Функции государства: понятие и виды

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.

Функции характеризуют государство в развитии, динамике, а не в статике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития.

К наиболее значимым признакам функций государства относятся:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

2) непосредственная связь между сущностной характеристикой государства и его социальным назначением, которая (связь) реализуется в деятельности государства;

3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4) определенные формы реализации функций государства (чаще всего правовые), связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов (Л.А. Морозова).

Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи - средства ее достижения, то функции - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции.

Правовое государство

Правовое государство призвано достичь приемлемого взаимо­понимания с властью государства и принципом самостоятельности подвластного. Эта трудная задача, если учесть сложность отноше­ний власти и права. Если, скажем, власть содержит в себе момент бесконтрольности и произвола, то право не признает их. Во власти всегда есть бесправие, а в праве — безвластие. Но это не значит, что право и власть несовместимы и исключают друг друга. На прак­тике они не только взаимодействуют, но и дополняют друг друга.

Достижение некоего равновесного состояния между этими дву­мя началами обеспечивается, в частности, конституционным судом, призванным признать незаконным любой акт государственных орга­нов, если он противоречит конституции или ущемляет права и сво­боды личности. Конституционный суд защищает не только част­ные права, но и публичные интересы, не только права индивида, но и конституцию. Правовое государство в отличие от деспотиче­ского или полицейского само себя ограничивает определенной со­вокупностью постоянных норм права и правил.

Главная проблема теории правого государства — глубокое иссле­дование различных аспектов идеи конституции — разделения и ог­раничения власти для обеспечения свободы в обществе. В теории разделения власти независимость различных ветвей власти основы­вается на том факте, что в любом государстве существуют фунда­ментальные функции, которые в силу коренных различий в самой их природе можно реализовать раздельно.

Государственную власть следует разделить на несколько ветвей, каждая из которых обладает собственными специфическими функ­циями. Глава государства, парламент, правительство, судебная власть имеют строго очерченные права и полномочия. Условием обеспече­ния политической свободы является установление оптимальных взаимоотношений между различными ветвями и органами власти. Ни одна из властей не должна быть неограниченной или преобладать над другими ветвями.

Наши рекомендации