В Нейротрансформинге активно используются нейрологические уровни С.В. Ковалева (3 основных и 9 главных). Более подробно о НЛУ — в другой заметке. Вкратце — это подстройка к окружению, поведению, способностям, намерениям, ценностям, убеждениям, идентичности, миссии или смыслу, в зависимости от актуального местоположения на НЛУ конкретного клиента.
3. Личностный раппорт — подстройка по социальной роли. В психотерапевтической работе не представляю.
4. Раппорт по модели четырех реальностей Мак Винни. Данный автор выделяет 4 типа реальности, в которых живут люди: унитарная, сенсорная, социальная, мифическая. Более подробно можно почитать по ссылке. Каждая из реальностей обладает уникальными характеристиками, по которым и происходит подстройка в данном подходе к раппорту.
5. Метафорический раппорт. Мой любимый. Именно его я рекомендовал слушателям супервизии, при этом обратив внимание, что я ничего не имею против других видов раппорта, просто этот я использую в работе, и весьма успешно.
В заметке мы рассмотрим три вида метафорического раппорта: «Родственники», «Мост» и «Лотос».Их мы получили на одном из семинаров Сергея Викторовича Ковалева. Упоминания об этих способах в книгах я не видел. Каждый из этих способов настолько же прост, насколько и эффективен. Отмечу, что искусство раппортировать важно не только в условиях психотерапевтической работы. Умение находить контакт с людьми важно везде и всегда, включая нашу повседневную жизнь. Пользуйтесь на здоровье.
Родственники. Просто представьте, что человек, с которым вы говорите — ваш родственник. Только не двоюродный дядушка, которого никогда не видели, а родственник в самом лучшем смысле этого слова. Человек, с которым вам комфортно общаться, и комфортно молчать.
Мост. Представьте, что от вашей груди к груди собеседника перебросился ажурный мост, по которому вы идете навстречу друг другу и, встретившись в центре, начинаете теплую беседу.
Лотос. Представьте, что в вашей душе расцвел тысячелетний лотос, и он своим запахом окутывает вас и собеседника..
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ, ИЛИ ЯЗЫК ВАШЕГО ТЕЛА
Каждый человек воспринимает информацию, исходя из такого расчета: 7% информации приходит вместе со словами, а остальные 97 % воспринимаются нами с помощью невербальных сигналов.
Эти способы общения более известны, как «язык жестов» и означают форму самовыражения, в которой не используются слова и любые символы речи.
Знать виды невербального общения и понимать невербальные сигналы важно по нескольким причинам. Во-первых, они выполняют функции точного выражения чувств, ведь очень часто мы испытываем чувства настолько сложные, что просто не в состоянии подобрать для их описания нужные слова, но это можно сделать, используя невербальные средства и методы. Во-вторых, они выполняют функции более глубокого взаимопонимания.
Зная основные способы невербального общения, вы сможете лучше понять и «раскусить» другого человека, когда он в общении с вами пытается контролировать свое поведение, ведь невербальные сигналы проявляются бессознательно и ваш собеседник просто не может ими управлять. Классификация невербальных средств общения и примеры их использования помогут вам не только лучше понять себя, но и научат распознавать ложь и манипуляции со стороны других людей.
Мимика
Мимика – это выражение лица человека, она является главным элементом отображением эмоций и чувств. Позитивные эмоции, например, любовь или удивление, распознать намного легче, чем негативные, к которым можно отнести отвращение или гнев. Эмоции по-разному отражаются на правой и левой стороне лица, ведь левое и правое полушария мозга выполняют разные функции: правое совершает управление эмоциональной сферой, а левое отвечает за интеллектуальные функции.
Эмоции выражаются в мимике таким образом:
• Гнев – широко открытые глаза, опущенные уголки губ, «прищуренный» взгляд, сжатые зубы;
• Удивление – приоткрытый рот, широко открытые глаза и поднятые брови, опущенные кончики губ;
• Страх – сведенные брови, растянутые губы с опущенными и отведенными вниз уголками;
• Счастье – спокойный взгляд, приподнятые, отведенные назад уголки губ;
• Печаль – «угасший» взгляд, опущенные уголки губ, сведенные брови.
Визуальный контакт
Этот метод невербального общения помогает демонстрировать заинтересованность в беседе и лучше понимать смысл сказанного. Во время разговора два человека вместе создают и регулируют степень комфорта, периодически встречаясь взглядом и отводя его в сторону. Пристальный взгляд может как сформировать доверие, так и породить дискомфорт.
Приятные общие темы поддерживают зрительный контакт, а негативные запутанные вопросы заставляют отводить взгляд в сторону, демонстрируя несогласие и неприязнь. Особенности визуального контакта позволяют делать выводы о степени заинтересованности в диалоге и отношении к собеседнику:
• Восхищение – долгий зрительный контакт, спокойный взгляд;
• Возмущение – пристальный, навязчивый, несколько тревожный взгляд, длительный зрительный контакт без пауз;
• Расположение – внимательный взгляд, зрительный контакт с паузами каждые 10 секунд;
• Неприязнь – избегание зрительного контакта, «закатывание» глаз.
• Ожидание – резкий взгляд в глаза, приподнятые брови.
При визуальном контакте можно выяснить не только отношение собеседника, но и определить некоторые особенности характера по цвету глаз.
Интонация и тембр голоса
Правильно понимать интонацию и тембр голоса означает научиться «читать между строк» послание другого человека. К таким особенностям можно отнести частые паузы, незаконченные предложения и их построение, силу и высота голоса, а также скорость речи.
• Волнение – низкий тон голоса, быстрая обрывистая речь;
• Энтузиазм – высокий тон голоса, четкая уверенная речь;
• Усталость – низкий тон голоса, понижение интонации к концу предложения;
• Высокомерие – медленная речь, ровная монотонная интонация;
• Неуверенность – ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель.
Жесты и позы
Чувства и установки людей можно определить по манере сидеть или стоять, по набору жестов и отдельным движениям. Людям легче и приятней общаться с теми, кто обладает экспрессивной моторикой, оживленным расслабленным выражением лица.
Яркие жесты отображают позитивные эмоции и располагают к искренности и доверию.
При этом чрезмерная жестикуляция, часто повторяющиеся жесты могут говорить о внутреннем напряжении и неуверенности в себе.
Невербальное общение становится доступным, а уровень взаимопонимания увеличивается, если вы понимаете позы и жесты вашего собеседника.
• Сосредоточенность – закрытые глаза, пощипывание переносицы, потирание подбородка;
• Критичность – одна рука возле подбородка с вытянутым указательным пальцем вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть;
• Позитивность – корпус тела, голова немного наклонены вперед, рука немного касается щеки;
• Недоверие – ладонь прикрывает рот, выражая несогласие;
• Скука – голова подперта рукой, корпус расслаблен и немного согнут;
• Превосходство – положение сидя, ноги одна на другой, руки за головой, веки немного прикрыты;
• Неодобрение – неспокойные движение, стряхивание «ворсинок», расправление одежды, одергивание брюк либо юбки;
• Неуверенность – почесывание либо потирание ушей, обхватывание одной рукой локтя другой руки;
• Открытость – руки раскинуты в стороны ладонями вверх, плечи расправлены, голова «смотрит» прямо, корпус расслаблен;
Межличностное пространство
Расстояние между собеседниками играет важную роль в налаживании контакта, понимании ситуации общения. Часто люди выражают свое отношение такими категориями как «держаться оттуда подальше» или «хочу быть ближе к нему». Если люди заинтересованы друг другом, разделяющее их пространство уменьшается, они стремятся находиться поближе. Для лучшего понимания этих особенностей, а также для того, чтобы правильно разграничивать ситуации и рамки контакта, следует знать основные пределы допустимого расстояния между собеседниками:
• Интимное расстояние (до 0,5 м) – интимные доверительные отношения между близкими людьми, друзьями. Также может быть допустимо в спорте, где допустимым является телесное соприкосновение.
• Межличностное расстояние (от 0,5 м — до 1,2 м) – комфортное расстояние во время дружественной беседы, где допускаются прикосновения друг к другу.
• Социальное расстояние (от 1,2 м – до 3,7 м) – неформальное взаимодействие в социуме, во время деловой встречи. Чем больше расстояние, вплоть до крайней границы, тем отношения формальней.
• Публичное расстояние (более 3,7 м) – комфортное расстояние для лектора, который совершает публичное выступление перед большой группой людей.
Такие рамки расстояний и их значимость зависит от возраста, пола человека, его личностных особенностей. Детям комфортно находится на более близком расстоянии от собеседника, а подростки закрываются и желают отстраниться от других.
Женщины любят более близкие расстояния, независимо от пола их собеседника. Уравновешенные, уверенные в себе люди не обращают особого внимания на расстояние, тогда как нервные тревожные люди стараются находиться в отдалении от других.
Научитесь распознавать ложь
Для того, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно в ситуации общения с разными людьми, избегать манипуляций, вам следует научиться распознавать невербальный язык общения в ситуациях, когда вас пытаются обмануть.
На какие же средства невербального общения, жесты, позы, мимику следует обратить внимание, чтобы распознать ложь?
• слишком продолжительные либо частые паузы, паузы и колебания перед началом реплики;
• ассиметрия мимики, отсутствие синхронности в работе лицевых мышц, когда выделяется несоответствие в мимике двух сторон лица;
• «застывшее» выражение лица, когда оно не меняется на протяжении 5-10 секунд, является фальшивым;
• запаздывающее выражение эмоций, когда между словом и соотносящимися с ним эмоциями возникают длительные паузы;
• «продолговатая» улыбка, когда губы оттянуты назад от зубов, создавая узкую линию губ;
• визуальный контакт неглубокий, когда глаза лжеца встречаются с глазами собеседника не более, чем третью часть всего времени беседы, при этом часто глядя в потолок и по сторонам с беспокойным выражением лица;
• подергивание любой части тела: постукивание пальцами по столу, покусывание губы, подергивание руками или ногами;
• скудная жестикуляция, которую лжец держит под контролем;
• высокий тон голоса, тяжелое дыхание;
• согнутый корпус, позы со скрещенными ногами;
• скудная мимика, слабая работа лицевых мышц;
• быстрое перемещение глаз вначале в верхний правый угол, а потом в нижний левый;
• быстрое, незаметное на первый взгляд, прикосновение к носу, потирание века;
• более яркая жестикуляция правой рукой, в сравнении с левой;
• любые преувеличения: лишние движения и жесты, неуместные эмоции;
• частое моргание глазами
Зная все тонкости приемов невербального общения вы не только сможете избежать манипулирования, но сами легко сможете научиться управлять людьми