Природа международной политики

Международная .политика является наиболее важной ча­стью международных отношений, она способна обеспечивать прогресс и развитие. Но почему же человечество большую часть времени провело в войнах, а не в мире? Для ответа на этот вопрос необходимо выявить сущность международной политики. Анализ этой проблемы невозможен без уяснения связей между внешней и внутренней политикой.

В современной политологии существуют по крайней мере три точки зрения на проблему соотношения внутренней и внешней политики. Сторонники первой точки зрения, как пра­вило, отождествляют их. Так, профессор Чикагского универ­ситета Г. Моргентау полагает, что «сущность международной политики идентична политике внутренней. И внутренняя, и внешняя политика есть борьба за господство, которая моди­фицируется лишь различными условиями, складывающимися во выутренней и международной сферах».

Вторая точка зрения представлена работами австрийского со­циолога Л. Гумиловича (1833 - 1909), считавшего, что внешняя по­литика определяет внутреннюю. Считая борьбу за существование главным фактором социальной жизни, Л. Гумшович сформулиро­вал систему законов международной политики, среди которых важнейший - закон постоянной борьбы между соседними государст­вами из-за пограничной линии. Из этого основного закона он вывел и второй, заключающийся в том, что любое государство должно препятствовать усилению могущества соседа и заботиться о поли­тическом равновесии. Кроме того, любое государство стремится к выгодным приобретениям, например, получить выход к морю для достижения морского могущества. Наконец, смысл третьего закона выражается в том, что внутренняя политика должна быть подчинена целям наращивания военной силы, с помощью которой обеспечивается выживание государства.

Третья точка зрения на проблелгу соотношения внутре1шей и внешней политики представлена марксизмом, согласно кото­рому внешняя политика определяется внутренней и является отражением и продолжением внутриобщественных отноше­ний. Содержание последних обусловлено господствующими в обществе экономическими отношениями и интересами пра­вящих классов.

Очевидно, что в каждой из представленных точек зрения существует рациональное зерно. Однако заметим, что реальное доминирование внешней или внутренней политики зависит в каждом случае от конкретно-исторических обстоятельств.

Сущность международной политики также по-разному по­нимается в политологии. Так, сторонники «.силовой» концепции сводят политику к борьбе за господство. «Международная по­литика, как и всякая другая, - замечает Г. Моргентау, - есть борьба за господство. Каковы бы ни были абсолютные цели международной политики, господство всегда является непо­средственной целью». «Силовое» начало политики, по мнению ученого, органично вытекает из внутренне присущего человеку стремления доминировать, господствовать. Это начало опреде­ляет и поведение государств. При этом саму политическую силу Г. Моргентау классифицирует как «психологическое от­ношение между теми, кто ею обладает, и теми, кто испытыва­ет ее воздействие». Однако представляется, что важное значе­ние психологического фактора в международной политике сторонники данного подхода все-таки явно преувеличивают.

Другим, весьма распространенным, является утверждение о биологической природе международной политики. «Неизбеж­ность» политической агрессивности государств авторы подоб­ных утверждений обосновывают «врожденной агрессивностью» человека, «естественный инстинкт» которого «убивать при. по­мощи оружия». По замечанию современного французского ученого Г. Бутуля, «международный авторитет государства из­меряется его способностью нанести ущерб».

Психологическим и биологическим трактовкам сущности международной политики противостоит понимание ее как общественного явления, обусловленного влиянием на него эко­номических, социальных, культурных и иных факторов. Одна­ко забывать о значении психологических, личностных начал в международной политике, конечно же, не следует.

Цели международной политики всякий раз определяются специфическим контекстом конкретно-исторической ситуа-

ции, в которой оказывается мировое сообщество, а также ха­рактером отношений, существующих между государствами. В той же мере, в какой внешние факторы влияют на условия жизни конкретного государства, они определяют и содержание международной политики.

В современных условиях возрастает влияние на внутриоб-щественные отношения таких факторов, как энергетическая и сырьевая проблемы; усиливающийся разрыв в уровне жизни промышленно развитых и отсталых стран; распространение ядерного оружия; обострение глобальных экологических про­блем; рост международного терроризма и т. д.

Содержание и принципы международной политики

Содержание международной политики невозможно рас­крыть без анализа национального интереса. В самом деле, что движет деятельностью государства на международной арене, во имя чего оно вступает во взаимоотношения с другими странами? В политике всегда выражаются общезначимые или групповые интересы, а в международной политике - преимущественно на­циональные интересы. Национальный интерес представляет собой осознание и отражение в деятельности его лидеров коренных потреб­ностей национального государства. Эти потребности выражаются в обеспечении национальной безопасности и условий для самосо­хранения и развития общества. Концепция «национального инте­реса» была разработана Г. Моргентау. Он определил понятие ин­тереса с помощью категорий власти. В его концепции понятие национального интереса состоит из трех элементов: 1) природы интереса, который должен быть защищен; 2) политического ок­ружения, в котором действует интерес; 3) рациональной необхо­димости, ограничивающей выбор целей и средств для всех субъ­ектов международной политики.

Внешняя политика независимого государства, по мнению Г. Моргентау, должна опираться на физическую, политическую и культурную реальность, помогающую осознать природу и сущность национального интереса. Такой реальностью высту­пает нация. Все нации мира на международной арене стремят­ся к удовлетворению своей первоочередной потребности, а именно потребности физического выживания. В разделенном на блоки и союзы мире, где не прекращается борьба за власть и ресурсы, все нации озабочены защитой своей физической, политической и культурной идентичности перед лицом втор­жения извне.

Вероятно, это утверждение было актуальным для времен «холодной войны», когда мировое сообщество было разделено на два противостоящих друг другу лагеря: социалистический и капиталистический. В современном мире, где с «холодной войной» вроде бы покончено, а страны в силу различных при­чин становятся все более взаимозависимыми и взаимосвязан­ными, их выживание и развитие может быть обеспечено лишь при условии всестороннего сотрудничества и взаимодействия.

Любое государство, защищая собственный национальный ин­терес, должно уважать и учитывать интересы других государств, лишь тогда оно может не только обеспечить собственную безо­пасность, но и не нарушить безопасность других государств. На­циональная безопасность означает состояние защищенности жиз­ненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и выступать субъектом международного права. Понятие безопасности для личности, общества и государства не во всем совпадает. Безо­пасность личностиозначает реализацию ее необъемлемых прав и свобод. Для общества безопасность состоит в сохранении и умножении его материальных и духовных ценностей. Националь­ная безопасность применительно к государству предполагает внутреннюю стабильность, надежную обороноспособность, суве­ренитет, независимость, территориальную целостность.

В наши дни, когда сохраняется опасность ядерной войны, национальная безопасность является неотъемлемой частью всеобщей безопасности. До недавнего времени всеобщая безо­пасность основывалась на принципах «сдерживания путем устрашения», конфронтации и противостояния ядерных дер­жав (СССР, США, Франции, Великобритании, Китая). Но подлинно всеобщую безопасность невозможно обеспечить за счет ущемления интересов каких-либо государств, ее можно достичь лишь на принципах партнерства и сотрудничества. Поворотным пунктом в формировании новой системы всеобщей безопасности стало признание мировым сообществом невозмож­ности победы и выживания в мировой ядерной войне.

Наши рекомендации