Распределение ролей в проектной команде

Проектная команда –временный коллектив, создаваемый для осуществления определённого проекта.

Осн.роли:предприниматель, контролёр, специалист, исполнитель, аналитик, координатор, разведчик ресурсов, организатор, инноватор.

Архитектор проекта –ответственный за предпроектную область.

Менеджер (руководитель) проекта. Он лично отвечает перед руководством компании за успех проекта. Если вы хотите, чтобы ваши проекты были успешны, важно в каждом из них назначать менеджера и наделять его соответствующими полномочиями.

Высшее руководство компании (оно может называться по-разному: генеральный директор, совет директоров, правление и т.д.) - утверждает {цели} проекта, принимает у {менеджера} его результаты.

Куратор («спонсор») проекта - представитель высшего руководства, который, с одной стороны, контролирует проект, а с другой - помогает менеджеру лоббировать его на высшем уровне.

Если проект большой, то кроме менеджера проекта, вкоманду управления проектом входят другие руководители, например, главный инженер проекта (ГИП).

В команду проекта входят также исполнители, которые могут являться сотрудниками компании, так и не обязательно работать в компании.

В крупной компании, где проектная деятельность поставлена серьезно, могут также быть:

Проектный офис - подразделение, в функции которого входит координация проектной деятельности в компании: разработка и совершенствование методологии, обучение персонала, предварительный отбор проектов, помощь в их ведении.

Проектный комитет- совещательный орган, состоящий из топ-менеджеров компании. Он собирается, например, раз в квартал, чтобы заслушать отчеты по текущим проектам, принять решения об их дальнейшей судьбе, утвердить портфель проектов компании на следующий период.

Еще одна роль - это та, которую играет сама компания, породившая данный проект и в интересах которой он выполняется. Ее называют: постоянной компания или организация. К примеру, банк создает сеть представительств в регионах: это проект (по его завершении начнется эксплуатация созданного актива). А сам банк - головная организация для данного проекта.

Роли и ответственности участников типового проекта разработки ПО можно условно разделить на пять групп:

1. Анализ. Извлечение, документирование и сопровождение требований к продукту.

2. Управление. Определение и управление производственными процессами.

3. Производство. Проектирование и разработка ПО.

4. Тестирование. Тестирование ПО.

5. Обеспечение. Производство дополнительных продуктов и услуг.

Группа анализа включает в себя следующие роли:

Бизнес-аналитик. Построение модели предметной области (онтологии).

Бизнес-архитектор. Разрабатывает бизнес-концепцию системы. Определяет общее видение продукта, его интерфейсы, поведение и ограничения.

Системный аналитик. Отвечает за перевод требований к продукту в функциональные требования к ПО.

Специалист по требованиям. Документирование и сопровождение требований к продукту.

Менеджер продукта (функциональный заказчик). Представляет в проекте интересы пользователей продукта.

Группа управления состоит из следующих ролей:

Руководитель проекта. Отвечает за достижение целей проекта при заданных ограничениях (по срокам, бюджету и содержанию), осуществляет операционное управление проектом и выделенными ресурсами.

Куратор проекта. Оценка планов и исполнения проекта. Выделение ресурсов.

Системный архитектор. Разработка технической концепции системы. Принятие ключевых проектных решений относительно внутреннего устройства программной системы и её технических интерфейсов.

Руководитель группы тестирования. Определение целей и стратегии тестирования, управление тестированием.

Ответственный за управление изменениями, конфигурациями, за сборку и поставку программного продукта.

В производственную группу входят:

Проектировщик. Проектирование компонентов и подсистем в соответствие с общей архитектурой, разработка архитектурно значимых модулей.

Проектировщик базы данных.

Проектировщик интерфейса пользователя.

Разработчик. Проектирование, реализация и отладка отдельных модулей системы.

В большом проекте может быть несколько производственных групп, ответственных за отдельные подсистемы. Как правило, проектировщик выполняет роль лидера группы и управляет своим подпроектом или пакетом работ. Стоит не забывать, что руководитель проекта делегирует полномочия, но не ответственность.

Группа тестирования в проекте состоит из следующих ролей:

Проектировщик тестов. Разработка тестовых сценариев.

Разработчик автоматизированных тестов.

Тестировщик. Тестирование продукта. Анализ и документирование результатов.

Участники группы обеспечения, как правило, не входят в команду проекта. Они выполняют работы в рамках своей процессной деятельности. К группе обеспечения можно отнести следующие проектные роли: Технический писатель. Переводчик. Дизайнер графического интерфейса. Разработчик учебных курсов, тренер. Участник рецензирования. Продажи и маркетинг. Системный администратор. Технолог. Специалист по инструментальным средствам. Другие.

В зависимости от масштаба проекта одну роль могут исполнять несколько человек. Например, разработчики, тестировщики, технические писатели. Некоторые роли всегда должен исполнять только один человек. Например, Руководитель проекта, Системный архитектор. Один человек может исполнять несколько ролей.

Наши рекомендации