Методические рекомендации по написанию, требования к оформлению. Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.

Структура эссе.

Титульный лист заполняется по единой форме. На титульном листе студент указывает название вуза, кафедры, полное наименование темы эссе, свою фамилию и инициалы, а также ученую степень, звание, фамилию и инициалы преподавателя.

Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.

Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.

Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.

Объем эссе — от 5 до 10 машинописных страниц.

Особое внимание следует уделить оформлению научно-справочного аппарата и прежде всего подстрочных сносок (внизу страницы, под чертой). Сноска должна быть полной: с ука­занием фамилии и инициалов автора, названия книги (статьи), места и года ее издания, страницы, с которой взята цитата или со­ответствующее положение. Текст полностью написанной и оформленной работы подлежит тщательной проверке.

Ошибки и описки как в тексте, так и в цитатах и в научно-справочном аппарате отрицатель­но сказываются на оценке.

Критерии оценки:

· оценка «отлично» выставляется студенту, если он наберет от 8 до 10 баллов;

· оценка «хорошо» выставляется студенту, если он наберет от 7 до 5 баллов;

· оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он наберет от 4 до 2 баллов;

· оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он наберет менее 2 баллов.

Эссе оценивается, исходя из нижеприведенных критериев:

Тип задания Критерий оценки Описание критерия
Эссе (до 10 баллов) Оформление (начисляется от 0 до 1 балла: 0 - неудовлетворительно 0,2 – удовлетворительно 0,4 – посредственно 0,6 - хорошо 1 - отлично) Текст набран шрифтом Times New Roman, 14, через 1,5 интервала
Наличие титульного листа
Наличие содержания
Наличие введения с определением цели, задач, обзора литературы по проблеме
Наличие заключения
Наличие списка использованной литературы, оформленной в соответствии с требованиями ГОСТа Использование средств наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.)
Знание и понимание теоретического материала (начисляется от 0 до 1 балла: 0 - неудовлетворительно 0,2 – удовлетворительно 0,4 – посредственно 0,6 - хорошо 1 - отлично) Научно-категориальный аппарат: рассматриваемые понятия определены четко и полно
Научно-категориальный аппарат: используемые понятия строго соответствуют теме
Наличие примеров, соответствующих теме
Уровень самостоятельности при выполнении работы
Анализ и оценка информации (начисляется от 0 до 4 баллов: 0 - неудовлетворительно 1 – удовлетворительно 2 – посредственно 3 - хорошо 4 - отлично) Грамотно применяются категории анализа
Умело использованы приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений
Демонстрирует способность объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению
Полнота охвата научной литературы (должны быть использованы монографии, научные статьи, учебные и учебно-методические работы), отражение традиционных и инновационных исследовательских подходов к проблеме
Демонстрирует навык обоснованно интерпретировать текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм
Отражение авторского мнения по исследуемой проблеме
Построение суждений, доказательств (начисляется от 0 до 4 баллов: 0 - неудовлетворительно 1 – удовлетворительно 2 – посредственно 3 - хорошо 4 - отлично) Последовательность, ясность и четкость изложения материала
Владеет навыками логичного структурирования доказательств
Суждения сопровождаются грамотной аргументацией
Способность доказать истинность или ложность суждения
Общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру эссе
Демонстрирует способность использовать в доказательстве различные виды связей (прямую, косвенную и разделительную)

Составитель ________________________ Н. В. Мацинина

(подпись)

«____»__________________2016 г.

Наши рекомендации