Феномен Собянина: то, о чем не знают москвичи
Стабилизец: как это было
Земля слухами полнится. То, что Собянин сменит Лужкова, в Тюмени активно обсуждалось еще года полтора назад. Как неполиткорректно сказал мне один знакомый коммерсант: «Хоть бы его скорее московским мэром назначили — может, он свою шайку с собой туда заберет — продыху от этих козлов нет». Что верно — то верно. Хотя ССС и свалил в 2005 г. в столицу в качестве главы канцелярии его величества, «козлы» остались на губернском хозяйстве, где смачно козлят по сию пору. Дорогой Сергей Семеныч зорко следит, чтобы отлаженная им схема освоения бюджетных денег не была нарушена.
О Сергее Собянине в Тюмени до сих пор основная электоральная масса вспоминает с теплой ностальгией. Дескать, он и дороги строил, и брусчатку на площади положил. В чем причины успеха Собянина? В том же, в чем секрет «процветания» страны в путинскую эпоху. Поскольку мы рассматриваем феномен Собянина в широком ключе, то остановимся на этом подробнее. Если не все, то большинство жителей РФ уверены, что за годы путинизма экономика выросла и жить стало лучше. Но если кто-то захочет выяснить, за счет чего же жизнь улучшилась, то встанет перед непростой задачей. В массовом сознании укоренилось мнение, внедренное через зомбоящик, что Путин прищемил хвосты олигархам и заставил крупный бизнес быть социально ответственным. Но это наглейшая брехня в чисто геббельсовском стиле — «ложь, чтобы в нее поверили, должна быть фантастической». Олигархи появились при Ельцине, и в 1997 г. Форбс впервые зафиксировал в стране четырех миллиардеров (Березовский, Ходорковский, Алекперов, Вяхирев), а в рейтинге следующего года сохранилась всего одна фамилия (Потанин с жалкими $1,4 млрд.).
В 1999–2000 гг. олигархи были настолько «бедными», что никто из них не мог похвастаться состоянием, превышающим заветный миллиард. И лишь после того, как Путин якобы прижал олигархов, они начали богатеть стахановскими темпами, и под занавес второго срока Путина их число достигло 110 человек. Учитывая, что совокупное состояние россиянских богачей росло гораздо быстрее, чем ВВП страны, становится очевидным, что не страна стала богаче за счет раскулачивания толстосумов, а как раз наоборот.
У Собянина, возглавившего в 2000 г. нефтяную кладовую страны — Тюменскую область, схожая ситуация: в 2000 г. при губернаторе Рокецком бюджет Тюменской области — 10 миллиардов рублей, а в 2005 г., когда дорогой Сергей Семеныч покинул Тюмень, — 120 миллиардов. По данным на 2004 г., вклад нефтегазового сектора в наполнение бюджета Тюменской области составил 75,3 %. Рост цены барреля нефти марки Urals всего на 1 % увеличивал налоговые поступления в тюменскую казну на 500 миллионов рублей в год. А если учесть, что в 2003–2004 гг. произошел самый большой скачок мировых цен на нефть за все предшествующие 30 лет, то ясно, почему на Тюмень пролился золотой дождь, — регион стал лидером в РФ по бюджетной обеспеченности на душу населения, оставив позади даже Москву. Имея на руках такие гигантские деньги всего на 1,3 миллиона человек населения, можно прослыть великим хозяйственником, вообще ни хрена не делая. Сиди себе тихонько, осваивай, откатывай, офшорь да плебсу подачки швыряй, чтоб не возбудал.
Но наш Семеныч не такой. Нет, он, конечно, вовсю осваивал и офшорил. Но у него есть мечта — сделать карьеру, и всю жизнь он занимался именно этим фанатично и методично. Если кто-то, дорвавшись до миллиардов бюджетных денег, забывает обо всем на свете и начинает сосать, как клещ, то у ССС в жизни была более высокая цель — большая власть. Власть, во что бы то ни стало. Ну а деньги — это для него не смысл жизни, а лишь атрибут успеха. Мое субъективное мнение о Собянине: это типаж одержимого манией власти сектанта-хаббардиста, холодного, расчетливого, скрытного, жестокого, полностью свободного от моральных пережитков, умеющего при необходимости улыбаться и нравиться окружающим. Короче, обезличенный фанатик-карьерист.