Принципы международной политики.

Действуя за рамками собственных границ, в которых они обладали полным внутренним суверенитетом, государства должны были решать и целый ряд дополнительных задач:

- устанавливать контроль над деятельностью на своей территории иностранных сил и структур, усложнявших достижение стабильности; - отражать угрозы своей целостности и безопасности; - учиться согласовывать интересы с более сильными противниками.

Постепенно создавались и развивались такие механизмы взаимодействия государств на международной арене, как союзничество и конфронтация, протекторат (покровительство) и партнерство и т.п. Возникли международные отношения как сфера межгосударственного, межнационального общения, где в ходе взаимодействия государств и народов, реализующих свои интересы, формировались разнообразные связи – дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные. В ходе длительной истории развития последних сформировалась специфическая конфигурация внешнеполитической сферы как самостоятельной области политики, по-своему преломляющей ее общие черты и свойства, демонстрирующей специфические источники своих изменений и развития. Особенность международных политических процессов проявляется, прежде всего, в том, что тут не существует единого легитимного центра принуждения, единого источника власти, который обладал бы непререкаемым авторитетом для всех участников этих связей и отношений. Международная сфера политики регулируется различными нормами. Главным ее собственно политическим регулятором является складывающийся между государствами баланс сил. Вносят свой вклад в это дело и нормы международного права. В международных отношениях остается место и для нравственных регуляторов – принципов международных отношений, которых должны придерживаться все действующие в этой сфере субъекты. В середине 70-х гг. ХХ в. в Хельсинки были сформулированы следующие из них:

- признание суверенного равенства государств;

- нерушимость установленных государственных границ;

- принцип неприменения силы или угрозы силы в межгосударственных отношениях;

- признание территориальной целостности государств;

- мирное урегулирование споров;

- невмешательство во внутренние дела других государств;

- уважение прав человека и основных его свобод;

- равноправие и право народов распоряжаться собственной судьбой;

- необходимость сотрудничества между государствами и добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

Вместе с тем постоянный плюрализм государственных суверенитетов делает межгосударственные отношения достаточно непредсказуемыми, хаотичными, неуравновешенными. В такой атмосфере ни одно государство не способно постоянно сохранять четко выраженные и неизменные позиции по отношению друг к другу, находясь, к примеру, с кем-нибудь в постоянной конфронтации или же в столь же устойчивых союзнических отношениях. Сфера международных отношений представляет собой область неравновесных и неравномерных политических взаимодействий. Как показывает практика, в последние десятилетия несбалансированность международных отношений возросла в связи с тем, что распад мировой социалистической системы и ликвидация СССР существенно видоизменили баланс сил в мире. Это позволило западным государствам предложить и навязать миру собственные критерии урегулирования международных политических отношений, что встретило противодействие со стороны целой группы государств. Рост хаоса в международных отношениях был вызван также выходом на международную политическую арену новых самостоятельных транснациональных субъектов, действующих вне и помимо государственных институтов и организаций. Сложность и неоднозначность отношений участников мировой политики обусловлена также и тем, что их поведение в данной сфере инициируется самыми разными причинами.

Наши рекомендации