История политических учений.
История политических учений (до XX века).
Российская политическая мысль.
3. Современные политологические школы (XX – начало XXI века)
История политических учений.
История политической мысли – один из важнейших разделов политической науки и представляет собой совокупность идей, воззрений, концепций и теорий о политике и политических отношениях, выработанных человечеством на протяжении многих столетий. Предмет политики заключает в себя отношение общества и индивида по поводу власти. Взаимная зависимость и противопоставление субъектов политических отношений усложняют и обогащают политику, а сам ее термин становится многомерным.
Становление политики как социального института и автономной сферы человеческой деятельности непосредственно связано с возникновением и развитием государства, борьбой различных политических сил за государственную власть, ее завоевание, удержание и использование. В связи с этим появилась настоятельная необходимость отслеживать, анализировать политические процессы и явления, прогнозировать их развитие, ибо от этого стало все больше зависеть положение дел в обществе, состояние экономики и жизни людей, перспективы развития. Все это послужило причиной возникновения и развития политической мысли.
Политическая мысль – от представлений, возникших в Древнем мире во втором тысячелетии до нашей эры, до стройных систем XIX века – это фундаментальное знание, на основе которого в XX веке возникла политическая наука.
Своим происхождением политическая наука обязана трем факторам:
во-первых, накопленным знанием в русле истории политической мысли и оформленным в виде многочисленных доктрин и учений;
во-вторых, постепенным превращением политики в автономную и профессиональную сферу деятельности;
в-третьих, появлением потребности со стороны государства и общества в организации и проведении глубоких и полномасштабных научных исследований политических феноменов.
Сегодня в рамках изучения истории политических учений широкое признание получил парадигматический подход. Сам термин «парадигма» в политологии представляет собой логическую, мыслительную модель постановки и решения познавательной проблемы, объяснения сущности характеристик политики при воздействии на нее различных факторов.
Политическая парадигма – это подход, включающий в себя множество непротиворечивых методов, позволяющих создавать целостную картину политического мира.
Американский ученый Т. Кун предложил рассматривать научный процесс как радикальную смену парадигмальных подходов. Согласно Куну, в истории политической мысли можно выделить следующие парадигмы, соответствующие,
с одной стороны, основным этапам развития человеческого общества (античность, средневековье, Новое время, Новейшее время);
с другой стороны, в зависимости от использования того или иного критерия, объясняющего природу (или источник) политики. Таковыми источниками, определяющими природу политики и сущность всего политического мира, являются:
- Бог (теологическая парадигма);
- природа, в том числе природа человека (натуралистическая парадигма);
- общество в целом и отдельные его элементы: право, экономика, власть, этика, религия и т.д. (социальная парадигма);
- противоречие и конфликт (рационально-критическая парадигма).
Цивилизационно-этическую парадигму разработали древнегреческие мыслители. Термин «политика» создан греками и связан с понятием «полис». Полисами именовались в Древней Греции города – государства, а политика подразумевала искусство управления полисом. В центре внимания политических мыслителей был вопрос о сохранении целостности полиса, его гармонии, противостоящей хаосу. Заниматься политикой, т.е. участвовать в управлении полисом могли только свободные граждане. Рабы и люди, имеющие иноземное происхождение, не имели гражданских прав, в том числе права участвовать в управлении государством.
Основная проблема – устройство полиса, через которое реализуется идея блага. Космос и полис сопряжены, подобны друг другу, в тоже время они и различны. Жизнь полиса обусловлена влиянием «фюзиса» и «номоса». Фюзис – это божественный закон, характеристика устойчивого порядка в космосе, начала движения, это природа, то, что не произведено человеком. Понятие «номос» подразумевает человеческий закон, характеризующий становление и состояние общества, приходящее творение человека. Проблема политики вытекает из противопоставления фюзиса и номоса, её сформировали софисты (V век до н.э.): Протагор из Абдер, Горгий из Леонтин, Продик с Кеоса, Гиппий из Элиды.
Софисты были первыми просветителями греков, они дали грекам образование в том смысле, что привили им мысль: убеждения человека должны быть приобретены свободной мыслью. Сущность античной политики заключается в цивилизационно-этическом противоречии, содержанием которого является, с одной стороны, борьба полисной цивилизации на границах античного мира против варварства, несущего деспотию и рабство, с другой – противостояние рождающейся личной моральной воли, принципиально не признающей тождества с общей волей, нравственности общественного человека. Номос, в противоположность фюзису, условен и преходящ. Он возникает в результате договора между людьми. Отсюда вытекает, что полис и его устройство является результатом политического искусства людей. В основе договора людей лежат законы как результат соглашения, но они могут быть либо совершенными, либо далеки от совершенства. Критерием совершенства является справедливость.
Ключевыми фигурами в истории древнегреческой политической мысли являются Платон(427-347 гг. до н.э.) и Аристотель(384-322 гг. до н.э.). Свои политические воззрения Платон изложил в трактатах «Государство»,«Законы»,«Политика».
По Платону политика есть «царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми». Платон создает учение о государстве, нравственной основой которого, по его мнению, является решение проблемы справедливости. Справедливость им объясняется как воздаяние каждому должного. Справедливость – это мудрость и добродетель. Он развивает идеи об идеальном государстве.
По Платону идеальное государство должно состоять из трех сословий:
- мудрецов (философов), являющихся одновременно правителями
- стражей (воинов), призванных охранять государство от внутренних и внешних врагов
- народа (демоса), т.е. ремесленников, земледельцев
Каждому из этих сословий должна соответствовать своя добродетель:
У философов – мудрость
У воинов – мужество
У демоса – благоразумие (власть над вожделениями)
Исходя из критерия справедливости, Платон различал:
- правильные формы государства(монархия и аристократия)
- неправильные формы государства(тимократия, олигархия, демократия, тирания)
1) Тимократия (дословно – власть честолюбцев; тимос – гордыня, ярость, честолюбие). Это государство где правит военное сословие, точнее, военная аристократия. Воины имеют своё представление о чести, они обладают личной доблестью и мужеством. Однако правят они не во благо народа, а для удовлетворения своего тщеславия, честолюбия. Их цель не воспитание в себе и своих подданных добродетели, а прославление себя военными подвигами. Со временем, однако, военная аристократия обогащается и превращается в олигархию.
2) Олигархия – власть богатого меньшинства над бедным большинством. В таком государстве существуют два непримиримых лагеря – богатые и бедные. Олигархи используют власть для ещё большего обогащения. Поэтому богатые становятся ещё богаче, а бедные – беднеют. Но рано или поздно народ сбрасывает олигархов и устанавливает демократию.
3) Демократия – власть необразованного и безнравственного большинства (демоса). Это ещё хуже олигархии. Борьбу за власть ведут несколько политических группировок во главе со своими лидерами – демагогами (демагог, дословно, «ведущий за собой народ»). Демагоги потакают низменным инстинктам толпы вместо того, чтобы вести народ по пути нравственного совершенствования. Толпа используется для расправы над политическими противниками. Демагоги лицемерят, лгут, интригуют, подличают. Так продолжается до тех пор, пока один из демагогов не одержит окончательной победы и не превратиться в тирана.
4) Тирания – бесконтрольная власть одного. Это наихудшая форма правления, при которой подданные фактически являются рабами тирана. Тиран приближает к себе серых и бездарных людей, а ярких и талантливых уничтожает или изгоняет, так как боится сравнения с ними.
Политические идеи Платона получили продолжение и развитие в творчестве Аристотеля (основная его работа – трактат «Политика»). По Аристотелю, политика и полис есть особого рода общение людей.
Аристотель выделял несколько видов общения:
семья – простейшее общение
селение – общение несколько семей;
государство – общение нескольких селений, достигших самодовлеющего состояния.
Сущность политики раскрывается через ее цель, которая, по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества. Другими словами, цель политики – справедливое общество и общее благо.
Государство - продукт естественного развития и потому оно является результатом длительной эволюции человека и общества. Аристотель проводит собственную типологию форм государственного устройства, в зависимости от целей политики. Он различает правильное государство, когда преследуется общее благо, и неправильное – когда преследуются частные интересы и цели правителей:
Власть | одного | немногих | многих |
правильное государство | монархия | аристократия | полития |
неправильное государство | тирания | олигархия | демократия |
Среди правильных форм государства Аристотель выделяет «политию». В отличие от монархии и демократии полития – это средняя форма государства, в котором «средний» элемент присутствует во всем: в правах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой.
Различные формы правления, по Аристотелю, могут претерпевать кризисы и изменения. В основе этих изменений лежит нравственная порча. Полития переходит в олигархию, олигархия сменяется тиранией, а тирания – демократией. Демократия – это тупик общественного развития. Воспитание не может быть средством стабилизации общества, поскольку большая часть населения не имеет досуга для образования. Выходом может быть только такое соединение элементов полиса, которое создавало бы равновесие сил и интересов целого.
Теологическая парадигма развивалась в рамках истории политической мысли средневековья. Ее своеобразие и характеристика обусловлены господствующим влиянием христианской религии и римской католической церкви.
Политические учения средневековья имели по преимуществу характер политической теологии, что означало объяснение политики с позиций священного Писания. В христианстве индивид обретает бесконечную ценность через связь с Богом. Идея спасения души пронизывает все сферы человеческой жизни. Церковь ставит свои притязания выше притязаний государства, и это конфликт между истинностью церкви и претензий государства на легитимность определил дальнейшее развитие Европы. Центральной политической проблемой становится проблема власти и ее структуры как формы реализации идеи спасения души в земной жизни. Теологическая парадигма развивает проблематику власти. Основной ее постулат – всякая власть от Бога.
Наиболее яркими представителями теологической парадигмы были Августин Блаженный (354-430 гг.) Фома Аквинский (1225-1274 гг.).
Августин в своем основном труде «О граде Божьем» противопоставляет два мира: град Божий и град Земной. Человек становится гражданином этих двух миров, в которых его жизнь характеризуется двумя видами любви. «Чистая любовь к Богу до забвения себя» порождает град Божий, «любовь к себе до забвения Бога» относится к граду Земному. Граждан небесного града рождает благодать, освобождающая природу от греха. Граждан земного града, напротив, рождает испорченная грехом природа. Олицетворением града Божьего является церковь, града Земного – государство. Политическое учение Августина – это учение о системе господства, в котором государство обеспечивает задачу выживания человека, а церковь задает смысловую структуру существования человека и общества.
Фома Аквинский свои политические воззрения изложил в сочинениях «Сумма теологии», «Сумма против язычников», «О правлении государей». В его учении человек и государство органично вписаны в универсальный божественный порядок мира, воспринимаемый людьми в форме закона. Человек повинуется Богу, но должен ли он повиноваться другому человеку и в каких пределах? Власть происходит от бога. Злоупотребление властью лишает человека ее блага. И если она дана людям в наказание, то и незаконное ее приобретение и ее потеря происходят от Бога. Фома Аквинский допускает восстание против тирана, если власть им добыта путем насилия или обмана. Легитимность власти им ставится в зависимости от соблюдения права и законов. От Бога происходит только общий порядок, а не конкретная форма и принадлежность определенному лицу.
Национально-экономическая парадигма получила становление и развитие в эпоху Возрождения, Реформации и Новое время, а также нашла свое отражение в ряде социально-политических, натуралистических, рационально-критических учениях и теориях. В основу новых теоретических подходов легли идеи гуманизма и рационализма.
Николо Макиавелли (1469-1527 гг.) – итальянский политический мыслитель. В своих работах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и других поставил вопрос о переориентации политической мысли на политическую практику, заложил научный подход, обосновал принципы политического реализма. Его метод основан на прагматическом и утилитарном подходе к политике: наука должна постигать истинное положение дел, а не рассматривать воображаемые ситуации.
Макиавелли ввел в широкий научный оборот термин «stato» - государство, под которым он понимал организованную определенным образом политическую власть и соответствующий ей конкретный вид государственного правления. Происхождение государства он связывает с эгоистической природой человека. Возникновение государства есть дело рук человеческих и Бог здесь не причем.
Единовластие, по его мнению, необходимо при создании и реформировании государства, а для поддержания государственной власти лучшим является республиканское правление.
Макиавелли рисует образ правителя и определяет требования, которым должен отвечать государь. Он должен иметь силу льва и хитрость лисицы, стремиться к тому, чтобы его боялись, нежели чтобы его любили. В гражданских делах государь должен быть скорее скуп, нежели щедр. Его изречение: цель оправдывает средства. Государь не должен бояться прибегать к различным методам для достижения поставленной цели – сохранения единства государства и верности подданных. Творческое наследие Н. Макиавелли в современной науке получило название «макиавеллизм», по-прежнему привлекает к себе внимание и является предметом широких научных дискуссий.
Важный вклад в развитие теории государства внес французский мыслитель Жан Боден (1530-1596). Его основной труд: «Шесть книг о государстве». Он первым выдвинул и обосновал идею государственного суверенитета как существенного признака государства: верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость в мире во взаимоотношениях с другими государствами.
Политическая мысль Нового времени обогатилась новыми теориями, в том числе:
- теория естественного права
- теория общественного договора
- теория разделения властей
- теория гражданского общества
и другие.
Начало разработке теорий естественного права и общественного договора положил голландский ученый Гуго Гроций (1583-1645 гг.). Естественное право, по мнению Гроция, порождено потребностью людей в общении друг с другом и обусловлено естественной природой человека. Оно глубоко укоренено в поведении и деятельности людей и не может быть изменено даже самим Богом.
Дальнейшее развитее эти теории получили в трудах английского философа и мыслителя Томаса Гоббса (1588-1679 гг.): «О гражданине», «Левиафан», «О человеке».
В истории человеческого общества Гоббс различал две стадии (или состояния):
– естественное
– государственно-гражданское
В естественном состоянии общество выступает как совокупность людей, свободных и равных между собой по физическим и умственным способностям. Равенство способностей и свобода каждого определяют равенство прав всех людей, но характеризуется отсутствием отношений собственности. Но в общении друг с другом люди ищут лишь выгоду, почет. Руководствуясь эгоистическими интересами, они часто вредят друг другу и вступают в жестокую борьбу между собой – «война всех против всех». Подобная война приводит к заключению общественного договора в силу невыносимости существования людей в естественном состоянии.
Так из договора «всех со всеми», появляется «великий Левиафан» (всемогущее чудовище), имя его – государство. Люди передают ему свои права, несут перед ним определенные обязанности. Государственная власть Гоббсом характеризуется как абсолютная и безусловная, ей обязаны полностью и беспрекословно подчиняться все граждане.
Джон Локк (1632-1704 гг.), основоположник классического буржуазного либерализма, продолжил развитие теории естественного права и идей конституционализма. Он иначе, чем Гоббс, толковал естественное состояние общества: людей характеризовал равными, свободными и независимыми, отрицал состояние враждебности и «войны всех против всех». Локк утверждал, что права на жизнь, свободу и собственность являются основными естественными и неотчуждаемыми правами человека. Ради их защиты люди объединяются в политическое и гражданское общество. Такого рода общество и есть государство с его аппаратом, государственными органами и чиновниками. Локк выступил против утверждения Гоббса об абсолютном господстве государства над своими подданными. Государство создается ими на основе общественного договора, не для того, чтобы граждане делегировали ему свои права и свободы, а для того, чтобы защитить эти естественные права и свободы.
В книге «Два трактата о государственном правлении» Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную. Высшая из них является законодательная власть и осуществляется парламентом; исполнительная власть, куда он относит судебную власть, осуществляется судом и армией и обязана исполнять законы; к федеративной власти Локк относил сферу внешней политики, которая должна осуществляться королем и его министрами.
Французский мыслитель Шарль-Луи Монтескье (1689-1755 гг.) продолжил разработку проблем либерализма, начатую Дж. Локком. Он обосновал необходимость политической и иной свободы не только для буржуазии как класса предпринимателей (что было у Локка), а для всего народа, поэтому его взгляды можно характеризовать как либерально-демократические. В своем фундаментальном труде «О духе законов» Монтескье всесторонне обосновал роль права и законодательства в регулировании отношений между людьми в различных сферах жизни, в том числе и функционировании государства.
Монтескьё по-новому изложил принципы разделения властей:
во-первых, он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения власти;
во-вторых, он включил в состав властей, подлежащих разграничению, судебные органы и ввел принцип независимости судей;
в-третьих, развил положение о соединении республиканского правления с федерализмом, фактически обосновал идею разграничения центральной (федеральной) и местной (муниципальной) властей.
Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.) – французский мыслитель, свои политические взгляды изложил в работах «О естественном состоянии», «О причинах неравенства», «Общественный договор». По мнению Руссо, присущая естественному состоянию людей гармония в их отношениях нарушается появлением неравенства.
Руссо различал два рода неравенства:
- физическое (связанное с различными способностями людей)
- моральное (или политическое), проявляющееся в их отношениях друг к другу.
Последнее есть, по сути, социальное неравенство появившееся в результате возникновения частной собственности на землю и другие средства производства. Вершиной его теоретического творчества стало учение об общественном договоре. Он считал возможным, в отличие от Гоббса, Локка, заключение общественного договора между представителями самого народа, в результате которого каждый гражданин оставался свободным и пользовался соответствующими политическими правами.
Объединившись на основе общественного договора, люди выступают как единое «политическое целое» с их «общей волей» и общими интересами. Руссо выдвинул концепцию народного суверенитета, согласно которой всей полнотой власти обладает весь народ и тем самым он выступает «верховным сувереном». По утверждению Руссо, народный суверенитет, проявляющийся как «верховная власть», «никогда не может отчуждаться».
Георг Гегель (1770-1831 гг.) – немецкий философ и мыслитель. В рамках своей «философии права» он разрабатывает категории «государство» и «гражданское общество». Он различал политическое государство и гражданское общество, последнее определяет как внегосударственную сферу реализации частных интересов граждан. Гражданское общество как бы занимает промежуточное положение между семьей и государством. Гражданское общество состоит из множества семей и отдельных лиц. «В гражданском обществе каждый для себя – это цель, все остальное для него ничто». Это, прежде всего, общество частных собственников. Частная собственность есть основа, фундамент гражданского общества, при ее отсутствии говорить о гражданском обществе не приходится.