Владения крестоносцев на Востоке. 2 и 3 крестовые походы.
Завоевание Иерусалима в 1099 году и коронование Готфрида Лотарингского в том же году ознаменовали практическое достижение цели христианской Европы. Практически все священные места Ближнего Востока оказались под контролем христиан. Иерусалим становится центром Иерусалимской монархии. По периметру это королевство фланкируется еще несколькими христианскими образованиями.
Итак, по окончании I крестового похода были основаны четыре христианских государства:
- графство Эдесское — первое государство, основанное крестоносцами на Востоке. Было основано в 1098 году Балдуином I Булонским после завоевания Иерусалима и создания королевства. Просуществовало до 1146 года. Столицей его был город Эдесса.
- княжество Антиохское — было основано Боэмундом I Тарентским в 1098 году после взятия Антиохии. Княжество просуществовало до 1268 года.
- Иерусалимское королевство, просуществовало вплоть до падения Акры в 1291 году.
- графство Триполи — последнее из государств, основанных в ходе Первого крестового похода. Было основано в 1105 году графом Тулузы Раймондом IV. Графство просуществовало до 1289 года.
Власть в этих государствах строилась на основе феодальной иерархии. Возглавлял ее король Иерусалимский, остальные три правителя считались его вассалами, но на деле были самостоятельны. Огромное влияние в государствах крестоносцев имела церковь. Ей принадлежали и большие земельные владения. На землях крестоносцев в XI в. возникли
прославившееся в дальнейшем духовно-рыцарские ордена: тамплиеров,
госпитальеров и тевтонцев.
С завоеванием Гроба Господня была достигнута основная цель этого крестового похода. После 1100г. крестоносцы продолжали расширять свои владения. С мая 1104г. им принадлежал Аккон, крупный торговый центр на Средиземном море. Когда государства крестоносцев достигли максимальных размеров, их площадь простиралась от Эдессы на севере до залива Акаба на юге.
1) Предложение основать в Палестине духовное государство с патриархом во главе было отвергнуто. Власть была после этого предложена Раймунду тулузскому, который, однако, от нее отказался. Тогда все сошлись на Готфриде Бульонском, который и стал во главе иерусалимского королевства; но он не согласился носить титул короля и золотой венец в той стране, где Иисус Христос носил венец терновый, и принял титул "Защитника Гроба Господня". 3) устроено гос-во б/ по западному феодальному образцу. Земля была поделена между рыцарями, которые приносили королю ленную присягу, но были в своих областях почти независимыми государями; от них зависели более мелкие вассалы. Большим влиянием пользовался Иерусалимский патриарх. 4) Основание новых христианских владений на Востоке оказало большое влияние на развитие западноевропейской торговли. Итальянские купцы, особенно венецианцы, генуэзцы и пизанцы, толпами устремились в новые земли, устраивали там торговые конторы и склады и получали большие привилегии. Итальянцы еще во время похода оказали немало услуг крестоносцам, перевозя их на своих судах, а позднее, особенно в первые времена существования иерусалимского королевства, итальянские галеры не раз помогали сухопутным войскам при взятии того или другого приморского города. В награду за подобную помощь в каждом городе иерусалимского королевства Готфрид Бульонский уступил венецианцам рыночную площадь и одну церковь. Генуэзцы получили в собственность по трети целого ряда городов и право беспошлинной торговли в королевстве и т. д. Вслед за итальянцами участвовать в торговле с Востоком стали и другие страны, Франция, Германия и Англия. С этих пор Европа вступила в прямые торговые сношения с Востоком, не нуждаясь в посредничестве Византии, как было раньше.. 5) В конце XII века и в ХШ-м те законы, на основании которых управлялось иерусалимское королевство, были собраны, и из них составился законодательный сборник, известный под именем "Иерусалимских ассиз". В нем мы находим подробное описание феодальных отношений. 6) 2-й крестовый поход. Потеря Эдессы произвела тяжелое впечатление на Европу. Бернард, аббат монастыря Клерво (Clairvaux) во Франции, с пламенными речами обходил Францию и Германию, проповедуя новый крестовый поход, на который отозвались два государя Западной Европы — Люд о в и к VII, король французский, и Конрад III, король германский. Но их поход окончился полною неудачей, и угнетенные неуспехом и большими понесенными потерями государи вернулись в Европу. 7) 3-й крестовый поход. Дела христиан на Востоке, между тем, шли все хуже и хуже. В Египте во второй половине XII века произошел переворот: курд Саладин низвергнул царствовавшего там Фатимида, овладел Египтом и основал династию Эйюбидов. Энергичный и талантливый Саладин вел успешные военные действия в Сирии, окружая таким образом иерусалимское королевство с юга, востока и севера. В Иерусалиме в это самое время царила сильная смута. Саладин об этом знал. Получив известие, что один из мусульманских караванов разграблен христианами, Саладин вступил в пределы иерусалимского королевства и у Тивериадского озера в 1187 году разбил христианское войско. Король иерусалимский и князь антиохийский попали в плен. Заняв после этого ряд прибрежных пунктов и отрезав этим возможность для христиан получать подкрепления с моря, Саладин направился к Иерусалиму и без особенного труда завладел Священным Городом. Все принесенные Европою громадные жертвы, все ее религиозное воодушевление не привели ни к чему: Иерусалим снова перешел в руки неверных. 8) Известие о потере Иерусалима произвело на Европу угнетающее впечатление. Быстро собрался третий крестовый поход, в котором принимали участие три западноевропейских государя: Фридрих I Барбаросса, государь германский, Филипп II Август, король французский, и Ричард I Львиное Сердце, король английский. Но и этот столь блестящий по внешнему виду поход кончился неудачно. Среди участников не было выработано общего плана. К довершению несчастия, Фридрих I утонул при переправе через одну реку в Малой Азии в 1190 году. Остальные два государя, после некоторых совместных действий у берегов Палестины, вернулись в Европу, ничего не смогши сделать на пользу Иерусалима. Всем было ясно, что дело христиан на Востоке почти рушилось. (+СВ)