Распределение функций в команде при проведении мероприятия
№ п/п | Функционал (круг обязанностей) | Сроки | Ответственный |
Оценка жюри
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Мы за здоровый образ жизни
(деловая игра)
Составители:Титова И. В., специалист по работе с молодежью ГУ «Вологодский областной молодежный центр «Содружество», Спирова Е. Н., специалист по работе с молодежью ГУ «Вологодский областной молодежный центр «Содружество», г. Вологда, 2009 год.
Цель— пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
- способствовать формированию здорового жизненного стиля через осознание его необходимости;
- способствовать формированию навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия;
- способствовать формированию чувства ответственности за свои действия.
Характеристика участников: 5 команд (отрядов). Дополнительной подготовки команд не требуется.
Музыкальное оформление: спокойная музыка.
Реквизит: 5 коробочек с номером отряда, 5 листов ватмана, фломастеры, карандаши, жетоны — 5 цветов на каждого человека, 5 карточек с заданиями.
Время проведения: 2 часа 30 минут.
Место проведения— свободное помещение (например, спортзал).
Инструкция членам жюри
На протяжении всего времени команды будут представлять:
- стенгазету;
- план мероприятий;
- творческую презентацию.
Здесь оценивается умение работать в команде, креативность, умение планировать, а также навык публичных выступлений. На каждом из этапов работы вы имеете возможность распределять баллы от 1 до 5. На каждом этапе команде может присуждаться по одному баллу на усмотрение жюри за какие-то показатели в течение выполнения задания (например, соблюдение регламента).
Оценка работ (баллы) происходит по критериям, индивидуальным для каждого этапа игры.
Ход игры
Ведущий. Как вы думаете, что такое «здоровье»? Здоровье — это…
Ведущий заслушивает ответы и дополняет их.
Помощник ведущего записывает все ответы на ватман «Здоровье — это…»
Ведущий. Подводя итоги этого небольшого опроса, мы можем смело сказать, что здоровье — это... (зачитывает все ответы). А в целом это 5 основных направлений: спорт, питание, настроение, защита от заболеваний, отказ от вредных привычек.
I этап(50 мин)
Ведущий. Каждая группа (отряд) за определенное время должна подготовить свой небольшой рекламный проект и красочно оформить его на ватмане. Вы будете рекламировать определенное направление здорового образа жизни. Ваш проект должен обязательно иметь название, лозунг, отвечать на вопросы: какую роль ваше направление играет в формировании здорового образа жизни? Каким оно должно быть и какое оно есть на самом деле (на примере вашей жизни)? А также составленный план мероприятий по пропаганде вашего направления среди населения.
Ведущий раздает индивидуальные карточки с заданием для групп (Приложение 5.1).
II этап (25 мин)
Второе задание представляет собой презентацию проекта по каждому направлению здорового образа жизни.
III этап
Подведение итогов жюри. Объявление итогов. Объявление победителя.
Приложение 5.1
Индивидуальные карточки с заданиями для групп участников
Карточка № 1
Здоровое питание
- Название.
- Лозунг (девиз, слоган и др.).
- Какую роль ваше направление играет в формировании здорового образа жизни?
- Каким оно должно быть?
- Какое оно есть на самом деле? (На примере вашей жизни.)
- Составьте план мероприятий по пропаганде вашего направления среди населения.
Карточка № 2
Настроение
- Название.
- Лозунг (девиз, слоган и др.).
- Какую роль ваше направление играет в формировании здорового образа жизни?
- Каким оно должно быть?
- Какое оно есть на самом деле? (На примере вашей жизни.)
- Составьте план мероприятий по пропаганде вашего направления среди населения.
Карточка № 3
Физическая активность
- Название.
- Лозунг (девиз, слоган и др.).
- Какую роль ваше направление играет в формировании здорового образа жизни?
- Каким оно должно быть?
- Какое оно есть на самом деле? (На примере вашей жизни.)
- Составьте план мероприятий по пропаганде вашего направления среди населения.
Карточка № 4
Жизнь без вредных привычек
- Название.
- Лозунг (девиз, слоган и др.).
- Какую роль ваше направление играет в формировании здорового образа жизни?
- Каким оно должно быть?
- Какое оно есть на самом деле? (На примере вашей жизни.)
- Составьте план мероприятий по пропаганде вашего направления среди населения.
Карточка № 5
Профилактика заболеваний
- Название.
- Лозунг (девиз, слоган и др.).
- Какую роль ваше направление играет в формировании здорового образа жизни?
- Каким оно должно быть?
- Какое оно есть на самом деле? На примере вашей жизни.
- Составьте план мероприятий по пропаганде вашего направления среди населения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Подготовка и организация работы волонтерской службы
На Вологодском межрегиональном молодежном
образовательном форуме «Команда-2011»
Для организации Форума было необходимо создать и обучить команду волонтеров, в состав которой должны были войти молодые люди, способные эффективно работать в условиях палаточного лагеря.
Работа по отбору и подготовке волонтеров проходила с 1 мая по 1 августа 2011 года и строилась по нескольким этапам.
I этап—информационный
10 мая 2011 года на сайте www.upinfo.ru была размещена информация о наборе волонтеров для работы на форуме «Команда-2011». Были указаны общие критерии отбора:
- возраст — 18–25 лет;
готовность и способность эффективно работать в условиях палаточного лагеря;
отсутствие ограничений по здоровью;
ответственность;
коммуникабельность;
возможность выездов в Вологду для прохождения обучения и инструктажа (для муниципальных образований).
Исходя из предпочтений и специальных критериев отбора волонтеров для каждого из пяти блоков работы, желающим предлагалось выбрать одно из следующих направлений волонтерской деятельности:
5. Кураторы и инструкторы команд (работа с командами-участниками): лидерские качества, организаторские навыки, стрессоустойчивость.
6. Творческий блок (помощь в подготовке и проведении площадок досуговой и концертной программ): креативность, готовность к творчеству.
7. Хозяйственный блок (организация работы общественного питания): практические навыки приготовления пищи в походных условиях, наличие санитарной книжки.
8. Образовательный блок (помощь в подготовке и проведении образовательных площадок): техническая грамотность, знание ПК на уровне пользователя.
- Пресс-центр (написание и редактирование новостей, работа со СМИ): опыт работы в СМИ (подготовка информационных материалов), опыт работы корректором, редактором, ответственность, коммуникабельность, высокая грамотность.
- Служба безопасности (обеспечение правопорядка на территории Форума в ночное время): стрессоустойчивость, коммуникабельность, работоспособность.
- Штаб (ведение документации штаба, обеспечение участников раздаточной продукцией, программное обеспечение работы штаба): ответственность, коммуникабельность, владение навыками работы с оргтехникой.
- Работа системного администратора (обеспечение работы компьютерной техники, сети и программного обеспечения): образование соответствующего профиля, аналитические способности, коммуникабельность, терпеливость.
II этап — набор
С 10 мая по 1 июля осуществлялся прием анкет-заявок от добровольцев, изучение анкет и распределение заявившихся по направлениям (блокам). Всего было обработано 75 анкет. С каждым заявившимся проводилось собеседование с целью выяснения личной мотивации и уточнения приоритетного направления работы на Форуме.
К 1 июля был сформирован волонтерский корпус Форума, в который вошли:
- инструкторы — 19 человек;
- кураторы (руководство инструкторами) — 3 человека;
- образовательный блок — 13 человек;
- творческий блок — 8 человек;
- служба безопасности — 2 человека;
- штаб — 2 человека;
- пресс-центр — 6 человек;
- системный администратор — 1 человек.
Всего — 54 человека.
III этап — обучение
2–3 июля на территории, прилегающей к Архитектурно-этнографическому музею «Семёнково», в условиях палаточного лагеря прошел семинар-тренинг для волонтеров. Программа семинара включала в себя:
· соревнования по фрироупу — тренинговые упражнения на командообразование (Филатова Е. Г., судья-инструктор);
· обучающее занятие «Основы первой медицинской помощи» (Владимирова Н. В., врач «Скорой помощи»);
· обучающее занятие с элементами тренинга «Эффективное поведение в чрезвычайных ситуациях» (Ишков М. А., главный специалист ГУ ЧС по Вологодской области);
· обучающее занятие с элементами тренинга «Безопасность жизни и деятельности» (Федорков А. В., директор МОУ ДОД ДЮЦ «Лидер»);
· презентация Форума «Команда-2011», инструктаж волонтеров по их функционалу в разных направлениях деятельности (Мальков Р. В., директор Форума).
Обучающие занятия проводились «по вертушке» для двух разных групп: «инструкторы» и «волонтеры направлений». После этого прошла презентация Форума и беседа с директором Форума в форме общего сбора («свободный микрофон»).
Далее анкеты волонтеров и контактная информация были переданы руководителям блоков, каждый из которых строил подготовительную работу своего направления по отдельному плану.
Выезд всей волонтерской сборной на место проведения Форума состоялся 6 августа, за два дня до начала Форума, что позволило на месте дать подробный инструктаж по специфике каждого блока деятельности, составить графики работы, перечень компетенций и функционала волонтеров того или иного блока.
Работа инструкторов и кураторов на самом Форуме строилась в соответствии с четким расписанием работы (Приложение 6.1);был разработан график ежедневных планерок дня (Приложение 6.2).
По итогам Форума каждый участник волонтерской сборной получил опыт организации крупного образовательного мероприятия, увидел его внутреннюю организационную структуру, механизмы взаимодействия, что способствовало личностному росту каждого и для некоторых явилось предпосылкой к выбору рода дальнейшей деятельности.
Волонтеры проявили способность принимать ответственные решения, координировать деятельность участников. Благодаря этому во время проведения Форума сформировалась сильная волонтерская команда.
Приложение 6.1
Распорядок дня куратора
07:00:00 07:30–08:00 08:30–09:00 10:00–13:00 13:00–14:30 14:30–15:50 16:00–18:50 19:00–20:00 20:00–20:20 21:45–22:15 22:15–22:45 22:45–00:00 00:30–01:00 01:00 | Подъем Утренняя планерка с инструкторами, посвященная ходу выполнения плана текущего дня Общее построение на Главной площади (информационный сбор, зарядка) Дежурство по территории Обед VIP-лекторий Дежурство по территории Ужин Общий сбор на Главной площади Вечерняя планерка с инструкторами (рефлексия от участников по бытовым вопросам, развлекательной программе предыдущего дня и образовательной программе текущего) Собрание в штабе (обратная связь) Свободное время Собрание в штабе по планам на следующий день Отбой |
Распорядок дня инструктора
07:00:00 7:30–08:00 08:00–08:30 08:30–09:00 09:00–09:30 09:30–10:00 10:00–13:00 13:00–14:00 14:00–14:30 14:30–15:50 16:00–19:00 19:00–20:00 20:00–20:20 20:20–21:00 21:45–22:15 22:15–00:00 00:00–00:30 00:30 01:00 | Подъем Утренняя планерка с кураторами, посвященная ходу выполнения плана текущего дня Подъем участников Общее построение на Главной площади (информационный сбор, зарядка) Во время завтрака оргсбор по программе дня, запись на VIP-лекторий Завтрак Свободное время (посещение любых образовательных площадок) Дежурство по отдельному графику Запись на площадки «Парка развлечений» (работа с диспетчерской) «Обед без галстука» с главами районов (по отдельному графику) Обед VIP-лекторий Свободное время (посещение любых образовательных площадок) Дежурство по отдельному графику Проведение рефлексии в двадцатках (по бытовым вопросам, развлекательной программе предыдущего дня и образовательной программе текущего) Общий информационный сбор Ужин Вечерняя планерка с кураторами (итоги дня, обсуждение впечатлений участников) Свободное время Подготовка ко сну, режим тишины Отбой для участников (контроль) Отбой |
Приложение 6.2
График планерок инструкторов и кураторов
Время | Место | Участники | Тема |
7:30–8:00 | Лагерь волонтеров | Инструкторы и кураторы | Утренняя планерка по планам на предстоящий день |
9:00–9:30 | Лагерь проживания двадцатки | Инструкторы двадцаток | Организационный сбор по программе предстоящего дня. Запись на VIP-лекторий |
13:00–14:00 | Лагерь проживания двадцатки | Инструкторы двадцаток | Запись на площадки «Парка развлечений» (работа с диспетчерской) |
19:00–20:00 | Лагерь проживания двадцатки | Инструкторы двадцаток | Проведение рефлексии в двадцатках (бытовые вопросы, развлекательная программа предыдущего дня и образовательная программа текущего дня) |
21:45–22:15 | Лагерь волонтеров | Инструкторы и кураторы | Проведение рефлексии (бытовые вопросы, развлекательная программа предыдущего дня и образовательная программа текущего дня) |
22:15–22:45 | Штаб | Кураторы и руководитель службы подготовки и управления волонтерами Форума | Рефлексия прошедшего дня |
00:30–01:00 | Штаб | Кураторы и руководитель службы подготовки и управления волонтерами Форума | Вечерняя планерка по обсуждению следующего дня |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Дорога добра
(гимн Весенней Недели Добра)
Муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина
из кф. «Приключения Маленького Мука»
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба себя ведет не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь — не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!
ДЕЛАТЬ ДОБРО — ЭТО ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волонтер и общество. Волонтер и власть: научно-практический сборник / под ред.
Л. Е. Никитиной. — М., 2000. — 158 с.
2. Даушев Д. Как продать моральное удовлетворение? / Д. Даушев. — 34 с.
3. «Достижения». Подготовка актива общественного объединения. — М., 2004. — 206 с.
4. Из материалов электронного сборника «Студенческое самоуправление» Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи».
5. Как просить деньги. В помощь пишущим заявки на гранты / сост. М. С. Блинников, Д. А. Даушев, Е. А. Симонов. — М.: Издательство Центра охраны дикой природы, 2003. — 120 с.
6. Книжка для жирафов. Материалы дистанционного курса «Основы общественной деятельности в современных условиях». / под ред. Т. Б. Бабановой, Т. В. Каргиной. — Иркутск, 2004. — 120 с.
7. Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи: сборник методических материалов в сфере государственной молодежной политики. — М., 2009.
8. Мозайка российского добровольчества. Факты, ресурсы и мнения / сост. и ред. Н. Ю. Слабжанин, 2003.
9. Пономарёв С. В. Как работать с добровольцами. Пособие для искушенных руководителей НКО / С. В. Пономарёв. — Пермь, 2010. — 40 с.
10. Сеидов А. А. Формирование социальной компетентности молодежи в процессе добровольческой деятельности / А. А. Сеидов // Сборник тезисов международной конференции «Технологии реализации молодежной политики и работы с молодежью в современном мире» 20–21 июля 2010 года, Москва. — С. 65–69.
11. Слабжанин Н. Ю. Межрегиональный общественный фонд «Сибирский центр поддержки общественных инициатив», 2002.
12. Тернова Н. Работа с добровольцами / Н. Тернова. — М.: Общероссийская Общественная Организация «Российский Красный Крест», 2000.
13. Управление НКО: создаем доверительное отношение к организации. Дистанционный курс / Центр РНО. — Санкт-Петербург. — 2009.
14. Шаг к добру, или как организовать волонтерскую социальную службу. — Пермь, 2005. — 36 с.
15. Шевцов А. В. Технология волонтерской деятельности в социальной сфере: учебно-методический комплекс / А. В. Шевцов, Е. Н. Глубокова, А. Н. Кошелева и др. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 236 с.
16. http://www.jaba.ru.
СОДЕРЖАНИЕ
История добровольчества