Nревратился в вопрос международной политики.
§ 6. Армения во второй полови11с XJX века.
Гайдукекое движение.
После Берлинского конгресса турецкий султан Абдул Гамид Пусилил антиармянскую политику в Турции. В армянских областях начались логромы и резня. За 30 лет его правления налоги на армянское население были увеличены вчетверо, усилилась дискриминация по национальному приз наку. Были созданы отряды "гамидие" - специальные вое низированные отряды из деклассированных элементов, кото рые постоянно притесняли армян в Западной Армении.
в свою очередь царское правительство в конце xrx века
также усилило национальный гнет. В 1885 г. были закрыты
300 армянских школ в Закавказье, усилен контроль над деятельностью армянской церкви, национальная передовая интеллигенция подвергалась гонениям, заключалась в тюрь мы или ссылалась в Сибирь. Был придуман тезис об армянском "сепаратизме", якобы стремление армян добиться самоуправления в Турции может поднять на борьбу подвласт ные России народы. Были запрещены и строго наказывались всякие сношения между западными и российскоподданными армянами. В присоединенных к России армянских областях правительство поселяло русских переселенцев.
Безнаказанные притеснения армян в условиях постоянного национального
г1нета, породили стихийное сопротив-
• / ление. Отдельные смельчаки оставляли кров и дом, уходили в горы и станови лись гайдуками. В одиночку или неболь шими группами они боролись против
притеснителей народа, карали или на
- казывали наиболее жестоких предста
вителей власти. Знаменитыми гайдуками своего времени были Андраник, Ахбюр Сероб, Вазген, Геворк Чауш, Гургени
Геворк Чауш другие. Своими действиями армянские
+--....:........:....
гайдуки в какой-то мере сдерживали
бесчинства турецких властей и курдских
кочевых племен. Со временем их силы и методы борьбы стали использовать армянские политические партии для организации самообороны населения Западной Армении.
§ 7. Образование политических 11артиi1
Во второй половине XIX века в среде армянской интел лигенции Западной и Восточной Армении начали возникать политические группы и организации. Превращение "Армянс кого вопроса" в вопрос международной политики и формиро вание армянской буржуазии способствовали пробуждению национального самосознания и идеи воссоздания Армянского госуда рства.
В 70-80-ые годы тайные общества действовали в Алек сандрополе, Москве, Ване, в Эрзеруме и других городах Вос точной и Западной Армении, а также России. Основной целью этих политических образований являлся поиск путей освобождения Западной Армении и защита армянского насе ления от произвела властей.
Непрекращающийся национальный гнет со стороны ос манских властей, nробуждение национального самосознания и подъем освободительного движения армянского народа способствовали образованию национально-политических партий.
В 1885 г. в Ване (Западная Армения) Мкртич Терлемезян основал партию "Арменакан".Идеологию этой партии вы ражала издаваемая Мкртычем Португалянем в Марселе (Франция) газета "Армения".Своей целью партия ставила пробуждение национального самосознания армян Западной Армении и подъем на освободительную борьбу против османского ига.
В 1887 г. в Женеве (Швейцария) группа армянских студентов во главе с Аветисом Назарбекяном и Рубеном Ханазадом ос новало партию "Гнчакян".Название партия получила по изда ваемой ею одноименной газете "Гнчак"(Колокол). В своей программе партия ближайшей целью ставила освобождение армян от чужеземного гнета, а конечной целью считала пост-
роение социализма. Сыграв значительную роль в организации самообороны армянского населения от турецких погромов, партия "Гнчакян" нпоследствие раскололась на два крыла - национальное и социалистическое, что ослабило ее деятель ность и влияние.
В 1890 r. в Тифлисе усилиями Степана Зоряна, Христафора Микаэляна и Симона Заваряна была образована партия "Даш накцутюн" (Армянский революционный союз). Партия ставила целью освобождение Западной Армении и решение "Армян ского вопроса". Уже к концу XIX века "Дашнакцутюн" стала ведущей партией армянской общественно-политической жиз ни благодаря активности и преданности освободительному движению.
АРМЯНСКИЕ КОЛОНИИдо ХХ в.
§ 1. Армянские колонии средневековья
Согласно nерсидским, еврейским, греко-римским источ никам отдельные представители или группы переселенцен армян издревле проживали в соседних странах. Это были люди, в основном, добровольно переселившиеся в другие страны в поисках знаний, работы или по торговым делам.
После сельджукских и монгольских нашествий, когда Армения на долгие века подпала под чужеземное иго, начался массовый исход армян из родной земли в дальние и ближние страны, где уже к Xl веку начали возникать армянские колонии 1•
Арм.яиская коло11ия в Koucmaumиnolloлe сложилась еще в VII в., когда некоторые армянские княжеские роды пересе лились в Византию nод давлением арабов. После завоевания Константинополя турками в 1453 г. армянская колония пос теnенно возродилась и сформировалась. В 1461 г. там было образовано Армянское Патриаршество. Патриарх являлся духовным главой и посредником между армянским населе нием империи и османскими властями. Армяне Констан тинополя занимались торговлей и ремеслами, имели свои магазины, гостиницы, мастерские, склады. Колония жила а ктивной культурной жизнью. В 1567 г. здесь была основана типография.
Армлиские колонии в Болгарии возникли еще в раннем средневековье. Византийские императоры насильственно nе реселяли армян из nодвластной Византии территории Ар мении в евроnейские провинции империи. Армянские ноинекие части отправлялись на Дунайскую границу для
1 Колониями пазывались места компактного проживания армян, где о11и долго сохраняли свой национальный облик - язык, быт, традиции.
/!оказателем существования колонии является наличие своей церкви
11 иациональной школы.
борьбы с врагами империи. В Vll-Vlll веках в Болгарии уже существовало значительное армянское население.
Еще многолюдней армянские колонии здесь стали после захвата Византией Армянского царства Багратуни. В середине XI века близ Пловдива был основан монастырь Св. Божьей Матери - духовный центр местных армян. Армянское на селение в Болгарии увеличилось в XIV-XV вв. Пловдивская колония стала еще больше, сложилась армянская колония в Софии, возникло множество армянских сел. Болгарские арм яне занимались земледелием и ремеслами. Товары армянских ремесленников вывозились в соседние страны.
Мощные Армянские колонии в Кры.му возникли уже в XI в. Армяне селились в городах и занимались транзитной торгов лей. Имея торговую монополию, крымские армяне вывозили в Италию меха, сnеции, дорогие восточные ткани, занимались виноградарством и виноделием. Широкая торговля велась с соседней Речью Поелолитой (Польско-литовское королев ство), куда вывозились отличные крымские вина, специи, ювелирные изделия армянских мастеров. Армянские церкви бьmи построены во многих городах Крыма. При них дейст вовали армянские школы.
На Украине и в Польше армянские колонии появились с XIII-XIV вв. Многочисленные армянские колонии возникли в городах Львов, Каменец-Подольск, Станислав, Краков и др. Армяне здесь пользовались свободой вероисnоведания и экономической деятельности, имели внутреннее самоуправ ление, свое судопроизводство. Армяне, в основном, занима лись транзитной торговлей, импортировали ковры, шелковые ткани, специи, сухофрукты.
Ведущим центром среди армянских колоний Польши был г. Львов. Здесь еще в 1363 г.. была построена армянская цер ковь (действует до сих пор), а в XVll веке бьmа основана армянская типография. Дома в армянском квартале отражали армянские архитектурные традиции.
Армяне принимали активное участие в политической жизни страны проживания, служили послами, выnолняли дипломатические поручения. Активно участвовали армяне в
борьбе поляков против Османской империи. В 1683 г. в битве при Вене в войсках польского короля Яна Собесекого сражалось 5000 армян.
Армянские колонии в Италии возникли уже в XIII в. Армяне переселялись сюда из Киликии, Крита и Крыма. Армянские колонии возникли в Риме, Генуе, Флоренции. Крупнейшая армянская колония сложилась в Венеции в XIV-:XV вв. после падения Киликийского Армянского царства. Здесь в центре города находилась армянская гостиница, где останавливались армянские купцы. В городе были построены армянские церк ви, существовали магазины армянских купцов на площади Св. Марка. Армянские купцы вывозили через Венецию в дру гие европейские страны хлопок, шелк, зерно, медь, сухофрук ты.
В Сирии Армянские колоuии возникли также с XIV в. После падения Киликийского Арманекого царства значительное число армян нашло пристанище в городах Сирии. Особенно обширной была армянская колония в Алеппо. Колония име ла своего выборного старосту, две церкви, несколько школ. Армяне Алеппо занимались транзитной торговлей между Европой и Восточными странами, доставляли шелк и специи из Индии и Китая в итальянские города.
В Ру.мьтии Армяuские колонии образавались также в Xl У веке. Особенно много армян проживало в городах Сучава, Яссы, Фокшаны. Армяне пользавались свободой вероиспо ведания, внутренним самоуправлением, имели выборных старост и судей. Армяне сконцентрировали в своих руках всю внешнюю торговлю. Их сухопутные и морские караваны вели торговлю с Россией, Польшей, Болгарией, Венгрией, Крымом, Константинополем и Закавказьем. Строились церк ви, действовали армянские школы.
В Иране Армянские коло11ии существовали еще в давние времена. Эти колонии увеличились после насильственного переселения армян в период турецко-персидских войн. В
1604-05 гг. шах Аббас I переселил более 200 тысяч армян в города Ирана. В пригороде своей столицы Исфахан он поселил армянских торговцев из города Джуга (Джульфа).
Город был назван Новой Джугой, имел самоуnравление, выборных старейшин. Армяне пользавались свободой вероисповедания, имели свои церкви, школы, библиотеки. В XVII в. здесь была основана армянская типография.
Армлиские купцы устаиовили пос тоянную торговлю с Россией уже в XV/ в. Через Каспий и по Волге они доставляли в Россию персидекие ковры, шелк, пряности. В середине XV/1 в. армянский купец Ходжа За кар преподнес царю Алексею Ми хайловичу алмазный трои, который ныие хранится в Алмазном Фонде Кремля. За это торговая компания армян Новой Джуги получила от
Подареииый apAtяllaAtu AilAtaЗIIЬIU mpOif царя Алексея А1ихайловича
царя торговую .моиополию на территории России. Эту моиополию подтвердил своим указом Петр 1.
§ 2. Армянские колонии Азии и Африки в Новое время
В :XVIII-XIX вв. многие армянские колонии средневековья nришли в упадок, национально-культурная жизнь в них стала замирать, ускорился процесс ассимиляции с местным насе лением. Однако ужесточение национального гнета· в Западной Армении, находящейся под властью Османской Турции, зас тавляло все новые и новые массы населения искать счастья в чужих странах, способствуя возрождению старых и возник новению новых колоний в различных странах мира.
С :XVIli в. начала переживать подъем Армянская колония в Константиноnоле. Здесь сконцентрировалась основная мас са армянских куnцов и ремесленников. Колония Констан тинополя сильно разрослась в XIX в. Здесь издавались десят ки газет и журналов на армянском языке, действовали 80 армянских типографий, существовало множество учебных
заведений , театров, музыкальных трупп и друтих культурных организаций, образовалась много'!исленная армянская интел лигенция. Здесь жили и творили многие артисты, писатели, поэты, композиторы. Армянское население доходило до 200 тысяч человек. Константинопольская колония стала ведущим экономическим и культурно-просветительским центром за падных армян.
Значительная армянская колония сформировалась и в
Измире, где в начале ХХ в. проживало 30 тысяч армян.
Расширилась армлиские колонии в Сирии и Ливаие. К концу XIX в. численность армянского населения перевалила за 50 тысяч. Много армян проживало в селах и занималось земле делием. Армянскос население в городах Алсппо, Латакия, Бейрут зан ималось торговлей и ремеслами. Продукция арм янских ювелиров, ткачей, ковроделов, кожевенников пользо валась большим спросом и вывозилась заграницу. Армянские купцы вели и внутреннюю и внешнюю торговлю. В условиях традиционного восточного быта, культурная жизнь разви валась медленнее. Из немногочисленных школ пользовалась известностью школа Нерсисян в Алеппо.
Армлиские коло11ии в Египте еложились в XVlll в., хотя а рмяне проживали здесь издревле. Рост армянских колоний здесь связан с реформами правителя Египта Мохамеда Али, которые способствовали развитию эконом ической жизни. Формально оставаясь в составе Османской империи, Египет фактически являлся независимым государством, и активиза IЩЯ экономической жизни стала примекать в страну арм янских колонистов из других частей Османской империи. Малочисленные армянские колонии сформировались в Алек сандрии и Каире. Общее число армянских колонистов в кон це XJX в. достигало 15 тысяч. Несмотря на малочисленность, а рмяне играли значительную роль в экономической и по л итической жизни Египта. В их руках бьuю сконцентрировано производство табака. В 1828 г. первая армянская школа была основана в Каире, а в Александрии - в 1851 г. Уже к середине XLX в. в Египте действовали армянские типографии, издавалась а рмянская периодика. К началу ХХ в. количество армянских IIJКOЛ достигало J 1-и, в них обучалось более 1600 детей.
Известным государственным деятелем Егиnта был Нубар-паша Нубарян, ко торый много лет занимал пост премьер министра страны. Значительна его роль в строительстве Суэцкого канала. Под его покровительством и при финансо вой поддержке в Париже в 1860 г. было осуществлено первое критическое из дание оригинальных текстов средневе
Нубар Паша Нубаряи ковых армянских источников и их
леревод на французский язык. Крупным национальным деятелем стал его сын П01'0с-Нубар паша.
По поручению католикоса Логос-Нубар паша возглавил Национальную армянскую делегацию ведущую в 1912-14 гг. пе реговоры с европейскими державами для предоставления авто номии Западной Армении в составе Османской империи. Он возглавлял эту же делегацию на Лари;жской мирной конфе ренции в 1919 г., имел контакты с руководителями ведущих государств м.ира. Сохранились его письма президенту США В. Вильсону и ответы президента, в которых тот обращается к Логос-Нубару с большим уважением.. Логос-Нубар был также одним из основателей "Всеобщегоармянскогоблаготворительного союза " в 1906 г.
В XVI/1-XIX вв. армянские колонии Ирана стали еще
.многолюдней.Значительное число армян после Русско-иранс
ких войн переселилось в пределы Российской империи и к середине XIX в. в Иране насчитыв ось примерно 40 тысяч армянского :населения. Но с естественным nриростом число армян в начале ХХ в. достигло 200 тысяч tiеловек. Сельское армянское население традиционно проживало в исконно армянских областях Хой, Салмаст, Урмия. Много армян проживало в городах Тебриз, Тегеран, Исфахан и др. Продук ция армянских ремесленников пользовалась большим спросом внутри страны и за рубежом. В руках армян было сконцентрировано ювелирное и золотое дело, производство шуб, виноделие. Были развиты ткачество, кузнечное дело. Ремесленники были объединены в цехи.
Внешняя торговля Ирана с Россией и европейскими стра-
нами также находилась в руках армян. Появились династии армянских nромышленников: Лазаряны были круnными шелкоторrовцами, которые вnоследствии nереехали в Россию, Лианозовы сконцентрировали в своих руках рыболовство на южном Касnии.
Армяне занимали диплома тоические посты в Иране, назначались послами в Анг лии, Франции, Австрии. Во второй половиие XIX в. послом в Аиглии был Мелкон xau. Епрем ха11 был активным участииком Иранскойреволю ции 1905- 1911 гг. Арште имели двух представителей в меджлисе -парламенте Ира на.
Иранск ие армянедостиг
ли зна•IИтельных усnехов в области образования и куль
туры. Еще в \838 г. в Новой Епре.мХаи
Джуге была основана ар--------------+-
мянская школа. Вnоследст-
вии армянские школы действовали и в Тебризе, Тегеране. В
армя нских селах областей Салмает и Хой действовали на чальные школы. В Иране действовали армянские тиnографии и издавались газеты, учебники, книги. Так как между Ираном и Россией была открытая граница и разрешалось свободное nередвижение, армянская колония Ирана держала nостоян
ную связь с Восточной Арменией.
Армянские колонии в Индии возникли в XVII-XVIII вв. в результате nереселения сюда значительного числа армянских колонистов из Ирана. Армяне обосновывались в прибрежных городах-Сурхате, Мадрасе, Бомбее, Калькугге и др., за нима ясь, в основном, морской торговлей. С началом nроникнове ния англичан в Индию обострилось их отношение с армянами. Английская Ост-Индская торговая комnания всячески стара лась О'ГГеснить конкурентов армян из торговой сферы. Имея
хорошо вооруженный флот, англичане часто останавливали суда армянских купцов и конфисковывали их грузы. Армяне активно участвовали в борьбе индийского народа против английской колонизации. Вармии правителя Бенгалии слу жило много офицеров армян, а Горгин хан (Григор Арутюнян) был командующим армии и занимал высокие государственные посты.
ВXVIII в. ведушим центром армянской культуры являлся Мадрас.Здесь армяне построили Армянский порт, несколько мостов и церквей. Мадрасские армяне активно включились в освободительную борьбу за освобождение Армении и созда ние независимого государства. ВМадрасе Шаамир Шаамир янорганизовал кружок, издавал книги и даже составил проект будущей конституции независимой Армении. В1794 r. Ару тюн Шмавонян издал здесь nервую армянскую газету "Азда рар".
С XIX в. ведущим центром армянской культуры становится колония в Калькутте. Здесь в 1821 г. была открыта армянская школа- интернат, где могли жить и учиться армянские дети из дальных регионов и других стран. После превращения Индии в колонию Англии, армянские колонии в Индии ослабли.
§ 3. Армянские колонии
России в Новое время
Образование армянских колоний в России происходило в XVII - XVПI вв. и хронологически совпало со стремлением России расширить свои границы на юге в сторону Закавказья и Балкан. Наличие армянских колоний в России способство вало формированию русской ориентации армянского освобо дительного движения.
Присоединение Крыма к России в 1783 г. вдохнуло новую жизнь в крымские армянские колонии. По императорскому указу 1799 г. бьши подтверждены все привилегии армян Кры ма. Крымские армяне сохраняли свободу вероисповедания, свой собственный суд (Ратуша) на армянском языке, имели
свободу экономиl1еской деятельности. Посредническая торго вая деятельность армян способствовала экономическому раз витию вновь присоединенных территорий и их быстрой интеграции в экономику России. Среди крымских армян сло жился слой богатых землевладельцев, таких как Спендиа ровы, Айвазовские, Сеферовы, Налбандовы и др. Крупными земельными угодиями владели армянские церкви Крыма. ВСурхате, Карасубазаре, Феодосии, Евпатории и других горо дах действовали армянские школь1, издавались газеты. Крым ские армяне имели возможность получить хорошее образо ван ие и занимались активной культурной деятельностью. Велик вклад крымских армян в армянскую культуру. Из их среды вышли такие деятели, как всемирно известный жи вописец Ованес Айвазовский, основатель армянской филар монии композитор Александр Спендиаров и др.
Ново-Нахичеванская(Ростов-на-Дону) армяt t ская колония возн икла в 1779 t' .после переселения части крымских армян в пределы России. Правительство поселило их в Донской сте пи близ крепости Св. Дмитрия. Армяне основали здесь город Новый Нахичеван и nять сел. По приказу Екатерины 11армяне пользовались самоуправлением, имели выборный магистрат.Населениезанималосьземледелием,скотоводством, бахчеводством и садоводством. Новый
Нахичеван вскоре стал благоустроенным
городом, крупнейшим центром ремеслен ного производства и торговли. Во второй половине XJX в. армяне основали здесь заводы и фабрики по производству мыла, табака, кирпича и др. В начале ХХ в. Число жителей в Новом Нахичеване дос тигло 70 тысяч человек. Колония прини мала активное участие в армянской куль турной жизни. Здесь действовало несколько школ и гимназий, издавались
газеты и журналы на армянском языке, были армянские
типографии. Выдающимися деятелями армянской культуры из Нового Нахичевана бьmи Микаел Налбандян и Рафаэл
Патканян.
Армянские колонии образавались и в Российских столи цах. В Москве армяне проживали еще со времен Ивана Гроз ного. Но армянская колония здесь образовалась после того,
как в 1667 г. армянская торговая компания Новой Джуги
получила привилегию свободной торговли от Астрахани до Архангельска. Москва стала центром, где сконцентрировали свою деятельность купцы, торговцы, ремесленники, диnло маты и деятели культуры. В Москве жил и работал известных армянский художник Богдан (Аствацатур) Салтанов и другие. Из Ирана в Москву переехала знаменитая династия Лазарянов, которая занималась торговлей и промышленной деятель ностью. Ее предствители занимали высо кие государственные посты, верой и правдай служа своему новому отечеству.
В Петербурге армяне обоснавались сразу после его осно вания в 1703 г. Первоначально армяне селились на Ва сильевском острове, где была построена первая армянская церковь. В конце XV111 в. новая армянская церковь была построена уже в центре Петербурга на Невском проспекте.
Активную деятельность развернули здесь армянские про мышленники Мануилов, Ахвердов, Ширванов, Лазаревы. Под Петербургом они построили мануфактуры по производству шелковых тканей. Исахановы и Лазаревы традиционно держали монополию торговли с Ираном.
Особое место среди армянских колоний России занимает колония Астрахани. Она образовалась в первой половине
:XVII в. и достигла расцвета в XVIII в. Армяне в Астрахани, в основном, занимались ввозом шелка сырца. Впоследствии астраханские армяне начали вырашивать тутовые деревья для разведения шелкопряда, основали производство шелка в
. самой России.
В начале XIX в армянам принадлежало большинство фабрик по производству шелка и хлопка, а также большая часть торговых точек и магазинов в городе.
По указу Петра I в 1724 г. привилегни армян в России бы ли подтверждены и расширены. Астраханские армяне поль зовались внутренним самоуправлением, имели свой суд. Для судопроизводства армяне Астрахани в 1765 г. составили "Су дебник Астраханских армян", в основе которого лежали законы судебника Мхитара Гоша, и нормы обычного арм янского права. "Астраханский судебник" получил широкое применекие и в других армянских колониях России.
Астраханские армяне жили насыщенной культурной жиз нью. В городе издавались газеты на армянском и русском языках, были построены несколько церквей, действовали армянские школы, из которых наибольшей известностью пользовалась школа Агабабян, построен11ая в 1810 г. на средства и звестного купца Николая Агабабяна. В 1840 г. была приостановлена деятельность армянского суда, а в 1870 г. после реформ земского самоуправления Астраханская коло ния потеряла былую автономию, однако просуществовала до первой четверти ХХ века.
После неудачиого Каспийского похода Петра l в 1724 г. много армян переселилось и з Закавказья и Ирана в пределы Российской им перии и обосновалось на Северном Кавказе. Ар мяне поселились близ крепостей Кизляр (1735 г.) и Моздок (1763 г.). Эти колонии получили от правительства право внутреннего самоуnрав ления, как и в Астра хани.
В конце XVIII в. и начале XIX в. армянские
колонии образовались в Петр 1-й
городах Екатеринодар, Майкоп, Ставрополь, Армавир. Ар мяне Северного Кавказа занимались земледелием и скотово дством, выращивали виноград, хлоnок, рис. Огромные туто вые рощи исnользовались для разведения шелкопряда. Армяне основали здесь много винно-водочных заводов. Бла годаря географическому положению армяне Северного Кав казадержали постоянную связь с родиной, активно откликаясь на события в Армении. Здесь были открыты школы, постро ены церкви, издавалась периодика на армянском языке, действовали свои театральные труппы и музыкальные гру пnы.
Армянские колонисты в России своей активной экономи ческой деятельностыо сnособствовали развитию экономичес кой жизни регионов Причерномарья и Северного Кавказа.
§ 4. Армянские колонии
Европы в Новое время
В Новое время во многих европейских странах еще сох ранялись армянские колонии, в некоторых они перестали существовать, в других возникли новые.
Продолжалась активная жизнь в Армянских колониях Бол гарии. В Софии, Рущуке, Яссах, Пловдиве активизировалась жизнь колоний после Крымской войны, когда большое число армян nереселилось в Болгарию. В конце XIX в. число армян достигло 30 тысяч. Еще более активизировалась жизнь армянских колоний nосле приобретения Болгарией незави симости. Армяне Болгарии активно участвовали в борьбе про тивОсманской Турции. В Балканской войне 1912 r. болгарские армяне организовали добровольческий отряд под командова нием Андраника. Под его началом воевал и Гарегин Нжде.
В Венгрии Армянские колонии образавались в ХV1П в. До этого армяне, проживающие в Трансильвании разрозненно, в 1700 г. сконцентрировались в двух городах - Арменополе и Елизаветnоле. Эти города по королевскому указу nолучили особый статус, имели самоуправление, свое судопроизводство. Здесь действовала "Армянская компания", которая занима-
лась сбором налогов, судопроизводством, следила за испол
нением законов.
Армянское население достигало 15-20 тысяч. Среди армян было немало землевладельцев, которые со временем полуqили титулы, им было пожаловано дворянство. Из среды армян вышли несколько генералов, которые nринимали активное участие в революции 1848-49 гг. и борьбе за независимость Венгрии. Армянские колонисты Венгрии имели богатую куль турную жизнь, сохраняли связь с родиной, собрали богатую коллекцию армянских рукописей. Армянские колонии Венг рии постепенно ассимилировались после того, как привиле гии армянских городов были уnразднены в первой половине XIX в.
В армяиских коло11иях Ру.мьтии активность стала замирать к концу XVIII в. и численность армян сократилась в результате ассимиляции. Но к середине XIX в., когда Румыния добилась независимости, жизнь армянских колоний значительно акти визировалась. Армяне по nрежнему гrроживали, в основном, в Бухаресте, в Яссах , в Фокшанах. Армяне получили право занимать государственные должности, владеть поместьями, добиваться дворянских титулов. Многие из них впоследствии nродвинулись на дипломатической службе. Армяне Румынии не теряли связь с родиной, активно участвовали в сборе помощи нуждающимся соотечественникам. Румынские коло нии стали многолюдней после армянских погромов в Ос манской Турции в 1895 -96 rr., особенно после Геноцида
1915 г.
Во Фраиции Армянские колонии сформировались в конце XVIll в. С Францией армяне имели давние отношения со вре мен Крестовых походов и Киликийскоrо f\рмянского царс тва. Небольшие груnnы армянских переселенцев селились во Франции в nредыдущие века. Многие nредставители арм янской молодежи nолучали образование во Франции. Арм янская колония возникла· в Марселе в XIX в., и только в начале ХХ в. колонии образавались в Лионе и в Париже.
Велико было значение Франции как центра развития ар
мянской науки и культуры. Еще в 1811 г. в Колеж де Франс
бьmа основана кафедра арменоведения, в Париже были изда ныкритическиетекстыармянскихсредневековь источников и их переводы. В Марселе начала издаваться газета "Армения" Мкртыча Португаляна. Впоследствии и в Париже издавались газеты и журналы на армянском языке.
В Англии Армянская колония возникла только во второй половине XIX в. В Манчестере и в Лондоне свои торговые конторы имели богатые куnцы из Константинополя. Армянс кая колония стала более многолюдной в конце X IX в. и вначале ХХ, когда после армянских логромов в Османской Турции сюда переселились многие армяне. Армяне в Англии занимались торговлей и ремеслами. Армянские купцы вели торговлю со странами Востока. В Англии было изда но мно жество армянских журналов и книг. В 1870 г. в Манчестере была построена первая армянская церковь.