Требования к написанию эссе
Творческие задания
- Заполнить таблицу «Социальный строй Древнерусского государства»
Социальная группа | Особенности социального статуса | |
правового | экономического | |
Социальные группы Киевской Руси следует разделить на привилегированные и непривилегированные. Последние состоят из сельского (свободного и несвободного) и посадского населения. Юридические и экономические права и обязанности были отражены в «Русской правде».
- Провести сравнительный анализ особенностей государственного строя русских земель в XII-XIII вв. Указать факторы, повлиявшие на формирование различных моделей развития государства и общества (на примере 3-х княжеств: Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского, Новгородского).
В русских землях в период раздробленности сформировались 3 варианта политического устройства государства: раннефеодальная монархия с сильной княжеской властью, раннефеодальная монархия с ограниченной княжеской властью и феодальная республика. На примере 3-х княжеств следует показать особенности экономического, политического и социального развития княжеств, оказавшие влияние на формирование того или иного типа государственного устройства.
- Эссе: «Исторический портрет Ивана Калиты, Дмитрия Донского, митрополита Алексия, Ивана III» (на выбор)
Эссе – это рассуждение студента на предложенную тему (подробнее в конце документа). Следует учесть, что в данном задании в первую очередь дается характеристика личности правителя или главы Церкви, а затем подводятся краткие итоги его деятельности.
- Составить схему с пояснениями: «Система управления Русским государством в XVI – нач. XVII вв.»
В пояснениях дать краткие характеристики государственных учреждений.
- Исторический диспут «Социально-политическая сущность и последствия церковного раскола»
Указать политические причины раскола (почему исправление богослужебных книг и обрядов решено было провести по новогреческим образцам), политические и социальные последствия (почему раскол принял такие огромные масштабы, связать проведение реформы с социальными изменениями, происходившими в эпоху «перемен», когда осуществлялся переход от средневековья к новому времени). Содержание реформы и ход ее проведения писать не надо.
- Раскрыть сущность дискуссий о генезисе абсолютизма в России.
Раскрыть понятие «абсолютизм». Перечислить признаки абсолютизма. В исторической науке существуют разные точки зрения на время зарождения абсолютизма в России. В данной работе следует показать, какие из признаков абсолютизма проявились во второй половине XVI в., и какие – во второй половине XVII в.
- Формирование капиталистических отношений в Западной Европе и в России: общее и особенное. Выявить причины тормозившие развитие российской промышленности.
Провести анализ по следующим признакам: первоначальное накопление капитала; источники финансирования развития промышленности; с каких отраслей начинается развитие промышленности; рынок рабочей силы.
- Заполнить таблицу: «Политические партии России конца XIX – начала ХХ вв.)
Название партии | Политическая программа | Формы и тактика политической борьбы | Лидеры |
Рассмотреть следующие политические партии: РСДРП (фракции меньшевиков и большевиков), эсеры, кадеты, октябристы, одну из черносотенных организаций.
- Заполнить таблицу «Гражданская война 1918-1991 гг.»
Цели движения | Взгляды на государственное устройство | Крестьянский вопрос | Национальный вопрос | Социальная база | |
Красное движение | |||||
Белое движение |
- Проанализировать истоки и сущность сталинизма в СССР, указать общее и особенное в сравнении с европейскими тоталитарными режимами.
- Раскрыть сущность «холодной войны», выделить и обосновать ее основные этапы, указать «горячие точки» и причины конфликтов.
- Выявить причины нарастания структурного кризиса в СССР в 19170-1980-х гг. (политические, экономические, социальные).
- Определить место и роль России в современных международных отношениях.
Требования к написанию эссе
Эссе (essay, англ. очерк, попытка, проба) представляет собой сжатое изложение какого-либо вопроса, отражающее индивидуальную позицию автора.
Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления, аргументирования, краткого и последовательного изложения собственных мыслей. Это выражение личного мнения студента, его отклик на какое-либо событие или явление.
Тема эссе не должна инициировать изложение лишь определений понятий, она должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление. Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.
Структура эссе:
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Список использованных источников и литературы
Введение– представляет собой суть и обоснование выбора данной темы. В зависимости от темы во введении раскрывается актуальность работы или кратко перечисляются ее основные моменты, формулируется цель написания работы. Объем введения для эссе составляет 3-5 предложений.
Основная часть– в ней непосредственно раскрывается заданная тема. Объем определяется требованиями преподавателя в рамках примерно 1-2 страниц.
При написании текста эссе следует выражать свои мысли кратко, лаконично, логично. Одно предложение должно содержать не более одного нового блока информации. Желательно, чтобы в одном абзаце обсуждалась или рассматривалась одна тема. Хорошо проверенный (и для большинства – совершено необходимый) способ построения любого эссе – использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков – не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.
Следует избегать длинных предложений, неизвестных слов и понятий. Необходимо обращать внимание на соединительные слова, которые помогают облегчить понимание информации, придают вашей работе слитность и законченность (примерами таких слов могут служить: в дополнение, кроме того, также, помимо этого, более того, другими словами, примером этого, однако, напротив, тем не менее и др.).
Цитирование в эссе не запрещается. Объем цитаты не должен превышать двух предложений. Ссылка на первоисточник обязательна
Заключение- обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Объем заключения составляет 3-4 предложения и может содержать слова: в заключение, таким образом, следовательно, значит, по этой причине, в результате, как показано выше и др.
Хорошо написанные эссе должны читаться легко и свободно, мысли автора выражены четко и понятно. Следует избегать вычурных, витиеватых выражений и предложений. Цель эссе – передать понимание студентом концепции предмета, а не демонстрация умения конспектирования первоисточника.
Критерии оценки эссе:
1. Соответствие содержания теме.
2. Обоснованность, четкость и лаконичность изложения материала.
3. Самостоятельность выполненной работы (наличие индивидуальной позиции автора).
Правильное оформление.