Глава VII К новому европейскому равновесию
Неустойчивое равновесие
Национальные войны 50-х — начала 70-х годов XIX в. заметно изменили облик Европы. Прежде всего произошли перемены в составе основных держав. До этих войн определяющее влияние на европейскую политику оказывали Австрия, Россия, Франция, Великобритания и Пруссия. Теперь место Пруссии заняла Германская империя. Кроме нее на роль одной из ведущих держав Европы стала претендовать Италия.
Но главное, изменилось соотношение в силах основных государств. Благодаря своим победам в национальных войнах, Германия и в меньшей мере Италия сумели выдвинуться на первый план в европейской политике. Остальные державы были вынуждены уступить им место. Франция частично растеряла свой международный авторитет вследствие неудач Наполеона III и в особенности поражения в войне 1870—1871 годов. Могущество России было подорвано Крымской войной, а также ее общей экономической и технической слабостью. После поражения в войне 1866 гг. и от былого величия Австрии остались одни воспоминания.
За минувшее время не только не пошатнулось, но даже значительно возросло могущество Великобритании. Но ее влияние несколько уменьшилось. После окончания Крымской войны она потеряла интерес к европейским делам и перешла к политике так называемой «блестящей изоляции» (зр1епсН<1 18о1а1юп). Суть этой политики заключалась в том, что Великобритания, вопреки давним традициям, отказалась от участия в войнах и военных союзах на континенте Европы.
Такая перемена в поведении Великобритании отчасти объяснялась тем, что с 1837 г., когда на трон вступила королева Виктория, дети котрой принадлежали к Саксен-Кобург-Гот-ской династии, британские монархи утратили право на наследственные владения Ганноверской династии в Германии. Следовательно, Великобритания больше не нуждалась в союзниках среди континентальных держав, способных защищать эти владения от агрессоров. Имело значение также и то, что Великобритания стала уделять явно больше внимания колониальной политике. Во второй половине XIX в. она была поглощена реформами управления свой колониальной империей, самой обширной в мире. Да и вообще Великобританию устраивала сложившаяся на континенте Европы расстановка сил. В особен-
6 — 8970 165
ности она была удовлетворена ослаблением позиций Франции и России, которых в XIX в. считала своими главными соперниками на международной арене.
Снижение роли Великобритании, Франции, Австро-Венгрии и России в европейской политике, рост авторитета и влияния Германии и Италии — таковы основные черты международной обстановки, сложившейся в Европе последней трети XIX века. Но хотя основные державы как бы поменялись ролями, общий баланс сил был восстановлен. На этой основе произошло определенное успокоение, умиротворение Европы. В 70-е годы XIX в. в целом завершился бурный период ее истории, который сопровождался подъемом национальных движений и вспышками национальных войн. Началась относительно мирная полоса развития. Войны не нарушали покой Европы в течение почти половины столетия — вплоть до Первой мировой войны. Редкие вооруженные конфликты имели место в это время только на Балканском полуострове.
Однако поначалу международные отношения были весьма неустойчивыми. Раны, оставленные в Европе минувшими войнами, продолжали болеть и кровоточить, взаимные обиды еще долго не давали покоя народам. Укрепить мир, вернуть доверие народов друг к другу могла бы спокойная и рассудительная политика крупнейших государств, направленная на поиски компромиссов и примирение со вчерашними противниками. Пример другим могли бы подать страны, вышедшие победителями из национальных войн. Особенно Германия, самая могущественная и влиятельная держава континентальной Европы. От нее в решающей мере зависели судьбы Европы и мира в последней трети XIX века.
На международной арене канцлер Бисмарк и после объединения Германии демонстрировал верность принципам «реальной политики». Он заботился прежде всего о выгодах и интересах своей страны, по-прежнему считая, что самой надежной гарантией их защиты является не право, а сила, т.е. военная мощь государства. Бисмарк исходил из убеждения, что наиболее опасным, непримиримым противником Германии была Франция, которая потерпела поражение в войне 1870—1871 гг. и, по его представлению, мечтала о реванше. Соответственно свою главную задачу в области внешней политики он видел в том, чтобы помешать ей в осуществлении этой мечты. Учитывая, что объединенная Германия по территории, численности населения, экономическому могуществу значительно превосходила Францию, Бисмарк предполагал, что французы никогда в одиночку, без поддержки других государств, не отважатся на войну. Поэтому он стремился изолировать Францию на международной арене, исключить возможность того, чтобы у нее по-
явились союзники, особенно в Восточной Европе. Больше всего он хотел избежать войны на два фронта, т.е. одновременно на западной и восточной границах Германии. «Кошмар коалиций», иначе говоря, страх перед враждебными союзами, охватывающими Германию со всех сторон, стал одной из навязчивых идей Бисмарка. Такая политика отнюдь не способствовала примирению между Францией и Германией.
С целью изоляции Франции Бисмарк постарался установить дружеские отношения с Австро-Венгрией и Россией, единственными государствами, с которыми Германия имела общую границу на востоке. Труднее всего, по понятным причинам, это было сделать с Австро-Венгрией. Однако он с блеском преодолел все трудности. Бисмарку помогло то, что еще в 1866 г. он проявил предусмотрительность и пощадил самолюбие австрийцев — отказался от оскорбительных для них действий, в том числе и от оккупации Вены прусскими войсками. Что касается России, с которой он и раньше поддерживал дружественные отношения, то она охотно пошла на сближение с объединенной Германией, которую рассматривала как своего основного партнера на Западе.
24 апреля (6 мая) 1873 г. Россия и Германия заключили союзный договор, в соответствии с которым каждая из сторон обязалась предоставить в помощь друг другу 200-тыс. армию в случае нападения на одну из них какого-либо европейского государства. Спустя месяц, 25 мая (6 июня), стараниями Бисмарка Россия и Австро-Венгрия заключили консультативный пакт, к которому в октябре того же года присоединилась Германия. Так сложилась группировка трех государств, связанных между собой обязательствами о взаимных консультациях по международным вопросам и о взаимопомощи в случае войны. Она получила название Союз трех императоров1.
Каждое из государств-участников этого союза преследовало собственные цели. Россия и Австро-Венгрия нуждались в сильном союзнике и одновременно стремились получить хотя бы какие-то рычаги влияния на Германию, могущество которой их беспокоило. Предусмотрительность России оказалась совсем не лишней во время так наз. «военной тревоги» 1875 г., связанной с резкими высказываниями Бисмарка в адрес Франции. Когда Европа замерла в ожидании новой франко-германской войны, Россия смогла убедить германское правительство выступить с заявлением об отсутствии у него агрессивных намерений, что разрядило международную напряженность. Кроме того, союз-
1 Союз трех императоров неоднократно (в 1881 и 1884 гг.) возобновлялся и существовал до 1887 года.
6* 167
ные отношения с Германией позволяли России и Австро-Венгрии сосредоточить внимание на решении других задач внутренней и внешней политики, таких как проведение реформ, усиление своего влияния на Балканах и (в случае России) экспансия в Центральной Азии. Германия же благодаря Союзу трех императоров предотвратила сближение обоих держав с Францией и тем самым обеспечила себе на некоторое время весьма комфортное положение в Европе.
Однако Союз трех императоров оказался далеко не самым удачным творением Бисмарка. Миной замедленного действия, подложенной под этот союз, оказались противоречия между Россией и Австро-Венгрией из-за Балкан, значительная часть которых по-прежнему находилась под османским господством.
Добившись в 1871 г. отмены «нейтрализации» Черного моря, Россия стремилась восстановить свое влияние и на Балканах. Тем самым она хотела, во-первых, облегчить участь христианских подданных турецкого султана, в большинстве славян — болгар, сербов и др., а во-вторых, установить контроль над Черноморскими проливами, имевшими для России важное военное и экономическое значение. Австро-Венгрия преследовала прямо противоположные цели. Она боялась перемен на Балканах, в особенности же отделения от Османской империи балканских народов и образования ими независимых государств. Правительство Австро-Венгрии опасалось, что это побудило бы и славянские народы дуалистической монархии еще более решительно добиваться удовлетворения своих национальных требований, что привело бы к окончательному развалу древней монархии Габсбургов.
Резкому обострению русско-австрийских противоречий способствовал небывалый в истории подъем освободительного движения народов Балканского полуострова против османского господства в середине 70-х годов XIX века. Его подготовили глубокие перемены, происшедшие в их положении с начала столетия. Еще на рубеже XVIII—XIX вв. некоторые из них добились самостоятельности под верховной властью турецкого султана. Это явилось результатом как сопротивления самих этих народов иностранному господству, не раз принимавшего форму народных восстаний, так и победы России и других европейских государств в войнах с Османской империей. Причем, в рядах русских войск на Балканах обычно сражались против турок отряды народного ополчения, сформированные из местных жителей. В течение всего этого времени Россия и другие европейские державы настойчиво добивались от османского правительства проведения реформ в интересах христиан. Так в составе Османской империи возникли автономные княжества Сербия и Черногория. Валахия и Молдавия всегда поль-
зовались под властью Османской империи некоторой долей самостоятельности.
По мере успехов освободительной борьбы возрастала и степень самостоятельности этих княжеств. С их территории были постепенно выведены турецкие войска, а крепости и другие военные объекты перешли под контроль национальных вооруженных формирований. Первой добилась этого еще в конце XVIII в. Черногория. После Крымской войны турецкие войска покинули и территорию Валахии и Молдавии, образовавших в 60-е годы XIX в. единое государство Румынию. К середине 70-х годов XIX в. турецких гарнизонов уже практически не осталось и в Сербии. Повсеместно возникли национальные правительства, законы и армии. Власть турецкого султана над этими княжествами стала номинальной. Однако Османская империя противилась предоставлению им полной независимости.
Успеху освободительной борьбы балканских народов способствовало то, что на протяжении XIX в. их экономика переживала подъем. Развивались сельское хозяйство, ремесло, торговля, правда, во многом еще в старых, средневековых формах. Балканские владения Османской империи были к началу последней трети XIX в. едва ли не единственным уголком Европы, которого еще не коснулась промышленная революция, а значит, там не было ни современных заводов, ни железных дорог, ни соответствующих им форм предпринимательства и общественной жизни. Отсталые по западноевропейским меркам, они, однако, превосходили по уровню своего экономического развития другие провинции Османской империи.
2. Восточный кризис и русско-турецкая война 1877-1878 гг.
В 1875 г. против турецкого господства восстало население Боснии и Герцеговины, одной из провинций Османской империи, населенной католиками, православными и мусульманами. В следующем 1876 г. восстали болгары. Поддержку повстанцам оказали Сербия и Черногория, которые объявили войну Османской империи. Но османские войска подавили восстания в Боснии и Болгарии, причем с жестокостью, которая возмутила общественное мнение и правительства европейских государств. Армии Сербии и Черногории также потерпели поражение.
Возникла угроза самостоятельности обоих княжеств. Это и послужило основанием для вмешательства в конфликт на Балканах европейских держав. 19 (31) октября 1876 Г. Россия потребовала от Османской империи заключить перемирие с Сербией. Турки приняли это требование, но отвергли проект мирного урегулирования восточного кризиса, выработанный кон-
ференцией послов в Стамбуле. Великобританию и Австро-Венгрию беспокоила главным образом судьба Османской империи. Они хотели предотвратить ее распад, который мог привести к утрате ими влияния на Балканах. Россия в первую очередь заботилась об участи балканских народов. Русское общественное мнение горячо сочувствовало их освободительной борьбе, исходя из представлений о тесной исторической и культурной общности с народами России. Возникло движение в поддержку борющихся народов Балканского полуострова. В частности, был организован сбор пожертвований в пользу, как тогда говорили, «братьев-славян», «православных братьев», ставших жертвами преследований. Сотни добровольцев отправлялись в Сербию, чтобы принять участие в освободительной войне. В истории России XIX в. движение солидарности с балканскими народами было ярким свидетельством зарождения духа гражданственности.
Правительство России не забывало и о собственных интересах. Оно решило воспользоваться подъемом освободительного движения на Балканах, чтобы восстановить там свое влияние. С этой целью им была оказана материальная и военная помощь балканским народам. Поскольку сербская армия остро нуждалась в обученных кадрах, под видом добровольцев в Сербию направлялись офицеры русской армии, формально находившиеся в отпуске или вышедшие в отставку.
Русское правительство учло уроки Крымской войны и заручилось поддержкой своих действий основными державами. Большинство из них удалось убедить в том, что Россия преследует на Балканах справедливые цели, не идущие вразрез с интересами других стран. С Австро-Венгрией была достигнута договоренность о том, что в случае русско-турецкой войны австрийские войска оккупируют Боснию и Герцеговину, балканские провинции Османской империи, а Россия воздержится от создания на Балканах «большого славянского государства». Великобритания, дольше всех возражавшая против вмешательства России на Балканах, удовлетворилась, в конечном счете, обещанием России не стремиться к захватам в Малой Азии и поддержать британские притязания на остров Кипр, которым владели турки. С Румынией Россия подписала союзный договор, опираясь на который это княжество объявило о полной независимости от Османской империи.
После того как султан отверг новый проект реформ для балканских славян, 12 (24) апреля 1877 г. Россия объявила войну Турции. На стороне России, кроме Румынии, выступили Сербия и Черногория. Война была тяжелой. Хотя турецкая армия была далеко не самой передовой в Европе, победа над ней досталась дорогой ценой. Противник ожесточенно сопро-
тивлялся. Турецкая крепость Плевна сдалась лишь после многомесячной осады. Тяжелые потери несли русские войска и болгарские ополченцы, обороняя Шипкинский перевал в Балканских горах в условиях суровой зимы.
Масштабы победы превзошли все ожидания. На Балканском театре военных действий русские войска подступили к Стамбулу, в Закавказье — отбили у турок города Ардаган, Каре и Батум. 19 февраля (3 марта) 1878 г. в местечке Сан-Стефано близ турецкой столицы был подписан прелиминарный мир. Он закреплял независимость Румынии, Сербии и Черногории, а также предоставлял Боснии и Герцеговине автономию в рамках Османской империи. Но главное он предусматривал создание большого Болгарского княжества, в состав которого должна была войти территория между Дунаем, Охридским озером, Эгейским и Черным морями. По этому договору, русские войска могли находиться в Болгарии в течение 2 лет. Ее граница с Османской империей проходила на небольшом удалении от Стамбула, а также Черноморских проливов Босфор и Дарданеллы.
Ознакомившись с условиями Сан-Стефанского договора, правительства европейских государств пришли в смятение. Столь значительной перекройки границ, а в особенности усиления позиций России на Балканах не хотела ни одна из заинтересованных держав. Особенно возражали против этого Великобритания и Австро-Венгрия, которые настояли на пересмотре условий Сан-Стефанского договора. Россия согласилась с этим требованием, поскольку опасалась оказаться в международной изоляции, как в годы Крымской войны.
В июне—июле 1878 г. в Берлине состоялся международный конгресс с участием всех основных европейских держав, включая Османскую империю. Согласно его решениям, Румыния, Сербия и Черногория получили признание в качестве независимых государств. Они даже расширили свою территорию за счет бывших османских владений на Балканах. Двойственный статус получила Босния и Герцеговина: формально она оставалась османским владением, но была оккупирована австрийскими войсками и перешла под управление Австро-Венгрии. Россия закрепила за собой Южную Бессарабию и ряд завоеванных территорий в Закавказье.
Однако Берлинский конгресс отменил одно из основных положений Сан-Стефанского договора — об образовании «большого» Болгарского государства. Его территория была разделена приблизительно на три равные части. Западная часть (Македония и др. земли) полностью возвращалась под власть турецкого султана. Из южной части (между Балканскими горами и Фракией) была образована область Восточная Румелия,
которая в составе Османской империи получила лишь ограниченную административную автономию. Ею управляли чиновники, назначенные османским правительством. И лишь в северной части (между Дунаем и Балканскими горами) создавалось самостоятельное Болгарское княжество. В составе Османской империи оно пользовалось широкой политической автономией, т.е. правом выбирать собственное правительство, принимать законы, создавать армию, устанавливать отношения с иностранными государствами и т.д.
Пересмотр условий Сан-Стефанского договора ущемлял интересы России и задевал патриотические чувства болгар, мечтавших о воссоздании сильного национального государства. Поэтому решения Берлинского конгресса и в России, и в Болгарии были встречены с возмущением. Однако они отнюдь не умаляли исторического значения русско-турецкой войны 1877—1878 гг., которая внесла огромный вклад в освобождение народов Балканского полуострова от османского господства, что и нашло отражение в итоговом документе.
Главный просчет Берлинского конгресса заключался в другом. Он предпринял попытку установить приемлемый для большинства европейских держав баланс сил и интересов на Балканах. Но его участники не посчитались с пожеланиями самих балканских народов, многие из которых вопреки своей воле оставались под властью Османской империи, в т.ч. население Македонии, Фракии, Албании, Восточной Румелии. Это обусловило неизбежность нового подъема освободительной борьбы на Балканах в будущем, а, следовательно, и международных осложнений. Таким образом, Берлинский конгресс не привел к установлению прочного мира и спокойствия на Балканах. Как всякий временный компромисс он лишь посеял зерна новых конфликтов.
Русско-турецкая война и Берлинский конгресс привели к резкому обострению противоречий между Австро-Венгрией и Россией. Это встревожило Бисмарка, опасавшегося за судьбу Союза трех императоров. На Берлинском конгрессе он демонстративно взял на себя роль посредника, или, по его словам, «честного маклера», в споре между обеими державами. Во многом благодаря его усилиям Союз трех императоров был возобновлен. В 1881 г. Германия, Россия и Австро-Венгрия подписали договор о взаимных гарантиях, согласно которому обязались соблюдать доброжелательный нейтралитет в случае войны одной из них с «четвертой великой державой». По истечении трех лет, в 1884 г., этот договор был продлен сроком еще на три года.
Однако со стороны Германии и Австро-Венгрии подписание договора о гарантиях с Россией было не более чем улов-
кой, призванной удержать ее в сфере своего влияния, помешать ее сближению с Францией. Оба государства понимали, что Берлинский конгресс не разрешил русско-австрийских противоречий из-за Балкан. Не успели высохнуть чернила на его итоговом документе, как между обеими державами развернулось соперничество за влияние на молодые независимые государства Балканского полуострова.
Первое время преимущественным влиянием на них пользовалась Россия. Ее крупным успехом было то, что в 1879 г. она добилась избрания князем Болгарии своего ставленника Александра Баттенбергского, племянника императора Александра II. Однако постепенно балканские государства попали под австрийское влияние. Отчасти это объяснялось экономическими причинами. Именно через территорию Австро-Венгрии проходили основные транспортные пути, в т.ч. речные и железнодорожные, связывавшие их с другими европейскими государствами. Кроме того, Австро-Венгрия была богаче капиталами, чем Россия, а, стало быть, представляла для них больший интерес как экономический партнер. Наконец, сыграли роль и ошибки русского правительства, дипломатии которого на Балканах не всегда хватало деликатности и тонкости.
В 1881 г. Сербия заключила с Австро-Венгрией тайный договор, по которому не только отказалась от своих притязаний на Боснию и Герцеговину, а также на Нови-Пазарский санджак, но и обязалась не вести переговоры и не заключать соглашений с другими государствами. При поддержке Австро-Венгрии в 1882 г. князь Милан Обренович провозгласил себя королем, в 1885 г. развязал против Болгарии агрессивную войну. В 1883 г. Румыния присоединилась к союзу Германии, Австро-Венгрии и Италии.
Тройственный союз
В этих условиях ни Австро-Венгрия, ни Германия не питали иллюзий относительно будущего русско-австрийских отношений. Бисмарк понимал, что рано или поздно они могут окончательно испортиться, и тогда Германия встанет перед выбором, с кем быть вместе — с Россией или Австро-Венгрией. Его симпатии были скорее на стороне России, к которой он не только питал дружеские чувства, но и испытывал благодарность за ее поддержку в борьбе за объединение Германии. Но, по его мнению, более надежным и предсказуемым партнером Германии являлась Австро-Венгрия.
Остановив свой выбор на Австро-Венгрии, Бисмарк добился заключения с ней 7 октября 1879 г. тайного союзного дого-
вора. По этому договору оба государства обязались оказывать друг другу помощь в случае нападения на одно из них России.
С этого времени Бисмарк начал выстраивать в Европе новую систему союзов с другими государствами, которая должна была прийти на смену обветшавшему Союзу трех императоров. Воспользовавшись обострением франко-итальянских противоречий из-за колониального раздела Северной Африки, он принял меры к сближению с Италией. В итоге, 20 мая 1882 г. в Вене был подписан договор о Тройственном союзе Германии, Австро-Венгрии и Италии. В соответствии с ним, Германия и Австро-Венгрия обещали прийти на помощь Италии, если она подвергнется нападению со стороны Франции. Со своей стороны, Италия взяла на себя аналогичное обязательство в отношении Германии.
Этот поворот в области внешней политики Германии происходил плавно. Бисмарк не желал разрыва с Россией, которую он, естественно, не ставил в известность о характере австро-германского и Тройственного союзов. Он боялся толкнуть ее в объятия Франции, которую по-прежнему считал заклятым врагом Германии. Именно поэтому Бисмарк старался поддерживать с Россией тесные отношения.
Зерна новых конфликтов,, посеянные Берлинским конгрессом, дали всходы очень скоро. В 1885 г. в Восточной Румелии вспыхнуло восстание под лозунгом воссоединения с Болгарским княжеством. Правительство князя Александра Баттен-бергского поддержало повстанцев и направило им на помощь болгарскую армию. Воссоединение Северной и Южной Болгарии явилось крупной победой в борьбе болгарского народа за национальное освобождение. Но оно произошло в такой форме, которая противоречила положениям Берлинского трактата. Поэтому в конфликт на Балканах снова вмешались европейские державы. Большинство из них первоначально выступало за сохранение прежних границ. Россия даже отозвала русских офицеров, служивших в болгарской армии. Австро-Венгрия спровоцировала войну Сербии против Болгарии. Однако успешные действия болгарских войск побудили державы признать ее воссоединение как свершившийся факт. Восточная Румелия была официально признана ими составной частью Болгарского княжества.
В этой обстановке в Болгарии произошел государственный переворот. Князь Александр Баттенбергский был свергнут. Вместо него в 1887 г. болгарским князем был избран принц Фердинанд Саксен-Кобургский, ставленник Австро-Венгрии и Германии. Россия нервно отреагировала на эти события, разорвав с Болгарией дипломатические отношения (они были восстановлены лишь в 1896 г.). Это привело к тому, что вслед за
Сербией и Румынией под австро-германское влияние попала и Болгария. После воссоединения в 1885 г. Болгария оставалась по-прежнему под верховной властью турецкого султана. Лишь в 1908 г. она стала полностью независимым государством.
Столь печальная для России развязка Болгарского кризиса способствовала резкому ухудшению ее отношений с Австро-Венгрией и Германией. Когда пришло время, Россия отказалась продлить с ними договор о взаимных гарантиях 1881 года. Вместо него 6 (18) июня 1887 г. в Берлине был подписан тайный русско-германский договор, получивший неофициальное название «перестраховочного». Этот договор предоставлял Германии дополнительные, в чем-то даже избыточные гарантии безопасности по сравнению с теми, которые она уже имела по Тройственному союзу. Оба государства взяли на себя обязательство соблюдать благожелательный нейтралитет в случае войны одной из них с «третьей великой державой», за исключением Австро-Венгрии и Франции.
По мере того как ослабевали узы, связывавшие Германию с Россией, Бисмарк проявлял все более пристальный интерес к укреплению отношений с Великобританией. Между обоими государствами в то время отсутствовали сколько-нибудь серьезные противоречия, поскольку в центре внимания Великобритании были колониальные интересы, а Германию больше всего беспокоили европейские проблемы. Но Великобритания, проводя политику «блестящей изоляции», и не помышляла о союзе с Германией. Тем не менее, Бисмарк нашел способ подключить ее к системе созданных им в Европе военных союзов. Благодаря его усилиям 12 декабря 1887 г. Австро-Венгрия, Великобритания и Италия заключили в Лондоне договор о поддержании мира и статус-кво (существующего порядка) в бассейне Средиземного моря, Черноморских проливов и на Балканах.
Русско-французский союз
Бисмарк по мере возможности пытался сохранить тесные отношения с Россией и помешать ее сближению с Францией. Однако в конце 80-х годов обострились русско-германские экономические противоречия. Причиной тому был самый продолжительный и глубокий в XIX в. экономический кризис, связанный с падением сначала сельскохозяйственных, а затем и промышленных цен. Он начался в 70-е годы и продолжался до середины 90-х годов. Современники называли его «великой депрессией» (в будущем это название перейдет к еще более катастрофическому по своим последствиям кризису начала 30-х годов XX в.). Этот кризис заставил большинство стран Европы
отказаться от политики свободной торговли, которую они проводили в 60—70-е годы, в несколько раз по сравнению с предшествующим периодом снизив таможенные пошлины. Считая, что падение цен связано с дешевым импортом, большинство стран Европы встали на путь таможенного протекционизма, т.е. введения высоких таможенных пошлин на импортные товары. Естественно, что такая политика особенно болезненно ударила по главным торговым партнерам, которыми в последней трети XIX в. являлись друг для друга Германия и Россия.
В условиях экономического кризиса правительство Германии пыталось оказать давление на Россию, чтобы добиться снижения ею пошлин на немецкие товары. В 1887 г. немецкие банки по прямому указанию Бисмарка отказали в кредите русскому правительству, систематически прибегавшему к иностранным займам для финансирования государственных расходов. Это заставило Россию обратиться за помощью к Франции. В 1888 г. крупнейшие парижские банки впервые предоставили ей кредит под гарантии французского правительства. За этой сделкой последовали новые, и к 1914 г. государственный долг России французским вкладчикам достиг 10 млрд фр. Одновременно выросли и прямые инвестиции Франции в экономику России — с 200 млн фр. в 1888 г. до 2,2 млрд фр. в 1914 году.
Так начался исторический поворот в отношениях между обоими государствами. Их разделяли глубокие политические и идеологические разногласия. Россия была самодержавной монархией, Франция — демократической республикой. В России за республиканскую пропаганду, включая пение «Марсельезы», бросали в тюрьму, во Франции «Марсельеза» с начала 80-х годов XIX в. стала государственным гимном. Что в решающей мере способствовало их сближению, так это ощущение угрозы, исходившей от держав, объединившихся в Тройственный союз.
Отказ Германии в 1890 г. от продления «перестраховочного» договора, а также слухи о присоединении Великобритании к Тройственному союзу ускорили процесс русско-французского сближения. В 1891 г. в Париже Россия и Франция заключили соглашение о взаимных консультациях в случае «угрозы всеобщему миру». А спустя всего лишь год, 5(17) августа 1892 г. представители русского и французского генеральных штабов армии подписали военную конвенцию, в соответствии с которой обязались оказывать друг другу военную помощь в случае нападения на одну из них Германии. Причем, была даже определена численность войск, которые должны были выставить Россия и Франция — соответственно 1,3 млн и от 700 до 800 тыс. Военная конвенция вступила в силу в результате обмена официальными письмами между министром иностранных
дел России и французским послом в Санкт-Петербурге 15(27) декабря 1893 г. - 23 декабря 1893 г. (4 января 1894 г.).
Создание русско-французского союза окончательно привело к выходу России из международной изоляции, в которой она хронически пребывала после развала Венской системы, со времени Крымской войны. Надежды, которые она возлагала на Союз трех императоров, не оправдались, как ярко продемонстрировали Берлинский конгресс и в особенности образование враждебного ей Тройственного союза.
Трудная задача преодоления международной изоляции России выпала на долю министра иностранных дел Н.К. Гирса. Он обладал огромным опытом практической работы, накопленным за долгие годы дипломатической службы. Кроме того, он был гибким и тактичным человеком, сумевшим завоевать полное доверие как Александра II, так и Александра III, которые считали именно себя самыми компетентными во всех вопросах внешней политики. Современники утверждали, что Гире как никто другой подходил для должности министра иностранных дел при этих монархах. Министр исходил из убеждения, что главными партнерами России на международной арене являются Германия и Австро-Венгрия. В особенности он дорожил добрыми отношениями с Германией. Обострение противоречий с Германией и Австро-Венгрией заставило его обратить внимание на Францию. Но даже во время переговоров с французами Гире не оставлял надежды на улучшение отношений с Германией. Достигнутое в конечном счете соглашение с Францией он расценивал не иначе как «брак по расчету», отвечавший не столько симпатиям правительства, сколько интересам государства.
Сменивший Гирса на посту министра иностранных дел России В.Н. Ламздорф рачительно отнесся к политическому наследию своего предшественника. Он был убежденным сторонником русско-французского союза, но рассматривал этот союз отнюдь не как меру, направленную на подготовку войны с Германией, а как залог, гарантию сохранения с ней добрых, партнерских отношений. Поэтому Ламздорф в 90-е годы противился попыткам французского правительства придать более обязательный, официальный характер сотрудничеству генеральных штабов армий обоих государств. Он призывал их «довольствоваться теми прекрасными, не компрометирующими нас документально отношениями, которые ныне существуют между Францией и Россией».
Создание русско-французского союза способствовало стабилизации международного положения. Равновесие в силах основных держав, сложившееся ранее в результате национальных войн, приобрело устойчивый характер. Наличие двух про-
тивостоящих друг другу военных союзов, объединявших крупнейшие и самые могущественные государства Европы, делало любую попытку нарушить существующий баланс сил исключительно рискованной. Не случайно крупнейшие государства впредь в течение 20 лет воздерживались не только от использования военной силы в Европе, но даже от угрозы ее применения.
Фактически к концу XIX в. сложилась новая, довольно устойчивая система международных отношений, характеризовавшаяся такими признаками, как баланс сил основных держав, наличие общепризнанных и закрепленных международными договорами границ между европейскими государствами, существование двух противостоящих друг другу военно-политических группировок. Последнее обстоятельно являлось новшеством, отличавшим новую систему международных отношений как от Вестфальской, так и от Венской систем. Важной утратой по сравнению с предшествующим временем было то, что, несмотря на отдельные попытки (вроде созыва Берлинского конгресса и ряда международных конференций, о которых речь пойдет ниже), «европейский концерт» так и не был восстановлен. Вероятно, потому что у новой системы не оказалось ни определенного места, ни времени рождения, она в отличие от Вестфальской и Венской систем осталась и без общепризнанного названия.
В конце XIX — начале XX в. мир, по крайней мере, в Европе, казался как никогда прочным и незыблемым. Государства находили возможность решать путем компромиссов даже застарелые и болезненные противоречия. В частности, сбалансированную политику на Балканах проводил Ламздорф. Он не отказывался от традиционной для России роли покровителя и защитника турецких христиан. Вместе с тем в интересах мира он поддерживал власть султана и выступал за территориальную целостность Османской империи. Благодаря его усилиям в апреле—мае 1897 г. Россия и Австро-Венгрия подписали соглашение по балканским делам, которое осуждало «всякое завоевательное намерение на Балканском полуострове», от кого бы оно ни исходило.
Но международный порядок, сложившийся к концу XIX в., не был лишен серьезных изъянов. Как всякий устойчивый порядок, он был основан на балансе сил основных держав и авторитете договоров между государствами. Но грубая военная сила по-прежнему играла существенно большую роль, чем право. По примеру бисмарковской Германии, именно в военной силе европейские державы усматривали главную гарантию обеспечения безопасности и защиты своих интересов. То, что в Европе в конце XIX в. воцарился мир, объяснялось не столько
их искренним стремлением к миру, сколько величайшей осторожностью, подогреваемой убеждением в агрессивных намерениях соседей. Поэтому на протяжении последней трети XIX в. основные державы создавали военные союзы и наращивали вооружения. Примечательно, что и Тройственный союз, и русско-французский союз носили оборонительный характер, т.е. они предусматривали совместные действия их участников лишь для отражения агрессии.
Мир в Европе, хотя и казался прочным, на самом деле был весьма хрупким. Во всяком случае, порог военной опасности был низким и имел тенденцию к постоянному снижению. Об этом свидетельствовали перемены в военной стратегии Германии в конце XIX века. Бисмарк учитывал уязвимость географического положения единой Германии, на западе и востоке граничившей с крупнейшими и сильнейшими государствами Европы: Францией и Россией. Считая пагубной для Германии войну на два фронта и стремясь ее избежать, он выступал за сохранение добрососедских отношений хотя бы с одной из них, Россией. После ухода Бисмарка в отставку в 1890 г. канцлером был назначен генерал Лео фон Каприви. Он был убежден, что столкновение Германии с Россией неизбежно, и призывал готовиться к войне на два фронта.
Создание русско-французского союза не надолго охладило пыл германских политиков и военных. Генеральный штаб армии подготовил план «молниеносного» разгрома Франции и России, якобы гарантировавший победу Германии даже в случае войны на два фронта. По имени начальника генерального штаба он получил название «план Шлиффена». А в 1898 г. германский рейхстаг принял программу строительства военно-морского флота, осуществление которой должно было превратить Германию в крупнейшую морскую державу мира. Разумеется, эти действия Германии отнюдь не способствовали ни ее примирению с Францией, ни укреплению доверия к ней со стороны России и Великобритании.
Столь хрупкий мир долго спасало лишь то, что в конце XIX в. основные конфликты и кризисы случались далеко за пределами Европы и были связаны с колониальным разделом мира.
Вопросы:
\. Как изменилось соотношение в силах основных государств Европы по завершении эпохи национальных войн?
2. Какие цели преследовала Германия в области внешней политики сразу после франко-прусской войны?
3. Каковы причины Восточного кризиса и русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?
4. Почему был образован Тройственный союз?
5. Какие задачи стояли перед русско-французским союзом?
Литература:
Основная:
История внешней политики России. Вторая половина XIX века. М., 1997. Гл. 5 и 7.
История дипломатии. М., 1963. Т. 2. Гл. 3—5, 8.
Дополнительная:
Ключников Ю.В., Сабанин А. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Часть I. От Французской революции до империалистической войны. М., 1925 (Документы № 215, 218, 221, 230, 244, 255, 257, 258).
Ерусалимский А.С. Бисмарк: дипломатия и милитаризм. М., 1968. С. 172—184 («От австро-германского союза к Тройственному союзу»).
Киняпина Н.С. Балканы и проливы во внешней политике России в конце XIX века (1878—1898). М., 1994.
Восточный вопрос во внешней политике России. (Конец XVIII — начало XX века). М., 1978.
Сказкин С.Д. Конец австро-русско-германского союза. Исследования по истории русско-германских и русско-австрийских отношений в связи с восточным вопросом в 80-е годы XIX столетия. М., 1974.
Манфред А.З. Образование русско-французского союза. М., 1975. Гл. 7 и 8.
Чубинский В. Бисмарк. СПб., 1997. Гл. VIII, IX.
Глава VIII
Борьба держав за колониальный раздел мира (конец XIX — начало XX в.)